Учение о ценностях С. И. Гессена
Диссертация
В историко-философской литературе советского периода имя С. И. Гессена упоминается в контексте проблемы русского неокантианства начала века. Подробно рассматривается его деятельность как одного из редакторов журнала «Логос» и даётся оценка этого издания в плане становления русской философии конца XIXначала XX века. Феномен отечественного неокантианства рассмотрен в работах Е. И. Водзинского, Л… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Истоки и эволюция философских воззрений
- С.И. Гессена
- Глава 2. Проблемное поле философии С. И .Гессена как науки о ценностях
Список литературы
- Аксиологические аспекты историко педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования.: Тезисы докладов, — М.: РАО, 1994.-258 с.
- Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX-нач. XX вв. (историко-философский анализ): Автореф. дис. докт. филос. наук, — Екатеринбург, 1994.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX нач. XX вв,-М.: Педагогика, 1990, — 603 с.
- Абрамов А.И. Кантианство в русской университетской философии.// Вопросы философии. 1998.-№ 1, — С.58−68.
- Асмус В.Ф. И.Кант.- М.: Наука, 1973. 533 с.
- Аргаутова JI.А. Критика этических воззрений русских неокантианцев. М.: МГУ, 1974.-22с.
- Антрополого- гуманистическое направление в отечественной педагогике. // Педагогика, — 1995, — № 2, — С.88−94.
- Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. //Избранные философские труды. Тбилиси.: изд-во Тбил. универ., 1973.-T.3.-C. 143−217 .
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века, — М.: РЭУ, 1994, — 36 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,— М.: Искусство, 1986, — 445с.
- Бердяев H.A. Самопознание : Опыт философской автобиографии, — М.: Книга, 1991,-446с.
- Белый А. Начало века,— М.: Худ. лит, 1990. -687 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век, — М.:Политиздат, 1990, — 413 с.
- Бурханов P.A. Практическая философия И.Канта. Екатеринбург: изд. УрГУ. Нижневартовск.: Нижневарт. пед. инст., 1998 .- 190 с.
- Барулин B.C. Социально-философская антропология. M. Онега, 1994, — 256 с.
- Борисенков В. П. Краевский В.В. Философия образования.// Педагогика. -1995. № 4. С.3−28.
- Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 г.- М.: МГУ, 1969.-448 с.
- Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. — 295 с.
- Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.-Екатеринбург: УрГПИ, 1993.-126 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики : Курс лекций.-М.-Воронеж, 1996, — 318 с.
- Безродный М.В. Из истории русского неокантианства (журнал «Логос» и его редакторы)// Лица. Биографический альманах. М. — СПб.: Феникс-Atheneum, 1992.- С. 372−407 .
- Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высш. школа, 1977.-421 с.
- Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании.// Aima mater.- Июнь, 1997, — С.22−25.
- Брожик В. Марксистская теория оценки,— М.: Прогресс, 1982, — 160 с.
- Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX-нач. XX вв .// Вопросы философии, — 1991. № 8, — С.25−33.
- Он же. Предисловие и Послесловие «Моё жизнеописание» // Вопросыфилософии. -1994. № 7−8, — С. 150−187 .
- Он же. Россия.// Вопросы философии, — 1990. № 12.-С. 67−88 .
- Он же. Сергей Гессен: философ в изгнании.// Гессен С. И. Избранные сочинения -М.: РОССПЭН, 1999.-C.3−31.
- Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии веё связи с общей культурой и отдельными науками. СПб. 1905, — Т.2.-421 с.
- Он же. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб. 1904, — 274 с.
- Он же. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // Логос. -Кн.2.1. С.1−14.
- Водзинский С.И. Русское неокантианство кон. XIX- нач. XX в.: Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии. М.:МГУД 966.-78 с.
- Вульфсон Б.Л. Развитие образования в современном мире.// Педагогика.-1995,-№ 6. -С.107−113.
- Введенский А.Л., Лосев А. Ф. и др.: Очерки истории русской философии. -Свердловск: УрГУ, 1991.- 592 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика. -1991, — 479 с.
- Вишняк М.В. «Современные записки» : Воспоминания редактора. СПб.: Logos., Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993.-235 с.
- Гессен И. Годы изгнания. Жизненный отчёт. Paris: YMKA- PRESS, 1979- 268с.
- Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Достоевского и Соловьёва. // Гессен С. И. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1999. -С.609−678.
- Он же. Лев Толстой как мыслитель.// Там же. С.545−653.
- Он же. Мистика и метафизика. //Логос. 1910, — Кн 1, — С.118−156.
- Он же. Мировоззрение и образование.// Образование и педагогика российского зарубежья: Сборник статей и материалов, М., 1995,-С.91−113.
- Он же. Неославянофильство в философии.// Гессен С. И. Избранные сочинения.-М.: РОССПЭН, 1999, — С.71−78.
- Он же. Новейшая русская философия.// Возрождение. Христианский религиозно-философский альманах. СПб, 1995.-Вып.2. — С.8−14.
- Он же. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.-447 С.
- Он же. От редакции. // Логос.-1910.-Кн. 1,-С. 1−16.
- Он же. Политическая свобода и социализм.// Гессен С. И. Избранные сочинения. М.:РОССПЭН, 1999.- С.106−146.
- Он же. Правовое государство и социализм. // Там же. С. 147−545.
- Он же. Судьба коммунистического идеала. // Педагогика, — 1993.-№ 6, — С.59−63.
- Он же. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых».// Там же. -С.577- 609.
- Он же. Трагедия зла (философский смысл образа Ставрогина). // Там же. -С.678−708.
- Гегель и философия в России 30 гг. Х! Х в.-20гг. XX в.: Сборник статей. М.: Наука, 1974.-264 с.
- Григорьян Б.Т. Неокантианство.: Критический очерк, — М.: Высшая школа, 1962.89 с.
- Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М.: Изд .Акад. наук СССР, 1963. — 102 с.
- Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. // Вопросы психо-логии.-1988.-№ 4.
- Гусева H.A. Культура. Цивилизация. Образование.: Социально философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизаций и культуры, — М.: Экспертинформ, 1992.-286 с.
- Гуманизация образования императив XXI века.: Тезисы научно- практической конференции, — Пермь, 1997, — 232 с.
- Грищенко A.M. Философия культуры Марбургской школы. Минск.: Наука и техника, 1984.-175 с .
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,— М.: Интер, 1996.
- Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург.: УрГЮА, 1996, — 228с.
- Двадцать первый век. Будущее России в философском измерении: Доклады Второго философского конгресса (6−11 июля 1999).- Екатеринбург, 1999. -161 с.
- Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. Новые идеи в философии, — СПб, 1912, — Сб. 1.-С.120−181.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Полн .собр. соч.: В 30-ти т.- М.:Наука, 1976. -Т. 15.-624 с.
- Он же. Бесы.// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. М.: Наука, 1972. -Т. 10, — 519с.
- Он же. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1987.-557с.
- Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995,239с.
- Долженко О.В., Розин В. М. Судьба образования и человека в истории и на пороге XX! века.// Современная высшая школа. 1989.-№ 3.-С.3−14.
- Домбровский Б. Львовско-варшавская философская школа.// Логос, — 1999.-№ 3. -С. 174−199 .
- Додонов В.И. Теоретико методологические основы духовно — нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX-нач. XX вв. — М.:РАО, 1994. -140 с.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург.: Наука,-1988. -312 с.
- Дуденков В.Н. Кант, неокантианство и «русский духовный ренессанс. // «Критика чистого разума» Канта и современность, Рига, 1984. -С.230−235.
- Егоров С.Ф. Ценность общего образования.// Педагогика,-1995, — № 3.-С.90−94.
- Он же. Теория образования в педагогике России начала XX века. -М.: Педагогика, 1987.-150с.
- Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург: УрГУ, 1992, — 100с.
- Емельянов Б.В., Любутин К. Н. Русская философия на путях самопознания: страницы истории. // Очерки русской философии. Свердловск.:УрГУ, 1991.-С.З-66.
- Те же. Введение в историю философии. Нижневартовск.: из д. Нижневартовского пед инст., 1994.-139 с.
- Емельянов Б.В., Петрунина Т. А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: Центр проблем детства, 1997.-124 с.
- Ермичев A.A. Трансцендентализм «Логоса» и его место в истории русского идеализма нач. XX века.// Вестник Ленингр. университета, — Сер.6,-1986.-Вып. 3,-С. 28−36.
- Ермичев A.A. Степун-философ.// Ступени, — СПб, 1991, — № 2.
- Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Магистр,!996.-351 с.
- Зеньковский B.B. История русской философии. М.: Это, 1991.-Т.2.-4.1.-С.246−250.
- Он же. С. И. Гессен как философ.// Новый журнал, — Нью- Йорк.-1951 ,-№ХХУ,-С.209−214 .
- Он же. Метафизика нравов в двух частях.// Соч.: В 6 т, — М.: Мысль, 1965.- Т.4.42.- С.109−437.
- Он же. Основы метафизики нравственности.// Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965,
- Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции. М.:
- Наука, 1978.-356 с. Каптерев П. Ф. История русской педагогики.// Педагогика, — 1995 № 1- 6,-1996,-№ 1−6.
- Каган М.С. Философская теория ценности. С.-П.: Петрополис, 1997, — 205 с. Кантор В. Артистическая эпоха и её последствия.: По страницам Ф.Степуна.// «. Есть европейская держава» Россия: трудный путь к цивилизации.
- Культура, культурология и образование: Материалы «круглого стола» //
- Вопросы философии. -1997.-№ 2. С.3−57. Куликов В. Б. Педагогическая антропология.: Истоки, направления, проблемы.
- Псков., 1994, — 132 с. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомернойреконструкции. //Вопросы философии. -1996, — № 4.-С.15−27. Лазарев В. В. Категорический императив И. Канта и этика Вл.Соловьёва.//
- Кант и философия в России. М.: Наука, 1994. — С.42−80. Лисовенко H.A. Философия религии Марбургской школы неокантианства.
- Он же. Культура народа и культура личности. СПб.: изд-во Богданова, 1919.129 с.
- Осовский Е.Г. С.И.Гессен: странности судьбы.// Педагогика.-1993,-№ 6, —С.57−59 .
- Он же. Педагогическая наука в Российском зарубежье: истоки и ориентиры.//
- Педагогика. -1997. № 4.-С.88−94. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881- 1931 годов.
- Учебник-справочник, — М.: Новая школа, 1994. 96 с. Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен .- М.: Современник, 1981, — 91 с.
- Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. — 398 с.
- Психолого -педагогический словарь, — Ростов на-Дону.: Феникс, 1998, — 544 с.
- Преображение. Христианский религиозно-философский альманах, — СПб., 1994,-Вып 2.
- Пискунов В. Россия вне России.// Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. М.: Искусство, 1994.-Т.1, — С.7- 52.
- Поляков А., Тимошина Е. Гессен С.И.// Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века.: Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997, — С. 171- 172.
- Пургина Е.И. Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена.-Екатерин-бург.:УрГУ, — 1999- 20 с.
- Она же. Проблема образования и воспитания в «прикладной философии» С. И. Гессена. //Человекв философско-культурологическом измерении: Материалы республиканской научно теоретической конференции. -Нижневартовск, 1998.-С.98−100.
- Она же. Культурно-педагогическая антропология С. И. Гессена.// Судьба России: исторический опыт XX столетия. Тезисы докладов третьей Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1998, — С. 56−59.
- Она же. Роль журнала «Логос» в развитии русской философской культуры.// XXI век: Будущее России в философском измерении. Тезисы второго философского конгресса. Екатеринбург: УрГУ, 1999, — С.246−247.
- Она же. Система непрерывной гуманитарной подготовки преподавателей техникумов и колледжей. // Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования: Материалы Всероссийской конференции. Екатеринбург: УрГУ, 1997, — С.31−33.
- Раев М. Россия за рубежом. (История культуры русской эмиграции 1919−1939).-М.: Прогресс-Академия, 1994, — 278 с.
- Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.: Энциклопедический биографический словарь. М.:РОССПЭН, 1997, — 742 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994, — 479
- Русская философия.: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995,624 с.
- Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания.-Киев.: из-во. Просяниченко, 1904, — 153 с.
- Риккерт Г. О понятии философии.// Логос. -1910.-Кн. 1.-С. 19−61 .
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре, — СПб.: Образование,!911.-195 с.
- Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности.// Логос. -1912- 1913.Кн. 12. С.1−35 с.
- Риккерт Г. Одно, единство и единица (к вопросу о логической сущности числа). // Логос.-1911−1912, — Кн. 2−3, — С.141−195.
- Риккерт Г. О системе ценностей. // Логос. 1914. — Т.1.-Вып.1 .- С.45−75 .
- Риккерт Г. Философия жизни.: Изложение и критика модных течений нашего времени. П.:Асаёегта, 1922.-167 с.
- Рубинштейн М. Генрих Риккерт. // Вопросы философии и психологии. 1907.-1907,-Кн. 1/86,-С. 1−58.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
- Он же. Ценности в проблемном мире: Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии .- Новосибирск: изд. Новосиб. универ., 1998, — 292 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России : новые ценностные ориентиры.// Педагогика, — 1995,-№ 5.-С.81−91.
- Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Фрейбургская школа) // Проблемы ценности в философии. М.: Наука, 1966.-С. 128−143.
- Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. М.: Искусство, 1994, — Т. 1.
- Толстой Л.Н. В чём моя вера?// Полн.собр.соч.: В 90-Т.-М.: Терра, 1992, — Т.23,-С.304−469.
- Он же. Дневники.// Полн.собр.соч.: В 90-Т.-М.: Терра, 1992.Т.48−49, — 535 с.
- Он же. Исповедь. // Полн.собр.соч.:В 90-т. М.: Терра, 1992, — Т.23.-С.1−59.
- Он же. Педагогические сочинения.-М.: Педагогика, 1989.-536 с.
- Ситковский Е. Неокантианство.//Из истории фи юсофии XIX века.: Сборникстатей, — ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1933.-С.213−308. Сеземан В. Рациональное и иррациональное в с* -теме философии. // Логос.-1911,-Кн.1.
- Семёнов В.Д. Социальная педагогика. История и современность. Екатеринбург, 1995.
- Савостьянова Э.Р. Проблема человека в философии неокантианства. Диссер г. на соискание учёной степени кандидата филос. наук. Екатеринбург. УрГУ.-132 с.
- Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»//
- Вопросы философии. 1990, — № 5.-С.61−75. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования.//
- Магистр. 1994, — № 6.-С.79−87. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.// Сочинения.:
- В 2-х т.-М.: Мысль, 1988,-Т.1.-С. 47−549. Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.:Наука, 1992.-210 с.
- Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. М.: Прогресс — Литера. С-П.: Алетейя, 1995.-651 с.
- Он же. Дух, лицо и стиль русской культуры.// Вопросы философии. 1977. -№ 1 .-С. 154−166.
- Сапов В.В. Журнал «Логос" — прерванный на полуслове диалог.// Вестник РАН, 1993. -Т. 63. -№ 3.-С.267−272 .
- Он же. Сергей Гессен- русский философ.// Вестник РАН. 1993.-Т.63.--№ 6.~ С. 523−235.
- Он же. Гессен С.И.// Русская философия.: Словарь. М.: Республика, 1995,-114с.
- Соболева М.Е. Система и метод в философии символических форм Э.Кассире-ра. // Вопросы философии, — 2000.-№ 2. -С. 87−101.
- Современный философский словарь, — М., Бишкек., Екатеринбург, 1996.-608
- Смирнов С. Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: МГУ, 1995, — 271 с.
- Фрадкин Ф.А., Осовский Е. Г. Лекции по истории русской педагогики. М., 1993. — 160 с.
- Философы России Х1Х-ХХ столетий (биографии, идеи, труды).- М.: Книга и бизнес, 1993.
- Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974.-469 с.
- Философия Канта и современный идеализм. М.: Наука, 1987. -270 с.
- Философия и ценностные формы сознания. М.: Мысль, 1978.-348с.
- Философия образования.: Круглый стол.// Педагогика, — 1995.-№ 4.-С.3−28.
- Философия, культура и образование: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии, — 1999 .- № 3, — С. 3−36.
- Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии: Альманах. Екатеринбург.: УрГУ, 1999. -333с.
- Филатов В. Гессен С.И. .//Русская философия.: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995, — С.126−127.
- Филиппов Л.И. Неокантианство в России. // Кант и кантианцы.М.:Наука, 1978,-С. 286−317.
- Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования».- Екатеринбург. 1998.-280 с.
- Чучин-Русов А. Е. Образование и культура.// Педагогика. -1998, — № 1.- С.9−17.
- Человек в философско- культурологическом измерении.: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Нижневартовск, 1998,163 с.
- Шашков Н.И. Кант и кантианство как основа «этического социализма», лизма». Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л.: ЛГУ, 1977. 20 с.159
- Эрн В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности. По поводу нового философского журнала «Логос».// Сочинения. М.: Правда, 1991.-С.71−108.
- Яковенко Б. О Логосе. // Логос, — 1911, — Кн 1.
- Он же Тридцать лет русской философии (1900−1929)// Философские науки .- 1991, — № 10. С. 57−96.160