Труд как диалектическое единство свободы и творчества в формировании социальной и индивидуальной субъектности человека
Диссертация
Первые же попытки теоретического осмысления человеческой деятельности убеждают нас в том, что это весьма сложное, многомерное явление, включающее в себе элементы, резко различающиеся по своей природе. Генетически исходной базой, на основе которой выстраивается все здание человеческой деятельности, является биологический фундамент — это активность как способность осуществлять какие-либо действия… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологические подходы к пониманию сущности человека в западно-европейской и русской философии конца XVIII — первой половины XX веков
- 1. 1. Проблема поиска сущности человека в немецкой классической философии
- 1. 2. Онтологическое понимание сущности человека в европейской философии второй половины XIX — середины XX вв
- Глава II. Свобода и творчество в формировании социальной и индивидуальной субъектности
- 2. 1. Интеграция свободы и творчества в трудовой деятельности как условие социализации личности
- 2. 2. Свободное творчество как фактор формирования и проявления индивидуальной субъектности человека в сфере образовательной деятельности
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Наука, 1968. — 387с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности. М.: Мысль, 1988. — 265с.
- Арендт X. Vita active или о деятельной жизни /Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина / Под ред. Д. М. Носова. СПб.: Алетейя, 2000.- 437с.
- Баглай М. Очерки о свободе. Общество на перепутье //Диалог. 1991. № 17.-С. 88−93.
- Батищев Г. С. Общественно-историческая, деятельная сущность человека //Вопросы философии. 1967. № 3. С. 20−30.
- Батищев Г. С. Неисчерпаемые вопросы и границы применимости категории деятельности /Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 21−35.
- Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-554 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков: ФОЛИО, М.: ACT. 2002. — 733 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
- Ю.Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Правда, 1989. — 589 с.
- П.Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистическойфилософии. Париж, 1939. — С. 313.
- Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.-46 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М.: Изд-во УРАО, 1998. -111 с.
- Бройль Л. де. По тропам науки. М.: ГИИЛ, 1962. — 320 с.
- Бройль Л. де. Революция в физике. М.: Госатомиздат., 1963. — 116 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 342 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 229 с.
- Буева Л.П. Проблемы деятельности в марксистской и буржуазной социологии //Наука. 1969. № 5. — С.37−49.
- Бузгалин А. Это сладкое слово свобода //Свободная мысль XXI. -1999. № 12.-С. 59−75.
- Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь //Вопросы философии и психологии. М., 1912. Т. 1. С. 373−456.
- Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура /Советская этнография. 1978. № 5. — С. 15−16.23 .Валла Л. О свободе воли /Под ред. А. Х. Горфункеля. М.: Наука, 1989. Т. 3.-312 с.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия /Судьба искусства и культуры в западно-европейской мысли XX века. М., 1979. — С. 129−186.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. -421 с.
- Виндельбанд В. О свободе воли. М., 1905. — 187 с.
- Виндельбанд В. История новейшей философии. СПб., 1908. Т. 46. — 323 с.
- Врублевский В.К. Развитой социализм: труд и НТР: Очерки теории труда. М., 1984. — 240 с.
- Вяткина Г. В. Феномен человеческой индивидуальности в философии /Философия и образование: материалы научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 2000. — С. 10−14.
- Гаджиев К.С. Размышления о свободе //Вопросы философии. 1993. № 2.-С. 33−48.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб, 1999. — 443 с.
- Гегель Г. В. Ф. Иенская реальная философия /Работы разных лет: В 2 Т. М.: «Мысль», 1971. Т. 1. — С. 285−387.
- Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика /Работы разных лет: В 2 Т. -М.: «Мысль», 1971. Т. 2.- С. 7−209.
- Гегель Г. В. Ф. Позитивность христианской религии /Работы разных лет: В 2 Т. М.: «Мысль», 1972. Т. 1. — С. 192−265.
- Гегель Г. В. Ф. Философия духа /Энциклопедия философских наук. -М., 1977. Т. 3.4.3.-С. 6−408.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: «Мысль», 1970. Т. 1. — 501 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: «Мысль», 1970. Т. 2. — 248 с.
- Гегель Г. В. Ф. Идея прекрасного в искусстве или идеал /Эстетика: В 2 Т. СПб., 1999. Т. 1. 4.1. — С. 161−346. 622 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1988. — 427 с.
- Гершунский Б.С. Образование и будущее: Россия во мгле. Бийск, 1993.-72 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Экспресс, 1995. 445 с.
- Глазман М.С. Проблема субъекта мышления как философская проблема /В кн.: Вечные философские проблемы. Новосибирск: Наука, 1991.-123 с.
- Гончаров В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, БГПУ, 1994. — 376 с.
- Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). -Барнаул, 2001. 229 с.
- Григорьев С.И., Матвеева Н. А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. -Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2002. 167 с.
- Григорьев С.И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии (Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX—XXI вв.еков). Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАН, 2000. — 182с.
- Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989.-319 с.
- Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. — 157 с.
- Демин М.В. Анализ закономерностей человеческого общения //Вестник МГУ, серия 7. Философия. 1989. № 1 — С.3−15.
- Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. -М.: Политиздат, 1990. 367 с.
- Джахая Л.Г. Мир и человек в мире в свете нового философского мышления //Философские науки. 1990, № 1. — С. 109−113.
- Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. — 389с.
- Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. — 239с.
- Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного человека //Вопросы методологии науки. Вып. IV. Томск, 1974. — С. 87−94.
- Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. — 237 с.
- Духовная активность в жизнедеятельности общества. Л., 1984. — 121с.
- Елизарьев Э.А. Время общества. Новосибирск, 1969. — 179 с.
- Еремин С.Н. Философские основы педагогических идей Гегеля //Философия образования для XXI века. 2001. № 2. С. 122−137.
- Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева: (из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, 1990. — 48с.бО.Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербергского университета, 1994.- 171 с.
- Зобов Р.А. Сущность человека: поиск возможных решений /Природа и дух: мир философских проблем. СПб., 1995. — С. 98−123.62.3отов А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М.: Проспект, 1998. — 431 с.
- Иванов В.Д. Человек и его отчуждение в буржуазном обществе // Вопросы социологии и общественной психологии. 1970. — Вып. 1. — С. 17−34.
- Иванов А.В. О свободе определения и об определении свободы //Философские науки. 1990. № 11. — С. 100−105.
- Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.А. Бердяева /В кн. Вечные философские проблемы. -Новосибирск: Наука, 1991. С. 76−85.
- Интуиция. Логика. Творчество. М.: Наука, 1987. — 175 с.
- История диалектики. Немецкая классическая философия /Рук.авт. коллект. Т. И. Ойзерман. М., 1978. — 366 с.
- История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб, 1997. — 478 с.
- История философии: Запад-Россия-Восток /Под ред. Н. В. Мотрошиловой, AM. Руткевича. (Книга третья: Философия XIX—XX вв.). 2-е изд. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 464 с.
- Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века /Серия «Жизненные силы человека и общества». -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. 379 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М., 1974.-247 с.
- Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. — 430 с.
- Кант И. Приложение к наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного /Соч.: В 6 Т. М., 1964. Т. 2. — С. 185−224.
- Кант И. Критика чистого разума/Соч.: В 6 Т. М, 1964. Т. 3.- С. 69−695.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей f появиться как наука /Соч.: В 6 Т. М., 1965. Т" 4.4.1. — С. 68−210.
- Кант И. Критика практического разума /Соч.: В 6 Т. М., 1965. Т. 4. 4.1.-С. 311−501.
- Кант И. Об изначально злом в человеческой природе /Соч.: В 6 Т. -М., 1965. Т.4.4.2. С. 5−58.
- Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение /Соч.: В 6 Т. М., 1965. Т. 6.
- Карпинская Р.С. Человек и его жизнедеятельность (философско-публицистический очерк). М.: Знание, 1988. — 63 с.
- Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М.: Высшая школа, 1991.-144 с.
- Коган JI.B. Триединство свободы //Вопросы философии. 1997. № 5. -V. С. 31−43.
- Константинов Н.А., Савич A.JI. Основные вопросы педагогики. М., 1957.-257 с.
- Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. — 464 с.
- Косогова А.С. Проблема самовыражения педагога в философии образования //Философия образования для XXI века. Новосибирск, 1992.-С. 221−226.
- Кукушкина Е.И. Познание. Язык. Культура. М.: Наука, 1984. — 263 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения /Под. ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 с.
- Любутин К.Н. Проблемы человека и философская антропология /В кн.: Историко-философские исследования. Свердловск, 1975. — С. 3−17.
- Любутин К.Н. Проблемы субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1973. — 187 с.
- Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. -Белгород, 1972. 192 с.
- Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.-180 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-689 с.
- Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. /Соч. М., 1955. Т. 1.-699 с. 95 .Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики /Соч. М., 1955. Т. 2. — 652 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология /Соч. М., 1955., Т. 3. — 630 с.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1858 годов /Соч. М., 1955. Т. 12.-890 с.
- Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера «Учебник политэкономии» /Соч. М., 1955. Т. 19, 670 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. /Соч.- М., 1955. Т. 23. 907 с. v, 100. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал /Соч. М., 1955. Т. 25. Ч. 1. — 546с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Капитал /Соч. М., 1955. Т. 25. Ч. 2. — 552с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Маркс П. В. Анненкову /Соч. — М., 1955. Т. 27. -696 с.
- Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. /Соч. — М., 1955. Т. 42.-536 с.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 г.г. /Соч. М., 1955., Т. 46. Ч. 1.-619 с.
- Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. /Соч. М., 1955. Т. 1.-699 с.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии /Соч. М. 1955. Т.21. — С. 274.
- Энгельс Ф. Диалектика природы /Соч. М. 1955. Т. 20. — 828 с.
- Материалистическая диалектика: /В 5 Т. Т. 4. Диалектика 4 общественного развития. /Под общ. ред. В. Ф. Константинова, В.Г.
- Марахова. М.: Мысль, 1984. — 320 с.
- Меннинг О. Поведение животных. М.: Мир, 1982. — 360 с.
- Методологические проблемы /Системные исследования. М.: Наука, 1986.-359 с.
- Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. — 238 с.
- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философский очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- ПЗ.Молевич Е. Ф. Труд как объект и предмет исследования общей социологии //Социс. 2001. № 7. — С. 38−40.
- Мурашов В.Н. Логика воли //Философские науки. 1991. № 4. — С. 33−40.
- Ненашев М.И. Системный аспект совместного труда /Диалектический материализм и философские проблемы естествознания. М.: МГПИ, 1981. — С. 104−111.
- Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н. Н. Нечаев. — М.: НИИВО, 1995.-156 с.
- Неструх М.Ф. Происхождение человека. М.: Наука, 1970. — 429с.
- Новин И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). -М.: Мысль, 1965.-142 с.
- Овчинников В.Ф. Творчество как единство репродуктивной и продуктивной деятельности //Вестник МГУ. Серия 7. Философия № 1.1989.-С. 15−22.120.0жогин В. И. Философия культуры и культура философии. -Новосибирск, 1995. 52 с.
- Панов М.И. Интуиция. Логика. Творчество. М.: Наука., 1987. — 189с.
- Парубчий В.П. Условия человеческой свободы //Вопросы социологии и общественной психологии. Вып. 1. Изд. МГУ. 1970. — С. 35−43.
- Петров Ю.В. Философия как учение о человеке. Томск: Изд-во ТГУ, 1995.-207 с.
- Пинский А. Образование свободы и несвобода образования. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 232 с.
- Подготовка специалиста в области образования /Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1994. — 209 с.
- Подмарков В.Г. Социальные проблемы организации труда. М.: Мысль, 1969.-230 с.
- Подмарков В.Г. Теория труда К.Маркса и современность /В кн.: «Капитал» Маркса, философия и современность. М.: Наука, 1968. — 704 с.
- Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. — 174 с.
- Предложение по основным направлениям перестройки трудового воспитания в школе. М.: ВНИК «Школа», 1988. — 17 с.
- Проблемы развития науки и научного творчества /Под ред. М. М. Карпова. Ростов-на-Дону, 1971. — 208 с.
- Проблемы философии культуры /Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-324 с.
- Профессиональное мастерство учителя. Новосибирск, 1993. — 38с.
- Резник А.Б. Гражданское становление школьников /В кн. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — С. 311−373.
- Рожко К.Г. Философско-социологическое понятие человеческой деятельности /В кн. Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул, 1976. — С. 158−166.
- Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения //Философия образования для XXI века. -Новосибирск, 1992. С. 43−51.
- Русские философы. Антология. М.: Книжная палата, 1993. — 367с.
- Савенко А.Г. О соотношении понятий «труд» и «деятельность» //Вопросы методологии науки. Вып 4. Томск, 1974. — 178 с.
- Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория /В кн.: Методологические проблемы исторического материализма. -Барнаул, 1976.-С. 115−121.
- Самченко В.Н. Размышления о свободе //Философские науки. 1991. № 4.-С. 3−16.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм /В кн.: Сумерки богов. -М., 1989.-С. 319−345.
- Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. -М., 1981.- 178 с.
- Симонов П.Ф. Научные методы организации промышленности и труда. М.-Л., 1925. — 176 с.
- Скаткин М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
- Скворцов JI.B. Культура самосознания. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
- Смолян ГЛ. Человек: и компьютер: социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. М., 1981. —192 с.
- Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы). -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 240 с.
- Солдатова А.А. Самореализация учителя: философско-психологические аспекты /Концепция современного образования и современная антропология: Сборник статей: Материалы Международного семинара. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. — С. 179−183.
- Соловейчик С.М. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. — 96 с.
- Социология молодежи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 576 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.-733 с.
- С чего начинается личность /Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1984. — 260 с.
- Табакаев Ю.В. Образование как труд. — М.: Прометей, 1996. — 180 с.
- Табакаев Ю.В. Становление понятия труд как философской категории. Горно-Алтайск, 1997. — 143 с.
- Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. М.: Мысль, 1972.-237 с.
- Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул, 1997. — 380 с.
- Философско-педагогические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Прометей, 1996. — 312 с.
- Философия И. Канта и современность /Под ред. Т. И. Ойзермана. -М., 1974.-289 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Интор, 1994. — 128 с.
- Формирование у студентов творческого мышления, профессиональных умений и навыков /Под ред. Н. С. Виноградова. -М., 1975.-162 с.
- Фофанов П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.-290 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 575 с.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Советская Россия, 1988. — 192 с.
- Чангли И.И. Труд: Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973. — 486 с.
- Черткова Е. Рациональность критика — свобода //Свободная мысль. — 1994.№ 6.-С. 3−13.
- Чуриков Н.М. Деятельностный подход к изучению информации и общества /Диалектический материализм и философские вопросы естествознания.- М.: МГПИ, 1982. С. 96−103.
- Шамардин В.Н., Тамбовкина Т. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 20-х. М., 1980. Т. 1.-С. 127−258.
- Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном историческом развитии. М., 1982. — 178 с.
- Штомберг Р. Социология труда. М.: Прогресс, 1982. — 248 с.
- Щукина Г. И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения /В кн. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1985. — С. 3−15.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
- Sartre J.-P. L’etre et nean. Essai cT’ontologie phenomenolodigue. //Ed. Gallimard, 1968.-617 p.
- Pavalko R.M. Sociology of education: A book of readings. Itasca, III.: Peacock publishers, 1968. 290 p.
- Philosophy of Education: Introductory Readings /W. Hare, J. Portelli. Cagary, 1988.-773 p.
- Readings in the Philosophy of Education /Е. Fitzpatrick. New York-London, 1936.-412 p.249 c.