Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность генерального секретаря Организации Объединенных Наций по развитию международного права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиции системного подхода, Секретариат ООН лишь номинально является главным органом Организации Объединенных Наций, фактически обслуживая остальные главные органы ООН. Под таким углом зрения, дискуссионный характер тезиса, согласно которому Секретариат ООН в большей степени квалифицируется в качестве вспомогательного органа, имеет определенные основания. Поскольку в данном контексте ведущую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. УСТАВ ООН КАК ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОПОРЯДКА
    • 1. 1. История создания Организации Объединенных Наций и выработки ее Устава
    • 1. 2. Устав ООН — основа права ООН и деятельности Генерального секретаря Организации Объединенных Наций
  • ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТАТУСА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН И ЕГО ФУНКЦИИ
    • 2. 1. Правовая природа статуса и специфика поста Генерального секретаря ООН
    • 2. 2. Функции Генерального секретаря по Уставу ООН
  • ГЛАВА III. РОЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОПОРЯДКА И В РЕФОРМИРОВАНИИ ООН
    • 3. 1. Участие Генерального секретаря ООН в разрешении проблем, угрожающих международному миру и безопасности
    • 3. 2. Участие Генерального секретаря в реформировании Организации Объединенных Наций

Деятельность генерального секретаря Организации Объединенных Наций по развитию международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций является главным административным должностным лицом Организации (ст. 97 Устава ООН). При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь не должен запрашивать или получать указания от какого то ни было правительства или власти, посторонней для ООН. Он должен воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на его положении как международного должностного лица, ответственного только перед ООН (ст. 100 Устава ООН).

На протяжении всего периода деятельности ООН ее Генеральный секретарь как «главное административное должностное лицо Организации» и в настоящее время не перестает быть объектом всеобщего и пристального внимания международного сообщества, а также различного рода суждений, в которых доминирует критика в его адрес, имеющая подчас диаметрально противоположный характер: от критических замечаний по поводу его бездействия до претензий в связи с превышением полномочий в разных сложных кризисных ситуациях в международных отношениях.

Вместе с тем, авторитет Генерального секретаря ООН как «международного должностного лица» растет, что подтверждается в поручениях, содержащих в итоговых документах всемирных встреч на высшем уровне в его посреднических усилиях или в добрых услугах, направленных на урегулирование международных конфликтов. Его доклады по различным тематикам современности являются чрезвычайно.

1 См.: Саммит тысячелетия Организации Объединенных Наций. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.- Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 г. // Док. ООН A/CONF. 199/20- Всемирный саммит 2005 г. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 г. востребованными и представляют собой источником прогрессивного развития международного права в важных сферах международных отношений.

Почвой острой дискуссии относительно четкого определения полномочий Генерального секретаря служат также положения ст. 98 Устава ООН, согласно которым Генеральный секретарь ООН выполняет и «другие» функции, которые возлагают на него Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и ЭКОСОС. Эти «другие» функции не прописаны в Уставе, а вытекают из полномочий названных главных органов ООН, которые в сложных ситуациях, могут противопоставляться, что имело место, например, в результате принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г. резолюции «Единство в пользу мира» .

Необходимо иметь в виду и такой немаловажный фактор, связанный с должностью Генерального секретаря ООН, как его роль (непосредственно или через своего представителя) в осуществлении «превентивной» дипломатии, направленной на предотвращение кризисных ситуаций, а также в постоянном призыве государств к присоединению к международным соглашениям, зарегистрированных в Секретариате ООН.

История международных отношений периода ООН и перспективы развития глобализирующегося мира в условиях новых угроз и вызовов подтверждают значимость Генерального секретаря ООН в деле поддержания международного мира и безопасности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость и актуальность комплексного международно-правового анализа статуса и деятельности Генерального секретаря по поддержанию мира и безопасности, прогрессивному развитию международного права, особенно в современной активной стадии реформирования системы ООН.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступают отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия Генерального секретаря ООН с главными и функциональными органами ООН,.

1 См.: Мы, народы: роль ООН в XXI веке // Док. ООН Л/54/2000 г. от 23 марта 2000 г.- При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех II Док. ООН А/59/2005 г. от 21 марта 2005 г.

2 См.: Док. ООН. A/RES/3777 3 октября 1950 г. специализированными учреждениями системы ООН, а также государствами-членами ООН.

Предметом исследования является компетенция (de-jure и de-facto) Генерального секретаря ООН, позволяющая ему оказывать позитивное воздействие на укрепление международного мира и безопасности, и на прогрессивное развитие международного права.

Цель и задачи работы. Целью настоящего диссертационного исследования является всесторонний и комплексный анализ статуса и деятельности Генерального секретаря ООН по поддержанию международного мира и безопасности, по прогрессивному развитию международного права.

Указанная цель предопределяет решение следующих задач: проанализировать подготовительные материалы по выработке положений Устава ООН в целях определения компетенции Генерального секретаря ООНпроследить эволюцию компетенции в процессе развития самой системы ООНисследовать правовую природу статуса Генерального секретаря, как «международного», «главного», «административного» лица ООНопределить место Генерального секретаря в системе ООНпроанализировать функции Генерального секретаря по Уставу ООН в плане их содействия в прогрессивном развитии международного правапоказать роль Генерального секретаря в деле формирования и развития «права ООН" — рассмотреть участие Генерального секретаря ООН в разрешении проблем, угрожающих международному миру и безопасностиопределить степень участия Генерального секретаря в реформировании.

ООН.

Источниковую базу диссертации составили: подготовительные материалы, на которых были выработаны положения Устава ООНакты, принятые главными органами ООНматериалы международных конференций, саммитовитоговые документы, в которых нашли отражения рекомендации Генерального секретаря ООНдокументы правоприменительной практики, а также послания, заявления и доклады, сделанные Генеральными секретарями ООН в их бытность на этом посту.

Теоретическая основа диссертации. В настоящей диссертации отражены концептуальные аспекты современного международного права, нашедшие одобрение в отечественной и зарубежной правовой доктрине.

Теоретической основой данного диссертационного исследования являются труды в области теории международного права, касающиеся рассматриваемой проблемы, таких отечественных ученых, как: А. Х. Абашидзе, К. А. Бекяшев, П. Н. Бирюков, И. П. Блищенко, М. И. Блум, И. Блюнчли, P.JI. Боброва, О. В. Богданова, С. В. Бородин, Н. В. Васильев, B.C. Верещетин, В. В. Витюк, А. Н. Вылегжанин, JI.H. Галенская, А. С. Горелик, А. В. Грабарь, Ф. И. Дурденевского, С. Н. Егоров, В. П. Емельянов, Г. П. Жуков, Б. Л. Зимненко, Г. В. Игнатенко, Р. А. Каламкарян, А. Я. Капустин, И. И. Карпец, В. А. Карташкин,.

A.А. Ковалев, Ф. И. Кожевников, A.JI. Колодкин, Ю. М. Колосов, М. Н. Копылов,.

B.C. Котляр, Э. С. Кривчикова, Н. Б. Крылов, С. Б. Крылов, М. И. Лазарев, И. И. Лукашук, С. А. Малинина, А. П. Мовчан, Л. А. Моджорян, А. А. Моисеев, Г. И. Морозов, А. В. Наумов, Ю. А. Решетов, Ю. С. Ромашев, Г. С. Стародубцев, А. Н. Талалаев, А. С. Тимошенко, О. И. Тиунов, А. Н. Трайнин, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков, Д. И. Фельдман, В. Н. Федоров, О. Н. Хлестов, С. В. Черниченко, М. Д. Шаргородский, В. М. Шумилов и др.

Автор в процессе работы пользовался также трудами зарубежных авторов, таких как: В. Альтман, Г. Амери, Т. Басам, С. Бастид, С. Бейли, Д. Боуэтта, И. Броунли, М. Виралли, Д. Гиббс, С. Глазер, Л. Горденкера, Л. Гудрича, Э. Давид, Д. Дерби, Я. Динштейн, Л. Доливет, К. Иглтона, Г. Кельзена, Ж. Лангро, А. Мейровиц, В. Пелла, Ж. Пикте, А. Росс, Ж. Сиотиса, Ж. Траюб, Г. Фокс, В. Фридман, М. Хамбро, С. Швебел, С. Честерман, Д. Эйзенховен и др.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность общепризнанных методов исследования: сравнительно-правовой, системный, логический, специальный (исторический, политологический), формально-юридический.

Степень научной разработанности темы диссертации. В отечественной международно-правовой литературе недостаточно уделено внимание анализу статуса и деятельности Генерального секретаря ООН по развитию международного права. Общие международно-правовые вопросы деятельности Генерального секретаря освещены в немногочисленных работах и охватывают, главным образом, период до 80-х гг. 1 Материалы, касающиеся деятельности Генерального секретаря, отмечены также в работах отечественных ученых, изложенных в контексте создания ООН. Однако все указанные публикации не могут отразить целостную картину статуса и масштабы деятельности Генерального секретаря ООН в плане развития международного права.

В последние годы были опубликованы несколько работ российских авторов, посвященных деятельности Генерального секретаря ООН, однако, они в основном носят общий характер и не раскрывают тему настоящей диссертации '. Вместе с тем, такого рода научное исследование востребовано наукой и практикой современного международного права.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое в отечественной науке международно-правовое исследование, содержащее комплексный анализ деятельности Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по развитию международного права.

Тимошенко А. С. Генеральный секретарь ООН (международно-правовые вопросы деятельности) // Советский ежегодник международного права. 1973. М., 1975. С. 149−162- Шабанова И., Горденкер Л. Генеральный секретарь, 1972 // 30 лет Организации Объединенных Наций. Реферативный сборник. М.: Изд-во «ИНИОН АН СССР», 1976. С. 154−161- Кривчикова Э. С., Смуте М. К. Генеральный секретарь ООН, его роль в решении международных конфликтов, 1971 // 30 лет Организации Объединенных Наций. Реферативный сборник. М.: Изд-во «ИНИОН АН СССР», 1976. С. 135−146.

2 См.: Крылов С. Б. Материалы к истории создания Организации Объединенных Наций. М., 1949; Малинин С. А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л., 1956; Морозов Г. И. ООН — основные международно-правовые аспекты структуры и деятельности. М., 1962; Медведев A.M. Секретариат ООН и требования современности. М., 1962; Васильев Н. М. Секретариат — исполнительный механизм ООН. М., 1965; Тимошенко А. С. Некоторые международно-правовые аспекты статуса и деятельности Секретариата ООН. М., 1971.

3 См.: Горелик А. С. Генеральный секретарь ООН и новые вызовы глобализирующегося мира II ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: материалы международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2001. Федоров В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2005.

Новизна работы выражается в том, что впервые в отечественной науке международного права: проанализирован историко-правовой аспект становления (и эволюции) компетенции Генерального секретаря ООН в контексте развития международного права и права ООНдано авторское определение понятия «право ООН» и установлены его основные источникив результате исследования правовой природы статуса Генерального секретаря на основе анализа положений Устава ООН, выдвинута авторская концепция «фактической компетенции» Генерального секретаря Организации Объединенных Нацийдана авторская трактовка посредничества Генерального секретаря ООН в процессе разрешения проблем, угрожающих международному миру и безопасности, как своеобразной «квазидипломатии" — проанализировано участие Генерального секретаря ООН в процессе реформирования Организации Объединенных Наций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «право ООН» возможно трактовать в нескольких значениях, в частности: в качестве норм внутренних регламентов, устанавливающих порядок и определяющих различные вопросы функционирования главных и вспомогательных органов ООНкак нормы решений/резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН (а также других главных органов ООН), принимаемых для достижения целей Организации в рамках ее правосубъектностив качестве совокупности норм Устава ООН и многосторонних международных соглашений и договоров, заключенных в рамках ООН и составляющих основу единого правового механизма регулирования международных отношенийАвтор предлагает использовать понятие «право ООН» как совокупность всех перечисленных ранее актов.

2. Право ООН представляет собой, с позиции системного подхода, динамическую систему, составляющую сердцевину современного международного права. Право ООН, развиваясь в количественном и качественном отношениях, оказывают непосредственное воздействие на развитие общего международного права.

3. Ретроспективный анализ становления и эволюции поста Генерального секретаря ООН наглядно демонстрирует, что в конечном итоге доминирующей парадигмой предпринимаемых шагов Генерального секретаря ООН на международной арене являлись реально совершаемые действия. Таким образом, возможно вести речь о концепции «фактической компетенции» Генерального секретаря, поскольку только практические действия последнего оказывали (и продолжают оказывать) реальное влияние на решение тех или иных проблем, в том числе и угрожающих международному миру и безопасности.

4. С позиции системного подхода, Секретариат ООН лишь номинально является главным органом Организации Объединенных Наций, фактически обслуживая остальные главные органы ООН.

5. Совокупность норм Устава Организации и составляет правовую природу статуса Генерального секретаря ООН, одна часть которых определяется его отношениями с Организацией, а другая — его положением в системе ООН и в международных отношениях в целом.

6. Политические функции Генерального секретаря не регламентированы Уставом ООН и выступают как вспомогательные и подчиненные по отношению к его основным административно-исполнительным функциям.

7. Участие Генерального секретаря ООН в процессе развития международного права возможно представить как ряд его последовательных.

1 Диссертант в процессе выработки определения термина «право ООН» использовал методический подход отечественного юриста-международника, профессора В. М. Шумилова, примененный последним в своей работе «Всемирная торговая организация: право и система» (См. подробнее: Шумилов В. М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. пособие. М., 2006. С. 119−120) действий, направленных на оптимизацию и совершенствование процесса нормообразования современного международного права, реализуемого в рамках Организации Объединенных Наций, главным образом, в следующих трех важнейших сферах деятельности: международный мир и безопасностьразвитиеправа человека.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Основные концептуальные аспекты диссертационной работы нашли свое отражение в докладах, представленных на ежегодной межвузовской научно-практической конференции кафедры международного права РУДН «Актуальные проблемы современного международного права», на VIII всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Духовность, нравственность и культура в российской истории» (Москва, апрель 2006 г.), на IX всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Образ жизни в России: история и современность» (Москва, апрель 2007 г.), а также в публикациях автора.

Практическая значимость диссертации. Исследование основных направлений деятельности Генерального секретаря ООН, а также в полном объеме его юридического статуса, позволяет рассматривать настоящую диссертацию как актуальное и перспективное научно-практическое направление в современном международном праве. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также сотрудниками внешнеполитических ведомств Российской Федерации.

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

После Второй мировой войны, по образному выражению профессора И. И. Лукашука, наступил «золотой век» международного права. За прошедшие 63 года оно получило неизмеримо большее развитие, чем за всю предыдущую историю. Речь идет не только о количестве новых принципов и норм, но и об изменении их характера, о совершенствовании механизма их функционирования.

Особую, можно сказать, основополагающую роль в развитии международного права сыграла Организация Объединенных Наций. Выполняя возложенную на нее Уставом обязанность по содействию прогрессивному развитию и кодификации международного права, ООН за указанный ранее период провела такую работу в международно-правовой сфере, которая существенно превышает все сделанное в этой области за все время, предшествующее созданию рассматриваемой Организации.

По сути, ООН представляет собой уникальный механизм выработки фундаментальных правил, а также основополагающих принципов и норм международного права, которые подлежат применению и обязательному исполнению всеми государствами в различных сферах их взаимодействия, а также формируют принципиальную основу для адекватной оценки и осуществления практических действий мирового сообщества.

Устав ООН выступает в качестве основы международного правопорядка и права ООН, источниками которого, наряду с Уставом, являются многочисленные международные многосторонние соглашения и договоры, заключенные в рамках ООН, а также декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности (и других главных органов) Организации Объединенных Наций.

С позиции системного подхода, право ООН представляет собой динамическую систему, составляющую сердцевину современного международного права (далее — МП). Право ООН, развиваясь в количественном и качественном отношениях, оказывает прямое воздействие на развитие общего МП.

Специфическую роль в нормотворческом процессе, реализуемого в рамках Организации Объединенных Наций, играет Генеральный секретарь ООН, оказывая влияние на развитие права ООН, а также общего международного права опосредованно и непосредственным образом.

Опосредованно — как активный участник (субъект) деятельности Организации Объединенных Наций в целом. Иными словами речь идет о той консолидированной роли, которую играет ООН (в том числе и Генеральный секретарь) в развитии международного права в общем.

Определение степени участия Генерального секретаря в данном процессе позволяет наметить вектор, указывающий не только соответствующие направления непосредственных усилий Генсека в этой сфере, но и ключевые элементы и основные этапы реализации его воздействие на развитие права ООН и общего международного права.

Секретариат ООН (и безусловно, прежде всего Генеральный секретарь) активно участвуют в процессе подготовки соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи, а также других главных органов ООН, принимаемых для достижения целей Организации в рамках ее правосубъектности.

Такие резолюции регламентируют международные отношения при помощи рекомендательных норм, служащих в то же время определенной основой (стадией) формирования юридически обязательного правила поведения — нормы международного публичного права.

Генеральный секретарь как «главное административное лицо» Организации оказывает существенную помощь и содействие заинтересованным сторонам в процессе окончательной редакции текстов, многосторонних межгосударственных соглашений и договоров, заключаемых в рамках ООН и составляющих основу единого правового механизма регулирования межгосударственных отношений.

Анализ правовой природы статуса Генерального секретаря, а также его функций по Уставу ООН дал возможность определить соответствующую компетенцию (де-юре и де-факто) Генсека, позволяющую ему осуществлять конкретные действия и предпринимать шаги, направленные на развитие и совершенствование механизма нормообразования, являющегося составной частью права ООН и общего международного права.

Генеральный секретарь ООН обладает так называемой «легитимной компетенцией», то есть той совокупностью полномочий, которая зафиксирована в соответствующих положениях Устава ООН. Деятельность Генсека в пределах «легитимной компетенции» или компетенции де-юре (говоря иными словами, в точном и неукоснительном соответствии положениям Устава ООН) ни у кого не вызывает никаких возражений.

Экстраполируя на действия Генерального секретаря ООН концепцию «подразумеваемой компетенции», можно сформулировать ее сущность следующим образом: «Генеральный секретарь располагает такими полномочиями, которые, хотя и прямо не предусмотрены Уставом, предоставлены ему при помощи логики вещей как существенно необходимые для выполнения его обязанностей».

Очевидно, что в результате такого парафраза сущность концепции «подразумеваемой компетенции», (применительно к действиям Генерального секретаря ООН) можно квалифицировать (трактовать) как концепцию «предполагаемой компетенции», то есть как концепцию «потенциально возможных действий».

Однако ретроспективный анализ становления и эволюции института Генерального секретаря ООН наглядно демонстрируют, что в конечном итоге доминирующей парадигмой предпринимаемых шагов Генсека ООН на международной арене являлись реально совершенные действия. Таким образом, возможно вести речь о концепции «фактической компетенции» Генерального секретаря, поскольку только практические действия последнего оказывали (и продолжают оказывать) реальное влияние на решение тех или иных проблем, в том числе и угрожающих международному миру и безопасности.

Совокупность норм Устава Организации и составляет правовую природу статуса Генерального секретаря ООН, одна часть которых определяется его отношениями с Организацией, а другая — его положением в международных отношениях. Феномен поста Генерального секретаря ООН заключается в том, что Генсек призван играть двоякую роль или, говоря иными словами, выступать одновременно в двух ипостасях.

Во-первых, возглавляя один из главных органов ООН, он одновременно является «главным административным должностным лицом Организации». В процессе осуществления своей деятельности он объективно вынужден испытывать постоянное влияние других главных органов ООН, а также государств-членов.

Во-вторых, будучи уникальным («единственная в мире должность») участником международных отношений, Генеральный секретарь имеет потенциальную возможность активнейшим образом воздействовать на все стороны международной действительности, в том числе и на международно-правовую.

С позиции системного подхода, Секретариат ООН лишь номинально является главным органом Организации Объединенных Наций, фактически обслуживая остальные главные органы ООН. Под таким углом зрения, дискуссионный характер тезиса, согласно которому Секретариат ООН в большей степени квалифицируется в качестве вспомогательного органа, имеет определенные основания. Поскольку в данном контексте ведущую роль играет не юридическая норма, закрепленная в Уставе ООН, а функциональная характеристика и ключевое предназначение названного органа. Следует обратить особое внимание на смысл первого положения ст. 97 Устава ООН, которое гласит: «Секретариат состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации (выделено мнойД.А.)». Таким образом, в состав одного из главных органов Организации.

Объединенных Наций в качестве одного (из двух) основных элементов входит персонал, который может потребоваться не для самого этого главного органа (Секретариата), а непосредственно для Организации. Более того, сам Генеральный секретарь «является главным административным лицом Организации (выделено мной — Д.А.)».

С точки зрения системного подхода такая ситуация означает, что два базовых элемента одного из главных органов (компонентов) системы (ООН) функционально детерминированы на «обслуживание» (на «помощь») всей системы, и, соответственно, не могут выступать в качестве главного органа Организации Объединенных Наций. Исходя из этого, следует признать, что Секретариат ООН, названный в Уставе Организации в числе главных органов, в действительности не является таковым, а носит вспомогательный характер.

И хотя положения ст. 7 Устава ООН свидетельствуют, что в правовом отношении Секретариат уравнен с другими главными органами Организации Объединенных Наций, анализ функций и полномочий главных органов ООН, с точки зрения выполнения основной задачи Организации (обеспечения международного мира и безопасности) говорит о том, что их значимость в системе главных органов ООН неравнозначна.

Анализ политических функций Генерального секретаря весьма наглядным образом показывает, что такие функции имеют непосредственное отношение к достижению цели Организации в сфере международных отношений. Более того, данные функции следуют из решений главных органов, которые, в свою очередь, обязаны строго соответствовать статусу Главного административного должностного лица Организации. Представляется, что политические функции рассматриваются как совокупность обязанностей, которые непосредственно связаны с деятельностью ООН в области межгосударственных отношений, вытекающих из решений главных органов, и ограничены соответствующими положениями Устава Организации.

Детальное рассмотрение основных актов ООН показало, что Устав прямо не предусматривает выполнение Секретариатом политических функций. Поэтому соответствующие функции Генерального секретаря учеными называются как «функции, которые могут носить политический характер». Следствием этого служит и то, что одни и те же функции в интерпретации одних авторов звучат как «административные», других — как «политические».

Однако следует отметить, что деятельность по реализации решений коллективных органов, нашедших свое отражение в ст. 98 Устава ООН, в ряде случаев может приобретать политический оттенок. Наглядным примером этого служит то, что выполнение решений Совета Безопасности нередко связанны с важнейшими вопросами поддержания международного мира и безопасности, что, в свою очередь, неизбежно дает возможность для возникновения политических инициатив, но ограниченных определенными рамками выданного мандата.

Последняя четверть XX века была охарактеризована резким возрастанием масштабов миротворческой деятельности и деятельности Организации Объединенных Наций, направленной на разрешение проблем, угрожающих международному миру и безопасности, а также на поддержание мира.

В данной связи следует особо подчеркнуть, что ООН в процессе своей деятельности в обозначенной сфере внесла определенные новации в уже известные средства мирного разрешения международных споров, адаптируя их к новым реалиям. Организация Объединенных Наций конкретизировала (в целях придания большей эффективности) при помощи создания собственных нормативных актов международно-правовую регламентацию таких средств, как: переговорыпосредничестводобрые услугирасследованиепримирение.

Кроме того, ООН ввела в мировую практику новые средства мирного разрешения международных споров, ранее неизвестные международному публичному праву (разрешение таких споров в политическом органе международного учреждения). Изменила при помощи практики компетенцию своих соответствующих органов, исходя из основной задачи создания гибкого механизма разрешения межгосударственных споров. При этом ключевым элементом в процессе таких споров стал административный аппарат и высшие должностные лица международных учреждений, в первую очередь, самой ООН (речь идет прежде всего, о Генеральном секретаре Организации).

Устав ООН, подчеркивая первостепенную важность мирного урегулирования споров между государствами, называет в числе возможных средств их разрешения «посредничество».

В статье 33 Устава ООН зафиксировано, что «Стороны участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества (выделено мной — А.Д.), примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Посредническую функцию Генерального секретаря ООН, которую многие специалисты и ученые рассматривают как категорию деятельности, носящей политический характер, и одновременно квалифицируют как разновидность дипломатической службы, возможно трактовать как «квазидипломатию».

Значимость роли Генерального секретаря на международной арене, главным образом обусловлена организационной системой ООН, в которой он является не только руководителем одного из ключевых органов, но и представляет собой одновременно «Главное административное должностное лицо Организации».

Более того, в высшей степени «гиперэтический эффект» роли Генерального секретаря ООН в международных делах обеспечивается и постоянно подкрепляется авторитетом и ролью Организации Объединенных Наций в системе международных отношений.

Перечисленные ранее качества Генсека ООН как «квазидипломата» также находят свое подтверждение и в практической деятельности Генерального секретаря, демонстрируя постоянное стремление «Главного административного должностного лица Организации» соблюдать и укреплять Устав Организации, руководствуясь в своей деятельности целям и принципами ООН.

Следует подчеркнуть, что Устав ООН непосредственно не закрепляет посредническую функцию Генерального секретаря, но в тоже время одной из целей, провозглашенных Уставом ООН (ст. 1.1), является «улаживание или разрешение международных споров. мирными средствами».

Безусловно, Генеральный секретарь как главное административное должностное лицо ООН (и как руководитель одного из ее главных органов) обязан всемерно содействовать достижению целей Организации, в том числе и участвовать непосредственно в мирном урегулировании международных споров.

Кроме того, исходя из содержания ст. 98 Устава ООН, посреднические полномочия могут быть возложены на него решением соответствующего главного органа, поскольку Генеральный секретарь «.выполняет такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами» (в ст. 98 указаны «эти органы» — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке).

Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что функция посредничества может быть реализована Генеральным секретарем ООН и без специальных на то полномочий соответствующего главного органа, а по просьбе спорящих сторон или по его собственной инициативе. В таком случае, деятельность Генсека будет определятся целями и принципами.

Устава ООН, а также положениями ст. 99, которая с одной стороны, санкционирует определенную сферу политических полномочий Генерального секретаря, а с другой — одновременно устанавливает его непосредственную причастность к вопросам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности.

Участие Генерального секретаря ООН в развитии общего международного права возможно представить как ряд последовательных действий Генсека, направленных на оптимизацию и совершенствование процесса нормообразования международного права, реализуемого в рамках Организации Объединенных Наций, главным образом, в следующих трех важнейших сферах деятельности: международный мир и безопасностьразвитиеправа человека.

В данном контексте следует особенно заострить внимание на том обстоятельстве, что Генеральный секретарь ООН, принимая активное участие в реформировании Организации Объединенных Наций (главным образом это относится к К. Аннану и, отчасти к Б. Гали), внося определенные изменения в структуру административного аппарата, а также обновляя одни структуры (например, Совет по правам человека — вместо одноименной Комиссии) и предлагая новые (к примеру, Комиссию по миростроительству), своими непосредственными усилиями в этой сфере оптимизирует деятельность ООН в целом.

Все изложенное ранее свидетельствует о том, что деятельность Генерального секретаря ООН по развитию международного права и права ООН будет неизменно повышаться (особенно в процессе реформирования. Организации Объединенных Наций) как проявление реакции на новые вызовы глобализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и документы
  2. Устав Организации Объединенных Наций. 1945 г. // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1.М., 1996.
  3. Статут Международного Суда. 1945 г. // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. М., 1996.
  4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Международное право International law. 2000. № 3.
  5. Док. ООН S/21 960, 23 ноября 1990 г.
  6. Док. ООН 3/22 974, 23 августа 1991 г. 6. Doc. ООН A/CN. 5/2.7. Doc. ООН ST/LEG/2.
  7. Doc. ООН A/47/277-S/24 111.9. Doc. ООН А/48/1.10. Doc. ООН А/51/1.11. Doc. ООН А/51/950.12. Doc. ООН А/54/2000.13. Doc. ООН А/55/1.14. Doc. ООН А/56/1.15. Doc. ООН А/57/1.16. Doc. ООН А/58/1.17. Doc. ООН А/60/1.18. Doc. ООН А/61/1.
  8. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. «Более безопасный мир: наша общая ответственность» // Doc. ООН А/59/565, 2 декабря 2004 г.
  9. Доклад Генерального секретаря на IX сессии Генеральной Ассамблеи // Doc. ООН А/2731.
  10. Комиссия международного права. Вторая часть семнадцатой и восемнадцатой сессий (с 3−28 января 1966 г. и с 4 мая 19 июля 1966 г.). Нью-Йорк, 1966. Т. I.
  11. Подготовительная Комиссия Объединенных Наций 1945 // Doc. ООН РС/20, 23.12.1945.
  12. Подготовительная Комиссия Объединенных Наций 1945. Глава.
  13. VII. Разд. I. Прилож. «А». § 8.
  14. Подготовительная Комиссия Объединенных Наций 1945. Глава.1. VIII. Разд. I. § 1.
  15. Подготовительная Комиссия Объединенных Наций 1945. Доклад, Глава VIII. Разд. II. § 20.
  16. Резолюция Генеральной Ассамблеи 2359 (XXII) («Состав Секретариата») от 19 декабря 1967 г.
  17. Резолюции 1-й Чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 998 (ES -1), 999 (ES -1), 1000 (ES -1), 1001 (ES -1).
  18. Executive Community of the Preparatory Commission. Summary report of the 6-th meeting of VI Community doc. PC/EX/SEC/13- PC/EX/SEC/45.
  19. G.A.O.R., (12 th Session), 690-th Plenary meeting (10 dec. 1958). § 5.
  20. G.A.O.R., (14 th Session), Supplement № la.
  21. Hearing before the Subcommittee on International Organisation and movements of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives. 91-st Congress Second Session. Dash, 1970.
  22. Official records of the first part of the I-st session of the General Assembly. London, 1946.
  23. Official records of the 2-nd Part of the 1-st Session of the General Assembly. Plenary Meetings of the General Assembly. Verbatim Record 23 October 16 Desember 1946″. N.Y., 1947.
  24. Report on the Work of the Organisation from the forty-sixth to the forty-seventh session of the General Assembly. U.N. September 1992.
  25. S.C.O.R., 13-th year, 837-th meeting (22 July 1958).
  26. The Blue Helmets, a. Review of United Nations Peace Keeping. U.N., 1990.
  27. UN Press Release: SG/2015/Rev. 7 ВЮ/2936/Rev. 7 (15 nov. 1996.).
  28. UNCIO. Report of the Rapporteur of Committee ½ on chapter X. (The Secretariat). Doc. 1155. ½/74 (2).
  29. UNCIO. Vol. VII. P. 106 (Restricted Doc. 574. ½/39. 1945, May 25.).40. UNCIO. Vol. XIII. 1945.1. Сборники документов
  30. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. М., 1999.
  31. Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. //Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. М., 1999.
  32. Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: МНИ МП, 1999.
  33. Международное публичное право. Сборник документов Т. 1 и 2 Составители К. А. Бекяшев и А. Г. Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1996.
  34. Международное право в документах. Учебное пособие / Составители Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1997.
  35. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1956.
  36. Charter of the United Nations: Commentary and Documents. Hambro E. & Simons P. N.Y., 1969.
  37. А.Х., Урсии Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М.: РУДН, 2002.
  38. А.Х. Более безопасный мир: наша общая ответственность // Обозреватель-Observer 2005. № 1. С. 92−94.
  39. А.Х., Федоров М. В., Чистоходова И. А. Право внешних сношений: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2007.
  40. С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. I.
  41. Е.Е. Современная международная нормативная система // Юрист-международник International Lawyer. 2008. № 1. С. 2−9.
  42. К. Обновление ООН: программа реформы. Доклад Генерального секретаря ООН на Генеральной Ассамблее ООН 14 июля 1997. М.: Пресс-центр Международной академии информации, 1997.
  43. К. «Мы, народы». Роль ООН в XXI веке. М.: Информациология, 2000.
  44. К. «При большей свободе»: время решений в ООН // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3. № 4. С. 8−20.
  45. С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 2001.
  46. Р.Л., Малинин С. А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Ленинград, 1956.
  47. Р.Л. О правовой природе Организации Объединенных Наций // Советский ежегодник международного права 1959. М., 1960.
  48. Р.Л., Малинин С. А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Изд. 2-е. Ленинград, 1960.
  49. О.В. Правовые вопросы пребывания ООН в США (привилегии и иммунитеты). М.: ИМО, 1962.
  50. О.В. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Международно-правовые аспекты. М.: Международные отношения, 1976.
  51. Брайен ICO. В Катангу и обратно. М., 1963.
  52. Бутрос-Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций (История отношений между ООН и США). М.: XXI Согласие, 2000.
  53. Бутрос-Гали Б. Повестка дня для мира. (Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира). ООН, Нью-Йорк, 1992.
  54. Р., Кофман Б. ООН 40 лет // Коммунист Татарии. 1985. № 10. С. 87−93.
  55. В.В. Ливан вчера, сегодня, завтра. Рига: ВИГ АНД НС, 2006.
  56. К. Единственная в мире должность. М.: Прогресс, 1980.
  57. Н.М. Секретариат исполнительный механизм ООН. М.: ИМО, 1965.
  58. М.Ю. «Мягкое право» и его роль в регулировании международных отношений // Юрист-международник International Lawyer. 2006. № 3. С. 52−58.
  59. В. А. Социальная функция права в расширении международного сотрудничества // Международное право International Law. 2003. № 1−2(15−16). С. 67−72.
  60. А.Г. Принудительные меры ООН как средства утверждения демократических институтов: международно-правовые аспекты // Юрист-международник International Lawyer. 2006. № 3. С. 59−63.
  61. А.Г. Демократия и Организация Объединенных Наций: Моногр. М.: Современная экономика и право, 2007.
  62. В.Н., Крылов С. Б. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М., 1956.
  63. М.М. Операции ООН по поддержанию мира: порядок организации, проведения и обеспечения. Функциональные особенности персонала. М., 1994.
  64. Г. К. Генеральная Ассамблея ООН. М.: Международные отношения, 1969.
  65. Г. П. ООН и современные международные отношения. М.: Наука, 1986.
  66. О.Г. Международные межправительственные организации. М.: Наука, 1983.
  67. О.Г. Международные организации: принятие решений. М.: Наука, 1989.
  68. .Л. Международное право и российское право: их соотношение // Московский журнал международного права. 2000. № 3(39). С. 162−168.
  69. Р.А. Господство права как юридический феномен в системе современного международного права // Юрист-международник -International Lawyer. 2005. № 2. С. 12−21.
  70. А.В. Экономические санкции ООН и односторонние экстратерриториальные меры экономического принуждения: сравнительный анализ // Юрист-международник International Lawyer. 2005. № 4. С. 30−37.
  71. В.А. Гуманитарная интервенция в глобализирующемся мире // Юрист-международник International Lawyer. 2003. № 3. С. 2−10.
  72. В.А. Устав ООН и Организация Объединенных Наций в глобализирующемся мире // Юрист-международник International Lawyer. 2004. № l.C. 3−9.
  73. В.А. Государство и личность в международных правоотношениях // Юрист-международник International Lawyer. 2004. № 4. С. 2−8.
  74. В.А. Международное право и мировой порядок в XXI веке // Юрист-международник International Lawyer. 2005. № 1. С. 2−11.
  75. В.А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-международник International Lawyer. 2007. № 2. С. 2−11.
  76. В.А. Реформирование правозащитного механизма ООН (К докладу Генеральной Ассамблеи ООН о работе пятой сессии Советапо правам человека) // Юрист-международник International Lawyer. 2007. № 4. С. 2−6.
  77. Н.Ф. Консенсус в современных международных отношениях: международно-правовые вопросы. М.: Международные отношения, 1983.
  78. В. Ирако-Кувейтский конфликт (К десятилетию Войны в Заливе). М., 2000.
  79. К. Международные организации и учреждения. М., 1972.
  80. В. Заговор против Кипра // Новое время. 1964. № 4. С. 16−19.
  81. B.C. Концепция «ответственности за защиту» как проект кодекса проведения гуманитарных интервенций // Международное публичное и частное право. 2005. № 3 (24), 4 (25).
  82. Э.С. Вооруженные силы ООН. М., 1965.
  83. Э.С., Смуте М. К. Генеральный секретарь ООН, его роль в решении международных конфликтов, 1971 // 30 лет Организации Объединенных Наций. Реферативный сборник. М.: Изд-во «ИНИОН АН СССР», 1976. С. 135−146.
  84. Э.С. Главные органы ООН. М.: МГИМО, 1989.
  85. С.Б. Вступление Устава Объединенных Наций в силу и работа подготовительной комиссии // Советское государство и право. 1946. № 1.
  86. С.Б. Материалы к истории создания Организации Объединенных Наций. Вып. I. М., 1949.
  87. С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. М.: ИМО, 1960.
  88. А.В. Методы принятия решений в международных организациях и на международных конференциях // Московский журнал международного права. 2000. № 3(39). С. 185−219.
  89. Я.С. Работа Комитета ad hoc в сфере правовой защиты, предусмотренной Конвенцией о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (1994 г.) // Юрист-международник International Lawyer. 2003. № 3. С. 53−60.
  90. Д.Б. О неприкосновенности дипломатических представителей и их персонала. М., 1946.
  91. Д.Б. История международного права. М., 1955.
  92. Д.Б. Основные проблемы современного международного права. М.: Госюриздат, 1958.
  93. В.М. Тайна гибели Хаммаршельда. М.: Мысль, 1985.
  94. И.С. Резолюция 1386 (2001) Совета Безопасности ООН: создание международных сил содействия безопасности в Афганистане // Московский журнал международного права. 2004. № 4(56). С. 36−44.
  95. И.И. Современное право международных договоров. Том. I. (заключение международных договоров). М.: Волтерс Клувер, 2004.
  96. И.И. Победа в Отечественной войне и развитие международного права // Международное публичное и частное право. 2005. № 4(25). С. 2−7.
  97. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений и правах человека. М., 1986.
  98. А.С. Системность в международных отношениях: содержание, причины формирования и этапы развития // Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие / Отв. редактор А. С. Маныкин. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 11−41.
  99. A.M. Правовой статус Секретариата Организации Объединенных Наций // Вопросы международного права (международные организации). М., 1961. С. 41−70.
  100. A.M. Секретариат ООН и требования современности. М.: ИМО, 1962.
  101. А.Б. Проблемы эффективности ООН и действия резолюций Совета Безопасности в правовой системе России // Международное право -International Law. 2003. № 1−2 (5−16). С. 145−162.
  102. Г. М. Гуманитарное вмешательство (международно-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2000. № 3(39). С. 177−184.
  103. А.П. Права человека и международные отношения. М.: Наука, 1982.
  104. JI.A. К вопросу о субъектах международного права. М.: Госюриздат, 1958.
  105. А.А. Надгосударственность в современном международном праве. М., 2007.
  106. Г. И. Организация Объединенных Наций (к 15-летию Устава ООН). М., 1960.
  107. Г. И. Организация Объединенных Наций (основные международно-правовые аспекты структуры и деятельности). М., 1962.
  108. Г. И. Международные организации (некоторые вопросы теории). М., 1969.
  109. Г. И. Организация Объединенных Наций итоги, тенденции, перспективы. М., 1970.
  110. Г. И. Международные организации и нормотворчество // Советское государство и право. 1972. № 2. С. 70−72.
  111. .Д. Международный кризис: Вопросы теории и практики // Политика и общество. 2005. № 5.
  112. Е.В. Потенциал ООН // Международная жизнь. 1990. № 5. С. 72−83.
  113. Т.Н. Влияние межгосударственных организаций системы ООН на развитие международного права. Автореф. дисс. на соиск. уч. степен. д-раюрид. наук. М., 1993.
  114. Т.Н. Международные организации и право: новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.
  115. Т.Н. Теория международных отношений: Учебное пособие. Иркутск, 1996.
  116. Перес де Куэльяр X. Послания и заявления, посвященные международному году мира 1986. ООН, Нью-Йорк, 1987.
  117. Перес де Куэльяр X. Организация Объединенных Наций: сегодня и завтра (заявления и доклады Генерального секретаря ООН). М.: Международные отношения, 1988.
  118. М.В. Права неграждан и закрепление дискриминации в современном международном праве // Международное публичное и частное право. 2005. № 4(25). С. 7−12.
  119. А.С., Казьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648−2000). Учебник для вузов / Под ред. А. С. Протопопова. М.: Аспект Пресс, 2001.
  120. Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983.
  121. А.Х. Взаимодействие международного права и сравнительного правоведения: вопросы теории и практики // Юрист-международник International Lawyer. 2006. № 4. С. 56−60.
  122. О.Ж. Международно-правовое регулирование межгосударственных отношений в Содружестве Независимых Государств. М.: Современная экономика и право, 2005.
  123. A.M. Крах фашистской агрессии 1935−1945 гг. М., 1975.
  124. B.C. Вооруженные силы ООН (Практика применения). М&bdquo- 1976.
  125. Ю. Из истории операций по поддержанию мира // Власть. 2004. № 4. С. 49−51.
  126. Р.А. Конфликт и кризис: категориальные комплексы в теориимеждународных отношений // Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие / Отв. ред. А. С. Маныкин. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 178−214.
  127. Р.А. Основные категории в исследовании международных отношений // Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие / Отв. ред. А. С. Маныкин. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 42−71.
  128. А.А. Эволюция мирового хозяйства и международных отношений // Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие / Отв. ред. А. С. Маныкин. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 114−139.
  129. Э.И. Особенности кодификации основных принципов международного прав // Советское государство и право. 1982. № 6.
  130. А.С. Некоторые международно-правовые аспекты статуса и деятельности Секретариата ООН // Проблемы государства и права на современном этапе. Вып. III. М., 1971. С. 189−195.
  131. А.С. Секретариат ООН (некоторые вопросы юридического статуса) // Проблемы государства и права на современном. Вып. V. М., 1972. С. 255−263.
  132. А.С. Генеральный секретарь ООН (международно-правовые вопросы деятельности) // СЕМП 1973. М., 1975. С. 149−162.
  133. Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник Ленинградского Университета. Вып. I. 1955. № 3. С. 83−125.
  134. Г. И. Вопросы теории международного права. М., 1962.
  135. Г. И. Теория международного права. М., 1970.
  136. Н.А. Принцип единогласия великих держав в ООН. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  137. И.З. Международное или глобальное право // Юрист-международник International Lawyer. 2004. № 4. С. 15−23.
  138. В.Н. Совет Безопасности ООН. М., 1965.
  139. В.Н., Ефимов Г. К. ООН и поддержание международного мира. М., 1969.
  140. В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007.
  141. С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы. М.: Изд-во «НИМП», 1999.
  142. Н.В. Международные органы и международные организации. М., 1955.
  143. Н., Горденкер Л. Генеральный секретарь, 1972 // 30 лет Организации Объединенных Наций. Реферативный сборник. М.: Изд-во «ИНИОН АН СССР», 1976. С. 154−161.
  144. Э.А. К 70-летию Генерального секретаря ООН X. Переса де Куэльяра // Вестник МИД СССР. 1990. № 1. С. 32−35.
  145. Е.А. Юридическая природа и правовое положение спецучреждений ООН. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д-ра юрид. наук. М., 1969.
  146. В.М. Некоторые вопросы теории, и практики // Московский журнал международного права. 2000 № 3(39). С. 137−161.
  147. В.М. Концепция Глобальной правовой системы // Юрист-международник International Lawyer. 2003. № 3. С. 46−52.
  148. В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Международные отношения, 2003.
  149. В.М. Международное право: учеб. М.: ТК Велби, 2007.
  150. В.М. Право ВТО и Россия: состояние и перспективы сферы образовательных услуг // Юрист-международник International Lawyer. 2007. № 4. С. 22−30.
  151. Alexandrawicz Ch. The Secretary-General of the United Nations // International and Comparative Law Quarterly. 1962. Vol. 2. Part. 4.
  152. Altman V. The Political Role of the Secretary-General. Rendom House. N.Y., 2005.
  153. Ameri H. Politics of staffing the United Nations Secretariat. N.Y., 1996.
  154. Annan K. The Question of Intervention: Statements by the Secretary-General. N.Y., 1999.
  155. Annan K. In Large Freedome: Decision Time at the UN // Foreign Affairs. 2005. Vol. 84. № 3. P. 63−74.
  156. Arthur W. Rovine. The first fifty years. The Secretary-General in World Politics 1920−1970. Leyden, 1970.
  157. Bailey S.D. The Troika and the Future of the UN // International Conciliation. 1962. Vol. 34. № 53. P. 3−64.
  158. Bailey S.D. The Secretariat of the United Nations. London, 1964.
  159. Baratta J.P. The Secretary General: Should His Role Be Abolished? Washington, 1991.
  160. Bassam T. Conflict and War in the Middle East, 1967−1991: Regional Dynamic and the Superpowers. N.Y., 1993.
  161. Bastid S. Le statut juridique des functionnaires de L’ONU.: The UN ten years legal progress (collection of essays) Les N.U.: Quelques Problemes Juridiques. Hague, 1956.
  162. Bedjaoui M. Fonction publique internationale et influences nationales. London, 1958.
  163. Bernett M., Finnemore M. Rules for the World: International Organisation in Global Politics. Ithaca, N.Y., 2004.
  164. Bolton J.R. The Creation, Fall, Rise, and Fall of the United Nations. Washington, 1997.
  165. Boutros-Ghali B. Global Leadership After the Cold War // Foreign Affairs. 1996. March-April. Vol. 75. № 2. PP. 86−98.
  166. Brandon M. The UN «laissez passer» // British Yearbook of International Law. 1950.
  167. Brandon M. The legal status of the premises of the United Nations // British Yearbook of International Law. 1951.
  168. Brandon M. Immunity of UN employees // International and Comparative Law Quarterly. 1953. № 2.
  169. Brunnee J., Toope S. International Law and Constructivism: Elements of an Interactional Theory of International Law // Columbian Journal of Transnational Law. 2000. Vol. 39.
  170. Burns A.L., Heathcote N. Peace-keeping by UN Forces, from Suez to Congo. N.Y., 1963.
  171. Chamberlin W. Strengthening the Secretariat: analysis and proposition // Annuals of the American Academy of Political and Social Science. 1954. Vol. 296.
  172. Checkel J. The Constructivist Turn in International Relations Theory // World Politics. 1998. Vol. 50.
  173. Chesterman S. Secretary or General? The UN Secretary-General in World Politics. Cambridge, 2007.
  174. Cox A., Mathiasen K. United Nations Training and Research Institute. Washington, 1964.
  175. Cox R.W. The Executive Head: An Essay on Leadership in International Organisation //International Organisation. 1969. Vol. 23. P. 205−230.
  176. Cox R.W., Joseph S.N., Victoria C. The Anatomy of Influence: Decision Making in International Organization. New Haven, 1972.
  177. Crocker W.R. Some Notes on the United Nations Secretariat // International Organisation. 2006. Vol. 78.
  178. Dolivet L. The United Nations (a handbook on the new world organisation). N. Y., 1946.
  179. Eagleton C. International organisation and the law of responsibility // Recueil des Cours de l’Academie de Droit International. 1950. № 1.
  180. Eagleton C. The handling of the treaties by the Secretariat of the United Nations // Proceedings of the American Society of International Law. 1951. April.
  181. Eagleton C. International Government. N.Y., 1957.
  182. Eisenhowen D. Peace 1956−1961. N.Y., 1965.
  183. Finkelstein L.S. Politics in the United Nations System. Durham, 1988.
  184. Finnemore M., Sikkink K. Internationals Norms Dynamics and Political Change//International Organisation. 1998. Vol. 52,
  185. Fox G.H. The Right to Political Participation in International Law // Yale Journal oflnternational Law. 1992. Vol. 17.
  186. Gibbc D.N. Dag Hammarskjold, the United nations, and Congo Crisis of 1960−1: A Reinterpretation // Journal of Modern African Studies. 1993. Vol. 31. P. 163−174.
  187. Goodspeed S.S. The nature and function of international organisation. N.Y., 1959.200. 146. Goodrich L. Korea. A Study of US Policy in the United Nations. N.Y., 1956.
  188. Goodrich L. The United Nations. N.Y., 1958.
  189. Goodrich L., Hambro E. Charter of the United Nations commentary and documents. Boston, 1949.
  190. Gordenker L. The UN Secretary-General and the maintenance of Pease. N.Y., 1967.
  191. Gordenker L. The UN Secretary-General and Secretariat. London, 2005.
  192. Goulding M. The UN Secretary General. N.Y., 2004.
  193. Gregory H. Fox. The Right to Political Participation in International Law // Yale Journal oflnternational Law. 1992. Vol. 17.
  194. Haas E. Beyond the Nation-State, Functionalism and International Organisation. Stanford, 1964.
  195. Hackkerup P. Scandinavias Peace-keeping Forses for UN // Foreign Affaires. 1964. Vol. 42. № 4.
  196. Hammarskjold D. The International Civil Servant in Law and in Fact. Oxford, 1961.
  197. Hammarskjold D. Servant of Peace: A Selection of the Speechesand Statements of Dag Hammarskjold, Secretary-General of the United Nations 1953−1961. N.Y., 1962.
  198. Hammarskjold D. What is a Secretary General? // New York Times Magazine. 1966, 27 Nov.
  199. Hilderbrand R.C. Dumbarton Oaks: The Origins of the United Nations and the Search for Postwar Security. Chapel Hill, 1990.
  200. Hill N. The personnel of international administration // American Political Science Review. 1929. Vol. 23. № 4.
  201. Honig F. The international civil service-basic problem and contemporary difficulties // International Affairs. 1954. Vol. 30. № 2.
  202. Jacob Ph., Atherton A. The Dynamics of International Organisation. Homewood, 1965.
  203. Johnstone I. The Role of the UN Secretary-General: The Power of Persuasion Based on Law // Global Governance. 2003. Vol. 9.
  204. Kelsen H. The Law of the United Nations. London, 1951.
  205. Kelsen H. The Resent Trends in the Law of the United Nations. New York-London, 1951.
  206. Kelsen H. Principles of international law. N. Y., 1952. P. 114−124.
  207. Koh H.H. Why Do Nations Obey International Law? // Yale Law Journal. 1997. Vol. 106.
  208. Kotsching W. The United Nations as an instrument of economic and social development// International Organization. 1968. vol. 3. № 1.
  209. Kunz J.L. The legal position of the Secretary-General of the United Nations // American Journal of International Law. 1946. Vol. 40. № 4.
  210. Kunz J.L. Privileges and immunities of international organisations // American Journal of International Law. 1947. Vol. 41. № 4.
  211. Langrod G. Le Secretariat de l’Organisation de Nations Unies // Archiv des Volkerrechts. 1956. B. 6. H. 1.
  212. Lavalle R.V. The «Inherent» Powers of the UN Secretary-General in the
  213. Political Sphere: A Legal Analysis // Netherlands International Law Review. 1990. Vol. 37. № l.P. 22−36.
  214. Lie T. Trygve Lie Appraises the Future of the UN // New York Times Magazine. 1948. (May).
  215. Luard E. United Nations: Row in works and what it does. L., 1979.
  216. Malone D.M. UN Security Council: From the Cold War to the 21-st Century. Boulder, 2004.
  217. Mango A. The Role of the Secretariats of International Institutions // International Institutions at Work. London. 1988. P. 39−49.
  218. Masland J. W. The Secretariat of the United Nations // Public Administration Review. 1945. Vol. 5. № 4.
  219. Mastanduno M. US Hegemony and International Organizations. Oxford, 2003.
  220. Meisler S. United Nations: The First Fifty Years. N.Y., 1995.
  221. Meisler S. Dateline UN: A New Hammarskjold? // Foreign Policy. 1995 Spring. № 98. P. 180−197.
  222. Moats H. The Secretariat of the League of Nations: international civil service or diplomatic conferece? Chicago, 1936.
  223. Nadelmann E. Global Prohibition Regimes: The Evolution of Norms in International Society // International Organisation. 1990. Vol. 44.
  224. Nassif R. U Thant in New York, 1961−1971: A Portrait of the Third UN Secretary-General. London, 1988.
  225. Newman E. The UN Secretary-General from the Cold War to the New Era: A Global Peace and Security Mandate. N.Y., 1998.
  226. Perez de Cuellar J. Reflecting on the Past and Contemplating the Future // Global Governance. 1995. Vol. 1. № 2. P. 149−170.
  227. Perez de Cuellar J. Piligrim for Peace: A Secretary-General's Memoir. N.Y., 1997.
  228. Piano J., Riggs R. Forging World Order. N.Y., 1967.
  229. Ramcharan B.G. The History, Role and Organization of the «Cabinet» of the United Nations Secretary-General // Nordic Journal of International Law. 1990. Vol. 59. № 2−3. P. 103−116.
  230. Ramcharan B.G. The Office of the United Nations Secretary-Gcncral // Dalhousie Law Journal. 1990. Vol. 13. P. 742−757.
  231. ReuterP. Institutions internationals. Paris, 1955.
  232. Roberts A., Kingsbury B. United Nations, Divided World: The UN’s Roles in International Relations. Oxford, 1993. 2nd edn.
  233. Ross A. Constitution of the United Nations. N.Y., 1950.
  234. Russel R.B. A history of the UN Charter: The Role of the United States 1940−1945. Washington, 1958.
  235. Sbarounis A.J. Taxation of the UN officials // Revue Hellenique de Droit International. 1954. Vol. 7. № 1.
  236. Schlochauer HJ. Problems of Reviewing the UN Charter. Revision of the UN Charter. A Symposium. New Delhi, 1956.
  237. Schlochauer H.J. Quelques aspects de la revision de la Charte des Nations Unies // Revue General de Droit International Public. 1961. № 1.
  238. Schwebel S.M. The origins and development of article 99 of the Charter- the powers of the Secretary General of the United Nations // British Yearbook of International Law. 1951.
  239. Schwebel S.M. The Secretary General of the United Nations: his political powers and practice. Cambridge, 1952.
  240. Schwebel S.M. The international character of the Secretariat of the United Nations // British Yearbook of International Law. 1953.
  241. Seyersted F. International Personality of Intergovernmental Organisations. A.J.I.L. 1964. Vol. IV. № 1.
  242. Sewell J. Functionalism and World Politics. N.Y., 1966.
  243. Shawcross W. Deliver Us from Evil: Peacekeepers, Warlords and World of Endless Conflict. N.Y., London, 2000.
  244. Sibert M. Treite du droit international public. Paris, 1991.
  245. Skjelbaek К. The UN Secretary-General and Mediation of International Disputes // Journal of Peace Research. 1991. Vol. 28. P. 99−115.
  246. Stein E. Constitutional Developments of UN Political Organs. Ann Harbor, 1957.
  247. Stein E. Mr. Hammarskjold, the Charter Law and the Future Role of the United Nations Secretary-General // American Journal of International Law. 1962. Vol. 56. P. 9−32.
  248. Stevens C. Strategy and Collective Burgaining Negotiations. N.Y., 2003.
  249. Szasz P.C. The Role of the UN Secretary-General: Some Legal Aspects // New York University Journal of International Law and Politics. 1991. Vol. 24. P. 161−178.
  250. Thakur R. The United Nations, Peace and Security: From Collective Security to the Responsibility to Protect. Cambridge, 1999.
  251. Thant U. Strengthening of the United Nations // UN Monthly Chronicle. 1964. Vol. I. № i (May).
  252. Thant U. Portofolio for Peace. N.Y., 1968.
  253. Thant U. View from the UN. Garden City, 1978.
  254. Tinker C. The Changing Role of the United Nations Secretary-General // ASIL Proceedings. 1992. Vol. 86.
  255. Trachtenber L.S. Dag Hammarskjold as Leader: A Problem of Definition //International Journal. 1982. Vol. 37. P. 613−635.
  256. Traub J. The Best Intentions: Kofi Annan and the UN in the Era of American World Power. N.Y., 2006.
  257. Virally M. La Role Politique du Secretaire-General des Nations Unies // Annuaire Francais de Droit International. 1958.
  258. Waldheim K. In the Eye of the Storm: A Memoir. Bethesda, 1986.
  259. Wallensteen P. Dag Hammarskjold. Stockholm: The Swedish Institute, 2004.
  260. Wilcox F., Marcy C. Proposals for Changes in the United Nations. Washington, 1955.
  261. Wilder F. Servant of Peace: A Selection of the Speeches and Statements of Dag Hammarskjold, Secretary-General of the United Nations 1953−1961. N.Y., 1962.
  262. Winchmore Ch. The Secretariat: Retrospect and Prospect // International Organisation. 1965. Vol. 19. P. 622−639.
  263. Young O.R. The Intermediaries. Princeton, 1967.
  264. Zacher M.W. The Secretary General and the United Nations Function of Peaceful Settlement// International Organization. 1966. Vol. 20. P. 724−749.
  265. V. Учебники международного и европейского права
  266. Д. Курс международного права. Т. I. М.: ИЛ, 1961.
  267. Р.А., Мигачев Ю. И. Международное право. Учебник. М.: Эксмо, 2004.
  268. С.Ю. Право Европейского Союза. М., 2003.
  269. И.И. Международное право: Общая часть. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997.
  270. И.И. Международное право: Особенная часть. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1998.
  271. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб, 1896.
  272. Международное публичное право. Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. / Под ред. К. А. Бекяшева. М.: Проспект, 1999.
  273. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2001.
  274. Международное право: Учебник. Изд. 2-е / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2005.
  275. Л. Международное право. Т. I. М., 1948.
  276. Н.А. Международное право. Учебник. М.: Юристъ, 2000.
  277. А. Международное право. М., 1959.
  278. Rousseau Ch. Cours de droit iternational. Paris, 1950.
  279. Rousseau Ch. Droit international publique. Paris, 1953.1. VI. Периодические издания291. Известия. 1943. 16 окт.292. Известия. 1992. 8 апр.293. Известия. 1992. 24 дек.294. Правда. 1943. 15 окт.295. Правда. 1944. 23 окт.
  280. Российская газета. 1993. 22 янв.
  281. Foreign Affairs. Spring 1991.
Заполнить форму текущей работой