Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью единообразия и унификации антимонопольного регулирования рынка ценных бумаг необходима разработка и реализация конкретных программ, форм и методов государственного антимонопольного регулирования фондового рынка на основе разграничения полномочий и функций как на федеральном, так и на региональном уровнедля обеспечения антимонопольного контроля за доминирующим положением финансовых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг в Российской Федерации
    • 1. Понятие конкуренции на рынке ценных бумаг как объекта правового регулирования
    • 2. Принципы правового регулирования конкуренции на фондовом рынке
    • 3. Специфика правового регулирования конкурентных отношений на рынке ценных бумаг
  • Глава 2. Механизм правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг в России
    • 1. Система органов антимонопольного регулирования фондового рынка
    • 2. Порядок правового регулирования конкуренции на фондовом рынке
    • 3. Международный опыт применения антимонопольного законодательства на фондовом рынке
  • Глава 3. Общая характеристика правонарушений и юридической ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции на рынке ценных бумаг в России
    • 1. Понятие и виды нарушений антимонопольного законодательства на фондовом рынке
    • 2. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг

Правовое обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проведение рыночных реформ в России невозможно без развития рынка ценных бумаг, который является механизмом, обеспечивающим функционирование всех отраслей экономики путем инвестирования в их хозяйственную деятельность финансового капитала. Современный рынок ценных бумаг России динамично развивается, повышается его значение как одного из важнейших элементов макроэкономики страны, увеличивается объем сделок с ценными бумагами, растет количество иностранных инвесторов, приобретающих ценные бумаги российских компаний.

Вместе с тем, российский рынок ценных бумаг содержит целый комплекс проблем, негативно влияющих на его развитие. По словам руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Олега Вьюгина, сегодня основными проблемами российского фондового рынка являются: отсутствие на российском фондовом рынке достаточного количества консервативных и долгосрочных инвесторов, как физических лиц, так и организацийограниченный интерес российских корпораций к размещениям своих акций на рынке, чтобы становиться публичными компанияминизкий уровень развития инфраструктуры российского фондового рынка1. Нерешенность указанных проблем приводит к оттоку российских инвестиций за рубеж: по оценкам российских экономистов до 70 процентов операций с российскими акциями сегодня совершается в Лондоне2.

Одной из многих причин, порождающих указанные проблемы российского рынка ценных бумаг, является недостаточное развитие конкурентных отношений на фондовом рынке. Отсутствие комплексных мер по поддержке конкуренции, в том числе правового характера, ведет к монополизации фондового рынка, что снижает эффективность его функционирования, и, как следствие, эффективность экономической системы в целом.

1 Татьяна Конищева. Российские акции стали лакомым блюдом — Российская бизнес-газета, 12 октября 2004 г. С. И.

2 Тайны монетарного двора. — Российская газета, № 193, 01.09.2005, С. 19.

Монополизация современного российского фондового рынка отчетливо проявляется в сфере организации торговли на рынке ценных бумаг. В России на сегодняшний день существуют около 50 фондовых бирж, однако подавляющая часть сделок совершается на двух фондовых биржах страны — Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и Российской торговой системе (РТС), которые фактически конкурируют только между собой. Остальные биржи, осуществляющие свою деятельность в регионах, действуют изолированно, как правило, лишь осуществляя доступ к торгам на ММВБ и PTG.

На российском рынке услуг депозитариев, осуществляющих хранение и. учет ценных бумаг, также можно говорить о недостаточном развитии конкуренции. По аналогии со сферой организации торговли на рынке ценных бумаг, на указанном рынке также функционируют две фирмы, которые оказывают наибольший объем услуг. Депозитариями, получившими монопольное право обслуживать операции участников торгов по акциям, являются Национальный депозитарный центр, сотрудничающий с ММВБ, и Депозитарно-клиринговая компания, взаимодействующая с РТС. Подобную ситуацию можно назвать дуополией, которая является специфическим проявлением монополизации.

На неразвитость конкурентных отношений на российском рынке ценных бумаг также указывает тот факт, что практически 85% всего рынка формируют всего 6 корпоративных бумаг, общих для национальных фондовых бирж — ММВБ и РТС. Это акции РАО «ЕЭС», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ЮКОС», ОАО «Сибнефть», ОАО «Ростелеком» и ОАО «Мосэнерго».

В целом попытки государства обеспечить формирование конкурентной среды на фондовом рынке не дают должных результатов, что является следствием недостатков в законодательном механизме антимонопольного регулирования рынка ценных бумаг.

До недавнего времени в нашей стране не существовало целостной системы правового регулирования конкурентных отношений на фондовом рынке. Указанные отношения регулировались рядом нормативных актов, содержащих отдельные нормы, касающиеся общих вопросов правового обеспечения конкуренции на рынке ценных бумаг, в частности: Конституцией РФ (ст.8), гарантировавшей единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельностиГражданским кодексом РФ, установившим запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынкеЗаконом РСФСР от 22.03.91 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действие которого в 1995 году было частично распространено на рынок ценных бумагФедеральным законом от 22.04.96 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг"4, урегулировавшим отношения, возникающие в процессе деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, правовое регулирование конкуренции на фондовом рынке осуществлялось указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативными актами5.

Нормативным правовым актом, впервые решившим вопрос о создании комплексной системы мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на финансовом рынке, стал Федеральный закон № 117-ФЗ от 23 июня 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"6, которым были установлены правила поведения профессиональных участников фондового рынка, определены пределы осуществления их гражданских прав, введена ответственность за недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением.

Тем не менее, Закон о защите конкуренции не устранил всех проблем в сфере конкуренции на рынке ценных бумаг. Поэтому Правительством РФ и федеральным антимонопольным органом был издан ряд подзаконных нормативных актов, частично решающих не урегулированные Законом проблемы .

3 СЗ РФ. 29.05.1995. № 22. ст. 1977.

4СЗ РФ. 1996. № 17. ст. 1918.

5 См. Указ Президента РФ № 2063 от 4 ноября 1994 г., Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78, Приказ ГКАП РФ от 14 июля 1994 г. № 83 и др.

6 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

7 См.: Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 г. № 194, Приказ МАП России от 21.06.2000 г. № 467, Приказ МАП России от 15.09.2000 г. № 707, Приказ МАП России от 28.02.2001 г. № 210 и др.

Несмотря на принятые меры, проблемы в области правового обеспечения конкуренции на фондовом рынке сегодня остаются. Существующая правовая база страдает многими недостатками, среди которых следует назвать: разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, посвященных регулированию конкуренции на фондовом рынкеотсутствие единого понятийного аппарата, унифицированных требований к участникам рынка ценных бумагнеэффективность реализованной в законодательстве модели управления фондовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулированиядисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения, установление заведомо неисполнимых требований к участникам рынка ценных бумагнепоследовательность и противоречивость системы делегирования полномочий государственной власти саморегулируемым организациям и объединениям профессиональных участников фондового рынкаотсутствие системы «сдержек и противовесов» при определении прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование и надзор рынка ценных бумаг.

Имеется острая потребность принятия таких важных законов, как об инсайдерской информации и манипулировании ценами на рынке ценных бумаг, о фондовых биржах, о производных финансовых инструментах, необходимо внесение изменений в действующее законодательство.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования и недостаточной разработанности вопросов правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг России, что препятствует достижению целей антимонопольной политики на российском фондовом рынке — формированию конкурентной среды.

Степень научной разработанности. Российский рынок ценных бумаг является объектом пристального внимания специалистов в области права и экономики, изучению проблем его функционирования посвящены многочисленные публикации в специализированной литературе. Вместе с тем, степень научной разработанности проблем формирования, применения и совершенствования российского антимонопольного законодательства на фондовом рынке в нашей стране следует признать недостаточной. Вопросы правового регулирования конкурентных отношений на фондовом рынке России до сих пор не подвергались комплексному научному анализу и в целом не получили должного теоретического разрешения. Однако потребность в исследовании механизма правового обеспечения конкуренции на российском рынке ценных бумаг и путей его совершенствования сохраняется. Особую значимость вопросы конкуренции на рынке ценных бумаг приобретают на фоне активного стремления России стать полноправным членом мирового сообщества, для чего ей необходимо иметь развитую систему экономических отношений, в том числе высокоорганизованный фондовый рынок.

В настоящее время в юридической науке отмечается недостаток фундаментальных монографических и диссертационных исследований, посвященных изучению правовых аспектов теории и практики антимонопольного регулирования на рынке ценных бумаг России. При этом процессы конкуренции с правовой и экономической точек зрения активно изучаются в рамках отношений, складывающихся на товарном рынке9, рынке банковских услуг10, на финансовом рынке в целом11. Общие вопросы правового регулирования конкуренции на рынке финансовых услуг освещаются в работах К.Ю. л.

Тотьева. С позиции предпринимательской деятельности проблемы конку.

8 Петров М. И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Питер, С-Пб.: 2005 — 240 е.- Андреев. В. К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1998 — 157 е.- Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: учеб. для студентов экон. специальностей и направлений вузовпод ред. В. А. Галанова, А.И. БасоваРос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005 — 446 с. и др.

9 Осипов Д. В. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции на российских товарных рынках: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2003 — 149 е.- Шкареденок, И. А. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках по законодательству России: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 СПб., 2001 — 198 с. и др.

10 Габбасова Л. Б. Конкурентные отношения и их особенности на рынке банковских услуг: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01 Казань, 2003 — 159 с. и др.

11 См. Баталов А. Г. Развитие конкуренции на финансовом рынке в условиях экономической реформы России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 М., 1998 — 190 с. и др.

12 Тотьев К. Ю. Конкурентное право (Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополии): Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РДЛ, 2003 — 476 с. рентных отношений рассматриваются в трудах С.Э. Жилинского13. В работах Г. Ф. Ручкиной14 проводится анализ соотношения частно-правовых и публично-правовых методов регулирования предпринимательской деятельности, используемых на рынке ценных бумаг. Комплексная характеристика антимонопольного законодательства, особенности государственного антимонопольного контроля, порядок привлечения к юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства раскрываются в исследованиях Н. Е. Фонаревой, Н.И. Клейн15. В существующих комментариях к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», подготовленных А. А. Ткачевым, Г. А. Тосуняном и А.Ю. Викулиным16, анализируется порядок применения норм права, регулирующих конкурентные отношения на рынке ценных бумаг. Отдельные правовые аспекты международного регулирования конкуренции на фондовых рынках рассматри.

11 ваются в работах В. И. Еременко. Обращает на себя внимание работа Л.И. Барона18, посвященная изучению правовых основ конкуренции и монополии на российском фондовом рынке, выводы которой могут стать базой для дальнейшего правового анализа.

Тем не менее, нельзя признать достаточным уровень научного рассмотрения комплекса правовых проблем конкурентных отношений на российском рынке ценных бумаг. До настоящего времени не получили комплексного разрешения и нуждаются в дальнейшем научном исследовании проблемы определения понятия конкуренции на рынке ценных бумаг, выявления специфики конкурентных отношений на фондовом рынке, раскрытия.

13 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 6. изд., обновл. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

14 Ручкина Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ. Юриспруденция. — М.: 2004 -416 с.

15 Н. И. Клейн, Н. Е. Фонарева. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 1999.-432 с.

16 Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». М: Издательство «Дело», 2001 — 129 е.- А. А. Ткачев. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». М: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002 -128 с.

17 Еременко В. И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.03, М., 2001 — 457 с.

18 Антимонопольная политика и развитие конкуренции на финансовом рынке: Монография. Л. И. Барон, А. В. Данилова, Р. А. Кокорев и др. Бюро экон. анализа М.: ТЕИС. 2003 Тип. Наука — 166 с. сущности механизма правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг в России. Внимание представителей правовой науки к вопросам конкуренции на рынке ценных бумаг остается ограниченным. В опубликованных работах лишь фрагментарно отражаются правовые аспекты конкурентных отношений на фондовом рынке, не образуя при этом целостности в подходе к исследованию конкуренции на рынке ценных бумаг России.

Таким образом, с учетом того, что проблемы правового регулирования конкурентных отношений на российском фондовом рынке пока не получили своего решения, следует констатировать наличие существенных пробелов и неиспользованных резервов в области правового обеспечения конкуренции на рынке ценных бумаг России в современных условиях.

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное изучение основных проблем государственно-правового регулирования в области защиты конкуренции на рынке ценных бумаг Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с названной целью в работе поставлены следующие основные задачи:

1) определение понятийного аппарата правового регулирования конкуренции на российском рынке ценных бумаг;

2) выявление сущности механизма правового регулирования антимонопольной деятельности на фондовом рынке России и его элементов, в том числе раскрытие правовой природы совокупности правовых норм, регулирующих антимонопольную деятельность на рынке ценных бумаг России;

3) проведение комплексного анализа системы принципов, обеспечивающих правовое регулирование антимонопольной деятельности на российском рынке ценных бумаг, и определение признаков системности в организационном обеспечении антимонопольной деятельности;

4) изучение зарубежного опыта применения антимонопольного законодательства на фондовом рынке с целью его применения к российской действительности;

5) раскрытие недостатков правового обеспечения конкуренции на российском рынке ценных бумаг и указание путей их устранения.

Объектом исследования являются общественные отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормыв сфере защиты конкуренции и антимонопольного регулирования на рынке ценных бумаг, учитывающие специфику развития общественных отношений участников фондового рынка и направленные на формирование конкурентной среды.

Методологическая основа. С позиции теории и практики правового обеспечения конкуренции на рынке ценных бумаг и с учетом определения специфики регулирования конкурентных отношений на фондовом рынке в работе применяются научные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, метод документального анализа, теоретико-прогностического анализа, метод абстрагирования и обобщения.

Метод сравнительного анализа нормотворчества России и других стран позволил выявить общее и особенное в сфере правового обеспечения конкурентных отношений на рынке ценных бумаг. Применялись также формально-юридический, функционально-структурный, лингвистический методы исследования, которые способствовали анализу изучаемых явлений.

Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы использованы труды ученых-юристов Г. Е. Авилова, Р. Г. Агаева, М. М. Агаркова, М: М. Богуславского, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Т. В. Бурмистровой, А. Н. Варламовой, Н. В. Васильевой, В. В. Витрянского, О. А. Жидкова, Т. В. Закупень, М. В. Залесской, В. Г. Корнеева, Н. И. Косяковой, В. В. Лаптева, Е. А. Любичева, Н. С. Малеина, B.C. Мартемьянова, Г. И. Мартыненко, С. А. Паращука, Э. Г. Плиева, О. Н. Садикова, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Д. В. Хохлова, Б.Б. Че-репахина, В. М. Шерстюка, Г. Ф. Шершеневича и др.

Поскольку экономическая теория занимает важное место в обосновании и реализации антимонопольного регулирования на рынке ценных бумаг, в диссертации использованы работы ученых-экономистов: С. Б. Авдашевой, Е.В. Ба-лацкого, А. И. Басова, В. А. Галанова, Е. Ф. Жукова, Ю. В. Кузнецова, Н.П. Ниша-това, JI.T. Литвиненко, В. В. Новикова, Н. М. Розановой, Ю. Б. Рубина, Б. Б. Рубцова, В. И: Солдаткина, А. Р. Стерлина, И. В. Тулина и других.

Автор в исследовании опирался на труды ряда зарубежных юристов: Э. Гелхорна, Е. Китча, В, Ковачича, Р. Корли, 0. Рида, X. Смита, Т. Фразера, П. Шедда, К. Шмитгоффа, Г. Чизмана, а также экономистов: Э. Долана, Д. Лин-дсея, К. Макконела, В. Т. Мартынова, А. Маршалла, В. Ойкена., М. Е. Портера, Г. И. Рузавина, Дж. Сороса, Л. Эрхарда и др.

В работе также использованы труды ученых, исследующих вопросы общей теории государства и права, конституционного права: С. С. Алексеева, М. В. Баглая, А. Б. Венгерова, Г. А. Гаджиева, А. И. Денисова, В. Б. Исакова, В. В. Лазарева, О. И. Тиунова, P.O. Халфиной и др.

Проводя правовой анализ публичных и частных аспектов правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг, автор обращался к трудам ученых в области финансового права: К. С. Вельского, B.C. Белых, В.В. Бесче-ревных, Е. Ю. Грачевой, М. И. Пискотина, Е. А. Ровинского, А. Д. Селюкова, Г. П. Толстопятенко, Б. Н. Топорнина, Н. ИХимичевой, С. Д. Цыпкина и др.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФмеждународные договорыГражданский кодекс РФАрбитражный процессуальный кодекс РФфедеральные законыуказы Президента РФпостановления Правительства РФнормативно-правовые акты органов исполнительной власти по антимонопольному регулированию и рынку ценных бумаг.

В ходе работы над диссертационным исследованием использованы судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и арбитражных судов федеральных округов и субъектов РФ, а также личный опыт работы автора в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является одной из первых в отечественной науке работ, в которой проблемы правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг России исследуются комплексно и системно.

Комплексность и системность исследования выражается в раскрытии правовой сущности конкуренции на рынке ценных бумаг России в современных условиях, как многопланового явления, выявлении взаимосвязи элементов механизма правового обеспечения конкуренции на российском фондовом рынке, определении правовых последствий нарушения субъектами рынка ценных бумаг антимонопольного законодательства и применении к ним мер юридической ответственности, на основе чего сформулированы основные признаки оптимальной модели правового регулирования указанной группы отношений.

Проведенное исследование дало возможность сформулировать и обосновать следующие положения, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:

1. Под конкуренцией на рынке ценных бумаг России понимается конкурентная борьба между его профессиональными участниками. Автором сформулировано понятие конкуренции на российском рынке ценных бумаг, которое определяется как состязательность между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе оказания услуг потребителям, при которой самостоятельные действия профессиональных участников ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления услуг на рынке ценных бумаг. Это понятие является частью более широкого понятия конкуренции, используемого в Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

2. В основе правового регулирования конкурентных отношений на фондовом рынке лежат общие и специальные принципы рыночной экономики, являющиеся фундаментом развития конкуренции на рынке ценных бумаг и призванные обеспечивать устойчивую связь между нормами права о защите конкуренции на фондовом рынке. К общим принципам относятся: принцип свободы экономической деятельностипринцип государственного регулирования рыночных отношенийпринцип единства экономического пространствапринцип законности. Специальными принципами являются: принцип поддержки добросовестной конкуренциипринцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренциюпринцип дифференциации и защиты частных и публичных интересовпринцип эффективности государственного регулирования деятельности субъектов конкуренции и монополийпринцип запрета злоупотреблений. В работе показана зависимость частных принципов от общих, раскрыта специфика применения общих принципов в сфере правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг.

3. Совокупность правовых норм, регулирующих конкурентные отношения на фондовом рынке, образуют субинститут правового института конкуренции на товарном и финансовом рынках. При этом основным методом воздействия на конкурентные отношения на рынке ценных бумаг является публично-правовой метод, используемый в административном праве. Вместе с тем общая группа отношений, складывающихся в процессе функционирования рынка ценных бумаг, регулируется нормами гражданского, административного, финансового права.

4. Установлены признаки системности в организации деятельности органов антимонопольного регулирования Российской Федерации, призванных решать задачи проведения государственной политики по развитию конкурентных отношений на товарных и финансовых рынках, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В работе показано, что одной из основных причин, снижающих эффективность антимонопольного регулирования на рынке ценных бумаг, является недостаточное организационно-правовое взаимодействие между федеральным антимонопольным органом в лице Федеральной антимонопольной службы РФ и Федеральной службой по финансовым рынкам, осуществляющей регулирование рынка ценных бумаг России.

5. Правовое регулирование конкуренции на рынке ценных бумаг России осуществляется посредством предварительного и последующего государственного антимонопольного контроля, который применяется в отношении действий субъектов конкурентных отношений рынка ценных бумаг по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций и в отношении соглашений, имеющих целью ограничение конкуренции на фондовом рынке:

6. Выявлены критерии антимонопольного контроля, определяющие пределы его осуществления и конкретные объекты контроля, под которыми понимаются: совокупность продуктовых и географических границ рынка ценных бумаг, числовые выражения доли финансовой организации на фондовом рынке, необходимые для определения ее доминирующего положения, величина активов финансовых организаций при их приобретении иными финансовыми организациями. При этом показано, что Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в отличие от Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не содержит критериев установления предельных нормативов доминирующего положения финансовых организаций, что может привести к необоснованному ограничению прав профессиональных участников рынка ценных бумаг со стороны антимонопольных органов.

7. Определено понятие нарушения антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг, которое рассматривается как предусмотренное законодательством о защите конкуренции на рынке финансовых услуг умышленное деяние (действие или бездействие) финансовой организации (группы лиц) либо органа исполнительной власти или местного самоуправления, посягающее на общественные отношения в сфере добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг и направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на фондовом рынке. В процессе анализа видов нарушений антимонопольного законодательства на российском рынке ценных бумаг автором обоснована необходимость выделения нового вида правонарушения, а именно — использование инсайдерской информации.

8. Обосновано, что основным видом юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг является административная ответственность в виде наложения штрафа. При этом механизм гражданско-правовой ответственности, выражающийся в форме возмещения причиненных убытков, используется участниками конкурентных отношений недостаточно в связи со сложностью обоснования размера убытков и наличия причинной связи между их возникновением и правонарушением.

Практическая значимость работы определяется содержащимися в ней положениями и выводами, которые могут послужить исходным моментом в последующих исследованиях правовых проблем ограничения и защиты конкуренции как непосредственно на рынке ценных бумаг, так и на рынке финансовых услуг в целом, а также смежных с ними вопросов. Выдвинутые в диссертации предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства могут быть использованы при подготовке и обсуждении проектов законодательных актов о защите конкуренции на рынке ценных бумаг и иных рынках финансовых услуг, могут принести определенную пользу при подготовке и издании учебных курсов и пособий, при проведении учебных занятий по изучению антимонопольного законодательства со студентами юридических факультетов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства, отражены в научных статьях и докладах, подготовленных и опубликованных автором к научно-практическим конференциям.

Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

Структура диссертационного исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Российский рынок ценных бумаг является развивающимся сегментом финансовой системы нашей страны. Правовое регулирование фондового рынка было начато лишь с 1996 года, когда был принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а конкурентные отношения на фондовом рынке стали предметом законодательного регулирования только с принятием в 1999 году Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Такой короткий срок развития рынка ценных бумаг и государственного регулирования конкуренции на нем не позволяет говорить о достаточной степени проработанности как нормативно-правовой базы законодательства о защите конкуренции на российском рынке ценных бумаг, так и в целом системы правового обеспечения и регулирования конкуренции на фондовом рынке России. Тем не менее, проведенное в настоящей работе исследование теории и практики применения антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг показывает большой потенциал для дальнейшего развития нормативной базы и совершенствования правового регулирования конкурентных отношений участников российского рынка ценных бумаг.

В связи с этим проделанная работа позволяет сделать несколько основных выводов.

1. Правовое обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг является целенаправленной государственной деятельностью, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения деятельности на фондовом рынке с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений;

2. Важнейшими направлениями обеспечения конкуренции на рынке ценных бумаг являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения деятельности на рынке ценных бумаг, а также в контроле за ее осуществлением. В свою очередь организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующими правомочиями различных организационных структур (прежде всегоантимонопольных органов), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения участников фондового рынка и обеспечивающих их эффективность;

3. Антимонопольные органы являются федеральной организационной системой, созданной государством и функционирующей согласно законодательству Российской Федерации с целью проведения государственной политики по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Классифицируя права антимонопольных органов на рынке ценных бумаг в зависимости от их задач и функций, можно выделить следующие: 1) права, направленные на осуществление организационных функций (например, право вносить в соответствующие органы государственной власти предложения о различных мерах регулирования отношений на фондовом рынке) — 2) права, направленные на осуществление контрольно-предупредительных функций (например, право доступа к информации, необходимой для выполнения возложенных на ФАС РФ задач) — 3) права, направленные на пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны участников рынка ценных бумаг, а также государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления (например, право давать указанным субъектам обязательные для исполнения предписания);

4. Механизм правового регулирования конкуренции на рынке ценных бумаг представляет собой комплекс правовых средств, направленных на выявление и пресечение антимонопольными органами противоправных антиконкурентных действий или возможностей для их совершения и воздействие на соответствующие субъекты правоотношений с целью защиты конкуренции на фондовом рынке. Содержание указанных правовых средств заключается в проведении государственными антимонопольными органами предварительного и последующего контроля за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций и в отношении соглашений субъектов конкурентных отношений, имеющих целью ограничение конкуренции на фондовом рынке, а также в воздействии в форме направления предписаний антимонопольных органов, которые применяются с целью пресечения действий, ограничивающих конкуренцию на фондовом рынке.

5. В процессе исследования международного опыта применения антимонопольного законодательства на фондовом рынке выявлено, что правовое регулирование конкуренции на фондовых рынках мира осуществляется преимущественно на уровне законов, в отличие от России, где законами устанавливаются лишь общие положения регулирования. Большую роль в регулировании конкурентных отношений на фондовых рынках стран Запада играют саморегулируемые организации участников, при этом российское законодательство направлено на жесткую регламентацию отношений участников рынка ценных бумаг. Правовое регулирование конкурентных отношений в странах Запада осуществляется в двух основных направлениях: контроль за приобретением акций (долей) в уставном капитале участников фондового рынка и пресечение недобросовестной конкуренции в виде манипулирования ценами, во многих странах существуют законы о запрещении использования инсайдерской информации. В России контроль за нарушениями в форме манипулирования ценами и использования инсайдерской информации находится на начальном уровне развития.

6. Процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и вынесения по его итогам предписаний строится на базе ряда принципов, которые объединяются автором в два блока: 1) принципы организации рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства принципы ведомственности, инициативности и подконтрольности) — 2) принципы рассмотрения таких дел — вынесения по ним обоснованных решений и их реализации (принципы коллегиальности, полноты, всесторонности и объективности, срочности, конкретности, склонения к добровольному устранению нарушений антимонопольного законодательства).

7. Специфическими видами правонарушений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг, являются использование инсайдерской информации при совершении сделок и манипулирование ценами. Однако российским законодательством не предусмотрена юридическая ответственность за инсайдерскую торговлю, а ответственность за манипулирование ценами ограничена лишь приостановлением или аннулированием лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, что является недостаточным.

8. Меры юридической ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции на рынке ценных бумаг в России не являются в полной мере эффективными. Механизм гражданско-правовой ответственности, выражающийся в форме возмещения причиненных убытков, используется участниками конкурентных отношений недостаточно в связи со сложностью обоснования размера убытков и наличия причинной связи между их возникновением и правонарушением. Размер административных штрафов, являющихся основной формой административной ответственности, не соответствует степени совершаемых правонарушений. Привлечение к уголовной ответственности требует расширения составов преступления с учетом динамичного развития конкурентных отношений на российском рынке ценных бумаг.

На основе проведенного анализа нормативной базы антимонопольного регулирования на рынке ценных бумаг и механизма реализации правовых норм, направленных на обеспечение конкуренции на российском фондовом рынке, предлагается внесение ряда изменений и дополнений в действующее законодательство:

1. В связи с тем, что сегодня одним из основных направлений конкуренции между организаторами торговли ценными бумагами за рост своей доли на рынке является развитие рынка так называемых производных финансовых инструментов, необходимо принять специальный закон «О производных финансовых инструментах», который даст общее определение производных инструментов и определения основных видов таких инструментов, установит права и обязанности сторон по сделкам с ними, определит допустимые базовые активы. Предметом регулирования этого Закона будут сделки, обязательством по которым являются передача определенных в них активов в определенный срок в будущем и (или) расчеты одной из сторон или обеих сторон, в зависимости от изменений стоимости определенных в них активов (базисных активов).

Кроме того, для обеспечения полноценной юридической защиты участников рынка производных инструментов необходимо внесение изменений в ст. 1062 Гражданского кодекса РФ об исключении положения об отнесении таких инструментов к «сделкам пари», требования из которых не подлежат судебной защите.

2. С целью обеспечения конкурентоспособности фондовых бирж представляется необходимым принятие специального закона «О фондовых биржах». Этот закон должен определить правовой статус самих бирж, установить требования к составу и структуре их акционеров, к системе корпоративного управления, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность бирж и прозрачность их деятельности. Фондовая биржа в силу специфики ее функций, которая не только организовывает торговлю, но и обеспечивает ее эффективность, а также защищает интересы инвесторов, должна получить определенные регулятивные полномочия по отношению к участникам торгов и к эмитентам. Возможность регулирующего воздействия на участников торгов должна быть направлена на предотвращение манипулирования ценами и инсайдерской торговли, а также на обеспечение надежности данного участника, что защищает интересы его клиентов и контрагентов. Возможность регулирующего воздействия на эмитентов должна обеспечить своевременное раскрытие информации эмитентами, а также контроль за соблюдением принципов корпоративного управления. Возможность биржи оперативно реагировать на нарушения со стороны эмитентов или участников торгов укрепит общую систему регулирования фондового рынка.

3. Инсайдерская торговля и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг во многих случаях тесно взаимосвязаны. Кроме того, во многом сходны механизмы выявления и пресечения этих недобросовестных действий со стороны регулирующего органа, а также применяемые к нарушителям санкции. Поэтому необходимо решать указанные проблемы в рамках одного общего закона. В этом законе следует определить понятие «инсайдерская информация». При этом определение должно быть четким, но не чрезмерно узким. Само по себе обладание инсайдерской информацией — не должно являться нарушением: противоправным является прямое осуществление сделок с ценными бумагами на основе такой информации, а также передача ее третьим лицам для совершения ими подобных сделок.

Подлежит определению и понятие «инсайдер», к которым можно отнести: компании-эмитенты, их должностных лиц и членов органов управления, их сотрудников, имеющих в силу своих служебных обязанностей доступ к необщедоступной информации о компании, крупных акционеров, служащих государственных органов, которые могут располагать важными сведениями, недоступными для участников рынка.

Кроме того, необходимо дать более широкое определение манипулирования ценами, расширить перечень его признаков. Следует определить перечень лиц, имеющих возможность манипулирования ценами, а также полномочия регулирующего органа по выявлению и пресечению подобной практики. При этом в законодательстве должна быть установлена система мер ответственности за совершение недобросовестных действий. Поскольку уголовные и административные санкции устанавливаются соответствующими Кодексами, то наряду с принятием специального закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами на рынке ценных бумаг» также необходимо внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РФ.

4. С целью предотвращения монополизации рынка ценных бумаг в форме недружественного поглощения компаний необходимо внесение изменений в статью 80 Федерального закона «Об акционерных обществах». Предлагается распространить указанную статью на все акционерные общества (вне зависимости от числа акционеров) и подробно урегулировать все аспекты, касающиеся прав и обязанностей всех участников процесса поглощения и процедур их взаимодействия. Так, необходимо установить требования к содержанию уведомления о поглощении, которое покупатель делает компании, акции которой приобретаются, к порядку его передачи, порядку и срокам его принятия акционерами. Следует определить обязанности Совета директоров приобретаемой компании в такой ситуации — например, обязанность сформировать и довести до акционеров свое мнение о том, справедлива ли цена, предложенная покупателем, и стоит ли принимать его предложение.

5. Для решения задачи по развитию конкуренции на рынке ценных бумаг России также необходимо: ^.

— принятие законодательного определения понятия «рынок ценных бумаг», т.к. в настоящее время в законодательстве указанный термин не получил какого-либо определения, что следует рассматривать как пробел;

— в связи с тем, что на сегодняшний день существует лишь Порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами, необходимо принятие нормативных актов, устанавливающих порядок определения доминирующего положения иных профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— с целью единообразия и унификации антимонопольного регулирования рынка ценных бумаг необходима разработка и реализация конкретных программ, форм и методов государственного антимонопольного регулирования фондового рынка на основе разграничения полномочий и функций как на федеральном, так и на региональном уровнедля обеспечения антимонопольного контроля за доминирующим положением финансовых организаций, не связанных с привлечением и использованием денежных средств (процессинг, услуги реестродержателя на рынке ценных бумаг, брокерская, депозитарная деятельность), необходима разработка порядка определения доли на рынке ценных бумаг по финансовым услугам, не связанным с привлечением и использованием денежных средствдиспозиция статьи 178 УК РФ должна быть дополнена определением необоснованной высокой (низкой) цены. в условиях современного состояния конкуренции на фондовом рынке необходимо внесение изменений в КоАП РФ относительно повышения размера штрафов за нарушения антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг России. необходимо создать систему информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой областиупростить процедуру обращения участников рынка по поводу нарушений антимонопольного законодательства, не допуская при этом возложения обязанности по представлению доказательств нарушений (документов, подтверждающих факт нарушения) на лицо, обращающееся с заявлениемповысить пороговые значения уровней экономической концентрациинеобходим переход от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при проведении государственного контроля экономической концентрации — при слиянии и присоединении коммерческих организаций, заключении сделок на приобретение акций (долей в уставном капитале), основных фондов и нематериальных активов, с правом антимонопольного органа в течение ограниченного срока запретить сделку и с признанием сделки совершенной по умолчанию, если запрет в течение этого срока не поступилобеспечить раскрытие информации об акционерах компаний и установить юридическую ответственность акционеров за непредставление информации. Не претендуя на бесспорность решения поставленных в диссертационном исследовании научных проблем и предлагаемых практических рекомендаций, автор рассчитывает на то, что оно окажет определенное влияние на дальнейшее развитие самой теории и оптимизацию практики в сфере правового обеспечения конкуренции на рынке ценных бумаг в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 13.05.1993. № 19. ст. 685. (первонач. ред.).
  3. Федеральный закон от 23 нюня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // G3 РФ. 1999. № 26. ст. 3174. (нервонач. ред.).
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 49. ст. 4562. (первонач. ред.).
  5. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 09.08.2004. № 32. ст. 3283.
  6. Указ Президента РФ № 1183 от 10 июня 1994 г. «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» // СЗ РФ. 1994. № 7. ст. 695.
  7. Указ Президента РФ № 1157 от 18 ноября 1995 г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» (в ред. Указов Президента РФ от 02.04.1997 № 277, от 08.10.2002 № 1134) // СЗ РФ. 1995. № 47. ст. 4501. (первонач. ред.).
  8. Указ Президента РФ № 408 от 21 марта 1996 г. «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров"в ред. Указов Президента РФ от 02.04.1997 № 277, от 16.10.2000 № 1756) // СЗ РФ. 1996. № 13. ст. 1311. (первонач. ред.).
  9. Указ Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 г. «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2000 №. 1756) // СЗ РФ. 08.07.1996. № 28. ст. 3356. (первонач. ред.).
  10. Указ Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 «О классификаторе правовых актов» (в ред. Указов Президента РФ от 05.10.2002 № 1129, от 28.06.2005 № 736) // СЗ РФ. 2000. № 12. ст. 1260. (первонач. ред.).
  11. Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» // СП РФ. 1992. № 5. ст. 26. (утратило силу).
  12. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3259.
  13. Приказ МАП России от 21 июня 2000 г. № 466 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 09.10.2000.
  14. Приказ Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 8. 23.02.2004.
  15. Постановление ФКЦБ России от 27 апреля 2001 № 9 «Об утверждении Положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг» // Российская газета. № 145. 01.08.2001. (утратило силу).
  16. М. М. Обязательства по советскому гражданскому праву. М.: Знание, 1940.-298 с.
  17. С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В. Вертикальные ограничения в российской экономике Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. М.: ТЕИС, 1998 80 с.
  18. Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США. Изд-во Юнити, М.: 2004 159 с.
  19. С.С. Право: азбука теория — философия. — М., 1999. — 709 с.
  20. Г. Андреев В. К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1998 157 с.
  21. Л.И., Данилова А. В., Кокорев Р. А. и др. Антимонопольная политика и развитие конкуренции на финансовом рынке: Монография- Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2003 166 с.
  22. В.А. Рынок ценных бумаг. СПб: Питер, 2005 ОАО С.-Пб. -316с.
  23. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 1999. 848с.
  24. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юрид. лит., 1976.-215 с.
  25. А.Ю., Тосунян Г. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». М: Издательство «Дело», 2001 129 с.
  26. В.А. Рынок ценных бумаг: учеб. для студентов экон. специальностей и направлений вузов- под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова — Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005 — 446 с.
  27. Гельхорн Э, Ковачич В. Е. Антитрестовское законодательство и экономика: Пер. с англ. М.: Международный институт права США, 1995. — 248 с.
  28. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. — 704 с.
  29. Государственно-монополистический капитализм США: монополистический капитал. / Л. С. Демидова, В. Ф. Железова, Ю. Б. Кочеврин и др. М.: Наука, 1989.-232 с.
  30. Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.:ПБОЮЛ JI. В. Рожников, 2001. 736 с.
  31. Гражданское право: в 2-х т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 2000.
  32. В.И. Конкурентное право Российской Федерации- Рос. агентство по пат. и товар, знакам. Информ.-изд. Центр. М.: ИНИЦ Роспатента, 2001 -305 с.
  33. В.И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран В. И. Еременко- Всерос. науч.-исслед. ин-т пат. информ. М.: ВНИИПИ, 1997.- 179 с.
  34. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 6. изд., обновл. -М.: Норма, 2005. — 928 с.
  35. Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М.: Банки и биржи. 1995. -224 с.
  36. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб, 2000. -284с.
  37. Н.И., Фонарева Н. Е. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1999. — 432 с.
  38. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов. / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 с.
  39. Контрактные отношения малого и крупного бизнеса: проблемы антимонопольного регулирования. / Д. И. Даугавет, А. Ю. Обыденов, И. П. Соколова, А. Е. Шаститко. — В кн.: Три исследования по конкурентной политике. М., 2002, с. 127−256.
  40. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. Т.2. — 400 с.
  41. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прибыли. / Н. С. Батаева, И. В. Гречишкина, А. А. Никифоров, А. Н. Чеканский, А.Е. Шаститко- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. -208 с.
  42. Монополизм и антимонопольная политика. / А. В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  43. Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. 2-е им. М., 1999. 944 с.
  44. М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Питер, СПб.: 2005 -240 с.
  45. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-496с.
  46. .Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002 447 с.
  47. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1996. -295 с.
  48. Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ. Юриспруденция. М.: 2004 -416 с.
  49. Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М., 1999. 262с.
  50. А.А. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». М: Юридический Дом «Юстицин-форм», 2002 128 с.
  51. К.Ю. Конкурентное право (Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополии): Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РДЛ, 2003 -476 с.
  52. Г. Н. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Изд-во Статут, М.: 2004 173с.
  53. М.Г. Российский рынок ценных бумаг и региональные хозяйствующие субъекты: монография- М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Кавк. акад. гос. службы, Пятигор. фил. Пятигорск: Спецпечать- Ростов н/Д, 2004 122 с.
  54. СТАТЬИ В СБОРНИКАХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ, ЖУРНАЛАХ
  55. Анализ практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием МАЛ России // ВМАП. 2000. — № 2.
  56. О.С. Проблемы доказательства согласованных действий, ограничивающих конкуренцию // ВМАП. 2000. — № 5.
  57. А.А. Конкуренция и проблемы ее становления в России в конце 1990-х гг. // Экономика. Управление. Право. 2000. — № 4.
  58. А.Н. Зарубежный опыт методологии и практики определения рынка // ВМАП. 2002. — № 1.
  59. В. И. Антимонопольное законодательство РФ // ГП. 2001. -№ 3.
  60. В. И. Ответственность за недобросовестную конку- f ренцию // Патенты и лицензии. 2001. — № 1.91 .Калинин Е. А. Вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // ВМАП. 2000. — № 2.
  61. ТО. Проблемы российского антимонопольного законодательства. Нужна реформа // ЗЭ. 2000. — № 6.
  62. Н.М. Защита конкуренции ва финансовых рывках: проблемы и перспективы // ВМАП. 2000. — № 3.
  63. А.А. Не злоупотребляйте на рынке финансовых услуг // ЭЖ-юрист. -2001.-№ 14.
  64. К. Ю. Защита конкуренции на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2000. — № 1.
  65. К.Ю. Доминирующее положение финансовой организации на рынке // Юридический мир. 2001. — № 4.
  66. А.В., Меркулова П. Ю., Найденышева О. А. Зарубежный опыт доказательства доминирующего положения // ВМАП. 2002. — № 4−5.
  67. В. Российское антимонопольное законодательство и конкурентное право Европейского Сообщества // ЗЭ. 2000. — № 6.
  68. Е. В. О совершенствовании антимонопольного законодательства //ВМАП.-2001.-№ 3.
  69. Фролова H-JI. Антитрестовская политика и нововведения (опыт США) // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2002. — № 8.
  70. О.В. Антимонопольное законодательство в системе законодательства и системе права // ЗЭ. 2000. — № 2.
  71. О.В. Исторический обзор экономических предпосылок становления антимонопольного законодательства // ЗЭ. 2001. — № 10.
  72. О.Ю. Осуществление государственной антимонопольной политики на рынке финансовых услуг // Хозяйство и право. 2000. -Приложение к № 4.
  73. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // СЗ РФ. 17.03.1997. № 11. ст. 1372.
  74. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 1996.
  75. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. 2005.
  76. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения сопоров, связанных с применением антимонопольного законодательства// Вестник ВАС. № 5. 1998.
  77. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ. № 2. 1999.
  78. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 1999 г. № 6069/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 4.
  79. Постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 г. № 4163/99 и № 7475/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 8.
  80. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. № 4043/02 // Вестник ВАС РФ. 2002. № 12.
  81. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2004 г. № 13 400/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 7.
  82. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 2004 г. № 6262/04 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 4
Заполнить форму текущей работой