Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ученический договор: проблемы правового регулирования

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышенный интерес ученых к вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников обусловлен, прежде всего, тем, что скорость появления новых технологий и обмена информацией в XXI в. стремительно возрастает, и, как следствие этого, полученное человеком образование быстро устаревает. В советское время существовали курсы повышения квалификации. Финансирование… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические вопросы института ученического договора
    • 1. Юридическая природа ученического договора
    • 2. Признаки ученического договора и организационные формы
  • ученичества
  • Глава 2. Особенности ученического договора: содержание, заключение, изменение, расторжение
    • 1. Порядок заключения и действие ученического договора
    • 2. Стороны ученического договора
    • 3. Содержание ученического договора
    • 4. Изменение и прекращение ученического договора
    • 5. Порядок, размеры возмещения расходов, связанных с обучением
    • 6. Споры, связанные с возмещением расходов по обучению
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложение 1

Ученический договор: проблемы правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность темы исследования. За последние 20 лет в экономике России произошли кардинальные изменения. Мир бизнеса сегодня — сложная изменчивая, динамическая структура. Постоянные изменения в законода-тельстве, принятие более ста новых законов и подзаконных нормативных ак-тов вызывают у работодателя необходимость дополнительного обучения (пе-реобучения) своих работников, а также потенциальных кандидатов на ва-кантные должности. Кроме этого, по утверждению экспертов, около 40% ра-ботников в нашей стране занимают должности, не соответствующие своим профессиям (специальностям). Работник может не вписываться в рамки своей должности по двум причинам: если он трудится не по специальности, полученной в учебном заведении, и если его квалификация ниже требуемой. В обоих случаях вина лежит, отнюдь, не на работнике.

На Международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь и гарантии реализации в сфере труда и социального обеспечения», которая проходила 1 — 3 февраля 2007 г. на базе Московской государственной юридической академии, было отмечено, что «в XXI в. одним из основных приоритетов общественного развития становится приобретение знаний, профессиональное обучение. Не случайно новая эпоха получила название «век знаний», появилось понятие «общество, основанное на знании» .

Повышенный интерес ученых к вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников обусловлен, прежде всего, тем, что скорость появления новых технологий и обмена информацией в XXI в. стремительно возрастает, и, как следствие этого, полученное человеком образование быстро устаревает. В советское время существовали курсы повышения квалификации. Финансирование на их содержание выделяло государство. Сегодня повышение профессионального уровня работников полностью оплачивает работодатель. Это правило действует на законодательном уровне и закреплено в ст. 196 Трудового кодекса РФ, кото-рая так и называется — «Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров». Одним из возможных средств реализации данного права является ученический договор.

Работодатель стремится привлечь кадры высокой квалификации и, прежде всего сам заинтересован в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации как потенциальных, так и оформленных работников. Но, к сожалению, лишь очень немногие организации имеют необходимые финансовые ресурсы, чтобы направлять работников на обучение (переобучение) и, тем более, организовывать его самостоятельно. Кроме того, работодатель не всегда уверен в том, что после обучения (переобучения), ученик продолжит с ним трудовые отношения, и затраченные работодателем на него средства могут быть потеряны.

Перечисленные обстоятельства приводят к тому, что ученический дого-вор на профессиональное обучение (переобучение) не слишком распростра-нён на практике. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что практика заключения ученического договора широко применяется только в крупных российских компаниях, которые могут себе позволить организовать обучение (переобучение) своих работников, а также потенциальных кандида-тов на вакантные должности.

Опыт развитых зарубежных стран в области финансирования профес-сионального обучения (переобучения), организованного работодателем, сви-детельствует об актуальности проблемы не только как национальной, но имеющей международное значение. Во многих европейских странах про-граммы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квали-фикации работников широко поддерживаются государством .

Действующий Трудовой кодекс РФ содержит главу 32, посвящённую уче-ническому договору. Это, несомненно, свидетельствует о развитии трудового законодательства в области профессионального обучения (переобучения) ученика, организованного работодателем. Однако внутренняя противо-речивость, отсутствие четкого регулирования ученических отношений в за-коне вызывают необходимость дальнейшего изучения данного института трудового права.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о бесспорной актуальности во-просов, связанных с правовым регулированием ученического договора, а также возникающих на его основании отношений, что и обусловило выбор темы данной дипломной работы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной ра-боты являются общественные отношения в сфере труда, связанные с организацией работодателем профессионального обучения (переобучения) работников.

Предметом выступают нормы трудового права Российской Федерации, регулирующие отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, основанные на ученическом договоре.

Цели и задачи исследования. Цель дипломной работы заключается в изучении основных проблем, связанных с правовым регулированием учени-ческого договора, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего трудового законодательства, регулирующего отношения, ос-нованные на ученическом договоре.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотрение правового регулирования ученического договора на совре-менном этапе развития трудового законодательства;

— систематизация проблем правового регулирования ученического договора;

— выявление перспектив дальнейшего развития правового регулирования ученического договора;

— определение места ученического договора в отрасли трудового права;

— разработка определения понятия ученического договора;

— выявление особенностей правового положения сторон ученического до-говора;

— анализ правовых норм о порядке заключения, изменения и прекращения ученического договора;

— исследование правовой природы возмещения расходов, понесённых ра-ботодателем в связи с обучением (переобучением) ученика; рассмотрение порядка возмещения этих расходов;

— выработка предложений по совершенствованию трудового законодатель-ства РФ в области профессионального обучения (переобучения), организо-ванного работодателем.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых, как: Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, Б. К. Бегичева, Э. Н. Бондаренко, Е. Р. Брюхиной, К. М. Варшавского, В. Л. Гейхмана, Л. Я. Гинцбурга, В. Г. Глебова, К. Н. Гусова, И. К. Дмитриевой, А. Д. Зайкина, И. Я. Киселёва, А. М. Куренного, В. М. Лебедева, Ф. М. Левиант, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, С. П. Маврина, Н. И. Матузова, В. И. Миронова, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, А. Е. Пашерстника, А. С. Пашкова, Ю. Н. Полетаева, А. П. Сергеева, О. В. Смирнова, И. О. Снигирёвой, Л. А. Сыроватской, К. П. Уржинского, Л. С. Таля, В. Н. Толкуновой, В. В. Федина, А. Ф. Фёдорова, Е. Б. Хохлова, С. Ю. Чучи, А. И. Шебановой и других ученых.

Нормативной базой работы являются международно-правовые акты, в том числе документы Международной организации труда; Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, трудовое законодательство, материалы судебной практики.

Эмпирическая база дипломной работы. Было изучено современное российское законодательство, материалы практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, мировых судов Шарьинского района Костромской области. Исследовались документы организаций, организующих профессиональное обучение своих работников. Рассматривалось зарубежное законодательство.

Методология и методика работы. В работе автор опирался на общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный и структурный анализ, сравнительный, исторический и социологические методы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, полученные в результате проведённого исследования, могут быть использованы для оптимизации нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, в преподавании учебного курса «Трудовое право России».

Объём и структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографиче-ского списка.

Глава 1. Теоретические вопросы института ученического договора

§ 1. Юридическая природа ученического договора Вопросы, связанные с правовым регулированием ученичества, ставились учёными с начала XX в. К. М. Варшавский рассматривал ученичество как «трудовое отношение, в коем основные обязанности сторон по трудовому договору — предоставление рабочей силы и выплаты вознаграждения — ос-ложнены ещё обязанностью нанимателя обучать трудящегося определённой профессии» .

Одним из первых исследований ученического договора в российской науке, как свидетельствует история науки трудового права, является работа русского юриста второй половины XIX в. А. Ф. Фёдорова. Он определил, что по договору промыслового ученичества патрон обязуется учить профессии ученика, который, в свою очередь, обязуется работать на патрона на условиях и в течение времени, определённом договорившимися сторонами в установленных законом пределах. По его мнению, законодатель причислял ученический договор к договору личного найма. А. Ф. Фёдоров предлагал ввести специальную нормировку ученического договора, установить для него обязательную письменную форму и узаконить ученическую (рабочую) книжку. До внесения в неё записи о заключении договора его предлагалось считать незаключённым. Он считал, что профессиональное образование должно осуществляться не на производстве, а в специальных школах. В то же время, осознавалась невозможность такого перенесения в силу экономических и социальных причин. Отсюда настоятельное требование «поставить регламентацию промыслового ученичества на началах более целесообразных» .

Данная работа является одним из наиболее глубоких исследований уче-нического договора не только в российской, но и мировой науке. В части

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. / Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конституция РФ 1993 года // Конституция РФ: Научно-практический комментарий. / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2007.
  3. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) 1996 года (в ред. ФЗ № 145-ФЗ от 17.07.2009) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. ФЗ № 267-ФЗ от 25.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ № 28-ФЗ от 11.03.2010). / Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. — № 13. — Ст. 1475.
  6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. ФЗ № 214-ФЗ от 24.07.2007). // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3283.
  7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ № 28-ФЗ от 11.03.2010) // СЗ РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  8. Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (в ред. ФЗ № 374-ФЗ от 27.12.2009) // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150.
  9. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032 — 1 от 19.04.91 (в ред. ФЗ № 367-ФЗ от 27.12.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., № 18, ст. 566.
  10. Кодекс законов о труде 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1971. — № 50. — Ст. 1007 (в ред. ФЗ № 90-ФЗ от 10.07.2001) // «Ведомости ВС РСФСР», 1971, N 50, ст. 1007. — Утратил силу с 1 февраля 2002 года (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  11. «Положения о лицензировании образовательной деятельности». — Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796. // Собрание законодательства РФ от 23 октября 2000 г., № 43, ст. 4249.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 63 г. Москва «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 „О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“» // Российская газета. — 2006. — 31 декабря.
  13. Постановление Правительства РФ № 224 от 16 апреля 2003 г. «О государственном плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2003/2004 — 2006/2007 учебном году» // СЗ РФ от 21 апреля 2003 г. № 16. Ст. 1538.
  14. «Положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непо-средственно на производстве» от 10 мая 1963 г. // Бюллетень ГКТ СССР. — 1963. — № 5. — Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.03.1980 N 50/4/4−85.
  15. «Положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непо-средственно на производстве» от 10 мая 1963 г. // «Бюллетень Госкомтруда СССР», № 4, 1969 — Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.03.1980 N 50/4/4−85.
  16. Письмо ФСС РФ от 11.06.2003 № 02−18/05−3937 «Об ученических договорах» // «Бюллетень Минтруда РФ», № 8, 2003.
  17. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23−3/10/2−4032 «О реализации региональных программ, предусматривающих дополни-тельные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
  18. Свод законов Российской империи. — СПб., 1913. — Т. XI. Ч. 2.
  19. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. — 1918. — № 87 — 88. — Ст. 905.
  20. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. — 1922. — № 70. — Ст. 903.
  21. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92−14−147/20/18−22. // «Бюллетень Госкомтруда СССР», № 11, 1988.
  22. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов. Утверждено Постановлением правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610. (в ред. Постановления Правительства № 175 от 31.03.2003) // «Собрание законодательства РФ», 03.07.1995, N 27, ст. 2580.
  23. Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабо-чих непосредственно на производстве. Утверждено ГТК СССР, Госкоми-тетом по профтехобразованию и ВЦСПС от 18 октября 1968 г. // «Бюллетень Госкомтруда СССР», № 4, 1969. — Утратил силу в связи с изданием Постановления Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.03.1980 N 50/4/4−85.
  24. Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве. — Утверждена приказом Госпрофобра СССР от 24.09.81 № 135. // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», № 2, 1982.
  25. Н.Г. Советское трудовое право в борьбе за народохозяйственный план // Ученые записки МГУ. 1953. № 151.
  26. Н.Г. Право и законность в период развёрнутого строительства коммунизма. — М., 1961.
  27. Н.Г. Трудовые правоотношения. — М., 1948.
  28. Е.И., Каринский С. С., Ставцева А. И. Роль советского трудового права в плановом обеспечении народного хозяйства кадрами. — М., 1955.
  29. Э.Н. Юридические факты в трудовом правоотношении: монография. — Барнаул, 2005.
  30. Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юри-дические факты // Журнал российского права. — 2003. — № 1.
  31. К.М. Практический словарь по трудовому праву. — М., 1927.
  32. В.Л., Дмитриева И. К. Трудовое право. — М., 2002.
  33. В.Г. Ученический договор: монография. — М., 2006.
  34. Л.Я. Советское социалистическое правоотношение. — М., 1977.
  35. К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики. Дисс. докт. юрид. наук. — М., 1993.
  36. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. — М., 2003.
  37. . Правовое регулирование производственного ученичества на предприятиях государственной промышленности. — Автореф. дис. канд. юрид. наук, 1981.
  38. С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: монография. — М., 2006.
  39. И.В. Как возместить расходы (затраты), связанные с обучением работников (лиц, ищущих работу). Часть 1. «Кадровик. Трудовое право для кадровика». — 2007. — № 5.
  40. М.П. Социалистическое трудовое правоотношение. — М., 1958.
  41. И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. — М., 2005.
  42. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Хохлова. — СПб., 1996.
  43. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) — М.: Юристъ, 2007.
  44. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ответст-венные редакторы: М. О. Буянова, И. А. Костян. — М., 2008.
  45. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Е. Хохлов. — М., 2007.
  46. Ф.М. Виды трудового договора. — М., 1966.
  47. М.В. Право на профессиональное образование и обучение как необходимая составляющая реализации конвенций МОТ «Достойный труд» и «Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире» / Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. — М., 2008.
  48. М.В., Лушников А. М. Очерки теории трудового права. — СПб., 2006.
  49. В.И. Трудовой и ученический договоры. — М., 2005.
  50. Л.А. Ученический договор: взгляд юриста. «Консуль-тант», № 19. — М., 2006.
  51. Ю.П. Труд молодёжи в СССР: правовое исследование. — М., 1974.
  52. А.С. Сущность договора производственного ученичества // Правоведение. — № 4. — 1964.
  53. А.С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров. — Л., 1966.
  54. А.С. Правовые формы обеспечения производства кадрами в СССР. — М., 1961.
  55. А.Е. Право на труд (очерки по советскому праву). — М., 1951.
  56. А.Я. Повышение квалификации работников. «Кадровик. Трудовое право для кадровика». — 2007. — № 7.
  57. И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 1998.
  58. Ю.Н. Особенности трудового договора, заключаемого с материально ответственными лицами / «Трудовое право». — М., 2003. — № 5.
  59. О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. — М., 1964.
  60. А.И., Хохрякова О. С. Трудовой договор. — М., 1983.
  61. А.В. Плюсы и минусы ученического договора // Юрист. — 2009. — № 4. — С. 32 — 36.
  62. А.Ф. Правовое положение рабочих и служащих, обучающихся без отрыва от производства. — М., 1962.
  63. Трудовое право: учебник /Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигирёвой. — М., 2008.
  64. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. — М., 2002,
  65. К.П. Правовые вопросы подготовки и повышения квали-фикации рабочих на предприятиях государственной промышленности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Л., 1956.
  66. К.П. Договор об ученичестве // Правоведение. — 1961. — № 3. — С. 66 — 75.
  67. А.Ф. О промысловом ученичестве вообще и договорах промыслового обучения особенно. — Одесса, 1892.
  68. С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнёрства в Российской Федерации. — М., 2001.
  69. Диссертации и авторефераты
  70. Е.Р. Право на труд и на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке работников в России. — Дисс. канд. юрид. наук. — Пермь, 2007.
  71. М.А. Субъекты трудового права. Дисс. канд. юрид. наук. — Омск, 2002.
  72. Д.М. Материальная ответственность работников в условиях рыночной экономики современной России: некоторые проблемы теории и практики. Дисс. канд. юрид. наук. — Пермь, 2005.
Заполнить форму текущей работой