Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция культурного шока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых мы можем автоматически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказывается неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах… Читать ещё >

Концепция культурного шока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурный шок — это психологическое состояние индивида, вызванное встречей с новой культурой и выражающееся в совокупности негативных явлений, таких как психическое потрясение и стрессовое состояние. Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским антропологом Карлом Обергом (1897—1965) в середине 1950;х гг. Сущность этого понятия заключается в том, что вхождение человека в новую культуру или новую социальную среду может сопровождаться целым рядом неприятных ощущений.

Формами проявления культурного шока могут быть:

  • 1) напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;
  • 2) чувство потери (из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности);
  • 3) чувство одиночества в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;
  • 4) нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
  • 5) тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
  • 6) чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых мы можем автоматически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказывается неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях. Осознание культурных различий часто приводит к состоянию культурного шока.

Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: общая тревожность, бессонница, страх, иногда депрессия, алкоголизм, наркомания, и т. п. Культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи считают, что это нормальная реакция, часть обычного процесса адаптации к новым условиям. В ходе этого процесса личность приобретает знания о новой культуре, становится более развитой культурно, хотя и испытывает при этом стресс.

Динамика адаптации к новой культуре (процесс адаптации индивида к новой культуре) включает в себя следующие этапы.

Первый этап называют медовым месяцем. Люди встречаются с новой культурой, они полны надежд и энтузиазма, их ждут и встречают, они получают помощь и некоторые привилегии. Но этот период быстро проходит.

На втором этапе непривычная культура начинает оказывать негативное воздействие. Результатом может стать разочарование, фрустрация и даже депрессия. Начинают наблюдаться все признаки культурного шока. В этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаются преимущественно со своими земляками и жалуются им на жизнь.

Третий этап является критическим. Культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.

Пять этапов адаптации составляют U-образную кривую развития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Следует заметить, что когда человек, успешно адаптировавшийся в чужой культуре, возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной культуре. Считается, что при этом он испытывает шок возвращения. Первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он начинает вновь приспосабливаться к жизни дома.

На процесс адаптации влияют две группы факторов: внутренние и внешние. В первой группе факторов важнейшими являются: возраст, пол, образование, черты характера и др. Возраст считается важнейшим фактором адаптации. Чем старше люди, тем труднее они адаптируются к новой культурной системе. Маленькие дети адаптируются быстро и успешно. Школьники адаптируются труднее. Пожилые люди практически не способны к адаптации.

Пол также влияет на процесс адаптации и аккультурации. Считается, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, которые в основном занимаются ведением домашнего хозяйства. Их круг общения с новыми людьми ограничен. Женщины из развитых стран не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами.

Образование является очень важным фактором аккультурации. Чем выше образование, тем успешнее проходит адаптация. Образование расширяет внутренние возможности человека, в том числе и способности к адаптации, восприятию новой культуры.

К внутренним факторам адаптации относятся также обстоятельства жизненного опыта человека, мотивы к адаптации. Например, сильная мотивация существует у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Велика мотивация у студентов, обучающихся за границей. Хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами и беженцами, которые не хотели покидать своей родины и не желают привыкать к новым условиям жизни.

Существуют попытки выделить некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране (чужой культуре). Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность; высокая самооценка; общительность; экстравертность; открытость для разных взглядов; интерес к окружающим людям; склонность к сотрудничеству; терпимость к неопределенности; внутренний самоконтроль; смелость и настойчивость; эмпатия.

Среди внешних факторов следует назвать: культурную дистанцию, особенности своей культуры и особенности принимающей культуры, позиция СМИ, наличие друзей в новой среде, наличие соотечественников, готовых оказать помощь. Антропологи считают, что хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, они боятся совершить ошибки, проявить незнание. Плохо адаптируются также представители так называемых великих держав, которые считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой