Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский аспект феномена игры в обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий темп современной жизни диктует новые правила. Сегодня науке приходится решать совершенно специфические проблемы, обосновывать явления жизни, мало поддающиеся рациональному объяснению. Тотальная компьютеризация общества, особенно его молодой части, глобализация многих мировых процессов и проблем, кризис традиционных ценностных структур на фоне отсутствия новых — это лишь верхушка айсберга… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы теории игры
    • 1. Семантика понятия «игра»
    • 2. Теории игры
    • 3. История философии о феномене игры
  • Глава II. Социально-философский аспект феномена игры
    • 1. Личные игры
    • 2. Публичные игры
    • 3. Институциональные игры

Социально-философский аспект феномена игры в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изучение человека и общества нельзя остановить, так как любопытство и стремление объяснить весь объективный мир никогда не иссякнет. Отсюда проведение все новых исследований социума, выдвижение гипотез, призванных обосновать закономерности общественных процессов. В последнее же время в науке сложился подход, при котором деятельность человека, равно как и субъект деятельности, принято делить на множество аспектов для подробного изучения каждой части целого. Все эти тенденции в начале XXI века получили свое закономерное продолжение, приводящее к многократному усложнению изучения общества и его частей путем многоуровневого увеличения рассматриваемых элементов, в результате чего сам путь к истине распыляется. Кроме того, современная социальная структура находится в состоянии устойчивого изменения, подчас, опережая изучение самого общества. С другой стороны, существуют теории, организованные дедуктивно, т. е. обобщающие изучение частей целого и основывающие свои выводы на комплексном подходе. Так многие исследователи пришли к выводу, что появилась необходимость сформировать новые подходы даже для обобщения, поиска связующих элементов-сущностей, одним из которых и является рассмотрение феномена игры в обществе, а также различных частей общества, социальных процессов и проблем, самой организации общества с точки зрения игры.

Высокий темп современной жизни диктует новые правила. Сегодня науке приходится решать совершенно специфические проблемы, обосновывать явления жизни, мало поддающиеся рациональному объяснению. Тотальная компьютеризация общества, особенно его молодой части, глобализация многих мировых процессов и проблем, кризис традиционных ценностных структур на фоне отсутствия новых — это лишь верхушка айсберга общемировых тенденций начала нового века, нового тысячелетия, а может быть и целой эпохи. В связи с этим, на наш взгляд, именно на современном этапе использование теории игры весьма перспективно. Феномен игры позволяет по-новому взглянуть на бытие человека и общества, изучив все явления социальной жизни как совокупность проявлений феномена игры, по-другому и более точно объяснить многие общественно-политические явления, выработать универсальные подходы к обоснованию социальных процессов и изменений.

Игра — это широко распространенное понятие, которое, в представлении большинства людей противостоит «серьезности», как противоречие, взаимоисключение. Это разделение поддерживается в разрезе детствовзрослая жизнь. На наш взгляд, данный подход является бесперспективным, так как в человеческой жизни неизменно присутствует игра.

На сегодняшний день в сфере производства и управления психологами используются деловые игры и игровые технологии, позволяющие по-новому работать с персоналом, добиваясь более высоких результатов в деятельности и мотивации с минимальными затратами. Во всех видах искусства, в сфере досуга и спорте игра содержится в чистом виде. Творческие личности часто признают, что вся их деятельность является своеобразной игрой с реальностью и ее субъективным отражением. В области образования без использования игры невозможно эффективное обучение подрастающего поколения, т.к. игра способна увлекать и повышать интерес даже в тех областях, которые традиционно тяжелы для учащихся. В науке математическая теория игр широко используется для поиска наиболее рациональных решений, анализа социальных конфликтов и выработке оптимальных способов их разрешения. Обращает на себя внимание проявление феномена игры как составляющей в разнообразных областях человеческой жизнедеятельности.

При всем интересе игрового подхода в исследовании человека и общества приходится констатировать отсутствие общепризнанной теории игры, равно как и общего понятия игры в обществе. Многие исследователи склонны с гносеологическим пессимизмом оценивать потенциальную возможность создания общей теории игры. Нам же такая позиция представляется неверной, так как если рассмотреть все явления человеческого бытия с точки зрения игры и социальной философии, то открываются новые возможности переосмысления многих сторон жизни человека и общества и создание новой, игровой социально-философской теории, нового взгляда на жизнь вообще. Отсюда вытекает актуальная в теоретическом и практическом отношении задача описания и изучения игры в обществе как единого самотождественного феномена, лежащего в основе человеческой жизни и социальных изменений.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной философии феномен человеческой игры до последнего времени не являлся самостоятельным предметом изучения. Но именно философский анализ данной проблемы становится насущной задачей в контексте современной научной дискуссии об «общей теории игры», которая обусловлена дефицитом методологии и трудностями именно в комплексном анализе результатов, полученных в целом ряде специальных теоретико-игровых исследований психологии детской игры (А.Е. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, C.JI. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин), педагогики (Ш.А. Амонашвили, И. Е. Берлянд А.Н. Леонтьев,.

A.A. Люблинская, В. А. Разумный, A.C. Спиваковская), искусствоведении (М.Н. Эпштейн), социологии (Ю.А. Левада), математической теории игр (Н. Н. Воробьёв), теории управления (В.М. Ефимов, В. Ф. Комаров, А. К. Попов, Г. П. Щедровицкий).

Большой ценностью для раскрытия проблемы обладает рассмотрение игровых аналогий и элементов игры в эстетике, культурологии, семиотике, логике, лингвистике (В.В. Бибихин, Е. И. Добринская, К. Г. Исупова, А. Т. Ишмуратов, Ю. М. Лотман, В. И. Мазепа, В. А. Малахов, М. Е. Маркова, П. А. Парахонский, М. С. Петровский, Г. С. Померанц, Е. В. Ростомашвили,.

B.Л. Скуратовский, В. Н. Топоров, В.И. Устименко). Важным вкладом является философская интерпретация психологических теорий игры (Г.О. Нодиа), а также обзор и анализ обширной литературы, посвященной вопросу за рубежом (Т А. Апинян, P.A. Гальцева).

Различные аспекты игровой деятельности освещены в трудах исследователей культуры праздника и досуга: М. М. Бахтина, JI.C. Лаптевой, А. И. Мазаева, Я. В. Ратнера, Э. В. Соколова, H.A. Хренова и др.

Нельзя не сказать и о том, что проблема игры занимала большое место в философско-этическом наследии П. В. Лаврова, Г. В. Плеханова, педагогических трудах П. Ф. Кантерова, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко.

Зарубежные исследования феномена игры представлены в большом многообразии подходов. Здесь мы находим игру как «язык трансценден-ции» (М. Хайдеггер, Г. Г. Гадамер) и «языковые игры» аналитической философии (Л. Витгенштейн), теологию игры (Р. Гвардини) и художественные концепции игры (Г. Гессе, Т. Манн), игру как основание онтологической эстетики (П. Гертман) и «психодраммы» (Дж. Морено), теорию «социальных ролей» (Дж. Мид), семиотику игры (Р. Кайюа). Но наиболее заметными исследованиями феномена игры в культуре, которые рассматривали его как центральное, а не вспомогательное понятие, являются теории игры Й. Хёйзинги и Э. Финка.

Особо необходимо отметить попытки создания общей теории игры и животных, и людей, которая, тем самым неизбежно рассматривала бы вопрос в биологическом контексте. К таковым относятся теории избытка сил Ф. Шиллера, Г. Спенсера и В. Вундтатеории упражнения К. Гросса, В. Штерна, К. Бюллераобщая психоаналитическая теория игры Ф. Бойтен-дайка.

Большой вклад в раскрытие феномена человеческой игры сделали психоаналитические теории игры 3. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Берна, рассматривавших вопрос в контексте противостояния индивида и общества.

Важной вехой в познании феномена игры в обществе является появление математической теории игры (Дж. Нейман, О. Моргенштейн), открывшей путь для количественного анализа некоторых видов игр.

Анализ самых различных концепций игры показывает, что можно выделить один общий для всех теорий элемент в определении сущности игры. Все рассмотренные нами авторы определяют игру через её противопоставление утилитарной деятельности (определение от противного, т. е. игра — это не утилитарная деятельность). При этом на вопрос о том, что побуждает животных или людей играть, предлагаются различные ответы, что и отличает существующие объяснения феномена игры друг от друга.

Представители тех или иных областей научного знания в своих исследованиях приближаются к рассмотрению феномена игры, но поскольку отсутствует понимание онтологического статуса игры и его места и значения в социуме, то каждый из них вынужден, исходя из целей, задач и методов своей науки, заниматься проблемой разработки игровой деятельности в специфическом, узком направлении. Данная ситуация породила обилие точек зрения, различных и подчас противоречивых определений понятия «игры», разнообразие подходов и направлений исследования. Рассмотрев основные концепции игры, мы можем утверждать, что в социально-философском плане явление, специфика и функциональные особенности игры мало исследованы. Раскрытие указанных проблем и осуществляется в данной диссертационной работе.

В качестве гипотезы диссертационного исследования выдвигается положение: игра является универсальным социально-философским феноменом в бытии человека и общества.

Объектом исследования является социальное бытие человека применительно к феномену игры.

Предмет исследования — феномен игры в социально-философском измерении.

Цель и задачи научного исследования.

Цель данного диссертационного исследования состоит в социально-философском обосновании универсальности феномена игры в бытии человека и общества.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть дефиниции термина «игра» в науке и на основе их анализа дать собственное определение.

2. Проанализировать достижения исторического развития теории игры.

3. Подвергнуть анализу игровые составляющие бытия человека с точки зрения социальной философии.

4. Доказать наличие игровых компонентов в основных явлениях социальной жизни.

Методологические основы исследования.

Основными принципами разработки выбранной темы явились: объективность, историзм, системность. Приемами анализа были выбраны: индукция, аналогия, синтез, критика источников эмпирической информации.

Источниками исследования послужили философские, психологические, социологические, педагогические, культорологичекие, филологические и эстетические научные труды отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих проблемы изучения феномена игры в различных аспектах. Также были использованы художественные тексты некоторых отечественных и зарубежных писателей, творчески отразивших в своих произведениях проявление феномена игры в действительности.

Научная новизна исследования: 1. Синтезирована дефиниция термина «игра», отражающая социально-философское значение феномена игры на основе семантического анализа работ философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов.

2. Разработаны общие и существенные признаки феномена игры на основе понятийного и категориального аппарата социальной философии в результате систематизации теории игры в истории философии, философии, психологии, педагогике, социологии и культурологии.

3. Подвергнут всестороннему анализу феномен игры в контексте изучения личности, общества и общественных институтов.

4. Теоретически обобщена с позиции социальной философии универсальность феномена игры в бытии человека и общества.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Социально-философское осмысление феномена игры является непременным условием познания бытия человека и общества.

2. Игра является одним из проявлений спонтанного и рационального в человеке и обществе.

3. Игровые компоненты сообщают бытию субъекта уникальность, гармонию, одушевленность, инвариантность — свойства, без которых нельзя адекватно представить существование человека и общества.

4. В сфере личностного простанства вся жизнь человека воспроизводит стадии, присущие игре как самотождественному процессу реальности.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором, могут быть использованы для дальнейшего обобщения и изучения феномена игры в обществе. В продолжение исследования возможно становление игрового подхода в изучении человека и общества, в котором все сферы бытия рассматриваются с точки зрения данного феномена. На основе материалов диссертации могут быть составлены вузовские теоретические спецкурсы по философии, социологии, психологии, истории, филологии и культурологии. Подход, осуществленный в диссертации, возможно применить на практике: в эмпирических исследованиях общества, в изучении социальных изменений, теории игры, педагогических подходов воспитания личности, социализации, психологических методов коррекции поведения. Кроме того, с учетом результатов диссертации, можно разнообразить процесс обучения, добавив игры в практические занятия на ступенях от начального до высшего образования.

Апробация диссертации и публикации.

Основные положения диссертационного исследования апробированы на межрегиональных научно-практических и научно-теоретических конференциях, проведенных в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» и других научно-образовательных учреждениях. Некоторые выводы исследования были применены в рамках спецкурса «История и теория игры «Дебаты» на кафедре всеобщей истории исторического факультета ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертации 148 страниц машинописного текста, библиографический список изложен на 9 страницах машинописного текста и включает 147 наименований.

Заключение

.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу об универсальном характере феномена игры в бытии человека и общества. На основании анализа компонентов личной, публичной и институциональной игры можно констатировать факт проникновения игры во все стороны жизни человека и общества, это говорит о том, что она является одной из главных характеристик бытия человека в обществе.

Рассмотрев семантику понятия «игра» у различных ученых и исследователей, был сделан вывод о неоднозначности толкования данного термина. Многие исследователи связывают это понятие с играми животных. Нам представляется, что игры животных не тождественны человеческим и в силу этого не имеют социально-философского смысла, и, следовательно, не относятся к предмету исследования.

Было выделено несколько подходов в определении понятия «игра». Часть исследователей отражают бессмысленность поисков определения дефиниции «игра», говоря о потенциальной непознаваемости этого общественного феномена в силу его многоплановости и собирательности. На наш взгляд, это — свидетельство сложности и объемности понятия «игра». Смена подхода в сторону большей универсальности показала, что феномен игры присутствует почти во всех сферах бытия человека.

Некоторые исследователи отмечают, что игра является познавательной деятельностью детей и существует как неотъемлемый атрибут подрастающего поколения. Но, несмотря на эмпирическую ориентированность этого определения, мы считаем, что оно существенно сужает объем понятия игры и не отражает его полноту, значимость для общества и науки.

Определенная часть авторов в своих трудах выявляет существенные, на их взгляд, черты феномена игры, отличающие его от других процессов и явлений. Среди них можно отметить такие свойства, как повторение и неожиданность, функциональное удовольствие, активность играющего и пр. Наиболее подробно на определении признаков игры остановился Й. Хёйзинга, исторически исследовав происхождение и развитие феномена игры с точки зрения культурологии.

Многие аспекты игры проясняются для исследователей, когда они сравнивают игру с трудовой или культурной деятельностью. В данном подходе, игра входит в рамки труда или культуры, но нам представляется, что игра напротив — шире по объему и объединяет разнообразные виды человеческой деятельности, одухотворяя их, оставляя в них черты самого индивида, его творческое отношение к объекту и предмету деятельности.

Каждый автор исследовал феномен игры с интересующей его стороны, отражающей сферу его научных интересов. Действительно, феномен игры содержится в упомянутых сферах бытия, и, как мы убедились, усложняет их структуру и организацию до масштаба общественных институтов.

Таким образом, был сделан вывод, что существует широкий круг определений. На наш взгляд, основаниями для определения столь сложного понятия, как «игра», должны быть человек и общество, т. е. необходимо исходить из принципа антропоцентризма, представляющего объект исследования в различных ракурсах. В результате исследования было получено новое определение. Игра — это характеристика человеческого бытия, объединяющая в себе сферу сознания, как отражения действительности, элемент мировоззрения, деятельность, организацию и творчество индивидуума.

Подвести определение игры под какую-то одну часть бытия и в ее рамках рассматривать весь феномен нельзя, т.к. мы уже подчеркивали ее многогранность и многовариантность. Напротив, своя, «игровая» часть присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности. Эта часть придает жизни человека игровой характер, который отмечали многие мыслители и писатели. Без этого элемента бытие человека не утратило бы рациональный характер, но потеряло бы инвариантность, уникальность и духовность.

Были выделены основные теории игры и подходы к объяснению причин ее возникновения. Подходы определены, в зависимости от того, какое из проявлений исследуемого феномена берется за основу рассмотрения. Важнейшими подходами для данного диссертационного исследования явились следующие:

• культурологический: игра рассматривается как культурный феномен и важнейший фактор развития культуры. Игра исследуется в тесной взаимосвязи с искусством, праздником и досугом, для которых, по мнению представителей этого направления, игра является основанием. Отмечается ее генетическая близость к ритуальному поведению;

• психологический: игра предстает как способ реализации чувств, влечений и переживаний человека, своеобразный акт самоактуализации индивидаодин из видов социального взаимодействия. Сторонниками этого направления рассматриваются, прежде всего, психологические механизмы игры, скрытые мотивации игроков, предлагается глобальное разделение игр на конструктивные и деструктивные. Выдвигается тезис о принципиальном различии ритуального действия и игры, на основании наличия в игре скрытых мотивов, интересов и выигрышей;

• социоролевой: игра является базовой формой социализации и самопрезентации личности. Представители данного направления глубоко и полно разработали теорию социальных ролей, которые «играются» в обществе;

• герменевтический: игра рассматривается как способ существования и понимания языковой ткани, текстакак способ создания знакового пространства.

Выделенные подходы неоднородны. Каждый из указанных авторов имеет свое видение проблемы игры, ее сущности и, соответственно, привносит в толкование понятия «игра» свои оригинальные решения. Отмеченные столь разнящиеся подходы к определению игры и подчас противоречивые толкования ее сущности красноречиво свидетельствуют об острой бытийной значимости игры и явном проявлении внимания философии к данному феномену. Тенденция анализа игры как социального феномена прослеживается в феноменологическом, экзистенциальном, социальном и герменевтическом философских течениях. Вместе с тем, большинство исследователей рассматривают игру как изолированное явление, не вписывая его в целостный контекст социальной деятельности.

Представители некоторых областей научного знания в своих исследованиях приближаются к адекватному рассмотрению феномена игры, но поскольку отсутствует понимание социального статуса игры и его места и значения в социуме, то каждый из них вынужден, исходя из целей, задач и методов своей науки, заниматься проблемой разработки игровой деятельности в специфическом, узком направлении. Данная ситуация породила обилие точек зрения, различных и подчас противоречивых определений понятия «игры», разнообразие подходов и направлений исследования. Рассмотрев основные концепции игры, мы пришли к выводу, что в социально-философском плане явление, специфика, характер и функциональные особенности игры мало исследованы.

Исторически рассмотрев место феномена игры в философии ученых прошлого и современности, необходимо отметить, что игра, ее сущность и признаки всегда волновали умы исследователей. Это позволило говорить о том, что игра — вечный спутник человека. Издавна выдающиеся мыслители задумывались о месте феномена игры в мире и человеческом обществе, пытались дать определение этому явлению. Рассмотренные нами основные теории игры в гипотетическом и историческом измерениях также доказали необходимость выработки новой, более общего подхода в исследовании игры применительно к человеку и обществу.

Для более полного анализа феномена игры в обществе, на основании человек-общество, мы разделили игры на личные, публичные и институциональные. К личным играм относятся те, которые происходят для одного человека и непосредственно не затрагивают остальных членов общества. Публичными играми мы считаем те, что происходят между отдельным индивидом и социальными группами и обществом в целом. Институциональными играми мы называем наиболее масштабные игры общества.

Для более точного исследования феномена игры были выделены следующие признаки игры:

• свобода (независимость в определении цели);

• наличие элемента случая (возможное присутствие обстоятельств, не зависящих от субъекта игры);

• азарт (заинтересованность в результатах);

• интрига (наличие элементов, добавляющих остроту ощущений);

• удовольствие от процесса (положительно оцениваемые чувства и ощущения от игры или ее возможного результата);

• интерес и любопытство (ожидание продолжения игры, надежда испытать новые ощущения);

• состязательность (желание победить, быть первым);

• присутствие правил, рамок и процедуры (организационная составляющая, система, формализующая игровой процесс);

• роль игрока (наделение игроком себя и других качествами, отличающих участников процесса игры друг от друга, формирование образа и ожидаемого отношения к себе в результате игры). Проанализировав личные игры, мы пришли к выводу, что игра так же свойственна человеку, сколь общение, спонтанность, творчество и пр. Весь процесс взросления, социализации проходит при непосредственном использовании феномена игры. С философской точки зрения, вся жизнь человека проходит этапы, свойственные игре. Но игра осознается не сразу и входит в жизнь с воспитанием, иными словами, она не присуща человеку в полной мере от рождения.

Детство человека не мыслимо без игр, это период, когда ребенок, познавая окружающий мир, играет во многие игры, попутно примеряя разные социальные роли. Личные качества, задатки мировоззрения, характер, модель поведения, профессиональная самоидентификация — все это развивается в человеке на начальном периоде жизни, в детстве. Это время неразрывно связано с феноменом игры, которая является инструментом познания окружающего мира и своего места в нем. Игра делает процесс социализации — усвоения общественных норм и правил подрастающим поколением, а также само образование более легким и органичным. С помощью игры возможна корректировка отношений внутри любого коллектива, семьи и общества в целом. Доказано, что если полностью отказаться от использования игры в развитии и воспитании подрастающего поколения, то результатом будет существенное снижение темпов усвоения общественных норм и будущие трудности в общении.

На протяжении всей жизни человека, игра присутствует на субъективном уровне в составе сознания, самосознания, мировоззрения, поведения. Им свойственны: свобода, интрига, азарт, интерес, элемент случая и другие игровые черты. Интересны выводы, получаемые при сравнении мировоззрения верующих и атеистов: атеисты также имеют свои воззрения, так как они, как и верующие, задаются вопросом о смысле жизни, но отрицают традиционные подходы. Говоря об атеизме, необходимо различать стихийных атеистов от тех, кто обоснованно подходит к вопросу о существовании потусторонних сил. Рассматривая обе группы с точки зрения игры, можно сказать, что первая содержит индивидов, которые играют в большей мере, так как их воззрения менее опосредованы рационально и логически, а там, где нет рационального, в наибольшей мере присутствует игра.

На основании вышеизложенного, можно говорить о проявлении феномена игры в бытии человека, о гармонии игры и личности в каждом индивиде. Наличие признаков игры здесь доказывает, что игра является характеристикой бытия человека и без нее невозможно понять саму сущность развития субъекта. Процесс жизни человека, деятельность также неразрывно связаны с феноменом игры. Начиная играть с самого рождения, индивид с годами постигает искусство игры, ее сущность и начинает более активно вмешиваться в нее.

Игра представляет собой процесс, где смешались действие и рефлексия, в противном случае игра нам кажется в виде алгоритма процедур, где все разделено на отдельные операции и где нет гармонии. Именно органичное вплетение игры в сущность человека объясняет сегодняшние проблемы практической психологии, связанные с игроманией (повальное увлечение компьютерными играми и игровыми автоматами), становящейся социальной проблемой.

В рамках общества появляются более сложные игры с большим количеством участников, имеющие огромное влияние. Игра исторически присутствует в большинстве видов индивидуального и общественного бытия. Рассмотрев основные части бытия человека, мы отметили наличие игровой составляющей во всей деятельности человека в обществе. Семья, работа, друзья, досуг — все это окружает индивида, и в рамках каждой сферы общественного бытия субъект ведет свою игру, которая видоизменяется по мере перехода от группы к группе. Так же велико разнообразие ролей каждого человека. Тем не менее, субъект для себя четко разграничивает, кто он и как следует вести себя в окружающих играх. Некоторые игры не осознаются субъектом, но его участие от этого не становится менее активным. Индивидуальные особенности каждого человека определяют количество и качество игровых признаков каждого вида деятельности субъекта. Игра связывает окружающую реальность индивида в единое целое, позволяя комфортно существовать, реализовать свои способности, удовлетворить потребности. Она наполняет всю жизнь человека непреложным смыслом, позволяя надеяться на лучшее и помогая ему во всех начинаниях.

Исторически сложилось так, что некоторые виды игр образовали достаточно сложную структуру и проникли в структуру целых общественных институтов. Игра в своём основном смысле представлена в обществе в форме религии, философии и искусства. Но можно сказать об игровом характере и таких общественных процессов и явлений как политика, экономика, наука и спорт.

В сфере религии игра — это инструмент веры человека, позволяющий связать в одну развитую и достаточно логичную систему принципиально непознаваемые предметы и явления реальности.

Игрой философии является восприятие осознаваемого мира в соответствии с той или иной гипотезой единой абстрактной картины мира. С данной точки зрения, философия также является исторической формой мировоззрения, стоящей на вершине развития.

Идеал красоты — интрига вечной игры, называемой искусством. Содержанием этой игры является восприятие осознаваемого мира в соответствии с той или иной гипотезой прекрасного.

Интрига научной игры имеет неразрешимый характер, ибо абсолютно объективное знание невозможно. Конкуренция научных школ и направлений также представляется в виде игры, ее цель — первым сделать открытие, оформить патент, получить грант.

Содержанием экономической игры является использование ограниченных ресурсов общества в соответствии с той или иной гипотезой оптимальности. Интрига экономической игры ещё больше чем, научная приближена к реальным нуждам людей. На основании этого можно сделать вывод о потенциальном развитии экономической науки в русле новой, так называемой игровой экономики, позволяющей учесть большее число факторов и сделать более точный прогноз развития экономических решений и ситуаций, следующих из этого.

Изучив политику, как общественный институт, мы можем говорить об информационном характере политических игр. Результаты наиболее удачных игр пополняют собой число общественных стереотипов. Информация, на период начала XXI века, является главным инструментом политического воздействия. Реклама, новости, РЯ, СМИ — вот список главных инструментов игры в политику.

Такие институты социализации, как общее воспитание и образование, а также специальное образование, являются преимущественно игровыми. Перед каждым индивидом лежит бесконечное множество вариантов социализации. Содержанием социализирующей игры является освоение индивидом тех или иных ценностей, знаний и норм, исходя из той или иной гипотезы о том, какой личностью он должен быть. Для взрослогораскрытие своих слабостей и незнаний снижает конкурентоспособность в общественных играх. Поэтому взрослые стремятся «досоциализироваться» в специальных социально комфортных условиях, важным элементом которых является анонимность, соблюдение тайны.

Эмоциональная разгрузка, которую даёт спорт, основана в случае непосредственного участия в состязании на получении удовольствия от победы, в случае «боления» — на эффекте отождествления зрителя с одним из участников состязания. Утилитарный элемент спортивных состязаний состоит в том, что высокая самооценка, достигаемая человеком в спорте, позволяет ему более уверенно и решительно бороться за реальные статусы в обществе.

Азартными являются игры, в которых победа зависит не от способностей участника, а от везения. В этом смысле, выигрыши в азартных играх говорят человеку о его удачливости и тем самым значительно повышают самооценку.

Таким образом, игра является универсальным социально-философским феноменом, который содержится во всех сферах жизни человека и общества. Феномен игры позволяет по-новому взглянуть на бытие человека и общества, изучив все явления социальной жизни как совокупность проявлений феномена игры, по-другому и более точно объяснить многие общественно-политические явления, выработать универсальные подходы к обоснованию социальных процессов и изменений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Психология на каждый день Советы, рекомендации, тесты. М.: Вече: ACT, 1997. — 429 с.
  2. Н. П. Педагогика и психология игры. М.: Просвещение, 1986.-223 с.
  3. Н.П. Анализ имитационных педагогических игр: Сб. науч. тр. «Игра в педагогическом процессе». Новосибирск: НГПИ, 1989. — С. 28 -37.
  4. А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 1993. — 428 с.
  5. Аристотель. Сочинения: в 4 тт. М.: Мысль, 1984. — 4 т.
  6. Атхарваведа. Избранное. М., 1995. — 406 с.
  7. К.Ш. Технологическая подготовка будущих учителей в университете: Учеб пособие. Уфа: РОИ Баш. ГУ, 2002. — 145 с.
  8. М.М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 180 с.
  9. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  10. И.И. Педология. М.: Работник просвещения, 1934. -256 с.
  11. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 168 с.
  12. Д. Игра, мышление и речь //Перспективы. Вопросы образования. 1987. -№ 1. — С. 73 — 81.
  13. Дж. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином- О бесконечности вселенной и мирах. М.: Алетейа, 2000. — 320 с.
  14. М.А. Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. М.: Педагогика, 1991.-736 с.
  15. Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: 1978. — 2 т.
  16. К. Духовное развитие ребёнка / Пер с нем. М., 1924. — 368 с.
  17. JI. Философские исследования // Витгенштейн JI. Избранные труды. М.: Гнозис, 1994. — 472 с.
  18. H.H. Основы теории игр. Бескоалиционные игры. М.: Наука, 1984. -496с.
  19. В.Я. Феномен игры. М.: Советская Россия, 1982. -124 с.
  20. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  21. JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии, 1966, № 6. С. 62 — 76.
  22. JI. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -341 с.
  23. JI.C. Собр.соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1982 -432 с.
  24. Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  25. Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. -142 с.
  26. .С., Селиванов А. И. Философия Учеб. Пособие. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1995. — 230 с.
  27. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. -208 с.
  28. Г. Игра в бисер: Пер. с нем. С. К. Апта. М.: Правда, 1992. -496 с.
  29. Т.Н. Феномен игры в культуре постмодернизма: проблемы философского анализа: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13. Барнаул, 2000.-157 с.
  30. Гофман Э.-Т.-А. Счастье игрока. // Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 4, кн.2. М.: Худож. лит., 1999. — С. 191−220.
  31. К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916. — 352 с.
  32. А.Ю. Типологии игры: «поэзия» и этология // Игровое пространство культуры. СПб., 2002. — С. 19−34.
  33. Ю.Н. и соавт. История теоретической социологии. М.: Канон. Т. З, 1998.-С. 58−167.
  34. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. / Сочинения: В 2 т. Т.1. — М., 1989.1. С. 250−296.
  35. М.В. Проблемы теории личности: (Социально-филос. аспект) / М. В. Демин. М.: МГУ, 1977. — 240 с.
  36. . Шпоры: стили Ницше // Философские науки, 1991, № 3−4
  37. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 186 с.
  38. Г. Н., Суздаль В. Г. Введение в прикладную теорию игр М.: Наука, 1981.-336 с.
  39. .С. Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. — 522 с.
  40. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры, М.: Наука, 1980. — 272 с.
  41. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  42. .А., Рогалева Н. В. Учись! Твори! Развивайся! В 3 кн. -Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 1997−1998. 124, 144, 120 с.
  43. A.A. основы социальной философии. М.: Высшая школа, 2005.-439 с.
  44. .М., Комский Д. М. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем. М.: Мол. гвардия, 1989. — 157 с.
  45. Игры //Энциклопедический сборник / Сост. В. А. Черноземцев. Челябинск: Южно-уральское книжное изд-во, 1995. — 800 с.
  46. Игры народов СССР. Сборник материалов / Сост. В.Н. Всеволод-ский-Гернгросс, B.C. Ковалева, Е. И. Степанова. М. — Л., 1933. — 564 с.
  47. K.F. Второе рождение проблемы «игра и искусство» // Философские науки. 1974, № 5. С. 59−68.
  48. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  49. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  50. А. Бунтующий человек. М.: Прогресс, 1990. — 497 с.
  51. И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. Ч. 1 М.: Мысль, 1968.-278 с.
  52. И. О педагогике. М.: Тихомиров, 1896 — 140 с.
  53. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2004. — 319 с.
  54. Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание. М. Азбука-классика, 2004. — 880 с.
  55. Кон И. С. В поисках себя. -М.: Политиздат, 1984. 279 с.
  56. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  57. Кон И. С. Социология личности. М.: Наука, 1992. — 236 с.
  58. X. Игра в классики. / Пер. с исп. А. Борисовой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. 608 с.
  59. Я. Как любить ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -352 с.
  60. В.П. Социально-философские проблемы современности. Волгоград: Политехник, 1998. — 202 с.
  61. В.П. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 445 с.
  62. H. Сочинения, в 2-х тт. Серия: Философское наследие М. Мысль 1979 г. 488+472 с.
  63. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000. — 320 с.
  64. .О. Сочинения. М.: Мысль 1976. — 551 с.
  65. М., Штейнталь Г. Мысли о народной психологии. Воронеж, 1865.-368 с.
  66. В.И. Памяти Герцена. М.: Политиздат, 1976. — 15 с.
  67. А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  68. А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944. № 8−9.
  69. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-398 с.
  70. , Ж. Состояние постмодерна. Пер. с фр. И. А. Шматко. М. СПб.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 1998. — 159 с.
  71. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970, с. 80−85.
  72. Ю.М. Миф-имя-культура// Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. -Таллинн, 1992.-С. 86−164.
  73. Ю.М. Семиосфера: Монографии, статьи, исследования, заметки (1968−1992). СПб.: Искусство, 2000. — 703 с.
  74. A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. — № 6. — С. 81−89.
  75. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 365с.
  76. М. Мысль преграждаемая. Роль французской культуры //Вопросы философии -1992., № 4.
  77. М.К. Мысль в культуре //Философские науки. -1989. -№ 2.
  78. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. -М.: Госполитиздат, 1954. 580 с.
  79. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С. 222−224.
  80. М. Опыты. В 3 т. Калининград: Янтар. сказ., 1997. — 3 т.
  81. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. — 415 с.
  82. Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение. М. Наука, 1970. — 707 с.
  83. Ф. Веселая наука // Ф.Ницше. Избранные произведения. М. 1993.-548 с.
  84. Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.-502 с.
  85. М.Ф. Искусство как игра // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1996. № 2.
  86. Ортега-и-Гасет X. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993 -№ 7.
  87. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. М.: Прогресс, 1991. -497 с.
  88. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. — 403 с.
  89. Г. Теория игр: игры двух лиц с заданиями, игры п лиц. Пер. с англ. И. Н. Врублевской, Г. Н. Дюбина, А. Н. Ляпунова- под ред. А. А. Корбута. М.: УРСС, 2004. — 230 с.
  90. , Ж.Б. Электронные игры- Пер. с болг. В. Ж. Среднегор-ской. М.: Радио и связь, 1983. — 111 с.
  91. М. К. Язык, знак, культура. М. Наука, 1991. — 328 с.
  92. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1999. -527 с.
  93. П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя. -М.: Рос. пед. агентство, 1998. 183 с.
  94. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. -М.: МПУ, 1996. 269 с.
  95. Платон. Собр. соч.: в 4-х тт. М.: Мысль, 1990. — 4 т.
  96. Платон. Федр //Федон. Пир. Федр СПб.: Азбука-классика, 1997. -255 с.
  97. Г. В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.-546 с.
  98. Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1978.-631+439 с.
  99. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.-268 с.
  100. К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Еди-ториал УРСС, 2002. — 384 с.
  101. А.С. Пиковая дама. // Романы. Повести. Драматические произведения. Челябинск.: Южно-уральское книж. изд-во, 1981. -С. 187−211.
  102. В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. -№ 6. С. 23−44.
  103. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -478 с.
  104. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1994.-496 с.
  105. B.C. Соч. в 2 т. Т.2. — М.: Правда, 1989. 735 с.
  106. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Прогресс, 1992.-540 с.
  107. Г. Классификация наук. М.: Вузовская книга, 2001. — 90 с.
  108. В. Ф. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки, 1980 г., № 2. С. 69−77
  109. Н. Ф. Философия общего дела. В 2 т. М.: ACT, 2003. — 2 т.
  110. Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары- Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.- 120 с.
  111. Э.З. Мозг, психика, физика. М.: Б.И., 1995. — 532 с.
  112. Э. Бытийный смысл и строй человеческой игры // Проблема человека в западной философии. М: Прогресс, 1988. — 426 с.
  113. С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.
  114. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 270 с.
  115. Э. Душа человека. М. Республика, 1992. — 429 с.
  116. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  117. Э. Искусство любви. М. Знание, 1990. — 64 с.
  118. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  119. М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М.: Прогресс. 1991. 320 с.
  120. .С. Теория и практика организации игровой деятельности студентов в учебном процессе (дидактическая имитационная игра): Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1981. — 121 с.
  121. М. Бытие и время. М.: Республика, 1995. — 463 с.
  122. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 445 с.
  123. М. Что такое философия? // Вопросы философии. -1993. -№ 8.
  124. Хёйзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс традиция, 1997. — 413 с.
  125. H.A. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. -М.: Наука, 2004.-621 с.
  126. Ф. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. статьи по эстетике. М.: Гослитиздат, 1957. — 791 с.
  127. Ф. Философские письма. М.: Искусства, 1966. — 638 с.
  128. Ф. История эстетики в 2 т. М.: Искусство, 1983. — 2 т.
  129. О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. — 249 с.
  130. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. / Пер. с нем. Пг., 1922.
  131. Г. П. Избранные труды. М.: Изд-во культур, политики, 1997.-641 с.
  132. Эко У. Постмодернизм, ирония, занимательность // Эко У. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989. — 486 с.
  133. Эльконин Д Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 380 с.
  134. Э.Г. Детство и общество. В 2 т. СПб.: Речь, 2002. — 416 с.
  135. К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 200. -272 с.
  136. Bruner Jerome S. Play is Serious Business // Psychology Today, 1975. № 1. P. 35−64.
  137. Buhler Ch. Kindheid und Jugend. Leipzig, 1931. — 254 1.
  138. Buytendiyk F. J. J. Das Spiel. Frankfurt am Main, 1958. 382 1.
  139. Capora A., Mitchell F. The Theory of Play. N-Y., 1961. 435 p.
  140. Fink E. Spiel als Weltsymbol. Stuttgart, 1960. 354 1.
  141. Hutchinson P. Games Authors Play. London, N.Y., 1983. 154 p.
  142. Iser W. The Fictive and the Imaginary. Charting Literary Anthropology. Baltimore, 1993. -323 p.
  143. McLuhan M. Understanding media: the extension of man. N.Y.: Signet book, published by New American Library, 1967 — 190 p.
  144. Mead J.H. Mind, Self and Society. Boston: Massachusetts University Press, 1956. — 560 p.
  145. Millar S. The Psychology of Play. London, 1969. — 486 p.
Заполнить форму текущей работой