Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ оснований философского построения всемирной истории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, кризис новоевропейской метафизики истории представители постклассической философии связывают именно с попыткой экспликации исторического развития, исходя из метафизических оснований. Резко негативное отношение к метафизическим основаниям как исходным принципам в построении всемирной истории обнаруживается в трудах позитивистски настроенных философов и социологов (М. Вебер, О. Конт… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблематичность метафизических оснований философии истории
    • 1. 1. Метафизические предпосылки философской всемирной истории
    • 1. 2. Симптомы кризиса новоевропейской метафизики истории и методологические проекты его преодоления
  • Глава II. Методологические основания философского построения всемирной истории и общие способы их реализации
    • 2. 1. Основание исторической целостности
    • 2. 2. Основание исторической полярности
    • 2. 3. Основание исторической направленности
    • 2. 4. Основание исторического единства
    • 2. 5. Основание исторического
  • Глава III. Трансцендентальные основания философского построения всемирной истории
    • 3. 1. Трансцендентальные основания философско-исторического мировидения
    • 3. 2. Концепт опыта как трансцендентальной формы исторического процесса
    • 3. 3. Смысл и значение трансцендентального историзма как способа понимания философско-исторических воззрений

Анализ оснований философского построения всемирной истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема оснований философского построения проектов истории, в конечном счете, упирается не в вопрос о том, что такое история, а в вопрос о том, что такое историчность, что значит быть историческим. Феномен историчности проясняется посредством решения ряда глобальных для человечества проблем, связанных с определением смысла и ценности истории. Без ответа на эти животрепещущие вопросы невозможна ориентация человека в историческом универсуме, формирование отношений между поколениями.

Какими бы утопичными и субъективными не выглядели предлагаемые учеными всемирно-исторические программы, они несут в себе двоякое позитивное значение. Своей фактологической частью они направлены на воспитание подрастающего поколения, привитие ему мировоззренческих идеалов и ценностей. Но они имеют и скрытый имманентный подтекст, который должен быть прояснен благодаря обнаружению причин и предпосылок непрерывного стремления различных поколений исследователей к философскому переосмыслению истории. Не уяснив этого глубинного смысла, человек никогда не сможет понять себя как историю, как ценность, выражающуюся в постоянном дерзновении духа, необходимой потребности к философско-исторической рефлексии.

Исследовать основания философского построения всемирной истории — это, значит, определив предметность каких-либо истин, понять их общее значение и смысл для философско-исторического мировидения вообще. Трактуется ли всемирная история в качестве универсальной непрерывной линии развития, интерпретируется ли она в виде нескольких параллельных рядов или множества локальных культур, в любом случае речь идет об одном и том же формально схватываемом феномене истории, не зависимом от его конкретных содержательных выражений. Это предчувствие истории можно назвать состоянием живой историчности, в глубинах которого скрываются действительные мотивы философско-исторического творчества. Обнаружение данных мотивов ориентирует нас не на отрицание каких-либо философских традиций как изживших себя, а на признание существования единого поля философско-исторической рефлексии, в котором все традиции оказывается самоценными и взаимосвязанными. Такая установка, на наш взгляд, имеет позитивное значение в плане формирования профессиональной этики ученого.

Необходимо также подчеркнуть, что акцент на исходных основаниях фи-лософско-исторического мировидения ставит перед нами новые эпистемологические задачи, связанные с необходимостью переосмысления уже сложившихся в науке представлений о символике философско-исторических построений (истоках, цели, единстве, завершенности и незавершенности истории и т. д.) и содержании историчности. Возникает потребность в выработке таких методологических ориентиров, которые бы позволили осуществить рефлексию над рефлексией авторов оригинальных концепций всемирной истории, выполненных в различных традициях философствования.

Таким образом, избранная нами тема представляется актуальной как в мировоззренческом, так и эпистемологическом плане.

Степень разработанности проблемы. В науке вопрос об основаниях философского построения всемирной истории преимущественно дискутируется в трех основных планах: субстанциальном, априорном и эпистемологическом. В первом случае речь идет о трансцендентных предпосылках как вневременном бытии и целесообразности их применения для экспликации всемирной истории, во втором — о продуктивности апелляции в философско-историческом познании к априорно констатируемым принципам исторической жизни, не выводимым из опытав третьем — об объяснительных возможностях комплекса методологических оснований как результатов обобщения определенной совокупности эмпирического исторического материала. О близости субстанциального и априорного истолкований в рамках новоевропейской метафизики истории говорят многие современные мыслители (Ж. Деррида, A.M. Каримский, Э. Карр, X. Ортега-и-Гассет, Р. Рорти и др.).

Однако достаточного обоснования данного тезиса, базирующегося на всестороннем сравнительном анализе философских концепций всемирной истории, в литературе нет. Тем более, открытым остается вопрос о характере влияния субстанциальной и априорной установок на концептуальные представления о специфике всемирно-исторической целостности. Последний момент принципиально важен, поскольку между сторонниками субстанциализма (Д. Вико, Г. Гегель, Н. Бердяев и др.) и априоризма (И. Гердер, А. Тюрго, И. Фихте и др.) имеет место прямая или косвенная полемика относительно исходных способов философско-исторического построения. Наконец, есть аргументы для сомнения в том, что основная эпистемологическая нагрузка в этих построениях приходится именно на метафизические основания. Так, например, представители русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) упрекают просветителей и Г. Гегеля втом, что они пытались построить философскую картину всемирной истории, опираясь на позитивную (научную), а не метафизическую, теорию прогресса. Г. Гегель отказывается от фихтеанского априоризма как попытки построения абстрактно-логических исторических схем и говорит о необходимости эмпирических исторических исследований. И. Гердер видит в основании исторического развития традицию и органические силы и критикует Д. Вико за то, что он отдался во власть библейских пророчеств. В то же время сам Д. Вико впервые разрабатывает многочисленные методики исторического исследования.

Тем не менее, кризис новоевропейской метафизики истории представители постклассической философии связывают именно с попыткой экспликации исторического развития, исходя из метафизических оснований. Резко негативное отношение к метафизическим основаниям как исходным принципам в построении всемирной истории обнаруживается в трудах позитивистски настроенных философов и социологов (М. Вебер, О. Конт, К. Поппер, П. Сорокин, Г. Спенсер и др.), представителей материалистического понимания истории (В. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс), современных отечественных мыслителей (И.А. Гобозов, Н. М. Есипчук, А. И. Ракитов, В. Н. Сыров и др.), сторонников экзистенциально-герменевтического и феноменологического направлений (Э. Гуссер ль, В. Дильтей, X. Гадамер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет и др.) и культурологического варианта философии жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Н. Данилевский и А. Тойнби и др.), а также близких к ним по духу работах неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), наконец, в произведениях сторонников деконструкции (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Мерло-Понти, Р. Рорти, М. Фуко и др.). С одной стороны, в ряде этих направлений происходит отказ от историософской проблематики и поворот либо к нарративу (литературному приватному перефантазированию), либо к исторической эпистемологии, ориентированной на методологию исторического познания научного или интуитивно-психологического плана. С другой стороны, намечается тенденция построения историософии на базе методологии исторического познания.

Однако вопрос о том, удается ли в этих направлениях, особенно тяготеющих к созданию историософских концепций, избежать метафизики, остается открытым. Так, например, в работах М. Вебера, Д. Коллингвуда, К. Поппера и др. подчеркивается методологическая близость не только позитивистских и материалистических концепций всемирной истории, но и версий неокантианства и исторической морфологии (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер) с Просвещением и гегельянством. Безусловно, проведение данных аналогий заставляет задуматься об истоках такого совпадения, сглаживающих различия между субстан-циализмом, априоризмом и радикальным историзмом.

Позитивное влияние на автора при разработке темы диссертации оказали труды М. А. Барга, Е. В. Гутновой, И. А. Желениной, Е. М. Жукова, А. И. Ивина, В. И. Игнатьева, В. Ж. Келле, Н. И. Конрада, Б. Ф. Поршнева, З. В. Удальцовой и др., в которых исследуется проблема целостности и единства всемирной истории как взаимодействия между народами, изучается диалектика всемирности и локальностипроизведения Д. Ахмедли и Ю. Согомонова, А. И. Вербина и А. Фурмана, Г. Е. Глезермана, А. Я. Гуревича, Н. А. Девяшина, Н. Ирибаджакова, JI.E. Кертмана, Ю. В. Петрова, С. Т. Попова, А. И. Ракитова, В. П. Рожина, А. К. Уледова и др., где дискутируется вопрос о специфике закономерного единства исторического процесса. Безусловную ценность представляли также работы.

М. Вебера, К. Поппера, П. Сорокина, О. Шпенглера и других, в которых идеи целостности и номологическом единства истории были подвергнуты резкой критике.

Однако в ходе исследования обнаружилось, что из тех, кто признает всемирно-историческую целостность, не все являются сторонниками номоло-гического единства (например, Н.А. Бердяев), а из тех, кто ее отрицает — не все суть противники (например, Н. Данилевский). В этом плане, на наш взгляд, актуален не только анализ возможных вариативных представлений о единстве и целостности, но и разведение данных методологических оснований, интерпретируемых в литературе нередко в качестве тождественных. Кроме того, в философских концепциях всемирной истории идея единства далеко не исчерпывается лишь тезисом о закономерной связи. Здесь поднимаются проблемы доисторического корня, природного единства, духовной основы, априорного ядра, которые также необходимо тщательно изучить.

Следует также акцентировать внимание на трудах П. П. Гайденко, Б. Л. Губмана, А. В. Гулыги, A.M. Каримского, М. А. Кисселя, В. Э. Лебедева, В. Н. Максимовского, Ю. В. Перова и К. А. Сергеева, Е. Б. Рашковского, Ю. М. Семенова, В. И. Уколовой и др. В этих работах проводится непосредственный разбор тех или иных философских концепций всемирной истории. Они дали возможность проследить специфику философско-исторических воззрений мыслителей разных эпох, содержание и внутреннюю логику эволюции представлений об историческом процессе. Вместе с этим, в данных работах выявился ряд теоретических натяжек и расхождений по поводу определения принадлежности мыслителей к тем или иным направлениям. Так, например, Д. Вико, как правило, считают сторонником идеи исторического круговорота, а М. А. Киссель полагает, что такой взгляд не вполне правомерен. Или, оформление концепции исторического параллелизма в философии принято связывать с именем К. Ясперса, хотя, по нашему мнению, эта заслуга принадлежит Д. Вико. Кроме того, воззрения А. Тойнби часто ставят в один ряд с цикловыми концепциями О. Шпенглера и Н. Данилевского, а в И. Гердере видят родоначальника идеи инвариантности исторического развития (Ю.В. Перов, К.А. Сергеев), что может быть принято лишь с большими оговорками. Очевидно, что эти разночтения обусловлены отсутствием четких критериев, на основании которых возможно было бы систематизировать представления о всемирной истории. Это актуализирует необходимость переосмысления философско-исторического наследия, проведения тщательного компаративистского анализа.

Несомненную значимость для диссертанта представляла полемика по поводу направленности, границ всемирной истории, сущности исторического, которая была развернута в работах Н. Бердяева, С. Булгакова, Г. Гегеля, И. Гердера, А. Тойнби, И. Фихте, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера, В. Эрна, К. Ясперса и др. и которая обусловили целесообразность выделения исторической полярности, направленности, исторического в ноуменальном аспекте в качестве методологических оснований философско-исторического построения.

Актуализация трансцендентальных (исходных) оснований философско-исторического мировидения в данном исследовании связана, во-первых, с убежденностью многих мыслителей в невозможности философского постижения истории лишь средствами исторической науки, то есть без апелляции к метафизическим основаниям априорного или субстанциального плана (Г. Гегель, Д. Коллингвуд, Ортега-и-Гассет, Г. Риккерт, В.ф. Эрн и др.) во-вторых, с анализом сочинений экзистенциально-герменевтического и феноменологического характера, в которых история интерпретируется в качестве метафизической реальности временного, единства исторического бытия и исторического сущего (Э. Гуссерль, Н. Иванова, В. В. Подлипский, Ю. В. Перов, К. А. Сергеев, Б. Г. Соколов, М. Хайдеггер др.) Здесь проводится идея существования метафизического (абсолютного) в самой истории. Наиболее эффективно данная установка выражается в хайдеггеровском понятии первично-онтологических структур деятельности и гуссерлевском тезисе об изначальной априорной очевидности и абсолюте исторической темпоральности. Однако, на наш взгляд, данные понятия, этимологически выражающие исходные принципы познавательной деятельности, в большей мере подходят для объяснения комплекса психических феноменов субъекта, в лучшем случае перенесенных в прошлое. Но они едва ли отражают историческую динамику, в которой актуально само отношение к прошлому, приводящее не только к ощущению причастности и слитности с ним, но радикальнейшей индивидуализации вопрошающего в качестве «Я», оказавшегося под вопросом. Это ставит проблему выхода за пределы субъективности и традиции при философской интерпретации истории, что намечается уже у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. В этом смысле о кризисе феноменологии, решающей под видом эпистемологических задач онтологические и метафизические проблемы, говорят Ж. Деррида, М. Дюфрен, Э. Левинас, А. Михайлов, П. Рикер, Р. Рорти и др.

Следует акцентировать также внимание на ряде работ отечественных философов (Г.А. Антипов, А. И. Афанасьева, Э. А. Баллер, Л. П. Буева, Н. В. Буянова, О. И. Джиоев, Н. П. Дубинин, В. К. Егоров, В. А. Ельчанинов, Н. М. Есипчук, М. П. Завьялова, В. Д. Плахов, М. Б. Туровский, Ю. А. Харин, Т. М. Ярошевский и многие др.), в которых с методологических позиций анализируются проблемы социально-исторического опыта, преемственности, традиции. Результаты этих исследований, выявившие специфику, содержание, формы реализации исторического опыта способствовали обоснованию автором диссертации наиболее адекватного концепта для интерпретации философско-исторических представлений.

Итак, вопрос об исходных основаниях философско-исторического мировидения в науке остается открытым, что подчеркивает проблемность темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Анализ и оценка степени изученности проблемы позволяют сформулировать цель исследования — логически вывести, теоретически аргументировать существование исходных оснований философско-исторического мировидения и обосновать концепт, продуктивный для понимания философско-исторических воззрений. Данная цель предполагает прояснение смысла и значения постоянного стремления различных поколений исследователей к философскому переописанию истории.

Для достижения данной цели диссертант ставит следующие задачи:

1) Критически проанализировать метафизические предпосылки философского построения всемирной истории и предложить более адекватный методологический подход для исследования;

2) Исследовать и систематизировать методологические основания философского построения всемирной истории;

3) Обнаружить и теоретически аргументировать общие способы реализации методологических оснований;

4) Актуализировать и доказать существование исходных оснований фи-лософско-исторического мировидения;

5) Выявить природу данных оснований и обосновать концепт, эффективный для интерпретации философско-исторических воззрений;

6) Раскрыть смысл и эвристическое значение данного концепта для понимания философско-исторических воззрений.

Научная новизна и результаты исследования содержатся в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

1. Впервые в отечественной литературе проведен методологический компаративистский анализ философских концепций всемирной истории, выполненных в различных традициях, в результате которого систематизированы представления об историческом процессе в рамках следующих доминирующих тенденций: исторический универсализм, исторический параллелизм, исторический номинализм, исторический концептуализм.

2. Выявлены уровни метафизических предпосылок, а также определены, разведены, дополнены и систематизированы методологические основания философского построения всемирной истории (целостности, полярности, направленности, единства, исторического) и вариативные пути их использования. В отличие от доминирующих в науке представлений, показано следующее: а) все философские проекты всемирной истории, в том числе Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, представляют собой программы всемирно-исторической целостности, интерпретируемой в следующих вариациях: завершенная непрерывная целостность, незавершенная непрерывная целостность, незавершенная дискретная целостность, органическая целостностьб) всемирно-историческая целостность задается благодаря явной или неявной апелляции исследователей, в том числе К. Маркса и Ф. Энгельса, к метафизическим предпосылкам (провидение, естественная разумность, прафеномен, материальная или органическая сила, непостижимая тайна одухотворения и т. д.). в) при интерпретации всемирно-исторической целостности основная эпистемологическая нагрузка приходится не на метафизические предпосылки или результаты исторических исследований, а на трансценденталии логического, онтологического, гносеологического и этического характера как синтез метафизического и исторического, абсолютного и относительного. г) акцент на трансценденталиях позволяет обосновать правомерность определения истории в качестве метафизической реальности временного, единства исторического бытия и исторического сущего. Однако, в отличие от Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, мы считаем, что целесообразность данной дефиниции обусловлена не утверждением чистого спонтанного полагания изначальной априорности на историю, а, во-первых, специфическим положением философско-исторического субъекта, одновременно имманентного и трансцендентного историческому процессу и всегда оказывающегося в качестве трансцендирующего под вопросом, на который сознание не может дать ответво-вторых, его способностью интуитивного улавливания абсолютного и вечного, но невозможности их вербального выражения в чистом, непротиворечивом, видев-третьих, очевидным положением, в соответствии с которым для каждого исторического сущего характерен общий способ быть включенным в историю, который не выбирается с тем или иным народом, но обнаруживается лишь в нем.

3. Обнаружены и сформулированы общие способы реализации методологических оснований, связанные с координацией (согласованием) логического и исторического, неисторического и исторического, циклического и линейного, метафизического и исторического, природного и исторического, материального и духовного, объективного и субъективного в синтезе общей картины всемирной истории с последующей абсолютизацией одной из сторон в нем, что позволяет выявить существование единого поля философско-исторической рефлексии.

4. Исходя из специфики, структуры и содержания общих способов координации, логически выведены и определены исходные основания философско-исторического мировидения, названные трансцендентальными (антиномичность, триадичность, абсолютизация и эгоцентризм) — раскрыта их бытийно-сущая природа как атрибутов исторического опыта.

5. Наряду с существующими в отечественной литературе традиционными представлениями об опыте как способе включенности поколений в историю, обосновываются следующие тезисы: а) исторический опыт как «механизм» адаптации поколений раскрывается через взаимопроникновение трансцендентальных регуляторов (оснований), задающих формы, направленность и цель философско-исторической познавательной деятельностиб) исторический опыт как процесс и результат деятельности не исчерпывается традицией, поскольку, во-первых, предполагает новацию, а во вторых, является бытийной основой и традиции, и новации. Ведь для того, чтобы результат мог воплотиться в последующей деятельности, он должен имманентно содержать не только параметры предшествующей деятельности, преломленные через конкретно-исторические обстоятельства, но и деятельности вообще.

6. Обоснована эвристичность концепта «исторический опыт» через сформулированный на его базе метод трансцендентального историзма — способ понимания философско-исторических воззрений, в котором основная эпистемологическая нагрузка приходится на трансцендентальные основания, составляющие атрибутивные характеристики опыта. Данный метод позволяет по-новому решить ряд принципиальных вопросов: а) отказаться от тезиса о том, что основная антиномия философии истории состоит в противоречии между субстанциализмом и историзмом, и определить ее с акцентом на трансцендентальные пределы философско-исторического мировидения, то есть на противоречие между, казалось бы, бесконечными возможностями субъективной исторической интерпретации и объективными границами познавательной значимости историиб) понимать под историчностью не априорную языковую однозначность в инвариантном (Э. Гуссерль), не нарративистскую двусмысленность (Ж. Дер-рида), не единство трансцендентности (К. Ясперс), а смысл непрерывного стремления различных поколений исследователей к философскому переописанию истории, который выходит за рамки языковой интенции и раскрывается в явном или не явном желании мыслителя прийти к единству трансцендентальное&trade- (метафизического и исторического, всемирного и локального, исторического бытия и исторического сущего, однозначного и двусмысленного и т. д.) с тем, чтобы определить место своей страны, народа в историив) утверждать, что тезисы о начале и конце, завершенности и незавершенности, единстве и многообразии истории не только эмпирически нагружены в концепциях, но и несут в себе скрытый символический смысл, означающий, с одной стороны, границы познавательной значимости истории, за которыми простираются смыслы, не доступные человеческому интеллекту, а с другой — объективно обусловленное стремление ученого к трансцендентному творческому прорыву с тем, чтобы преодолеть дуализм приватного и публичного, абсолютного и относительного, понятного и непонятного.

Методологическая и источниковая база исследования. Философско-методологическую базу диссертации составляют основные положения экзистенциального историзма и феноменологии. В качестве наиболее значимых для философского анализа можно считать тезисы Э. Гуссерля и М. Хайдеггера об истории как метафизической реальности временного, единстве исторического бытия и исторического сущегоо первично-онтологических структурах деятельности, изначальной априорной очевидности, универсальной историчности, историческом опыте как основании всякой историчности.

Источниковая база диссертации включает наиболее известные философские концепции всемирной истории, выполненные в различных традициях.

Н. Бердяев, Д. Вико, Г. Гегель, И. Гердер, Н. Данилевский, О. Конт, К. Маркс и Ф. Энгельс, Г. Спенсер, И. Фихте, А. Тойнби, А. Тюрго, О. Шпенглер, К. Ясперс).

Научно-практическая ценность и апробация основных положений диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы учеными для разработки методологических и философских проблем истории и исторической науки, а так же для корректировки и написания лекций и спецкурсов по философии истории и культуры для студентов и аспирантов общих и философских специальностей.

Основное содержание и важнейшие выводы диссертации апробированы в следующих формах: 1) в обсуждениях научных докладов «Трансцендентальные явления: иллюзия или реальность», «Истоки и смысл трансцендентализма», «Ключевые проблемы философии истории» на научных семинарах кафедры философии Алтайского государственного университета- 2) в выступлениях с докладами «Историческое сознание и культура» на всесоюзной конференции в г. Душанбе 28 сентября 1989 г. и «Значение социально-исторического опыта в аспекте качественной определенности поколения» на первых Алтайских межрегиональных чтениях философов, экономистов и социологов 2−3 октября 1989 г.- 3) в обсуждении диссертации на заседании кафедры философии Алтайского государственного университета 7 июня 1999 г.- 4) в монографии «Горизонты философско-исторической рефлексии», многочисленных научных статьях, тезисах докладов- 5) в спецкурсе по философии истории для аспирантов и соискателей- 6) в лекциях по социальной философии для студентов исторического факультета- 7) в обсуждении диссертации не заседании кафедры философии истории Томского государственного университета 29 октября 1999 г.

Диссертация обсуждалась на экспертной комиссии при диссертационном совете философского факультета Томского государственного университета 6 марта 2000 г. и была рекомендована к защите.

Структура диссертации подчинена цели и основным задачам исследования. Она состоит из трех глав, введения, заключения библиографии в количестве 234 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Резюмируя основные положения проведенного исследования необходимо сказать следующее. Для осуществления поставленной в работе цели нами была поднята проблема метафизических предпосылок философского построения всемирной истории.

В результате анализа методологических проектов философии истории, выполненных в различных традициях, представилось возможным говорить не только о симптомах кризиса, но и возрождения метафизической проблематики философии истории.

Была обоснована мысль о том, что это возрождение должно осуществляться по пути переосмысления философско-исторического наследия с точки зрения скрытого, завуалированного в нем понимания истории как метафизической реальности временного (или трансцендентальной реальности), единства исторического бытия и исторического сущего.

Для теоретического подтверждения данной версии возникла необходимость исследования методологических оснований альтернативных философских построений всемирной истории, что, согласно избранной методологической установке, должно было неизбежно вывести на общие способы реализации данных оснований и единые исходные основания философско-исторического мировидения (или трансцендентальные основания).

Для наиболее эффективного проведения компаративистского анализа был избран метод рефлексии, благодаря которому предполагалось исследовать представления об историческом процессе на различных уровнях: онтологическом, этическом, гносеологическомэмпирическом, методологическом, фи-лософско-историческом.

В результате анализа методологических оснований философского построения всемирной истории получены следующие результаты.

Систематизированы альтернативные интерпретации всемирно-исторической целостности (завершенная непрерывная целостность, незавершенная непрерывная целостность, завершенная органическая целостность, незавершенная дискретная целостность).

Выявлены основные тенденции в понимании структурно-функциональной специфики всемирной истории (исторический универсализм, исторический параллелизм, исторический номинализм, исторический концептуализм).

В рамках альтернативных интерпретаций периодизации человеческого существования (природа — история — природа-доистория — история — постистория) определены общие атрибутивные характеристики истории (историческое самосознание, традиция, историография, свобода, государственность и т. д.).

Обоснована мысль о том, что связанные с версиями полярности и преобладающие (а не исключительные) в концепциях акценты на линейном, циклическом или спиралевидном видении исторического развития обусловлены, прежде всего, доминированием в построениях какого-то одного из трех обозначенных уровней (эмпирического, методологического, философско-исторического).

Зафиксировано явное или неявное стремление исследователей к поиску исторического единства, которое представлено в концепциях в форме транс-ценденталий логического, онтологического, гносеологическогои этическогоха-рактера. Доказано, что данные трансценденталии в плане философского понимания истории несут в себе основную эпистемологическую нагрузку и сопро-вождаютсяэмпирическими, но методологически отвлеченными от калейдоскопа феноменального мира, иллюстрациями (государство, нация, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, философия, религия, наука и ее априорные основания и т. д.).

Аргументировано оптимальное совпадение взглядов на историческое в ноуменальном аспекте. Показано, что сущность исторического интерпретируется в понятиях становления, динамики, необратимости, духовности и т. д.

Обнаружены общие способы реализации методологических оснований. Они идентифицированы как методы координации исторического и логического, исторического и неисторического, линейного и циклического, исторического и метафизического, природного и историческогоматериального и духовного, объективного и субъективного в синтезе общей картины всемирной истории с последующей абсолютизацией одной из сторон в нем.

Доминирующий акцент в объяснении на трансценденталиях, а также структура и содержание общих методов координации, позволили, с одной стороны, сделать вывод, о недостаточности методологических средств исторического познания для философского построения всемирной истории, а с другой — актуализировать существование единого поля философско-исторической рефлексии и трансцендентальных оснований философско-исторического миро-видения (исторической антиномичности, традичности, абсолютизации, эгоцентризма).

Исходя из анализа содержания и характера связи трансцендентальных оснований, последние определены в качестве атрибутивных характеристик исторического опыта — способа адаптации человечества, раскрывающегося во взаимопроникновении метафизических, природных и социальных составляющих.

Подчеркнута трансцендентальная природа опыта. Она проясняется, с одной стороны, в его понимании в качестве формы исторического бытия, априорного единства исходных оснований философско-исторического мировидения, не схватываемого в вербальном виде и объективного по отношению к деятельности исторических субъектов. Аргументирована мысль о том, что благодаря трансцендентальным основаниям задаются формы, направленность и цели познавательной деятельности. С другой стороны, опыт интерпретируется как форма исторического сущего — процесс и результат взаимодействия поколений по поводу хранения, передачи, отбора и реконструкции культурного наследия.

В целом доказано, что идея исторического опыта оптимально раскрывается не в дефинициях исторического сущего (деятельности и результата, традиции и новации, цикличности и историчности, рациональности и иррациональности), а в дефиниции единства исторического сущего и исторического бытия.

1 и ^ о.

С этой точки зрения историческии опыт определен в качестве одной из трансцендентальных форм жизни с имманентно присущей этой форме ценностной ориентацией, то есть необходимой потребностью поколений, расположенных на историческом «древе», удовлетворять взаимные духовные запросы.

Обоснована целесообразность и эвристичность концепта «исторический опыт» для интерпретации философско-исторических воззрений.

Целесообразность видится в том, что, во-первых, в понятии опыта имманентно предполагаются исторические трансценденталии более частного характера. Во-вторых, здесь отчетливо фиксируются действительные носители истории, то есть поколения, относительно которых задается пространственно-временной континуум, пульсация, ритмика и т. д. исторического сущего. В-третьих, именно в данном понятии отражается специфика истории как особой формы бытия.

Эвристичность концепта раскрывается через сформулированный на его основе метод интерпретации философско-исторических концепций — трансцендентальный историзм — в котором основная эпистемологическая нагрузка приходится на трансцендентальные основания, составляющие первично-онтологические характеристики опыта.

На основе данного метода переосмыслен ряд принципиально важных вопросов: об отношении субстанциализма и априоризма, субстанциализма и радикального историзма, о роли метафизического в познании.

Переформулирована основная антиномия философии истории с акцентом на трансцендентальные пределы философско-исторического мировидения, то есть на противоречие между, казалось бы, бесконечными возможностями субъективной исторической интерпретации и объективными границами познавательной значимости истории.

Определены смысл и значение историчности — непрерывного стремления различных поколений исследователей к философскому переописанию истории. Показано, что философско-историческое творчество обусловлено явным или неявным желанием ученого прийти к единству трансцендентальное&trade-, то есть тождественности сущего и бытия, локального и всемирного, приватного и публичного, сознания и истории с тем, чтобы актуализировать значимость собственной исследовательской работы.

Обнаружен скрытый смысл философских представлений о завершенности и незавершенности, единстве и многообразии истории. Показано, что данные представления отражают, с одной стороны, границы познавательной значимости истории, за которыми простирается область абсолютного, невыразимого в вербальной формеа с другой — непрерывное объективно обусловленное стремление исследователя к преодолению дистанции между собой как гражданином страны и гражданином мира, между понятным и непонятным и т. д.

Необходимо, конечно, остановится и на том, какое принципиальное значение имеют сделанные нами выводы для науки, кроме того, что они позволяют переосмыслить и систематизировать целый конгломерат философско-исторических концепций и решить по-новому ряд ключевых проблем. Очевидно, что ценность исследования методологического характера состоит, прежде всего, в выработке новых подходов. И в этом свете возникает уместный вопрос о перспективности философских исследований в свете предложенной методологии.

Безусловно, что в данной диссертационной работе не удалось избежать теоретических натяжек, так как и наши воззрения обусловлены доминированием трансцендентальных оснований. Выражаясь на языке деконструктивистов, мы не оказались в роли «последнего философа». Можно, например, утверждать, что идея трансцендентальности опыта вытекает из идеи метафизической целесообразности, организованности природы, в лоне которой каждому и всему отведена своя роль и свои ритмы, а значит и нам не удалось в данном плане избежать натурализации и метафизации истории. Или, например, можно декларировать, что с точки зрения спекуляции, провиденциалистический историзм ничем не отличается от трансцендентального, так как в одном случае метафизическое выводится за пределы истории, субстанциализируется, а в другом — объявляется ее формой.

Преодолеть подобного рода спекуляции, как мы уже подчеркивали выше, исследователь не может. И не в этом ключе необходимо очерчивать перспективы дальнейшей работы. Другой вопрос, что спекуляция должна быть доведена до минимума. И в этом смысле трансцендентальный историзм, исходящий в интерпретации из исторического опыта поколений, куда более подходит, нежели Провидение, оторванное от истории. Конечно, мы не можем выйти за рамки единого поля философско-исторической рефлексии, но это отнюдь не говорит о том, что резервы рефлексии исчерпаны. Необходимо различать ситуацию трансцендентальных пределов и гносеологического тупика. Мы же, скажем, не впадаем в отчаяние оттого, что не можем чувствовать и мыслить в четырехмерном пространстве, хотя прекрасно понимаем, что оно существует. Мы, например, способны увидеть максимум три стороны дома, а четвертая, не менее реальная, всегда остается вне нашего поля зрения. Человек в своем познании не в состоянии выйти за пределы трансцендентальной формы, но великолепным образом может расширять гносеологический диапазон в этих пределах.

Было бы опрометчиво полагать, что полюса антиномий связаны лишь феноменами абсолютизации и эгоцентризма. Наверняка набор этих связей более широк. Вспомним хотя бы «динамическую схему» А. Бергсона, уходящую корнями в первичные данности сознания. Вероятно, она имеет отношение к мотивации поведения исторического Ego, предрешает абсолютизацию им тех или иных сторон в синтезе, координирует ретроспективно-перспективное мирови-дение. Или возьмем, например, явно или неявно спроецированные два экрана истории в философских построениях и два плана в бессознательных сновидениях. Очевидно, что это не простое совпадение, что здесь имеется какая-то связь, общая для всех трансцендентальных явлений, в том числе и опыта. Иными словами, встает проблема дальнейшего выявления трансцендентальных оснований философско-исторического мировидения, непосредственно «привязанных» к историческому опыту.

Представляется также, что, сформулированный нами концепт «исторический опыт» необходимо требует переосмысления роли и значения мифологии в философском постижении истории. Нами была уже актуализирована эта проблема в связи с явлением исторической инверсии как рудиментарной формы историзма. Присутствие социально-исторической, а не только природной, ритмики в мифологии не вызывает сомнения. Конечно, мифология мифологии рознь, и, видимо, лишь с какого-то определенного периода господства данного мировоззрения пробуждается дремлющее в недрах опыта-бытия историческое миросозерцание, что, кстати, подчеркивал еще Д. Вико. Что такое это историческое миросозерцание? Как выразить его? При отсутствии в мифологическом жанре творчества персонифицированного волящего Провидения или отчетливо выраженного «чистого» логического принципа едва ли уместно предполагать доминирующую роль трансценденталий в объяснении. Здесь мы имеем дело с историзмом, фиксирующим скрытые мировоззренческие пласты, а потому, видимо, необходима ориентация на обнаружение каких специфических исторических экзистенциалов, а точнее, эмпириалов, быть может, в формальном плане похожих на те, что используются в экзистенциализме для характеристики человеческой реальности, самосознания. Возможно, анализ мифологического наследия на базе предложенной нами методологии помог бы открыть неожиданные горизонты философско-исторического построения. Ведь апелляция к документированию, историографии и т. д. как атрибутивным характеристикам исторического процесса, скорее всего, обусловлена убежденностью в преимуществе рациональных способов постижения мира над иррациональными. Но такое убеждение весьма спорно, если не для исторической науки, то, во всяком случае, для философии истории. Мы уже акцентировали внимание на расширении познавательных способностей человека в процессе бессознательных или анормальных состояний. Конечно, сновидения — это не совсем подходящая иллюстрация. Но романтики, например, говорили о психологическом вживании в ткань истории, экзистенциалисты актуализировали феномен пограничных ситуаций и т. д. Думается, что в этом смысле несомненным кладезем для философского осмысления исторического процесса являются обычаи, обряды, праздники и т. д., в содержании которых имманентно скрыто то, что не записывалось, но отражает отношение к истории. Быть может, через эти явления, внутренне связанные с мифологией и историческим опытом, и удастся выйти на эмпириалы.

Конечно, предложенные версии дальнейшего исследования проблемы достаточно гипотетичны и требуют детального анализа, но не иллюзорны, и несут в себе, как нам представляется, определенный научный смысл.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. С. 7−222.
  2. Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост. Малахов B.C., Филатов В. П. М., 1991. С. 361−363.
  3. П. В. Панин А.В. Диалектический материализм. М.: Высшая школа, 1987.335 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 255 с.
  5. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. 243 с.
  6. Г. А. К вопросу об историческом опыте // Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1966. С. 154−160.
  7. А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема. М.: Мысль, 1973. С. 17−30.
  8. Д., Согомонов Ю. Об историческом познании. Баку: Азернерш, 1969. 87 с.
  9. М.А. Социальный опыт и его значение в историческом познании // Общественные науки в Узбекистане, 1981. № 7. С. 22−26.
  10. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 294 с.
  11. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 225 с.
  12. М.А. Методологические вопросы исторической науки //Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. С. 249−295.
  13. М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Наука, 1987. 287 с.
  14. П. Философия истории как социология. СПб.: С.-Петербургская электропечь, 1902. 348 с.
  15. А. Что такое теософия // Альманах «Аум». № 1. Синтез мистических учений Запада и Востока. М.: «Терра"-"Тегга», 1990. С. 22−96.
  16. А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений в 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. С. 51−155.1&/ Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с. 16.
  17. Д. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. М.: Мысль, 1978. С. 149−247.
  18. .Н. Герменевтика. История и современность //Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. С. 5−36.
  19. БуеваЛ.П. Социо-культурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984. С. 68−90.
  20. С.Н. Основные проблемы теории прогресса //Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 46−94.
  21. С.Н. Основная антиномия христианской философии истории // Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 427−434.
  22. Буржуазная философская антропология. М.: Наука, 1986. 296 с.
  23. Н.В. Исторический опыт и его понимание // Принцип объективности и его роль в социальном познании. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1980. С. 89−95.
  24. Н.В. Исторический опыт как фактор социо-культурной детерминации исторического познания // Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1984. С. 81−87.
  25. Н.В. Понятие исторического опыта в социальном познании // Социальное познание и его особенности. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1983. С. 115−121.
  26. В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии М.: МГУ, 1988. 328 с.
  27. М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 345−415.
  28. М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 416−494.
  29. М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602−643.
  30. ВербинА.И., КеллеВ.Ж., Ковальзон М. Я. Исторический материализм и социология // Вопросы философии, 1958. № 5. С. 151−155.
  31. А.И., Фурман А. Место исторического материализма в системе наук.1. М.: МГУ, 1965. 192 с.
  32. В.И. Преемственность поколений. М.: Знание, 1973. 64 с.
  33. Ф.М. Метафизический трактат // Философские сочинения. М.: Наука, 1988. С. 227−274.
  34. P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1989. 160 с.
  35. О.Ф. Историческое сознание и его социальные функции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. Томск, 1986. 16 с.
  36. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  37. П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории 20 в. // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 225−262.
  38. П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 5−41.
  39. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Соч. в 3-х т. М.: Соцэкгиз. Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
  40. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб: Наука, 1993. 480 с.
  41. Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. Актуальные проблемы исторического материализма. М.: Политиздат, 1979. 303 с.
  42. Г. Е. О законах общественного развития. М.: Госполитиздат, 1960. 240 с.
  43. И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 1999. 363 с.
  44. .Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. 192 с.
  45. .Л. Западная философия культуры 20 века. Тверь: Леан, 1997. 288 с. «5(5. Гулыга А. В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. 288 с.
  46. А.В. История как наука // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 7−50.
  47. А.В. О предмете исторической науки // Вопросы истории, 1964. № 4. С. 20−31.
  48. А.В. Гердер и его идеи к философии истории человечества // Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. С. 612−648.
  49. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
  50. А.Я. Об исторической закономерности // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 51−79.
  51. Э. Начало геометрии Вопрос об истоке геометрии как интенцио-нально-историческая проблема. // Гуссерль/Деррида. Начало геометрии. М.: Ad Margineni, 1996. С. 210−245.
  52. А.Н. Опыт и его гносеологические функции в историческом познании //Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1984. С. 87−93.
  53. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
  54. ДевяшинН.А. К вопросу об историческом законе как философской категории// Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1969. Вып. 5. С. 138−144.
  55. Н.А. Проблема исторического закона в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса // Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1969. Вып.5. С. 145−153.
  56. . Введение // Гуссерль/Деррида. Начало геометрии. М.: Ad Margined, 1996. С. 9−209.
  57. О.И. Роль традиции в культуре // Культура и общественное развитие. Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 58−86.
  58. О.И. Материалистическое понимание истории в буржуазной философии. Тбилиси: Мицниереба, 1974. 119 с.
  59. В. Категории жизни //Вопросы философии, 1995. № 10. С. 129−143.
  60. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988. № 4. С. 135−152.
  61. Н.П. Социальное и биологическое в эволюции человека // Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. София: Наука и искусство, 1973. С. 71−85.
  62. А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. С. 5−33.
  63. М. О Морисе Мерло-Понти // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: «Водолей», 1998. С. 96−109.
  64. В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая гвардия, 1986. 255 с.
  65. В.А. Историческое сознание и проблемы его формирования // Закономерности формирования общественного сознания. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1984. С. 66−84.
  66. В.А. Методологические проблемы исторической науки. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1990. 118 с.
  67. В.А. Социально-исторический опыт и его место в социальном познании // Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1984. С. 76−80.
  68. Н.М. Историческая реальность как предмет познания. Киев: Наукова думка, 1978. 144 с.
  69. И .Я. Историческая ситуация. Методология анализа. М.: МГУ, 1987. 140 с.
  70. Е.М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1987. 256 с.
  71. Е.М. О соотношении общефилософских и исторических закономерностей // Вопросы философии, 1977. № 4. С. 50−58.
  72. М.П. Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. док. философ, н. Новосибирск: Инст. истории, филологии и философии, 1990. 31 с.
  73. Г. Проблемы философии истории. Этюд по теории познания. М.: изд. магазина «Книжное дело», 1898. С. 1−129.
  74. Г. М., Коршунов A.M., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981. 296 с.
  75. Н.Н. Бытие как история: онтологическое открытие // Метафизические исследования. Выпуск 2. История. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997. С. 35−46.
  76. А.А. Введение в философию истории. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. 288 с.
  77. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Ин-трада, 1996. 256 с.
  78. Н. Клио перед судом буржуазной философии. М.: Прогресс, 1972. 360 с.
  79. В.И. Всемирная история как целостность (Проблемы методологии). Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 1993. 155 с.
  80. Ф.Ю. Преемственность в историческом процессе. Ташкент: Фан Узб. ССР, 1989. 176 с.
  81. Историзм и эволюционизм как принципы познания. Киев: Наукова думка, 1987. 232 с.
  82. История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с.
  83. И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. 528 с.
  84. И. Рецензия на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» // Кант И. Собрание сочинений в 8 т. М.: Чаро, 1994. Т. 7. С. 38−62.
  85. Г. Г., Шарипов Т. Ш. Исторический материализм и общественные науки. Ташкент: Фан Узб. ССР, 1966. 140 с.
  86. Н.И. Сущность и задачи философии истории // Основные вопросы философии истории. СПб., 1887. 2-е изд. Т. 1. С. 1−346.
  87. A.M. Философия истории Гегеля. М.: МГУ, 1988. 270 с.
  88. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. 288 с.
  89. В. И. Историософия А.С. Хомякова. М.: Знание, 1989. 64 с.
  90. Л.Е. Законы исторических ситуаций // Вопросы истории, 1971. № 1. С. 55−68.
  91. М.А. Джамбаттиста Вико. М.: Мысль, 1980. 197 с.
  92. М.А. Р.Дж. Коллингвуд — историк и философ // Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. С. 418−459.
  93. В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968.324 с.
  94. Р.Д. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 488 с.
  95. Ю.Н. Исторический опыт как вид социальной детерминации. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, н. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1987. 18 с.
  96. Кон И. С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Томск, гос. ун-т, 1966. С. 14−66.
  97. М.Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Гос. соц-эк. изд-во, 1936. 265 с.
  98. Н.И. О смысле истории // Запад и Восток. М.: Наука, 1972. С. 446−486.
  99. A.M., Шаповалов В. Ф. Методологические проблемы исторического познания и принцип отражения // Вопросы философии, 1982. № 3. С. 71−81.
  100. КузанскийН. Об ученом незнании // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1979−1980. Т. 1. С. 47−184.
  101. В.Ф. Объективное и субъективное. М.: Наука, 1976. 216 с.
  102. Ю. Социологические законы // Вопросы философии, 1957. № 5. С. 95−100.
  103. А. Очерки материалистического понимания истории. М.: Госполитиздат, 1960. 200 с.
  104. Э. Философская интуиция // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: «Водолей», 1998. С. 110−140.
  105. В.И. О соединенных штатах Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 354−355.
  106. ЛибигЮ. Историческое сознание как предмет философского исследования. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, н. М.: МГУ, 1983. 21 с.
  107. Лой А.Н., ШинкарукЕ.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии, 1979. № 12. С. 73−86.
  108. Э.Н. Современная философия истории. Таллин: Ээстираамат, 1980. 296 с.
  109. А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 206 с.
  110. С.Б. Формы, функции, механизмы преемственности в историческом познании. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, н. Томск: Томск, гос. ун-т, 1983. 16 с.
  111. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  112. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7−544.
  113. К. Святое семейство или критика критической критики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 3−230.
  114. Г. Очерк феноменологического обладания // Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 133−153.
  115. Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки, 1974. № 3. С. 59−65.
  116. А.А. Проблема субъективности в фундаментальной онтологии Хайдеггера // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. С. 137−156.
  117. В.И. Марксистская философия истории // Вопросы философии, 1965. № 7. С. 154−156.
  118. .Г. О природе исторического познания. Томск: Томск, гос. ун-т, 1978. 236 с.
  119. Ю.Б. Проблема синтеза различных концепций времени // Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. С. 587−603.
  120. В.И. Гусерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. С. 110−136.
  121. В.И. Время, сознание. Критика феноменологической философии (Кант, Гусерль, Хайдеггер). М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  122. Ш. Л. Дух законов // Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 159−733.
  123. Н.В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Гусерля // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. С. 63−98.
  124. В.Е. Проблема исторической реальности // Метафизические исследования. Выпуск 2. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. университета. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 1997. С. 47−59.
  125. В.Г. Объективное и субъективное в опыте // Философские науки, 1965. № 3. С. 21−29.
  126. Ю.В., Сергеев К. А. «Философская история» Гегеля // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 5−53.
  127. Платон. Гиппий Больший // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 203−219.
  128. Платон. Федон // Собрание сочинений в 4 т. М: Мысль, 1993. Т. 2. С. 7−80.
  129. Платон. Парменид // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346−412.
  130. Платон. Пир // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 81−134.
  131. Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 135−191.
  132. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. 220 с.
  133. В.В. Основы метафизики истории // Метафизические исследования. Выпуск 2. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. университета. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 1997. С. 109−128.
  134. B.C. Время и культура. Харьков: Харьк. гос. ун-т, 1987. 160 с.
  135. С.Т. Существуют ли специфические исторические закономерности // Философские науки, 1971. № 6. С. 147−152.
  136. К.Р. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы // Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 2. С. 7−322.
  137. .Ф. О начале человеческой истории // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 80−112.
  138. К.дю. Философия мистики или двойственность человеческого существа. М.: Refl-book, 1995. 498 с.
  139. Принцип историзма в познании социально-экономических явлений. М.: Наука, 1972. 292 с.
  140. А.И. Историческое познание. М.: Политиздат, 1983. 264 с.
  141. Е.Б. Читаем Тойнби //Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 643−654.
  142. П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: «Водолей», 1998. С. 163−193.
  143. Г. Введение в трансцендентальную философию. — Предмет познания // Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. С. 13−164.
  144. Г. Философия истории //Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. С. 167−266.
  145. Г. Философия жизни // Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. С. 269−443.
  146. В.П. Введение в марксистскую социологию. JL: ЛГУ, 1962. 160 с.
  147. В.П. Законы марксистско-ленинской социологии. М.: Знание, 1969. 38 с.
  148. Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 282 с.
  149. В.И. Современная западногерманская буржуазная историография. М.: Наука, 1968.
  150. А.П. Принцип историзма и его роль в социальном познании // Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1966. С. 154−160.
  151. А.П. Принцип историзма и проблема поступательного характера в развитии социальной системы //Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1966. С. 161−167.
  152. Л.В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии. М.: Политиздат, 1976. 230 с.
  153. .Г. Современная размерность истории: исторический топос события // Метафизические исследования. Выпуск 2. История. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997. С. 71−91.
  154. B.C. Философские начала цельного знания // Соч. в 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 139−288.
  155. П.А. Из рукописного наследия // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 505−535.
  156. Г. Опыты научные, политические и философские // Соч. в 3 т. Минск: Современный литератор, 1998, Т. 1. С. 14480.
  157. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  158. В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (от Бэкона к Шпенглеру). Томск: НТП «Курсив», 1997. 387 с.
  159. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  160. Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. 719 с.
  161. В.П. Законы объективного мира, их познание и исследование. Л.: ЛГУ, 1954. 196 с.
  162. М.Б. Преемственность и культура (о книге Э. А. Баллера «Социальный прогресс и культурное наследие») // Философские науки, 1988. № 6. С. 99−104.
  163. А.Р. Последовательные успехи человеческого разума // Избранные философские произведения. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 49−73.
  164. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 720 с.
  165. А.И. Исторический опыт — основа объективности исторического познания // Принцип объективности и его роль в социальном познании. Калинин: Калинине, гос. ун-т, 1980. С. 3−24.
  166. А.И. К вопросу о взаимосвязи принципа объективности и структурного метода в историческом познании // Проблемы методологии и логики наук. Томск: Томск, гос. ун-т, 1966. С. 221−288.
  167. В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории // Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 5−13.
  168. А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. 296 с.
  169. П.Н., Францев Ю. П. О разработке методологических вопросов истории //История и социология. М.: Наука, 1964. С. 5−38.
  170. И.Г. Основные черты современной эпохи. СПБ.: изд. Д. Е. Жуковского, 1906. 232 с.
  171. И. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Несколько лекций о назначении ученого- Назначение человека- Основные черты современной эпохи: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1998. С. 217172.
  172. В.П. Социальная деятелность как система. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1981. 304 с.
  173. Н.П. Методологические и логические вопросы исторического познания. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра философ, н. М., 1973. 43 с.
  174. ХаинаК.Г. Онтологический и гносеологический аспекты проблемы соотношения общественного закона и общественной закономерности // Личность и общество. М.: МГУ, 1969. С. 3−51.
  175. М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 391−406.
  176. М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 177−192.
  177. Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: Белорус, гос. ун-т, 1972. 280 с.
  178. .В. Исторический опыт как проблема социального познания. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, н. Куйбышев: Куйбышеве, гос. ун-т, 1985. 18 с.
  179. Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 5−32.
  180. В.И. История идей и историческое сознание: Р. Дж. Коллингвуд и его последователи // Вопросы философии, 1986. № 5. С. 127−136.
  181. ШарденТ. П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. М.: Наука, 1987. 240 с.
  182. М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31−95.
  183. Шеллинг Ф.В. И. Введение в философию мифологии // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. С. 159−374.
  184. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 227189.
  185. М.Ю. Историческое сознание общества (философский анализ). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, н. Ростов-на-Дону, 1983. 18 с.
  186. О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.
  187. Р. Какую пользу может извлечь медицина из применения духовно-научного метода // Альманах «Аум». № 1. Синтез мистических учений Запада и Востока. М.: «Терра"-"Тегга», 1990. С. 118−169.
  188. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 343−626.
  189. Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 5−338.
  190. Эрн В. Ф. Борьба за логос // Соч. М.: Правда, 1991. С. 11−294.
  191. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.
  192. Т.М. Размышление о человеке. М.: Политиздат, 1984. 198 с.
  193. О.О. Отрицание и преемственность в историческом развитии // Вопросы философии, 1961. № 3. С. 146−156.
  194. Carr Е.Н. What is history. N.Y.: Alfred A. Knoph, 1963. 216 p.
  195. Collingwood R. The Idea of History. N.Y., 1946. 334 p.
  196. Hempel C.G. Function of General Lows of History // The journal of Philosophy, 1942. V. 39. №. 1. P. 35−48.
  197. Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. London: The Fontana Library theology and philosophy, 1967. 448 p.
  198. Leitch V. Deconstructive criticism: An advanced introd. L. ect., 1983. 190 p.
  199. Maritain J. On the Philosophy of History. London: Geofrey. Bles, 1959.
  200. Philosophy and History. A SIMPOSIUM. Edited by Sidney Hook // New York University Press, 1963. 403 p.
  201. Toynbee A.J. A Stady of history. New York. London: Oxford University Press, 1957. 414 p.
  202. Foucault M. History, discourse and discontinuity //Salmagundi. N.Y., 1972. № 20. P. 223−239.f'J-1−01
Заполнить форму текущей работой