Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философские проблемы формирования культуры речи личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что проблемы языка, сознания, понимания активно исследуются в современной философии в рамках различных ее течений, таких, например, как герменевтика, феноменология, аналитическая философия и др., целый ряд проблем остается еще недостаточно исследованным. Одной из таких проблем междисциплинарного характера является культура речи, которая играет важнейшую роль при поиске и выработке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально- философский анализ культуры речи
    • 1. Язык и речь как объекты социально-философского анализа в историко-философской ретроспективе
    • 2. Философско-методологические основы культуры речи
  • Глава 2. Формирование культуры речи в процессе образования
    • 1. Философская трактовка современного образования
    • 2. Личность преподавателя как субъекта формирования культуры речи
    • 3. Риторические приемы развития культуры речи
    • 4. Роль ораторского искусства в развитии культуры речи
  • Глава 3. Значение речевой культуры для специалиста с высшим техническим образованием
    • 1. Особенности речевой культуры специалиста с высшим техническим образованием
    • 2. Влияние нарушений в речи специалиста на профессиональную деятельность и пути оптимизации его культуры речи

Философские проблемы формирования культуры речи личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность предпринимаемого исследования.

В современном информационном обществе с его новейшими технологиями роль устного живого слова по-прежнему велика. Общество сохраняет приверженность изъясняться посредством живого слова, слово является видовым человеческим признаком, ведь среди всех видов общения преобладают те, которые опираются на устную речь. Многие проблемы современного общества связаны с процессами общения, с процессами человеческого взаимопонимания. В начале XXI века проблема установления взаимопонимания обостряется, так как современный человек контактирует с множеством людей, различающихся по национальности, происхождению, вере, образованию и т. д. Обычно изучение общения концентрируется исключительно на существе процесса, на объекте обсуждения, на способе общения, его языковая оболочка остается в тени, тем не менее способ общения часто способен породить негативное отношение к самому обсуждаемому предмету, породить агрессию и даже привести к широким социальным конфликтам.

Несмотря на то, что проблемы языка, сознания, понимания активно исследуются в современной философии в рамках различных ее течений, таких, например, как герменевтика, феноменология, аналитическая философия и др., целый ряд проблем остается еще недостаточно исследованным. Одной из таких проблем междисциплинарного характера является культура речи, которая играет важнейшую роль при поиске и выработке правильного способа общения между людьми, максимально учитывающего сложность духовного мира другого человека, позволяющего достучаться" до «жизненного мира» (Э. Гуссерль) этого человека.

Несмотря на то, что многие аспекты культуры речи личности исследованы в лингвистике, психологии, социологии, логике, риторике и других отраслях научного знания, существует потребность в создании целостной системы описания этого объекта. Проведенные исследования отдельных аспектов культуры речи характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных предпосылках и основаниях, что не позволяет добиваться принципиальной совместимости различных областей знаний в рамках единого каркаса представлений. Это делает актуальным создание целостной теории культуры речи в контексте разнообразных социальных взаимодействий, для выработки методологических основ которой необходим и социально-философский подход, так как речь человека, в первую очередь, это инструмент мысли и убеждения.

Культура речи — неотъемлемая часть личностной характеристики любого человека. Не случайно А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Кроме того, в настоящее время востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться. Актуальность данной темы и необходимость теоретической разработки обусловлена также ее прикладной значимостью для большого числа людей публичных профессий, а также профессий, связанных с общением — педагогов, журналистов, политиков, телеведущих, юристов, дипломатов, менеджеров и т. д., всех тех, для кого умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, привлечь внимание и оказать влияние на слушателей является необходимой характеристикой профессиональной пригодности, а также немаловажным условием успеха на избранном поприще.

Степень разработанности проблемы и теоретические источники.

В развитии культуры речи как самостоятельной научной дисциплины большое значение сыграла идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртене. Она разрабатывалась в трудах его учеников, таких как JI.B. Щерба, Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов и др.

Теоретические и практические задачи культуры речи рассматривались такими отечественными исследователями как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, JI.K. Граудина, Д. Н. Шмелев, E.H. Ширяев, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов и др. Особое место в становлении культуры речи как научного направления принадлежит С. И. Ожегову — основателю сектора культуры русской речи в Институте русского языка и редактору научно-популярной серии «Вопросы культуры русской речи». Отдельные аспекты культуры русской речи рассматривали в своих работах С. П. Обнорский, Л. П. Крысин, Б. Ф. Шварцкопф, В. Г. Костомаров. Современное учение о коммуникативных качествах правильной речи рассматривает Б. Н. Головин.

Речевая деятельность и ее нарушения исследуются многими науками. Существует функциональный подход к изучению языка, при котором язык выступает как средство общения. Этот подход основан на разграничении языка и речи. В настоящее время наиболее распространена точка зрения, основанная на положениях школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, согласно которым язык рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мыслей.

Объектом исследования является культура речи преподавателя технического вуза.

Предмет исследования — социально-философский анализ культуры речи как компонента и фактора педагогической деятельности.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования является выявление философских аспектов формирования культуры речи личности преподавателя, прежде всего технических вузов.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. Описать компоненты культурной речи личности.

2. Показать значение образования, в том числе риторического в формировании современной культуры речи личности.

3. Проанализировать природную обусловленность речевых нарушений, выявить их основные структурообразующие элементы по отношению к конструируемой модели речи преподавателя.

4. Уточнить специфику и влияние речевых нарушений на процесс взаимодействия оратора с аудиторией.

Теоретико-методологические основания диссертации базируются на отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии, лингвистики, психолингвистики, логики, педагогики, социологии, философии, логопедии, которые дали конкретно-научный материал для научного обобщения. Теоретической основой послужили исследования, анализ структуры и функционирования человеческого сознания, языкового сознания, общепсихологическая теория деятельностиработы, посвященные проблемам состава и формирования профессионально-педагогической деятельности.

При этом в своей работе автор опирается на принципы диалектики, системный метод и теоретические положения синергетики.

Научная новизна исследования состоит в комплексном философском анализе проблем культуры речи, указанных при обосновании актуальности выбранной темы диссертационной работы. Изучались: с одной стороны, требования общества к качеству профессиональной подготовки в области культурной социализации, с другой, — возможности совершенствования мастерства устной речи. Сквозь призму педагогической парадигмы были рассмотрены условия формирования педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования и пути совершенствования самой этой системы.

1. Впервые описан системно-функциональный профессиографический портрет преподавателя нефилологического вуза, основанный на инвариантной модели речевой деятельности;

2. обозначен комплексный подход в изучении проблем культурного формирования и развития языковой культуры личности социального, социально-психологического, социо-технологического уровней;

3. предложена философская концепция культуры речи личности;

4. предпринята попытка определить на конкретном материале значение воспитания речевой культуры;

5. предложены некоторые рекомендации для подготовки и разработки комплексной программы по формированию профессиональных речевых качеств педагога высшей школы как фактора сохранения и развития духовности личности.

Таким образом, научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы речевой культуры в современном обществе, в частности, в вузе.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, способствующими решению актуальных проблем культуры речи, методологии научного познания, теории технического творчества, современной теории образования и воспитания речевой культуры студенческой молодежи. Эти результаты могут быть использованы в учебном процессе — в курсах лекций «Русский язык и культура речи», при чтении курсов социальной культуры, философии, культурологии, этике, психологии, государственного и муниципального управления, не исключая технических дисциплин, а также для совершенствования речевых навыков и умений на курсах повышения квалификации преподавателей.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры философии Московского государственного технологического университета «Станкин», Межвузовского центра по философскому образованию Российской Федерации, кафедры русского языка МГТУ «Станкин» и была рекомендована к защите.

Материалы исследования использованы в публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения, библиографического приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, необходимо конкретизировать основные уровни проблем формирования и развития культуры речи личности преподавателя технического вуза, а также сделать ряд выводов.

1. По мнению Х. Г. Гадамера, можно выделить три основные формы связи человека с миром, три основных вида опыта и, соответственно, три измерения, в которых разворачивается бытие человека: эстетическое, историческое и языковое. Устная речь, естественно, занимает в этой связи важнейшее место, что мы в своем исследовании и старались показать.

Х.Г. Гадамер пишет: «Вот что представляется мне поистине великой, захватывающей драмой философии: что философия — это постоянное усилие отыскания языка или, скажем с еще большим пафосом, постоянная мука нехватки языка"1.

Другой известный западный мыслитель Л. Витгенштейн подчеркивал также значимость языка в обществе.

Язык тесно связан не только с рациональным, но и с интуитивным и практическим пониманием мира, с бессознательным, с исходным знанием человека. Язык «состоит в интимном союзе с родным языком как разверткой осваемого мира"2.

Следовательно, владеть родным языком, речью на современном цивилизованном уровне является не только необходимостью для любого специалиста, но и его элементарной обязанностью. Речь наиболее наглядный индикатор уровня общей культуры преподавателя, его профессионализма.

2. Рассматривая проблему речевой культуры личности, мы пришли к выводу, что следует различать культуру речи вообще как модель, как сложившийся языковой стандарт своей эпохи и своего региона и культуру.

1 Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. — С. 34.

2 Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. — С. 505.

142 речи личности — реализация и использование этого стандарта конкретной личностью. Индивидуальность человека привносит в данный языковой стандарт свои личностные особенности.

3. В диссертации показано также, что первейшим условием формирования культуры речи личности является образование общее и специальное. Именно образование, в конечном счете, определяет в какой мере личность владеет современной культурой речи. Отсюда важность гуманитарной подготовки педагогического корпуса в непрофильных, прежде всего технических вузах.

4. Анализируя результаты преподавания курса «Русский язык и культура речи», мы пришли к выводу, что при всей значимости его особенно в технических вузах, одного такого курса недостаточно. Поэтому, считаем целесообразным дополнить его факультативным курсом практической направленности, который способствовал бы выработке навыков владения современной устной речью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. М., 2001.
  2. В.И. ст. Риторика и риторическая культура. Журнал «Мир русского слова». № 3, 2001.
  3. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.
  4. Г. З. Ораторское искусство. Изд. Московский ун-т, 1969.
  5. В.А. Культура речи. М., 1978.
  6. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
  7. Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.
  8. В.С. Социальная философия. М., 1999.
  9. Е.А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. М., 1974.
  10. И. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  11. Р.Т. Социолингвистика / Перевод с англ. М., 1980.
  12. Ю.А. Стилистика. М., 1975.
  13. В.Ф., Яскевич Я. С., Бартон В. И. Логика. Логические основы общения. М., Наука, 1994.
  14. И.Г., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  15. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  16. С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. М., 2002.
  17. Л.В., Зиндер Л. Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности. М., 1989.
  18. Н.Г., Коньков В. И., Попова Т. И. Устная речь. Л., 1988.
  19. Е.А. Звуки и интонации русской речи. М, 1977.
  20. Ф. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1971.
  21. С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.
  22. Н.Т., Делокаров К. Х., Урсул А. Д. Образование и устойчивое развитие. М., 2001.
  23. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. 3-е изд. М., 1983.
  24. E.H. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. В сб.: «Язык и человек», вып. 5. Изд-во МГУ, 1970.
  25. А.П. Система непрерывного образования реальность и перспектива. Ташкент, 1983.
  26. JI.C., Шаховская С. Н. Логопедия // Коррекционная педагогика. М., 2002.
  27. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 8 т. М., 1982, т. 2.
  28. Л.С. Мышленеи и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  29. Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  30. P.P. Рассуждение о диалогах и монологах // Общая теория высказывания. В кн.: Сб. докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин, 1971, т. 2.
  31. Т. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989.
  32. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
  33. .Н. Основы культуры речи. М., 1988.
  34. К.В. Вопросы русского языкознания. М., 1976.
  35. Л.К., Миськевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
  36. В.П., Зимняя И. А., Мерзлякова В. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М., Русский язык, 1985.
  37. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  38. С.С. Смысл возможного. Коннотационная семантика. С.-П., 2002.
  39. Р. Соч. в 2-х т. Т. 1, М., 1989.
  40. О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.
  41. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.
  42. А.И. О культуре речи. М., 1985.
  43. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  44. Н.С. Формирование устной речи. М., 1994.
  45. В.А. История языкознания 19−20 веков в очерках и извлечениях. 4.2. М., 1965.
  46. Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  47. И.А. Оратор и аудитория. М., 1976.
  48. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи И Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1985.
  49. А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
  50. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов. М., 1990.
  51. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  52. Л.Г. Социология культуры. М., 1998.
  53. В.А. Языковая норма. М., 1988.
  54. В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М., Высшая школа, 1989.
  55. В.А. Философия. Обнинск, 1994.
  56. И., Аверкин В. Чему учить? Образному мышлению! // Лицейское и гимназическое образование. № 1, 1991.
  57. В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр., Волгоград, 1999.
  58. Ю.Н. О состоянии русского языка современности. М., 1991.
  59. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М, 1988.
  60. С.Д. Типология языка и речевое мышление. JL, 1972.
  61. Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.
  62. И.П. Произношение и дикция. М., 1977.
  63. В.В. «Жизнь происходит от слова.». С.-П., 1999.
  64. К.К. Методология науки и перспективные технологии. Приложение к журналу «Информационные технологии». № 3, М., 2001.
  65. П.В. Философские проблемы языка // Философия и современность. М., 1971.
  66. О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Волгоград, 1999.
  67. В.Г., Скворцова Л. И. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.
  68. H.H. Основы ораторской речи. М., 1992.
  69. А.И. Социология. Уч. пособие. Екатеринбург, 1998.
  70. Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих. В кн.: Социально-лингвистические исследования. М., 1976.
  71. С.Е. Субъекты и социальные механизмы инновационной деятельности. Сб. Философские вопросы современности. М., 2001.
  72. Е.С., Шахнорович A.M., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., Наука, 1991.
  73. Кун Т. Структура научных революций. Гл.У. Приложение. 1969.
  74. В.Н. Философия. М., 1998.
  75. Э. Осторожно: риторика! Ж. Мир русского слова. № 3,2001.
  76. Г. В. Соч. в 4-х т. Т.З. М., 1984.
  77. A.B. Прагмалингвистическая диагностика особенностей речевого поведения учителя. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Пятигорск, 1999.
  78. A.A. Основы психолингвистики. М., Изд. Смысл, 1999.
  79. A.A. Теория речевой деятельности. М., 1971.
  80. A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2. М., 1977.
  82. Лингвистический энциклопедический словарь // Монологическая речь. М., 1990.
  83. Т.П. Язык и речь // В кн.: Общее и русское языкознание. М., 1976.
  84. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. М., 1982.
  85. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1972.
  86. Ю.М. Семиосфера // Статьи, исследования, заметки. С-П., 2000.
  87. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. М.: Языки русской культуры, 1996.
  88. А.Р. Речь и мышление. М., 1975.
  89. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  90. В.И. Русский язык и культура речи. М., 2000.
  91. В.И. Русский язык и культура речи и его реализация на факультетах нефилологического профиля. Ж. Мир русского слова № 2, 2001.
  92. А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.
  93. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
  94. Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972.
  95. Материалы XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации // Языковое сознание и функционирование. М., 2000.
  96. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции // Инновационные процессы в высшей школе. Краснодар, 2002.
  97. И.Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.
  98. С.А. Основы мастерства устного выступления. Пермь, 1991.
  99. B.B. Состав и содержание профессионально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1999.
  100. И.Д. Курс «Культура речи» в нефилологической аудитории. Актуальные проблемы преподавания русского языка в высшей технической школе. Сб. материалов научной конференции // Под ред. Лесохиной Т. Б. М., 1999.
  101. Г. Ю., Юревич A.B. Психология науки. М., 1998.
  102. Л.А. Риторика. Минск, 1994.
  103. Новая философская энциклопедия. Т. IV. М., 2001.
  104. Е.А. Мастерство устного выступления. М., Политиздат, 1989.
  105. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1984.
  106. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
  107. Е.И. Ст. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты. Ж. Мир русского слова № 2, 2001.
  108. И.Г. ст. Русский язык и культура речи новый вузовский предмет. Ж. Мир русского слова, № 2. 2001.
  109. Д.Э. Культура речи. М., 1964.
  110. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка // Издание 3-е. М., 1984.
  111. В.Ф. Совершенствование речевой культуры: особенности современной речевой ситуации // Народная асвета № 12,1998.
  112. Т.Л. Проблема личности в современной социотехносфере (социологический аспект) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2002.
  113. Н.Г. Культура речи, Курс лекций. Екатеринбург, 2002.
  114. Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001.
  115. О.Б. Риторика как составляющая системы наук об обобщении // Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике (Москва 1997 г. 28−30 января). М., 1998.
  116. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., Аспект Пресс, 1995.
  117. П. Основы искусства речи. М., 1992.
  118. Ф. Де. Курс общей лингвистики // В кн.: Труды по языкознанию. М., 1997.
  119. А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М., 1988.
  120. Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте // Общение и оптимизация общественной деятельности. М., 1987.
  121. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
  122. Е.Г. Принцип языкового соответствия: сущность и социологическая роль в формировании языка науки. М., 2002.
  123. .Я. Человек и культура в художественно-философском мировоззрении постмодернизма. Сб. Философские вопросы современности. М., 2001.
  124. А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. М., 1996.
  125. Н.Ф. Педагогическая психология. М., Центр Академия, 1998.
  126. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  127. С.С. Социология. «Наука». М., 1994.
  128. М. Археология знания. Киев, 1996.
  129. Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика // Курс лекций. Ростов н/Д, 1999.
  130. В.Ф. Основы философии. М., 2001.
  131. В.JI. Информационный обмен, как составная часть человеческого общения. Сб. Философские вопросы современности. М., 2001.
  132. Е.Н. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи: учебник для вузов. М., 1998.
  133. Т.В. Риторика и речеведение // Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике (Москва 1977 г. 28−30 января). М., 1998.
  134. JI.B. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  135. Л.В. Спорные вопросы русской грамматики. № 1, 1978.
  136. Е.А. Философско-этические основания современной риторики // Риторическая культура в современном обществе. Тезисы IV Международной конференции по риторике (26−28 января 2000 г.) М., 2000. С. 45.
  137. Н.И. Понятие «социальный субъект» в современной философии и науке. М., 2000.
  138. Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления" М., 2000.
  139. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
  140. Clark Н.Н., Clark E.V. Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics. New York, 1977.
  141. Dilthey W. Gesammelte Schriften. — Leipzig, 1924. — Bd. V.
  142. Doughty P., Thornton G. Language study, the teacher and the learner. London, 1973.
  143. Harris S. Human Communications. Manchester, Oxford, 1993.
  144. Kuper A. The social science encyclopedia. L., 1989.
  145. Lakatos I. History of Science and Its Rational Reconstructions // Boston Studies in the Philosophy of Science. Dordrecht, 1970.
  146. Murdal G. An American Dilemma. Appendix II: A Methodological Note jn Facts and Valuation. N.Y. — L., 1944. — P. 1043.
  147. Osgood Ch. E. Psycholinguistics // Psychology: a Study of Science. New York, 1963. V. 6.
  148. Ritzer G. Sociological theory. N.Y., 1988.
  149. Searie J.R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. London. 1969.
  150. Weisgerber L. Die Stellung der Sprache im Aaufbaii der Jesamt-kultur. Bd. 1. Heidelberg, 1933.
  151. Wittgenstein L. On Certainity. — Oxford, 1969.
Заполнить форму текущей работой