Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Логическое познание. 
История и философия науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третьей формой логической ступени познания является умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, служащих предпосылкой, выводится новое знание об объектах. Умозаключение — это средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств… Читать ещё >

Логическое познание. История и философия науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

Формы чувственной ступени познания ограничены по своим отражательным возможностям. При их посредстве отражаются явления, внешние, поверхностные связи и отношения, однако только на одной этой основе невозможно проникнуть в сущность и закономерности вещей и процессов. На чувственной ступени познания субъект познает факты, но еще не в состоянии раскрыть законы, которым эти факты подчиняются. Законы, сущность явлений человек познает посредством мышления на абстрактно-логической ступени познания. Мышление — это опосредованное, обобщенное познание действительности. Между объектами с их свойствами и мышлением находятся формы чувственного познания — ощущения, восприятия и представления. Они — тот строительный материал, на котором базируется и развивается человеческое мышление; они доставляют информацию о материальных объектах, которую в дальнейшем мышление подвергает обработке, отражая объекты глубже и вернее, чем чувственные формы познания.

Человеческое познание, совершающееся посредством мышления, проникает в сущность предметов и выражает ее с помощью понятий, суждений и умозаключений.

Первая важная форма логической ступени познания — понятие — в отличие от ощущений, возникающих в процессе непосредственного созерцания предметов, образуется путем отвлечения (абстрагирования) от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам, а следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. Возьмем для примера понятие «дом». Когда мы говорим о конкретном доме, своем или доме родителей, то это будет чувственное отражение в форме восприятия или представления. Когда же мы говорим о доме вообще, то слово «дом» мы употребляем в качестве понятия, в котором уже нет конкретных черт того или иного реального дома, а есть только то общее, что присуще всем домам. Таким образом, понятие дома образуется из восприятий и представлений о различных конкретных домах путем выделения тех общих черт, которые присущи любому дому независимо от его индивидуальных особенностей. Очевидно, переход от представлений к понятию является переходом к более глубокому познанию явлений действительности.

По своему содержанию и объему понятия различны в разных науках. Философия создает наиболее общие понятия, такие как материя, сознание, движение, отражение, пространство, время, количество, качество и т. д. В частных науках используются понятия, имеющие более конкретное значение. Например, биология работает с такими понятиями, как наследственность, изменчивость, борьба за существование и др.; в политической экономии используются такие понятия, как товар, деньги, капитал, прибавочная стоимость и др. Понятия как форма логического познания независимо от того, в какой науке используются, содержат в себе сконцентрированную сущность знания об объекте, который отражают. Как и все остальные формы отражения, понятия имеют диалектический характер. В каждой науке понятия находятся во взаимной связи и обусловленности. Они не являются застывшими формами логического познания, а постоянно изменяются и развиваются. Понятиям присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного: понятия объективны по источнику, который отражают, и субъективны по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий мир во всей его противоречивости.

Второй важной формой логической ступени познания является суждение; каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждений. Суждение — это одна из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека; с помощью суждений человек отвергает или утверждает что-то о чем-то. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание. Диалектика, присущая суждению как логической форме познания, отражается во взаимосвязи между субъектом и предикатом, из которых и состоит суждение (например, в суждении «роза есть растение» субъект — роза, предикат — растение). Субъект всегда выполняет функцию отдельного, а предикат — общего. В суждениях фиксируется диалектика между случайным и необходимым, явлением и сущностью. В каждом суждении, субъективном, но форме, содержится объективное содержание, обусловленное отражением объективных предметов. Суждения могут быть истинными и неистинными: они истинны тогда, когда правильно отражают объективные свойства, связи и отношения, присущие материальному миру; когда же суждения не отражают объективность предметов и их связей или отражают их искаженно, они неистинны.

Третьей формой логической ступени познания является умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, служащих предпосылкой, выводится новое знание об объектах. Умозаключение — это средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств.

В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой