Философско-эстетические идеи зороастризма
Диссертация
Изучение философского, эстетического и художественного наследия во многом обусловлено общим уровнем исследований по Авесте и зороастризму. Без определения общей картины зороастризма как феномена, без выявления его философии невозможно определять эстетические или какие-либо отдельные представления древних зороастрийцев. Проработанная и классифицированная нами литература показала, что исследователи… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА КАК ОСНОВА ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
- 1. Мифология и некоторые аспекты мировосприятия и мировоззрения древнеиранских народов
- 2. Заратуштра и проблема «пророка в своем*отечестве»
- 3. Еще раз о дуализме учения Заратуштры
- 4. Традиции натурализма в зороастрийских воззрениях
- 5. Принцип чистоты в зороастризме
- 6. Зороастрийские символы
- ГЛАВА 2. ЭСТЕТИКА ЗОРОАСТРИЗМА
- 1. Исследования в области эстетики зороастризма
- 1. 1. Гегель об эстетических представлениях Авесты
- 1. 2. Современные исследования по эстетике Авесты
- 2. Истоки зороастрийской эстетики
- 3. О некоторых особенностях эстетики зороастризма
- 4. Место человека в авестийском эстетическом представлении.176″"
- 4. 1. Прекрасное
- 1. Исследования в области эстетики зороастризма
- 1. 0. некоторых принципах и свойствах художественного мышления зороастрийцев
- 2. Древнеиранское искусство и зороастризм
- 2. 1. Театральное искусство
- 2. 2. О месте музыки в древнеиранском обществе
Список литературы
- Абдулло Зиё. Рох, дар чахон якест ва он рохд ростист // Давонони Точи-кистон, 1994. — 14−21 янв.
- Абдулло Зиё. Пиндори нек пазирост // Думхурият, 2001. — 21 авг.
- Абдуллозода Ш. Асос^ои диншиносй. Душанбе: Дониш, 2001. — 444 с.
- Абдуллозода Ш. Мукдддимаи фалсафа: курси лексия. Душанбе, 2004. -261 с.
- Абдуллозода Ш. Фалсафаи одамият (масъалаи инсон ва гуманизм дар адён). Душанбе, 2003. — 162 с.
- Авесто. Гузориш ва пажух, иши Далил Дустхох,. Душанбе, 2001. — 792с.
- Авесто. Гузориш ва пажухдши Далил Дустхох,. Дар ду чилд. Техрон: Марворид, 1370.
- Бахтуртош. Нишони розомиз. Гардунаи хуршид ё гардунаи Михр. Тех-рон, 1371.
- Вандидод. Тарчима, вожанома, ёддоштх, о. Дар чахор чилд. Техрон: Фикре руз, — 1376.
- Готх, о ё Сурудх, ои осмонии Зартушт. Душанбе: Маздоясно, 2000. — 30 с.
- Готх, о. Тарчима, тафсир ва гаълифи Иброхдм Пури Довуд. Техрон: Ассотир, 1377. — 591 с.
- Диноршоев М. Диалектика // Энциклопедияи советии точик. Д. 2, -Душанбе: 1980. 640 е., С. 279.
- Диноршоев М.Д. Фалсафаи бостонии точ-ик / Фалсафа (Иборат аз ду кием). К-. 1, Душанбе: Маориф, 1997. — 340 с.
- Дюшен Гийемен Ж. Зардушт ва чах, они Гарб. — Техрон, — 1359.15.3арринкуб Абдулхусайн. Дустучуй дар тасаввуфи Эрон. Душанбе, 1992.-398 с.
- Кайковус Унсурулмаолй. Крбуснома. Душанбе: Маориф, 1979. 192 с. 1.S
- Каримов Усмон. Афкори щтисодй аз даврони Зартушт то охири замони Сомониён. Душанбе, 1999. — 319 с.
- Ках Х. М. Аз забоне Дорюиш. Нашри панчум, Техрон, 1379, — 360 с.
- Кристенсен А. Маздопарастй дар Иран-е кддим. Техрон, нашре 4, — 1376.
- Мах, муди Думай. Таърихи бостон-е Ирон. Техрон, 1379 х,. -135с.
- Мехрдод Мехрин. Пажухиш дар асотире Ирон (пораи нахуст ва дуюм).
- Чопи саввум. Техрон, — 1378.
- Мехрдод Мехрин. Фалсафаи Шарк-. Техрон, — 1332х.
- Моле М. Иран-е бостон/ Тарчима-е Ж. Омузгор. Техрон, 1365. — 124 с.
- Музаффарй М. Антропологияи ориёй. Баррасии бахши ахлок-й. Душанбе: Дониш, 2006. 124 с.
- Мулло Мустаъзафи Кдротегинй. Таърих ва мохдяти оини зардуштй. -Душанбе, 2004. 96 е.,
- Мургазо Мутахдарй. Хадамоти мутак-обили Ислом ва Эрон. Техрон: Садро, — 1366 х,.ш.
- Мух, аммад Ч, аводе Машкур. Гуфторе дар бораи Динкард. Техрон, без указания года издания, — с. 170.
- Муминзода Х, амдам. Зардушт ва оини у. Дар ду бахш. Душанбе, 1993.
- Муминчонов Х, амдам. Турон гах, вораи тамаддуни ориёй. — Душанбе, 2004. — 297 с.
- Назри Яздонй. Дилнигора.- Душанбе, 2006. 237 с.
- Нахустк-омуси миллат. Хучанд, 2001. — 229 с.
- Нойберг Г. С. Динхд-е Иран-е бостон. Техрон, 1359. — 786 С.
- Нуров И. Авесто ва мероси фархднгии точикон. Хучанд, 2001. 162 с.
- Нурчонов Н.Х. Олами беканори рацеи точик. Душанбе, 2004. 340 с.
- Пажухиш дар фарх, анги бостонй ва шинохти Авесто. Мачмуа дар ду чилд. Бо кушиши Масъуд Миршохд. Порис, — 1997.
- Зб.Олимони чавон ва илми муосир (барориши 2). Душанбе: ДДМТ, 2002. 37.0риёнома. Ч^угрофиё, таърих ва фархднги мардумони ориёй дар интишорот. Мураттибон С. Зарафшонфар, X,. Ёрзод. Иборат аз ду чилд. Душанбе, 2006.276
- Рази Х, ошимй. Х, икмате Хусравонй. Техрон, 1379. — 718 с.
- Рашшод Мух, аммад. Фалсафа аз огози таърих. Душанбе, 1990. — 480 с.
- Рах, монов А. Пиндорх, ои асотирй дар адабиёти точ-ик. Душанбе, 1999. -196 с.
- Ригведа. Гузидаи сурудх, о. Бо тахдик- ва тарчимаи доктор Саидмухдм-мадризо Ч, алоли Ноинй. Техрон, 1372. — 560 с.
- Ризой А. Торихи дахдазорсола-е Ирон. Техрон, 1373 х,. — 1 .- 345с.
- Саймиддинов Д. Адабиёти пахлавй. Душанбе, 2003. — 239 с.
- Сафа 3. Таърих-е адабийат дар Эрон. Ч,. 1- 3, Техрон, 1339 — 1342.
- Скарча Ч, онроберто. Охднгх, ои Туронй ва хдмосаи ирониён. Аз италийанй тарчумаи Б. Г. Бобохон. Душанбе, 1999. — 55 с.
- Сосонифар Аббос. Авасто. Баргардоне суруде савум аз Готхое Зардушт. Хрте 30 аз Ясно. Порис, — 1375/1996.
- Табаров Н. Дод чист? Бедод чист? // Садои Шарц. Душанбе, — 2001, № 7−12,-С. 61 -62.
- Тафзилй Ах, мад. Торихи адабиёти Эрон пеш аз ислом. Техрон, 1377. -452 с.
- Фарх, анги вожатой авестой. Дар чах, ор дафтар. Мураттиб Эх, сон Бахромй. -Балх, Бунёди Нишопур, 1369.
- Фархднги номх, ои Авасто. Таълифе Дошим Розй. Дар 3 ч-илд. Техрон. -1346.
- Фарх, ангме? ф. Фалсафа-е Зартушт. Диди нав аз дини кухдн. Лос Анджелес: Конуни пажухдш ва омузиш, 1989, — 216 с.
- Фирдавсй Абулк-осим. Шох-нома. Я 1- 9.- Душанбе: Ирфон, 1961 -1964.
- Хуршедиён Ардашер. Нигарише нов бар Тахти Чдмшид. Техрон, 1378, -196 с.
- Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Дар 3 чилд. Душанбе, 1988 -2004.
- Юнг К. Г. Инсон ва симболх, ояш. Тарчумаи доктор Махмуд Султониён. -Техрон, 1378. 494 с.277
- Яштх, о. Дар ду чдлд. Тарчима, тафсир ва таълифи Ибровдм Пури Довуд. -Тех, рон: Асотир, 1377.
- Яък-убов Ю. Гохдомаи Авастой. Душанбе: Деваштич, 2003. — 96с.58Додиров К. Таърихи фалсафаи точик. Курси лексия. Душанбе: Маориф, 1998. -264 с.
- Дазраткулов М. Ориёих, о ва тамаддуни ориёй. Душанбе: Дониш, — 579 с. 1. НА РУССОМ ЯЗЫКЕ
- Абдулхаев К. Историко-философский анализ эволюции идеи бога. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Душанбе, 2005.
- Авеста в истории и культуре Центральной Азии. Душанбе, 2001. — 541 с.
- Авеста в русских переводах (1861 1996). Изд 2-е, исправл. — СПб.: «Журнал «Нева», «Летний сад», 1998. — 480 с.
- Авеста. Избранные гимны. Перевод с авестийского и комментарии проф. И.М. Стеблин-Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. — 176 с.
- Авеста и мировая цивилизация. Тезисы докладов Международного симпозиума. Душанбе, 2000.
- Акрамов Н.М. Вопросы истории, археология и этнографии Памира и При-памирья в трудах Б.Л. Громбченекого. Душанбе, 1971.
- Алиев И. История Мидии. Баку, 1960.
- Альбаум Л.И. Балалык-тепе.- Ташкент: Издательство АН Узбекской ССР, 1960. 228 с.
- Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент: Фан, 1975. — 160 с. с илл.
- Амударьинский клад. Каталог выставки. Автор вступительной статьи и составитель каталога Е. В. Зеймаль. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1979, — 95 с.
- Андреев М.С. Орнамент горных таджиков верховья Аму-Дарьи и кир278гизов Памира. Ташкент, 1928.
- Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур / Составители: А. Раджабов, Р. Мукимов, П. Джамшедов, X. Назаров (на русском, англ. языках). Душанбе: Дониш, 2006. — 739 с.
- Ашуров Г., Диноршоев М. Историко-философская концепция Гегеля и средневековая ирано-арабская философия // Известия АН Таджикской ССР. Отделение общественных наук. 1975, № 1(79), — С. 48 — 57.
- Ашуров Г., Диноршоев М. Средневековая ирано-арабская философия в оценке Гегеля // Известия АН Таджикской ССР. Отделение общественных наук. 1979, № 2(96), — С. 9 -18.
- Асадуллаев И.К. Гипотеза о первом объединении арийских родов и племен / Асадуллаев И. К. Новые категории философии и философия политики. -Душанбе: Дониш. 2006. -390 е., С. 175 — 189.
- Асимов М.С., Ашуров Г. А., Диноршоев М. Д. Философская и общественно-политическая мысль таджикского народа // Таджикская ССР. Энциклопедическое издание. Душанбе, 1984.
- Багдасаров Р. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. Москва, 2001.
- Бартольд В.В. Бактрия, Балх и Тохаристан / Бартольд В. В. Сочинения, т. VII, М., 1972. Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии. — М., 1956.
- Беленицкий A.M. Вопросы идеологии и культов Согда / Живопись древнего Пянджикента. М. Издательство АН СССР, 1954. — С. 25−82.
- Беленицкий A.M. Из истории культурных связей Средней Азии и Индии в раннем средневековье / Индия в древности.- М., 1964. С. 188−198.
- Беленицкий A.M. Искусство античных и средневековых городов Средней Азии / Произведения искусства в новых находках советских археологов. -Москва, 1977.-С. 105−154.
- Беленицкий A.M., Маршак Б. И. Вопросы хронологии живописи ранне-средневекового Согда / Успехи среднеазиатской археологии. Вып. 4.- Л., 2 791 979.-С. 32−37.
- Беленицкий A.M. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура.- М.: Искусство, 1973. 65 с. с илл.
- Беленицкий A.M. Новые памятники искусства древнего Пянджикента / Скульптура и живопись древнего Пянджикента. М.: Издательство АН СССР, 1959.-С. 11−86.
- Белинская А. Декоративное искусство горного Таджикистана. Д., 1955.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995. — 456 с.
- Бируни Абурайхан. Индия / Избранные произведения. Том 2, Ташкент, 1963.-728с.
- Боголюбов М.Н. Согдийская этимология / Иранское языкознание. Ежегодник. 1980. М.: Наука, 1987. — С.106−120.91 .Богомолова К. А. Следы древнего культа воды у таджиков. Известия АН Таджикской ССР, ООН, N: 2, 1952. — С117−118.
- Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 4-е изд., — СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003, 352 с.
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Второе издание, дополненное и исправленное. -М.: Мысль, 1983. 206 с. с илл.
- Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности.- М.: Наука, 1985.735 с. с илл.
- Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989. — 330 с.
- Брагинский И. С., Из истории таджикской народной поэзии. Элементы280народно поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. — М.: Издательство АН СССР, 1956. — 496 с.
- Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре, М.: Наука, 1977. -288.
- Бубнова М.А. Археология Памира за 10 лет / Памироведения, вып. 2, -Душанбе, 1975.
- Бычков В. В. Византийская эстетика. -М.: Искусство, 1977.- 199с.
- Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
- Бэйли Альберт. Теодиция в религии Заратуштры. Перевод с английского: Дина Витчинкина // http://womantalks.ru/lofiversion/index.php /t2441.html
- Ван дер Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. -М.: Наука, Физматлит, 1991.
- Вернадский Г. В. Древняя Русь. Перевод с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева. Тверь: ЛЕАН, 2004, — 448 с. с картами.
- Вольф М.Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб.: «Алетейя», 2007.
- Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. ч. 2. Тбилиси: Тбилисский университет, 1984.281
- Гаты. Перевод и комментарии Фируза Азаргошасба /http: //www.avesta.org.ru/avesta/yasna/azargoshasb /introductioneng. htm,
- Гафуров Б.Г. Таджики. Кн. 1. Душанбе: Ирфон, 1989. — 384 с.
- Гегель. Эстетика. В 4-х тт., М.: Искусство, Т. 1−2, — 1968/69.
- Геродот. История. В девяти книгах.- Л.: Наука, 1972, 600 с.
- Гессе Г. Фауст и Заратустра / Гессе Г. Фауст и Заратустра, СПб.: Азбука, 2001. — 320 с.
- Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. Основные проблемы. Вопросы хронологии. М., 1998.
- Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. -М: Наука, 1970. 395 с.
- Громов Е. Духовность экрана. М., 1976.
- Дадабаев P.M. Архитектура и искусство эпохи Борбада / Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989. — С. 232 — 250.
- Дандамаев М.А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. -М.: Наука, 1980. -417 с.
- Джал Дастур Керседжи Паври. Зороастрийская доктрина загробной жизни. М.: Амрита-Русь, 2004. — 144 с.
- Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи-лософов.-М., 1979.
- Додхудоева Л. Лидерство в культуре: Центральная Азия в древности и средневековье. Душанбе, 2003. — 248 с.
- Древнейшая и древняя история. Под ред. Б. А. Литвинского и В.А. Ра-нова, -Душанбе, 1998.
- Древние обряды верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1986. — 208 с.
- Дрезден М., Мифология древнего Ирана / Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977. — 456 е., — С. 337 — 365.
- Дубровина Т.А., Ласкарева E.H. Заратустра. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 208 с.282
- А. Дугин. Евразийство: от философии к политике // http://evrazia. org/ modules. php?name=News&file=article&sid:=734
- Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации. -Душанбе, 2002. 520 с.
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. Издание второе, стереотипное. М.: УРСС, 2004. — 248 с.
- Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э. M.-JL: Издательство АН СССР, 1956. — 476 с. илл.
- Дьяконов И.М. Росписи Пянджикента и живопись Средней Азии // Живопись древнего Пянджикента. М.: Издательство АН СССР, 1954. — С. 83−158.
- Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. — 234 с.
- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
- Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.
- Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.
- Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977.
- Езник Кохбаци. Книга опровержений (о добре и зле). Ереван, 1968
- Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. С.-Петербург: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003. — 320с.
- Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. С.-Петербург: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003. — 320с.
- Живопись древнего Пянджикента. М.: Издательство АН СССР, 1954.-207 с. с илл.
- Завялов С., Петренко Е. Буклет к альбому «Памир. Память Ариев. Музыкальные традиции Горного Бадахшана» / СД. СПб, — 2002.283
- Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М.: Изд-во Эксмо, 2005. -496 с.
- Зарринкуб Абдулхусейн. Борьба света и тьмы // Курьер ЮНЕСКО, -1990. март.
- Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока. Душанбе, 2003. — 400 с.
- Иванов A.A., Луконин В. Г., Смесова Л. С. Ювилирные изделия Востока. Древний, средневековий периоды. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Москва: Искусство, 1984, — 214 с. с илл.
- Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. Введение, транскрипция текстов, перевод, комментарий, глосссарий и указатели О. М. Чунаковой. Москва: Наука, 1991. — 192с.
- Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. СПБ, 1909.
- Исаков А.И. Цитадель древнего Пянджикента. Душанбе, 1977. — 201с.
- История восточной философии. Учебное пособие / Под редакцией М. Т. Степанянц Москва: ИФРАН, 1998.-122 с.
- История таджикского народа. Том 1. Древнейшая и древняя история / Под редакцией академика АН РТ Б. А. Литвинского и член-корреспондента АН РТ В. А. Ранова. Душанбе, 1998. — 752 с. с илл.
- Йеттмар К. Религии Гиндукуша Перевод с немец. А. Л. Грюнберга. -М., 1986.284
- Каптерева Т.П. Художественные особенности средневековой миниатюры Ирана, Азербайджана и Средней Азии // Вестник истории мировой культуры. М., — 1959, № 2, С. 71- 81.
- Катехизис зороастризма. Сборник. Пер. с англ. М.: Сфера, 2002. — 448 с.
- Кёйпер Ф.Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М.: Наука, 1986.- 195 с.
- Книга деяний Ардашира сына Папака. Транскрипция текста, перевод со среднеперсидского, введение, комментарий и голоссарий О.М. Чунако-вой. Москва: Наука, 1987. — 163 с.
- Крапивенский С.Э. Еврейское в мировой культуре. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 164 с.
- Крюкова В.Ю. Зороастризм. С.-Петербург: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. — 288с.
- Курбонмамадов А. Эстетические представления древнеиранских народов в Авесте / Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989.-С. 251 -261.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.:Наука, 1985.- 536 с.
- Лелеков Л. А. Авеста в современной науке. М., — 1992.
- Лелеков Л.А. Авеста в современной науке // http://avesta.isatr. org/ zoroastr/Lelekov020302.htm
- Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978. — 158 с.
- Литвинский Б.А. Древний среднеазиатский город (местные традиции и иноземные модели) // Древний Восток. Города и торговля (III-I тыс. до н.э.). -Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1973. С. 99−125.
- Литвинский Б.А., Зеймаль Т. И. Аджина-Тепа. Архитектура. Живопись. Скульптура. М., 1971. — 259 с. с илл. карт.285
- Литвинский Б.А. Исторические судьбы Восточного Туркестана и Средней Азии (проблемы этнокультурной общности) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура, Связи. М.: Наука, 1984. — С. 4−28.
- Литвинский Б.А., Пичикян И. Р. Археологические открытия на юге Таджикистана // Вестник АН СССР. 1980, № 7. — С. 124−133.
- Литвинский Б.А., Пичикян И. Р. Бактрийский город Тахти-Сангин. Древние взаимосвязи и культурный синтез // Курьер ЮНЕСКО, 1985, август. — С.28−31.
- Литвинский Б.А., Пичикян И. Р. Тахти-Сангин каменное городище (раскопки 1976−1978 гг.) // Культура и искусство древнего Хорезма. — М.: Наука, 1981.- С. 195−212.
- Литвинский Б. А. Погребальные сооружения и погребальная практика в Парфии (к вопросу о парфяно-бактрийских соответствиях) // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М.:Наука, 1983. — С. 81 123.
- Литвинский Б.А., Седов A.B. Культы и ритуалы кушанской Бактрии: Погребальный обряд. М.: Наука, 1984. — 239 с. с илл.
- Литвинский Б.А., Седов A.B. Тепаи-шах. Культура и связи кушанской Бактрии. М.: Наука, — 1989.
- Литвинский Б.А., Соловьев B.C. Средневековая культура Тохаристана. В свете раскопок в Вахшской долине. М.: Наука, 1985. — 240 с. с илл.
- Литман А.Д. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Дев Атмы. М.: Наука, 1982. — 216 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1985. — 776 с.
- Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., — 1987.
- Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М.: Искусство, 1977. — 232 с. с илл.286
- Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана в III—V вв.. Очерки по истории культуры. М., 1969.- 218 с. с илл.
- Лысенко В. Г. Огонь: разрушение и созидание. От ведийского мифа и ритуала к атомистической теории вайшешики / Историко-философский ежегодник '97. М.: Наука, 1999. — С.203−247.
- Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986. — 200 с.
- Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1980. — 320с. с илл.
- Майтдинова Г. К интерпретации живописи Афрасиаба VII в. н. э. // Известия АН Таджикской ССР. ООН. Душанбе: Дониш, — 1984. № 2. — С. 20 — 27.
- Майдинова Г. М. История таджикского костюма. В 2-х тт. Душанбе, -2004.
- Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960.
- Мамадназаров М. X. Архитектура народного жилища Западного Памира и его современная модификация. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Ленинград. 1977.
- Мамадназаров М. X. Происхождение и развитие некоторых архитектурных форм в раннесредневековом зодчестве Ирана и Средней Азии / Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989. — С. 309 -322.
- Мамедов Азер Агабала оглы. Религиозно-философские идеи Авесты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ, 1996, — 27 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 26, М., — 1962.
- Маршак Б.И. Индийский компонент в культовой иконографии Согда // Тезисы докладов конференции «Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье». М., 1981. — С. 107−109.
- Маршак Б.И. Согдийское серебро. М., — 1971.
- Мешкерис В.А. Коропластика Согда. Душанбе: Дониш, 1977. — 151 с. с илл.
- Мешкерис В.А. Согдийская терракота. -Душанбе: Дониш, 1989. 328с., с илл.
- Мирбабаев А.К. Из истории культовой традиции: символика петуха / Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989. — С. 288 -295.
- Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, — 1990.
- Мифы народов мира. В 2-х тт. М.- Советская энциклопедия, 1987 -1988.
- Муминджанова X. Зороастризм и мировые религии // Известия АН Республики Таджикистан. Серия философия и правоведение. Душанбе, 2006, № 3−4. С. 66−73.
- Муминджанов Х.Х. Философские проблемы зороастризма. Душанбе, 2000. — 244 с.288
- Мухиддинов И. Обряды и обычаи припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986, — С.76−85.
- Негматов H.H. Божественный и демонический пантеоны Уструшаны и их индоиранские параллели // Древние культуры Средней Азии и Индии.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984. С. 146−164.
- Негматов H.H. Живопись Шахристана. Проблемы и суждения // Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Сборник в честь 75-летия академика Б. Б. Пиотровского. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. — С. 230−249.
- Негматов H.H., Салтовская Е. Д., Кияткина Т. Т. Изучение погребальных памятников на территории Уструшаны // Труды института истории Академии наук Таджикской ССР, т. 27 .- Сталинабад, 1961. С. 137−146.
- Нумизматика Центральной Азии. Ташкент, 2001.
- Нурджанов Н.Х. Традиционный театр таджиков. В 2-х тт. Душанбе, 2002.
- Оранский И., Введение в иранскую филологию. М., 1960.
- Основы иранского языкознания. М., 1979−1991 (5 томов)
- Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Вып. 2 / Редакторы-составители А. Роджабов, Р. Мукимов. Душанбе, 2006, — 560 с. с илл.
- Первый форум таджикской общественности. Душанбе, 1996. — 120 с.289
- Подвиги Рустама. Киносценарий, режиссерская разработка, «Таджик-фильм», 1968−1969.
- Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. М.: Искусство, 1979. — 248 с. с илл., карт.
- Пугаченкова Г. А. Искусство Туркменистана. Очерки с древнейших времен до 1917 г. М.: Искусство, 1967. — 3 27 с. с илл.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Р. И. Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана. Ташкент: Госполитиздат Узбекской ССР, 1960. — 328 с. с илл.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Р. И. История искусств Узбекистана с древнейших времен до средины XIX века. М.: Искусство, 1965. — 688 с. с илл.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Р. И. Очерки искусства Средней Азии. М.: Искусство, 1982. — 288 с. с илл.
- Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна.- М.: Искусство, 1971. 202 с.
- Пугаченкова Г. А. Халчаян. К проблеме художественной культуры Северной Бактрии. -Ташкент: Фан, 1965. 287 с. с илл.
- Пугаченкова Г. А. Элементы согдийской архитектуры на среднеазиатских терракотах // Труды института истории АН Узбекской ССР, т. II.2901. Ташкент, 1950. С. 51−54.
- Пьянков И.В. Античные известия о музыке и танцах бактрийцев // Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Доклады. Душанбе: Дониш, 1990. — С. 685- 689.
- Пьянков И.В. Бактрия в античной традиции. Душанбе, 1982.-62с.
- Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей. М.: Наука, 1985. -256с. с илл.
- Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. -М., 1977.
- Рак И. В. Мифы Древнего Ирана. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. -400 с.
- Ранов В.А. Древние рисунки на скалах Лянгара / Путешествие в Сог-диану. Душанбе: Ирфон, 1982. — С. 76−108.
- Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М.: Наука, 1990. — 280 с.
- Ригведа. Избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т. Я. Елизаренковой. М.:Наука. 1972, — 419 с.
- Ригведа. Мандалы I-IV. Издание второе, исправленное. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1989. — 768 с.
- Ригведа. Мандалы V-VIII. Издание второе, исправленное. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1999. — 752 с.
- Ригведа. Мандалы IX-X. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1999. — 560 с.
- Русакова М. В. Представления о конях (лошадях) в мифопоэтической традиции зороастрийцев и восточных славян / Олимони ч-авон ва илми муосир (барориши 2) (Молодые ученые и современная наука, вып. 2). -Душанбе: ТГНУ, 2002, С. 102 107.291
- Русакова М.В. Символика змея /дракона в мифотворчестве зороастрийцев и восточных славян / Олимони чавон ва илми муосир (барориши 2) (Молодые ученые и современная наука, вып. 2). Душанбе: ТГНУ, 2002, С. 108- 114.
- Сабохи X. Грани экранизации. Душанбе: Дониш, 1987. — 100 с.
- Сарианиди В.И. Золото безымянных царей И Курьер ЮНЕСКО, 1990, № 1,-С. 29−32.
- Сарианиди В.И. Бактрия сквозь мглу веков. М., — 1984.
- Семенцов B.C. Проблема интерпретации брахманической прозы. М., -1981.
- Семенцев B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. — 291с. — С. 5−32.
- Сидорова B.C. Художественная культура Древней Индии. М.: Наука, — 1972.
- Согдийский сборник. Л., 1934.- 122 с.
- Согдийские документы с горы Муг, в. 2. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарий В. А. Лившица. М., 1962.
- Соколов С.Н. Авеста. Религиозная система зороастризма / История таджикского народа. Т. 1: Древнейшая и древняя история. Под ред. Б. А. Литвинского и В. А. Ранова. Душанбе. 1998, — 752 е., — С. 231.
- Соколов С. Н. Авестийский язык. М., 1961.
- Соколов В.В. Предмет философии в исторической перспективе // Вопросы философии. 1986. № 11.
- Ставиский Б.Я. Искусство Средней Азии. Древний период VI в. до н.э.- VIII в. н.э. М.: Искусство, 1974. — 256 с. с илл.
- Ставиский Б.Я., Яценко С. А. Искусство и культура древних иранцев. -М., 2002. 441 с.
- Ст.Клэр-Тисдалл Уильям. Источники ислама // http://answeringislam. org/ Russki/Authors/Tisdall/Islam/index.htm292
- Таджикский экран. Сборник. Душанбе: Ирфон, 1980. — 240 с.
- Токарев С.А., Е.М. Мелетинский. Мифология II Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Издание второе. М.: Советская Энциклопедия, 1987, — С. 14.
- Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Полиграфкнига, 1948. — 352 с. с илл.
- Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. -M.- JL: Издательство АН СССР, 1948. 322 с. с илл.
- Топоров В.Н. Поэт // Мифы народов мира в 2-х тт., т. 2, М: Советская энциклопедия, 1988, — С.327−328
- Топоров В.Н. Тваштар // Мифы народов мира в 2-х тт.&bdquo- т. 2, М.: Советская энциклопедия, 1988, — С. 496.
- III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. -М.-Л., — 1939.
- Угринович Д.М. Искусство и религия. М., ИПЛ, — 1983.
- Фирдоуси. Шахнаме. Издание подготовили Ц. Б. Бану, А. Лахути, A.A. Стариков. T.I. М., — 1957- Т. Н. Перевод Ц.Б. Бану-Лахути.- М., -1960- ТЛИ. — М., 1965- T.IV. — М., 1969.
- Фирдоуси. Шахнаме. Перевод В. Державина и С. Липкина.- Тегеран: Издательство Министерсва иностранных дел Ирана, 2001. 815 с. С. 202,
- Фрай Р. Н., Наследие Ирана, пер. с англ., М., 1972
- Фрай Р. Персидское наследство // Аманат, Алматы, 2002, № 1, — С. 209−210.
- Хайдеггер М. Бытие и время. M.:AD MARGINEM, — 1997.
- Хазраткулов М. Интеллектуальные традиции эпохи Борбада / Борбад: эпоха и традиции культуры. Душанбе: Дониш, 1989. — С.262 — 273.
- Халиков А.Г. Гражданское право зороастризма (древнее право). -Душанбе, 2003. 52 с.
- Халиков А.Г. Семейное право зороастризма (древнее право). Душанбе: Сарбоз, 2003. — 115 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 539 с.
- Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях / Под ред. М. А. Коровстовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980.
- Чмыхов H.A. Истоки язычества Руси. Киев: Лыбидь, 1990. — 384 с.
- Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М.: Искусство, 1985.
- Шохуморов А. Памир страна ариев. — Душанбе, 1997. — 195 с.
- Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М.: Наука, 1983. — 176 с.
- Цивилизация Бактрии и Согдианы. Национальная комиссия ЮНЕСКО, АН РТ / Автор-составитель: А. Раджабов // CD 2002,.
- Эббот Джекоб. Дарий Великий Владыка половины Древнего мира. -М.: Центрополиграф, 2003. 222 с.294
- Эббот Джекоб. Ксеркс Покоритель Вавилона. — М.:ЗАО Центрполиг-раф, 2004. — 222 с.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Авторы составители Андреев В., Куклев В., Ровнер А. М.: Локид- Миф. — 576с.
- Эстетика природы. М., 1994.-230с.
- Юнгер Фридрих Георг. Восток и Запад. С.-Петербург: Наука, 2004, -369 с.
- Юсупов X. Классическое искусство и развитие эстетической мысли таджикского и персидского народов. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1981.
- Юшин В. Русь от патриархов до апокалипсиса. Душанбе: Крнуният, 1999.- 446 с.
- Якубов Ю. Брачные обычаи таджиков в Согде. Душанбе, 2002. — 44с.
- Якубов Ю. К проблеме времени и места рождения Заратуштра / Авеста в истории и культуре Центральной Азии. Душанбе, 2001.- С. 23 — 48.
- Якубов Ю. Религия Древнего Согда. Душанбе, 1996. — 259 с.
- Якубовский А. Культура и искусство Средней Азии. Л., 1940.
- НА АНГЛИЙСКОМ И ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
- A survey of Persian art. From prehistoric times to the present, ed. A. U. Pope and Ph. Akcerman, v. 1 6, — L.- N. Y., 193 8 — 193 9.
- Avesta. Die heiligen Bucher der Parsen, hrsg. von К. F. Geldner, Bd 1−3. -Stuttg. 1886- 1895.
- Avesta. Die heiligen Bucher der Parsen, ubers, auf der Grundlage von Chr. Bartholomae’s altiran. Worterbuch von F. Wolff. Unveranderter Nachdruck, -В., 1 924 295
- Ancient Civilization and its Role in Formation and Developing of Central Asian culture of Samanides epoch. Dushanbe, 1999. — 175 p.
- Bartholomae Chr. Altiranisches Worterbuch. Strassburg, 1904. — S. 1453.
- B o y c e M., A history of zoroastrianism, v. 1, Leiden — Koln, — 1975.
- Christensen A., Essai sur la demonologie iranienne, Kbh., -1941.
- Darmesteter J. The Zend Avesta. Vol 2−3. Ox., — 1880−1883.
- Dhalla H.B. The Avestan view ov Ecobogy//Iran Ancien: Actes du XXIX Congr. Intern, des Orientalistes. P., 1975.
- Die Gathas des Awesta. Ubers, von Chr. Bartholomae. Stras., 1905.
- Duchesne-GuilleminJ., L’Iran antique et Zoroastre, b c6.: Histoire des religions, t. 1, P., 1970.
- Duchesne-Guillemin J., La religion de l’Iran ancien, P., 1962.
- Duchesne-GuilleminJ., The religion of ancient Iran, b c6.: Historia religionnm, v. 1, Leiden, — 1969.
- Duchesne Guillemin J. Art and religion under the Sasanians. / «Memorial Jean Menasce». — Louvain, 1974, — P. 147 -154.
- Duchesne Guillemmin J. Fire in Iran and in Greece / East & West. Roma. Vol. 13,1962.
- Duchesne-Guillemin J. Zoroastre. P., 1948.
- D u m e z i 1 G., Mythe et epopee, t. 1−3, P., 1968−73.
- Frankfort H. Achemenian sculpture. AJA, Vol. 50, 1946, — P. 6 — 14.
- From the Humns of Zarathustra to the songs of Borbad. Dushanbe, 2003. -272 p.
- Gampbel 1 L. A., Mithraic iconography and ideology, Leiden, — 1968.
- Gershevitch I., Zoroaster’s own contribution // Journal of Near Eastern Studies, 1964, № l, p. 12—38.
- Ghirschman R. Parthes et Sassanides. Iran. — P., 1962.
- Gnoli G. Zoroaster in History (Biennial Yarshater Lecture Series, № 2), -NY.: Bibliotheca Persica Press, 2000.
- Humbach H. Die Gathas des Zarathustra. Bd 1 2, — Heidelberg, 1959.296
- Handbuch der Orientalistik, Bd 4, 1 Abt., Iranistik, I, Abschnitt Linguistik. Leiden KDln, 1958.
- Hartman S., Aspects de l"histoire religieuse selon la conception de 1 «Avesta non-gathique, «Orientalia Suecana», 1965, v. 13.
- Henning W. B., Zoroaster. L., 1951.
- Herzfeld E. Zoroaster and his world. -Princeton, 1947.-Vol.l.-P.140.
- Kent R. G. Old Persian, 2 ed. New Haven, 1953.
- Mole M., Culte, mythe et cosmologie dans l’Tran ancien, P., — 1963.
- Monumentum H. S. Nyberg, Teheran — Leiden, — 1975 («Acta Iranica»).
- Moulton J. H., Early Zoroastrianism, L., -1913.
- Nyberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., — 1938.
- Nylander C. Ionians in Pasargadae. Studies in Old Persian architecture. Uppsla, — 1970.
- Reichelt H. Awestisches Elementarbuch. Heidelberg, 1909.
- Pope A. U. Persian architecture. L., 1965.
- Porada E. The Art of Ancient Iran. N.Y., — 1965.
- Roy M.N. Radhakrishnan in the Perspective of Indian Philosophy. -Philosophy of Sarvepalli Radhakrishnan. N.Y., — 1952.
- The hymns of Zarathustra, with introd. and comment, by J. Duchesne-Guillemin. Boston, 1963.
- Widengren G., Die Religionen Irans. Stuttg., 1965.
- Wid engren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965.
- W idengren G., Mani und der Manichaismus, Stuttg., 1961.
- W e s t M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971.
- Zaehner R.C. Postscript to «Zurvan"//BSOAS, Vol. 17, No. 2, 1955.
- Zaehner R.C. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. London, 1961.
- Zaehner R.C. The teaching of the Magi. Tehran. 1998. — 148p.297
- Zaehner R.C. Zurvan. Zoroastrian Dilemma, N.Y.: BIBLO and TANNEN, 1972.
- AKTyjitHi npo? jieMH BiTHH3H5ffloiTa BcecBixHBoi HCTopii. 36ipHHK HayKOBHX npam,. X.: HM1J, «Cfl», 2001. — 204 c.
- Ил л. 1. Символ древнеегипетского бога
- Илл. 3. Ритон из Ниссы Парфянская эпоха. Слоновая кость Москва
- Государственный музей искусства народов Востока
- Илл. 2. Зороастрийский символ Хварэна (Благодать), (рельеф)
- Илл. 4. Прием царем знатного мидийца. Фраг мент рельефа стоколонного зала в Персеполе 5 век до н. э.
- Илл. 8. 66. Чид. Традиционное бадах1. Квадратный1. Илл. 7.65.шанское жилище. Рисунокзал» в старой Нисе.1. Реконструкция1. Ml