Философия постмодерна.
История философии xx века.
Современная зарубежная философия
Термин «постмодернизм» (как и его вариации «постмодерн» и «постмодерность») представляет собой парадоксальную по смыслу конструкцию, поскольку буквально означает «то, что после современности». Вместе с тем он оказывается вполне осмысленным, если понимать его как «то, что после модерна», подразумевая под «модерном» парадигму классической эпохи новоевропейской истории, которая сама себя осмысляла… Читать ещё >
Философия постмодерна. История философии xx века. Современная зарубежная философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения материала главы студент должен:
знать
- • теоретические источники и исторические обстоятельства возникновения глобального состояния постмодерна;
- • основные концепции постмодернистской философии;
- • критерии постмодернистского стиля философствования;
уметь
- • проводить сравнительный анализ постмодернистских концепций, устанавливать общие и различные моменты в философии постмодернизма и других философских течениях XX—XXI вв.;
- • проводить критику постмодернистского стиля мышления;
владеть
- • основными навыками анализа философских текстов, принадлежащих к традиции постмодернизма;
- • навыками постмодернистской критики текстов;
- • навыками постмодернистской деконструкции метафизических доктрин.
Термин «постмодернизм» (как и его вариации «постмодерн» и «постмодерность») представляет собой парадоксальную по смыслу конструкцию, поскольку буквально означает «то, что после современности». Вместе с тем он оказывается вполне осмысленным, если понимать его как «то, что после модерна», подразумевая под «модерном» парадигму классической эпохи новоевропейской истории, которая сама себя осмысляла как современность. Таким образом, модерн — это ключевой для европейской истории момент, когда целая культурная эпоха устами своих наиболее авторитетных представителей заявила, что ее историческое время — это современность. Это означало, что весь исторический процесс разворачивался теперь на глазах у способных постичь его интеллектуалов, представая им как нечто всецело разумное или, по крайней мере, поддающееся осмыслению. Более того, эти интеллектуалы претендовали на контроль над всеми общественными, экономическими, политическими, психологическими, а отчасти и физическими процессами, составляющими эту самую современность. Так модерн стал не просто обозначением временного отрезка, а проектом, устремленным на преобразование мира и человека. Однако к началу XX в. многие ведущие западные мыслители почувствовали если не поражение, то, по крайней мере, исчерпанность модернистского проекта и ситуацию изживания модернистской идеологии стали называть постмодерном.
Поначалу постмодерн представлял собой художественный стиль, прежде всего литературный. Первыми писателями-постмодернистами принято считать ирландца Джеймса Джойса и француза Марселя Пруста. Для их стиля характерно смешение высокого и низменного стилей, активное психологическое вовлечение в творческий процесс читателя и стирание границ между художником и зрителем. Постмодерн как визуальный стиль появился несколько позднее и проявился прежде всего в архитектуре. Само слово «постмодерн» вошло в обиход благодаря книге американского архитектора Ч. Дженкса «Языки архитектуры постмодерна».
Однако в научной литературе это выражение появлялось уже раньше. В 1917 г. его употребил Р. Панвиц, который так обозначил состояние западного мира, столкнувшегося с необходимостью отказа от европоцентризма и распадом колониальной системы. Таким образом, под «постмодерном» понимают сразу несколько аспектов западной (а теперь уже и мировой) культуры, и употребление термина остается довольно расплывчатым.