Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этноконфессиональные отношения в современной России: Состояние, проблемы, противоречия. 
Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРОВ
  • 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики
  • 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе
  • 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи
  • ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
  • 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное
  • 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений
  • 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом
  • ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
  • 1. Религиозный фактор в развитии этнополитических отношений в Российском государстве

Этноконфессиональные отношения в современной России: Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х — 90-х гг. В межнациональных и религиозных отношениях стали наиболее наглядно проявляться конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и в России. События в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии подтверждают этот выводсегодня они выглядят как пролог к новой войне, как подтверждение явной заинтересованности американо-британского ядра НАТО в стратегическом наступлении Запада на Россию с целью ее дальнейшего ослабления, вытеснения с Кавказа и национально-религиозного раздробления.

Основные конфликтообразующие причины происходящих процессов находятся в социально-политической и экономической сферах, национальный и религиозный факторы своеобразно транслируют нерешенность многих политических и социально-экономических проблем в сферу национального и религиозного сознания российских граждан. При этом, как закономерность, проявляется определенная диалектика исследуемых сфер, а именно: с одной стороны, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от хода реформирования, эффективной деятельности политических и экономических структур, с другой стороны, — последние зависят от того, насколько учитывается национальная и религиозная специфика страны в целом, и регионов в частности, доминирующих в массовом сознании настроения, ценностные установки и стереотипы.

Религия в общественной жизни практически никогда не выступает в так называемом «чистом» виде. Тесно связанная с другими формами общественного сознания и различными сферами жизнедеятельности человека, она вплетена в культуру, мораль, просвещение и, несмотря на декларативные заявления большинства лидеров религиозных организаций о своей аполитичности, в политику. Воздействующая и в определенной мере определяющая генезис этнических общностей, национальные культуры и национальные традиции, религия посредством своих ценностных установок активно влияет на межнациональные отношения. Вступая в сложное взаимодействие, межнациональные (межэтнические) и межрелигиозные (межконфессиональные) отношения предстают в своем единстве как этноконфессиональные отношения1 — сложный и еще более активно, чем межнациональные и межконфессиональные отношения в отдельности, влияющий на жизнь современной России феномен. Дело в том, что воздействие религиозного фактора на фактор национальный своеобразно усиливает действие последнего, и наоборот. Именно в единстве своем рассматриваемый феномен — этноконфессиональные отношения — выступает как неотъемлемый компонент этнополитической культуры населения России. И от уровня этой культуры зависит конкретная роль национального и религиозного факторов в общественной жизни — будут ли развиваться отношения между населяющими Россию народами, предста.

1 Дефиниции и содержание понятий «религиозный фактор», «национальные (этнические) отношения», «межконфессиональные (межрелигиозные) отношения», «этноконфессиональные отношения» и др. раскрываются в первом параграфе первой главы диссертации. вителями различных религий и неверующими в сторону усиления их напряженности или же в направлении их урегулирования и гармонизации.

Проблема этноконфессиональных отношений чрезвычайно актуализируется также в связи с тем, что многие российские политические партии и движения сегодня предлагают в своих программных документах концепции будущего национально-государственного устройства, базирующиеся на том или ином видении взаимоотношений наций и религий, вплоть до создания государства на унитарно-национальной или моноконфессиональной основе. Значительная роль отводится этноконфессиональному фактору также и в разнообразных современных концепциях общенациональной идеи России (доктрина евразийства и базирующийся на этой доктрине проект Евразийского Союзаконцепция «русской идеи» преимущественно в ее православной версииидеология панславизма и проект создания нового межгосударственного образования — Славянского Союза — взамен недостаточно эффективно функционирующего СНГ и т. д.).

Бесспорно, вопросы этноконфессиональных отношений выдвинулись в последние годы на передний край теории и практики общественных преобразований. Становится очевидным, что будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода. Не осознав и не исследовав особенностей проявления национального и религиозного факторов в многонациональном и многоконфессиональном обществе, не уяснив направленность и содержание трансформирующегося этнона-ционального и религиозного сознания российских граждан, невозможно выработать научные рекомендации по взаимодействию федеральных и региональных органов власти с действующими на территории страны и региона этническими общностями и религиозными организациями, выработать целостную научную концепцию взаимодействия с ними вообще. В этой связи предпринятая диссертантом попытка дать социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России, выявить их «болевые точки» и наметить пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации — Оренбургской области — может рассматриваться как решение чрезвычайно актуальной этнополи-тической, философской и религиоведческой задачи.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование этноконфессиональных отношений возможно только в рамках междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, религиоведческой, социологической, этнологической, политологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы последних десятилетий показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по национально-религиозной тематике, хотя в комплексном виде поставленная в диссертационной работе проблема не выдвигалась. Обращение диссертанта к проблеме, находящейся на стыке этнологии и религиоведения, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы из данных областей обществознания, в том числе и источников, содержащих во многом еще дискуссионный понятийный аппарат эт-ноконфессиональной тематики.

Пожалуй, наибольшее количество работ отечественных авторов посвящено методологическим вопросам генезиса, сущности и функционирования наций и национальных отношений. В частности, методологический аспект данной темы активно разрабатывался с 60-х гг. и разрабатывается в настоящее время Р. Г. Абдулатиповым,.

B.В.Амелиным, Э. А. Баграмовым, Ю. В. Бромлеем, В. Н. Басиловым, Ж. Г. Голотвиным, М. Н. Губогло, Л. Н. Гумилевым, М. С. Джунусовым, Л. М. Дробижевой, А. А. Знаменским, А. А. Игнатенко, С.Т.Калтахча-ном, В. А. Михайловым, Г. Т. Тавадовым, В. А. Тишковым, В.П.Тору-кало, Н. Н. Чебоксаровым, В. В. Чистовым. Эти ученые внесли значительный вклад в разработку понятийного аппарата этнонациональ-ной проблематики, стремясь дать дефиниции основных категорий этнологии («этнос», «этническая идентификация», «национальное самосознание», «межнациональные отношения» и др.). На основе анализа работ названных авторов диссертант приходит к выводу о том, что в отечественной литературе существуют различные точки зрения на природу этноса и наций, что этнология пока еще не имеет общепризнанной методологии изучения и интерпретации национального и этнического. Данный вывод послужил основанием для диссертанта представить собственное видение рассматриваемой проблематики, дать свои определения основных этнологических категорий. Сказанное выше говорит прежде всего о сложности самого объекта анализа и нисколько не умаляет заслуг отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку социокультурного и этнополитическо-го аспектов изучаемой проблемы, в исследование влияния этнического фактора, этнических ценностей на процесс трансформации современного российского общества.

При изучении проблем взаимосвязи этносов и их культур диссертант опирался на обширную литературу, представляемую работами.

C.С.Аверинцева, А. И. Арнольдова, В. Г. Бабакова, Э. А. Баллера, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Г. Д. Гачева, В. В. Журавлева, Л. Н. Когана, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, В. М. Межуева, Н. Н. Моисеева, В. М. Семенова и других авторов.

Исследуя проблему роли религиозного фактора применительно к современному российскому многонациональному и многоконфессиональному обществу, диссертант не мог обойти вниманием работы, выполненные в области теоретического религиоведения, — прежде всего они послужили методологической основой толкования религии как социального явления. Генезис, природа и структура религии, исследование ее социальных функций представлены в работах Ю. Ф. Борункова, В. И. Гараджи, Н. С. Гордиенко, И. Я. Кантерова, А. Н. Красникова, Л. Н. Митрохина, Л. З. Немировской, К. И. Никонова, М. П. Новикова, Ф. Г. Овсиенко, А. С. Попова, З. А. Тажуризиной, В. Д. Тимофеева, З. П. Трофимовой, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова и др.

В исследовании проблем взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране фактически сложились две научные школы, каждая из которых, изучая свой круг вопросов в рамках данной многогранной проблематики, довольно гармонично дополняет друг друга. Речь идет о кафедре религиоведения Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ (руководитель — проф. Н.А.Трофимчук), где исследование этнокон-фессиональных отношений имеет прежде всего прикладной характерколлектив ученых кафедры (Л.А.Баширов, Ю. П. Зуев, Г. М. Керимов, Т. А. Кудрина, Р. А. Лопаткин, М. И. Одинцов, В. К. Пинкевич и др.) изучает характер взаимосвязей межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны с тем, чтобы представить федеральным органам власти конкретные рекомендации по их гармонизации. Разработка национально-религиозной проблематики на этой кафедре осуществляется в русле решения более общей задачи — выработки концепции государственно-церковных отношений в современной России. Вторая школа в изучении исследуемой темы представлена Центром «Религия в современном обществе» (директор — проф. М.П.Мчедлов), действующим в рамках Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Специфика исследований этноконфессиональной проблематики, осуществляемых учеными данного Центра (В.С.Глаголев, С. В. Медведко, А. А. Нуруллаев, Э. Г. Филимонов, Е. С. Элбакян и др.), заключается в том, что национально-религиозные отношения здесь рассматриваются преимущественно на уровне постановки и решения теоретико-методологических задач либо же в русле исторического и общецивилизационного подходов1. Весьма плодотворно разрабатывают этноконфессиональную проблематику такие ученые, как В. М. Викторин, Л. М. Воронцова, Л. Ф. Колесников, В. В. Локосов, В. Л. Махнач, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман, С. Я. Яковлев и др.

Особую значимость для нашего исследования имеют труды, посвященные роли в современном обществе так называемого «исламского фактора», что объясняется как усилением непосредственного воздействия указанного фактора на политический процесс в России в целом, так и в представляемом диссертантом многонациональном и многоконфессиональном субъекте Российской ФедерацииОренбургской области. Действие «исламского фактора» в сегодняшней России бесспорно, и если на Северном Кавказе оно выражается в попытках использования религии в качестве идеологии национал-сепаратизма, то на Южном Урале действие указанного фактора выражается в изменении геополитического положения региона, в изменении этнонационального состава населения Оренбуржья за счет усиления миграционных процессов, в снижении толерантности и росте взаимной неприязни лиц различных национальностей и религий. В этой связи для диссертанта большой интерес представляли работы.

1 См. работы ученых Центра «Религия в современном обществе»: Национальное и религиозное / Ред. колл. Горшков М. К. и др. — М.: Изд-во РНИСиНП, 1996; Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. — М.: Изд-во РНИСиНП, 1998; Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. — М.: Изд-во РНИСиНП, 1997. отечественных исламоведов Г. Р. Балтановой, Л. А. Баширова, М. В. Вагабова, А. И. Ионовой, Г. М. Керимова, А. В. Малашенко, А. А. Нуруллаева, А. Б. Юнусовой и др.

Следует отметить значительный вклад в разработку исследуемой темы проф. А. Н. Ипатова — этот ученый первым осуществил комплексный анализ проблемы этноконфессиональной общности. Его докторская диссертация «Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса)» (1980 г.) послужила своеобразным прологом для последующего изучения этноконфессиональных отношений в России, поскольку — и это вполне естественно — всерьез говорить о данных отношениях стало возможным лишь после предложенных дефиниций, исследования генезиса и природы этноконфессиональных общностей. Сами же этноконфес-сиональные отношения в современной России комплексному анализу (в рамках междисциплинарного исследования) пока еще не подвергались, в связи с чем настоящая диссертационная работа может рассматриваться как определенный вклад в решение данной задачи.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России на федеральном и региональном уровнях и последующая разработка концепции их гармонизации. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

— уточнить содержание и сущность понятийного аппарата этноконфессиональной проблематикив связи с наличием существенных различий в толковании многих основополагающих этнологических и религиоведческих понятий представить авторское видение понятий «нация», «этнос», «национальный фактор», «межнациональные отношения», «межконфессиональные отношения», «этноконфессио-нальные отношения» ;

— определить основные функции и специфику проявления религиозного фактора в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;

— на основе анализа репрезентативных данных социологических исследований установить характер взаимосвязи между этнонацио-нальным и религиозным сознанием российских граждан, выявить общее и особенное в содержании их этнокультурных и религиозных ценностных ориентаций;

— проанализировать основные концепции межнациональных и межконфессиональных отношений, концепции этноконфессионально ориентированного национально-государственного строительства страны, содержащиеся в программных документах ряда российских политических партий и движений;

— провести социально-философский анализ базирующихся на национально-религиозном факторе доктрин, выдвигаемых в качестве общенациональной идеи России (евразийство, русская идея на основе православия, панславизм, соборность и др.);

— посредством анализа общероссийского и регионального эмпирического материала установить характер и основные тенденции развития национально-религиозных отношений в современной России, рассмотреть механизм воздействия религиозного фактора на состояние и динамику межнациональных отношений в регионе;

— изучить опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов в стране и в регионе (Оренбургская область) с этническими общностями и религиозными организациями по предупреждению и разрешению противоречий и конфликтных ситуаций между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

— на основе проведенного исследования разработать для органов государственной власти и муниципального управления практические рекомендации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, которые учитывали бы как общие закономерности протекающих в стране этноконфессиональных процессов, так и региональные особенности их проявления.

Теоретическая и методологическая база исследования. Цель, задачи и междисциплинарный характер предмета исследования определили его методологическую базу. Основу анализа этноконфессиональных отношений в современной России составили социально-философский, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы к исследуемым процессам. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, научной объективности и непредвзятого отношения к различным этнонациональным и конфессиональным общностям, которые становились объектом изучения.

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных философов, религиоведов, социологов, этнологов, политологов, без внимательного учета которых был бы невозможен социально-философский анализ изучаемого феномена. Источниками исследования стали публикации последних лет российских и зарубежных авторов, посвященные методологическим вопросам взаимодействия национального и религиозного факторов, места религии в эт-нополитической культуре граждан России, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой диссертации являются результаты комплексных социологических исследований, проведенных в 90-х гг. кафедрой религиоведения РАГС при Президенте РФ, данные социологических исследований, проведенных в тот же период ВЦИОМ, Институтом этнологии и антропологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Российским независимым институтом социальных и национальных проблемЦентром социологических исследований МГУ им. М: В.Ломоносова.

Эмпирическую базу исследования проблемы на региональном уровне составили материалы проведенного диссертантом в Оренбургской области социологического опроса экспертов на тему «Религия и межнациональные отношения: проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений» (февраль 1996 г.) — регулярно проводимые в Оренбуржье при участии автора этнолого-религиоведческие мониторинга. Существенным источником эмпирической информации были личные наблюдения диссертанта и практический опыт разрешения межнациональных и межконфессиональных противоречий, накопленный в процессе многолетней работы в сфере государственно-церковных отношений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, новизна диссертационного исследования. Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием этноконфессиональ-ных отношений в России, выполненным в рамках междисциплинарного подхода, на стыке философии, религиоведения, этносоциологии и этнополитологии. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором:

— разработан методологический подход к анализу понятийного аппарата этноконфессиональной проблематикидиссертант, отмечая, что в отечественной науке сложилось несколько основных подходов к определению понятий «нация» и «этнос» (нация — это определенный тип этносанация и этнос — полностью тождественные категориинация и этнос — искусственные ненаучные мыслительные конструкции), аргументирует свою точку зрения о невозможности отказа от понятия «этничности» и предлагает собственные дефиниции исследуемых явлений, согласно которым национальное (этническое) все больше переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, в связи с чем традиционные определения понятий «нация» и «этнос» оказываются малоэффективными;

— даны определения понятий «национальный фактор», «религиозный фактор», «межнациональные отношения», «межконфессиональные отношения», «этноконфессиональные отношения» ;

— определены функции и специфика проявления религиозного фактора в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, выявлены условия, при которых данный фактор выполняет функции этноконфессиональной интеграции или дезинтеграции;

— установлен характер взаимосвязи и взаимообусловленности этно-национального и религиозного сознания российских гражданна основе данных социологических исследований выявлено отношение различных этносов и религиозных групп к социально значимым ценностям;

— проанализированы основные концепции межнациональных и межконфессиональных отношений, а также этноконфессионально ориентированные концепции государственного строительства, содержащиеся в программах политических партий и движений центристской, демократической, коммунистической (социалистической) и «национал-патриотической» ориентации, а также в программах хри-стианско-демократических и религиозно-политических мусульманских партий и движений современной России- /.

— осуществлен социально-философский анализ основывающихся на национально-религиозных критериях концепций, выдвигаемых в качестве объединяющей доминанты (общенациональной идеи) российского обществапоказаны основные методологические пороки данных концепций и предложены критерии, в соответствии с которыми, по убеждению диссертанта, должны осуществляться современные разработки общенациональной доктрины России;

— обобщен опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов федерального и регионального уровней с этническими общностями и религиозными организациями по предупреждению и разрешению противоречий и конфликтных ситуаций между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

— разработаны практические рекомендации для органов государственной власти и муниципального управления по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, учитывающие как общие закономерности протекающих в стране этноконфессио-нальных процессов, так и региональные (на примере Оренбуржья) особенности их проявления.

Практическая значимость исследования. Осуществленный в работе социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России способствует становлению методологии комплексного изучения состояния, тенденций эволюции межнациональных и межконфессиональных отношений. Материалы и результаты исследования дают возможность совершенствовать формы и методы деятельности органов власти, политических структур, органов и учреждений культуры, общественных организаций в сфере межнациональных отношений с учетом воздействия на нее религиозного фактора.

Выводы и практические рекомендации, сделанные автором на основе проведенного исследования, позволяют совершенствовать разработанные при участии соискателя и уже действующие «Целевую комплексную программу развития государственно-церковных отношений Оренбургской области» и «Модель национальной политики на базе Оренбургской области», и гармонизировать межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания в высших и средних учебных заведениях курсов религиоведения, философии, этнополитологии, этносоциологии, культурологии и др.

Апробация диссертации. Основные положения и содержание диссертации изложены в четырех монографиях, нескольких брошюрах, статьях. Теоретические положения, выводы, обобщения и рекомендации нашли практическое применение при подготовке концепций развития и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Оренбуржье.

Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на областной научно-практической конференции «Национальные проблемы народов Оренбуржья: история, современность» (15 октября 1993 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Религия и межнациональные отношения» (Москва, 12−14 февраля 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Христианство и ислам на рубеже веков» (Оренбург, апрель 1998 г.), Международной конференции «Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе» (Москва, 23−24 марта 1999 г.).

Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленное исследование зафиксировало наличие ряда серьезных проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, требующих внимания со стороны государственных и муниципальных органов. Их неконтролируемое развитие, особенно в ситуации противоборства различных политических сил, способно осложнить и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране, привести к трудноразрешимым конфликтам. Многоэтнич-ность и многоконфессиональность большинства регионов России является постоянно действующим факторомэто заставляет рассматривать задачу гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, тесно связанных между собой, в качестве одной из приоритетных задач государственной политики.

Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в стране непосредственно связана с решением основных проблем социально-экономического развития, ходом и результатами реформирования российского общества в социальной, экономической, политической и духовной сферах, с повышением общего уровня культуры государственного управления.

Как показано в исследовании, религия, будучи исторически включенной в систему жизни общества, региона, этноса, являясь подсистемой общества, неизбежно испытывает на себе влияние других подсистем и системы в целом и сама оказывает на них влияние (в том числе и на сферу национальных отношений) в качестве фактора их изменений. При этом действие религиозного фактора в большинстве случаев опосредуется влиянием политических, культурно-исторических, национальных факторов, но прежде всего, как мы это уже неоднократно подчеркивали, — действием социально-экономического фактора.

Несомненно, напряженность межнациональных и межконфессиональных отношений является во многом следствием экономического кризиса и политической нестабильности, низкого качества жизни наций и этносов. Спад производства, падение жизненного уровня в условиях многонационального и многоконфессионального состава населения страны обусловливает в той или иной мере поляризацию людей по национальному и религиозному признакам, появление настроений национального и конфессионального эгоизма и сепаратизма.

С сожалением приходится констатировать, что проводимые с середины 80-х гг. реформы характеризовались абсолютизацией экономического и структурного факторов и одновременно — недооценкой социокультурного (этнокультурного, этнополитического и этнокон-фессионального) фактора. Социокультурный же фактор — самый глубинный в ряду других факторов человеческого бытия, и не уделять должного внимания этой сфере, а в ее рамках сфере этноконфессио-нальных отношений — значит обречь себя на крупные ошибки и просчеты.

Коренное изменение политического строя, государственного устройства России вызвало большие изменения в структуре межэтнических связей, характере межнациональных отношений, в положении и деятельности религиозных организаций в обществе, что нашло выражение в более тесном переплетении религиозного и национального, в политизации и этноцентрической направленности деятельности религиозных организаций, актуализировало как интегрирующую, так и эт-носегрегирующую функции религии.

Обусловленная отмеченными выше причинами необходимость гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений предполагает не только более полное знание сложившейся ситуации, но и специальную разработку системы мер органами федеральной и региональной властей по согласованию интересов этнических и конфессиональных общностей. Равнодушие государственных и муниципальных органов к национальным и конфессиональным особенностям указанных общностей в различных регионах страны объективно выступает одним из источников социальной напряженности.

Унификация национальной и религиозной политики государства должна быть признана непродуктивной. Отсюда вытекает требование обязательного дифференцированного подхода, необходимость отыскания специфического в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны. Именно этим критерием, по мнению диссертанта, руководствовались органы государственного и муниципального управления при разработке практических рекомендаций по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Оренбургской области, рекомендаций, в разработке которых соискатель принимал самое непосредственное участие.

Наряду с принятыми и уже действующими на практике рекомендациями в сфере этноконфессиональных отношений, необходим, по убеждению диссертанта, дальнейший активный поиск мер, позволяющих предупреждать и сглаживать возникающие межнациональные и межконфессиональные противоречия, способствующих взаимопониманию людей разных национальностей и вероисповеданий. Осуществление этой задачи зависит от многих факторов:

— от строгого соблюдения конституционного принципа равенства религийнесомненно, реализация этого принципа будет способствовать созданию более благоприятного климата в сфере межрелигиозных и сопряженных с ними межнациональных отношений;

— от степени и форм сотрудничества или соперничества лидеров этнических и конфессиональных групп;

— от распространения и утверждения толерантных принципов культуры сосуществования и сотрудничества людей разных конфессий и национальностей и т. д.

Целесообразно решить вопрос о создании института по изучению межнациональных, межконфессиональных отношений, поручив ему разработать религиозно-этническую карту с учетом региональных особенностей страны в целях совершенствования государственного управления в сфере урегулирования межэтнических, межрелигиозных конфликтов. Наряду с этим необходима организация мониторинга в целом по России и в отдельных регионах, позволяющего фиксировать состояние и тенденции развития межнациональных и межконфессиональных отношений, прогнозировать возможные осложнения и производить своевременную корректировку политики в сфере данных отношений.

По глубокому убеждению соискателя, реализация указанных мер, непременно сопровождаемая решением основных социально-экономических проблем и политической стабильностью, в состоянии гарантировать движение многонационального и многоконфессионального российского общества в направлении подлинного гражданского мира и согласия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник, № 6 / Под редакцией
  2. B.Я.Липкина, И. И. Осадчего, В. Н. Павленко, В. М. Слободчикова. М.: Этнополис, 1995. — С. 95−132.
  3. Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. — 224 с.
  4. Р.Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. — № 1. — С. 6−9.
  5. Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1990. — 223 с.
  6. В.В. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные подробности. М., 1997. — 39 с.
  7. А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  8. В.А. Социально-философские аспекты этнических конфликтов: Автореф. дис. д-ра филос. н. Ставрополь, 1997. — 31 с.
  9. В.А., Шаповалов В. А. Этнические проблемы современной России: соц.-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.- 75 с.
  10. Д.Д. Исламские организации в Башкирии: история и современные реалии // Исторические чтения. Челябинск, 1996.1. C. 139−141.
  11. И.Г. Башкирские восстания XVII—XVIII вв.. Уфа, 1978. — 236 с.
  12. Р. Фундаментализм идеология исламской солидарности. Ереван, 1997. — № 5. — С. 21−22.
  13. Г. К. Культурная интеграция или столкновение цивили-заций? // Третий международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток Запад». — М., 1997. — С. 10−14.
  14. В.Б. Сознание в России в период реформ // Горизонты культуры накануне XXI в.- Тверь, 1997. С. 41−46.
  15. H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. М., 1988. № 2. — С. 49−54.
  16. В.В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. — 318 с.
  17. В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. М.: Издательский центр «Росс», 1993. — 136 с.
  18. В.В. Нациолнальная идея и проблемы русских регионов // Социс. М., 1997. — № 5. — С. 131−134.
  19. В.В., Торукалов В. П. Оренбуржье в этнополи-тическом измерении. М.: ИЭА РАН, 1996. Т. 1. — 247 е.- Т. 2. — 266 с.
  20. P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. — С. 20−40.
  21. В.В. Культура поликонфессиональной России как интегратор социума: Автореф. дис. д-ра филос. н. Н. Новгород, 1997. — 35 с.
  22. Е.А., Лесная JT.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 16−27- 1997. — № 5. — С. 24−32- 1997. -Т. 6. — С. 17−27.
  23. М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. — № 14.
  24. Ю.В., Дробижева Л. М., Кондратьев B.C., Сусо-колов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. — 255 с.
  25. А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. — 127 с.
  26. Ф.И. Этнические конфликты: социально-философский анализ: Автореф. дис. к. филос. н. СПб., 1997. — 18 с.
  27. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  28. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  29. Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. — 152 с.
  30. В.Г., Семенов В. М. Национальное собрание и национальная культура (методологические проблемы) — РАН, Ин-т философии. М., 1996. — 70 с.
  31. В.П., Дорожкин H.A. Диалектика национального и религиозного в русской культуре // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. — С. 11−34.
  32. Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. н. (09.00.06). Казань, 1974. — 32 с.
  33. В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть. М.: б.и., 1997. — 161 с.
  34. В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. — 144 с.
  35. Л.А. Социальная модернизация России в конце XX века // РАН. Ин-т философии. М., 1997. — 173 с.
  36. И.П. Ислам: религия и политика // Диалог. 1990. -№ 6. — С. 86−96.
  37. H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  38. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.- 252 с.
  39. .Н. Русская идея, мифы и реальность. Ч. 1. М., 1995. — 189 с.
  40. H.H., Сергеев В. М. Соборность как парадигма политического сознания // Полис. М. 1997. — № 3. — С. 65. — 73.
  41. Е.А. Перемены в российском обществе и их влияние на этнонациональные процессы // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. — С. 93−96.
  42. В.В. Национальное и региональное в творчестве Достоевского: Проблема этноконфессионального единства и многообразия // Достоевский. С-Пб., 1997. — Т. 14. — С. 58−70.
  43. А. О национализме в РПЦ // Нужен ли Гитлер России?-М., 1996.-С. 191−194.
  44. Т.Ю. Христианство и современная культура // Вопросы философии, 1996. № 8. — С. 140−152.
  45. Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис. 1992. -Т. 5−6.-С. 19−21.
  46. Н.Ю. Культура: этническое, национальное, религиозное // Проблемы культуры и искусста. С-Пб., 1997. — С. 22−23.
  47. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новоых подходов. М.: Наука, 1988. — 207 с.
  48. Ю.В. Очерки теории этносов. М.: Наука, 1983.267 с.
  49. A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Международной конференции ЮНЕСКО. М., 1998. Т 2. — С. 95−104.
  50. А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России // Обновление в России: Трудный поиск решений. М., 1996. — Вып. 4. — С. 132−142.
  51. А.О. Диалог религиозно-нравственных ценностей Запада и Востока в творчестве Н.К.Рериха // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. — С. 241−244.
  52. А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. М. 1997. № 3. — С. 21−33.
  53. В. Ведет ли программа КПРФ к коммунизму? // Коммунист. М., 1998. — № 1. — С. 76−84.
  54. P.A. О духовности и национальной идее // Социализм выбор историию — Новосибирск, 1998. — С. 76−81.
  55. П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств: Реф. / АН СССР. ИНИОН. М., 1990. — 22 с.
  56. Н.Г. О специфике религиозной духовности // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. — С. 94−95.
  57. В.В. Проблемы христианско-иудейского диалога: взгляд справа. НГ-религии, 1998 (март), с. 15.
  58. JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с.
  59. А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный аспекты) РАН. М., 1993. — 72 с.
  60. H.H. Россия в поисках национальной самоидентификации // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. — 4 С. 143−146.
  61. В.М. Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. -Казань, 1997. Т. 3. — С. 54−56.
  62. А.Г. Демографические изменения и национализм // Социологический журнал. М., 1994. Т 1. — С. 22−34.
  63. Д.М. Державность и религиозность // Возвращение в Россию. М. 1996. — С. 7−39.
  64. В.А. Русская православная церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово, 1996. — С. 5−8.
  65. Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социс, 1995, № 11, С. 81−91.
  66. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика / РАУ, Социол. И социально-психол. Центр- Ин-т комплекс, соц. исслед.: Под общ. ред. Ж.Т.Тощенко- Ред.-сост. Левапнов Е. М.: Луч, 1993. — 42 с.
  67. В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 351 с.
  68. В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 239 с.
  69. Д. Чеченский кризис и исламский фактор // Клуб «реалистов». М., 1995. — № 11. — С. 49−51.
  70. B.C. Методологические проблемы взаимодействия национального и религиозного факторов в современной России // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1997. — Вып. 5. -С. 80−94.
  71. Е.З. Трансформация социальной структуры русского общества // Общество и экономика. М. 1995. — № 9. — С. 13−25.
  72. E.H. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений: Автореф. дис. к. филос. н. -СПб, 1996. 18 с.
  73. С.З. Чем питает православие русскую культуру? // Экология культуры и образования: религия, философия, история. -Тюмень. 1997. С. 241−248.
  74. Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. — 136 с.
  75. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС. 1995. — 257 с.
  76. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцова, Н. А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 252 с.
  77. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии / РАН. Ин-т государства и права- Ассоц. По связям с соотечественниками за рубежом (Ассоц. «Родина») — Отв. ред. Н. С. Крылова. М., 1993. — 148 с.
  78. Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (6 001 258): Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 215 с.
  79. Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. — 782 с.
  80. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Экопресс, 1992. 336 с.
  81. К.Ф. Нации и ислам. Казань: Татарское изд-во, 1986.- 199 с.
  82. М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. 200 с.
  83. М.С. Национализм: Слов.-справ. М.: Слав, диалог, 1998.- 285 с.
  84. Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдато-ва Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 80-х годов. М.: Мысль, 1996. — С. 368.
  85. А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России: Учебное пособие. М.: Арктогея, 1997. — 600 с.
  86. И. И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставрополььского гос. пед. ун-та, Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998. — Вып. 13. -С. 91−97.
  87. С.И. Национальные особенности религиозности // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. — С. 94−95.
  88. Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989. 352 с.
  89. В.В. Очерки по геополитике // ЛДПР. М., 1997. — 71 с.
  90. В.В. Русский вопрос: пути решения // ЛДПР. -1997. 32 с.
  91. A.B. Христианство и ислам: Социально-культурные проблемы диалога. М., 1990. — 108 с.
  92. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. — 286 с.
  93. А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Нижний Новгород, 1994. 79 с.
  94. А.Г. Социология конфликта: Уч. пособие. М., 1996.- 318 с.
  95. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 317 с.
  96. Ю.С. Русские на Южном Урале, их роль в заселении и развитии края // Амелин В. В., Торукало В. П. Оренбуржье в этнополитическом измерении. Т. 2. М., 1996. — С. 44−59.
  97. Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа: Автореф. дис. канд. филос. н. М., 1997. -22 с.
  98. Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 216 с.
  99. З.М. Федеративное устройство России: Две позиции: Оптимизация взаимоотношений между Центром и регионами // ПОЛИС. М., 1998. — № 3. — С. 204−207.
  100. Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997. — С. 66−82.
  101. Ю.П., Трусенева Н. В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: РАГС, 1995. — С. 151−166.
  102. Ю.П. Светское правоввое государство: трудности становления // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. — С. 8−12.
  103. В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1991. — Т 7/8. — С. 50−62.
  104. В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования. 1993. — № 7. -С. 58−66.
  105. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. -Т 4. — С. 3−11.
  106. В.Н. Межнациональные отношения в России // Социологические исследования. 1994. — № 6, — С.32−40.
  107. Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М.: Нойес лебен, 1994. -169 е.- Библиог.-С. 134−167.
  108. А.Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985. 128 с.
  109. А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление. (Проблемы взаимодействия религии и этноса): Автореферат. М., 1980. — 50 с.
  110. А.Н. Меннониты. (Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности) ю М.: Мысль, 1978. -213 с.
  111. А.Н. Этноконфессиональные отношения и государство // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 41−45.
  112. Ислам: Энциклопедический словарью М.: Наука, 1991.315с.
  113. Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского гос. тех. университета. 1996. — 247 с.
  114. Т. Мусульмане и национальная проблема // Панорама форум. — Казань, 1996. — № 2. — С. 142−152.
  115. Е. Фундаментализм, традиционализм и межконфессиональный диалог в России // Знамя. М., 1996. — № 7. — С. 27−31.
  116. М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявления в отсчете истории // Вече: Альманах русской истории и культуры. СПб, 1997. — Вып. 10. — С. 23−38.
  117. С., Кумачев В. «Национальная идея» для России: бремя или инструмент политики? // Власть. М., 1977. — № 5. — С. 19−24.
  118. Е. Развал СССР: межконфессиональные причины в ряду прочих причин // Вестник МГУ. Сер. 7 Философия. М., 1996. -№ 6. -С. 91−92.
  119. И.Я. Клерикализм сегодня. М.: 1988. — 74 с.
  120. B.C., Васечко E.H. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 93−96.
  121. А.Б. Уральцы, Яицкое войско 1550−1725 гг. Исторический очерк. Уральск, 1911. — 904 с.
  122. Г. М. Ислам и мусульманские организации в современном российском государстве // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. — С. 63−69.
  123. Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1978. — 223 с.
  124. JI.H. Народное православие и генезис национального самосознания в повести И.С.Шмелева «Непутевая чаща» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад. -Владивосток. 1997. Вып. ¾. — С. 133−137.
  125. Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. № 25. «Религия. Общество. Государство» (Материалы «круглого стола»). -М&bdquo- 1996. С. 74−120.
  126. И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: Автореф. дис. к. полит, н. // РАГС. -М., 1996. 23 с.
  127. В.О. Курс русской истории. Соч. В девяти томах. М.: Мысль, 1987. — Т. 1. — 427 с.
  128. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1972. -№ 2. — С. 79−92.
  129. Л.Ф. Реалии религиозной обстановки // Белоруссия: путь к новым горизонтам. М., 1996. — С. 277−295.
  130. Л.Ф., Малышева Е. А. Межконфессиональные противоречия на Украине и в России // Украина: вектор перемен. М., 1997. — С. 133−145.
  131. В.А. Русская илдея и православие // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень, 1997, — С. 201−208.
  132. С.Н. Православие и государственность // Московский писатель. М. 1977. — № 1. — С. 85−88.
  133. Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 57 с.
  134. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 547. 15 с.
  135. В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. -М., 1991.- 63 с.
  136. A.A. Феномен российского сознания: развилки и тупики // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. — С. 76−84.
  137. Королева-Конопляная Г. И. Вопросы национально-государственного устройства в программах политических партий и движений России XX века. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 61 с.
  138. Р.П. Межнациональные конфликты: причины возникновения и модели развития // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. -№ 3. С. 114−131.
  139. Н.Д. Российский менталитет и национальное возрождение // Национальное возрождение, цивилизационная специфика и процессы международной интеграции. М. 1996. — С. 282−289.
  140. Г. С. Грани согласия-конфликта: Цивилизованные проблемы теоретической и прикладной политологии / РАУ Фонд нац. и междунар. безопасности. М.: Луч. 1992. — 183 с.
  141. Г. С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта: Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М., 1992. — 110 с.
  142. Г. Церковь и государство в современной России // Континент. М., Париж, 1996. — № 89. — С. 220−228.
  143. С.Н., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. М.: Анкил, 1997. — 404 с.
  144. Е.В. Религиозный фактор в экономической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. М&bdquo- 1997. — С. 39−46.
  145. Ю.В. Экономическая глобалистика и миссиология // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М., 1996. -С. 15−32.
  146. Т.А. Религия и культура // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 12−18.
  147. Т.А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений // Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень, № 7. М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 12−18.
  148. П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс, 1995. -№ 11.-С. 91−99.
  149. И.В. Конфликтный характер проявления национального самосознания в политическом процессе современной России // Политическое управление: теория и практика. М., 1997. — С. 159−167.
  150. И.В. Роль национального самосознания в политическом развитии современной России: Автореф. дисс. к. политич. н. -М&bdquo- 1997. 22 с.
  151. В.В. Противоречия социального реформирования российского общества и пути их разрешения // Социология власти. -М., 1997. № 82.-С. 52−70.
  152. Культура русских и немцев в Поволжском регионе (результаты комплексного междисциплинарного гуманитарного исследования). Вып. 1. История, теория, культура. Саратов: Слово, 1993. — 209 с.
  153. Культура и самосоздание русских и немцев в Поволжье, Вып. II. Саратов: Слово, 1993. 209 с.
  154. М.М. Политическое урегулирование конфликтовЖ Подходы, решения, технологии. М., 1997. — 271 с.
  155. З.И. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. I. М.: Гл. ред. вост. л-ры, 1985. — С. 69−75.
  156. A.C. Социальное и духовное развитие многонационального государства: пути консолидации народов в условиях независимости: Автореф. дисс. д-ра филос. н. М., 1997. — 40 с.
  157. В.И. К вопросу о национальностях или об «автономи-зации» // Поли. собр. соч. Т. 45. — С. 356−362.
  158. В.И. К деревенской бедносте // Полн. собр. соч. Т. 7. -С. 129−203.
  159. В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Полн. собр. соч. Т. 17. — С. 429−438.
  160. В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. — С. 113−150.
  161. В.И. Об отношении к рабочей партии и религии // Полн. собр. соч. Т. 17. — С. 415−426.
  162. В.И. О национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. Т. 26. — С. 113−150.
  163. В.И. О праве нации на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25. — С. 255−320.
  164. В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. Т. 12. -С. 142−147.
  165. А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание. РСФСР, 1990. -80 с.
  166. В.В., Яковлев С. Я. Поможет ли религия России // Религия и политика в современной России. М., 1997. — С. 21−31.
  167. P.A. Легитимизация религиозного сознания // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. -С. 102−110.
  168. P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: РАГС, 1994. -С. 220−257.
  169. Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика): Дисс. на соиск. учен. степ. докт. юрид. н. М., 1992. — 318 с.
  170. A.B. Мусульманский мир СНГ. М. , — 1996.182 с.
  171. A.B. Религиозно-политическая активность мусульман России: прошлое, настоящее и перспективы // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. — С. 24−41.
  172. А. Религиозное эхо этнополитических конфликтов // Свободная мысль. 1994. — № 10. — С. 99−109.
  173. A.B. Русский национализм и ислам // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2. М., 1997. — С. 8−22.
  174. С.П. Русская идея: поиск формулы национального самосознания // Вестник Российского университета Дружбы народов, Сер. История. М., 1996. № 3. — С. 6−13.
  175. В.М. Межконфессиональный перекресток: распутье или. // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995. — С. 76−79.
  176. Р. Этноконфессиональные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности // Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997. — Кн. 1. — С. 35−50.
  177. К. К критике гегелевской философии права, Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 1. — С. 414−429.
  178. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. -Т. 3. — С. 7−544.
  179. П.Е. Хозяйственная этика православия // Рынок, право, мораль. Владимир, 1995. — С. 92−107.
  180. Материалы круглого стола: «Национальные организации в многонациональном регионе. Оренбург: ДИМУР, 1986. — 105 с.
  181. М.А. Христианство и политика // Россия и современный мир. М., 1996. — № 1. — С. 98−102.
  182. В.П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. С-Пб, 1997. 127 с.
  183. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М.: Наука, 1991. — 189 с.
  184. Г. В. Содержание понятия «исламский фактор» в современных международных отношениях в Азии (70-е -пер. пол. 80-х гг.). Сб. статей. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1987. -С. 29−39.
  185. Л.Н. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. — 447 с.
  186. Л.Н. Философия и религия. VI.: Республика, 1995. — 416 с.
  187. В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 148 с.
  188. H.H. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 256 с.
  189. Н.Ф. Этнические взаимоотношения в Среднем Поволжье и религия // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. — С. 46−47.
  190. Н.Ф. Религия в системе межэтнического взаимодействия в Волго-Камье // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV Международной конференции. Омск, 1997. -С. 208−212.
  191. Р. Религиозный оттенок татарского национализма // Татарстан. Казань, 1997. — № 12. — С. 57−61.
  192. М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996. — С. 4−22.
  193. М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религиозный фактор в социально-политической жизни России // Обновление в России: трудный поиск решений. Вып. 2. М., 1994. -С. 13−17.
  194. М.П., Филимонов Э. Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Вестник РАН. М., 1996. — Т. 66, № 9. -С. 823−831.
  195. А.Е. Исламский фактор в исторических судьбах народов сопредельных с Россией государств Среднего Востока (начало 50-х конец 80-х): Дисс. на соиск. уч. степени докт. ист. н. в форме науч. доклада. — М: РАУ, 1992. — 251 с.
  196. А.Е. Исламский фактор и социально-политический конфликт в Иране (60 80-е годы). — М.: РАУ, 1992. -251 с.
  197. М.М. Исследования политической культуры современного российского общества // РАН, Ин-т социально-политических исследований. М., 1987. — 202 с.
  198. Национальная культура и религия. «Круглый стол», 16−17 января 1989 г. (Стенографический отчет). М.: АОН при ЦК КПСС, 1989. — 145 с.
  199. Национальная политика в Российской Федерации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Наука, 1993. — 178 с.
  200. Национально-культурные автономии и объединения. В 3 т. / Под ред. М. Н. Губогло. М.: Наука, 1991. — 264 с.
  201. Национальные процессы в СССР / Под ред. Губогло М. Н. -М.: Наука, 1991.- 264 с.
  202. Национальные проблемы Оренбуржья: история, современность. Оренбург: Южный Урал, 1993. — 70 с.
  203. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения. 1989 г. // Госкомстат СССР. Информационно-издательский центр. М.: Финансы и статистика, 1991. — 160 с.
  204. Немецкий российский этнос: вехи истории. М., 1994. — 135 с.
  205. Новая Евразия: отношения России со странами ближнего зарубежья / Под ред. Е. М. Кожокина. М., 1995. — 150 с.
  206. А. Разделенная нация: Предпосылки крушения, Пути созидания // Москва. М., 1998. — № 4. — С. 4−23.
  207. Новое мышление и свобода совести: вопросы и ответы. М., Знание, 1989. 64 с.
  208. A.A. Равенство религий перед законом важное условие гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений // Государственно-церковные отношения в России. — М.: Луч РАУ, 1993.-С. 27−32.
  209. A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. — С. 99−127.
  210. A.A. Религиозное возрождение и межконфессиональные отношения в российском пространстве // Цивилизации и культуры. М., 1995. — Вып. 2. — С. 105−119.
  211. A.A. Религиозно-политические движения мусульман современной России: проблемы, цели, перспективы // Обновленная России: Трудный поиск решений. М., 1996. — Вып. 4. -С. 160−169.
  212. A.A. Религиозный фактор в межнациональных отношениях // Возрождение культуры России. Спб. — 1996. — Вып. 4. -С. 71−80.
  213. A.A. Цивилизованные межконфессиональные отношения важное условие предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов // Национальное и религиозное. — М., 1996. -С. 123−139.
  214. A.A. Общественное мнение об этноконфессио-нальных отношениях // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 34−45.
  215. A.A. Проблема гармонизации славяно-тюркских и христиано-мусульманских отношений в СНГ// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. — Вып. 1. — С. 112−121.
  216. A.A., Дмитриева Л. М. Религия в системе отечественной культуры: влияние на этнонациональные процессы // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 1997. — № 2. — С. 66−73.
  217. О беженцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV) 19−25 февраля 1993 г. М., Известия, 1993. — С. 17−25.
  218. Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. М., 1997. — С. 75.
  219. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. — № 18. — Ст. 263.
  220. Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. -М.: Изд-во РАГС, 1995. С. 5−25.
  221. О вынужденных переселенцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV). 19−25 февраля 1993 г. М.: Известия, 1993. — С. 25−30.
  222. М.И. Вероисповедная политика Российской Федерации: Конституционно-правовые основы, содержание и приоритеты (1985−1995 гг.) // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. — С. 74−98.
  223. М.И. Государсственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. — С. 12−22.
  224. Э. Теория этнополитического конфликта // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. — N 3. — С. 60−80.
  225. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государстваю -Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1981. — 176 с.
  226. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МИК, 1944. — 214 с.
  227. О свободе совести и религиозных организациях. Закон СССР // Ведомости СССР. 1990. — № 41. — Ст. 813.
  228. Г. В. Национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. М., 1997. — № 10. — С. 3−12.
  229. Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 207 с.
  230. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. — 480 с.
  231. С. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1994. № 5. — С. 30−37.
  232. A.A., Подшиваленина В. И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе //Социс, 1995. -№ 11. С. 99−103.
  233. Пантюркизм и проблемы национальной безопасности России // Материалы 1 -й Международной научно-практической конференции. М., 1994. — 86 с.
  234. О.М. Ислам и православие в духовной культуре современной России // Современный ислам в диалоге культур. -Н.Новгород, 1996. С. 136−140.
  235. О.М. Православие и ислам как факторы культурной интеграции философских культур. С-Пб., 1996. -С. 117−119.
  236. В.В. Некоторые причины возникновения межконфессиональных конфликтов в условиях модернизации российского общества: (На примере отношений РПЦ и Ватикана) // Политические теория и практика: тенденции и проблемы. М., 1995. — Вып. 3. -С. 87−95.
  237. В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: Опыт и проблемы взаимодействия. -Автореф. дисс. к. политич. наук РАГС. — М., 1996. — 22 с.
  238. JI.A. Парадоксы русской ментальности // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. — Вып. 1. — С. 106−112.
  239. В. Христианство и политика в современной России // Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования, Методы исследования. М., 1994. — С. 71−79.
  240. Поляков Ию Отношение церкви к национальному // Христианские чтения. С-Пб., 1997. — № 15. — С. 83−87.
  241. JI.B. Путь России в современность // Модернизация как деархаизация // РАН. Ин-т философии. М., 1998. — 202 с.
  242. A.M. Становление многопартийности: История и идеология, Вологда- Ярославль, 1997. — 148 с.
  243. Ю.М. Мусульманский фактор и перспективы российской государственности // Вестник Российского ун-та Дружбы народов. Философия. М., 1997. — № 1. — С. 213−214.
  244. Ю.М. Проблема универсализма евроейского мышления // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX—XXI вв. СПб., 1996. — С. 7−8.
  245. A.A. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // ПОЛИС. М., 1997. — № 2. -С. 95−105.
  246. Е.М. Восток после краха колониальной системы. -М&bdquo- 1982. 208 с.
  247. Е.Д. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. 1. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1985. -С. 69−75.
  248. В.Н. Межнациональные противоречия в религиозной среде // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. — № 7. — С. 27−31.
  249. Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993. — 322 с.
  250. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  251. Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 252 с.
  252. Религия, национальное согласие и возрождение России / РАУ, Гуманит. Центр. Ноосфер.-экол. ин-т- Редкол.: Трофимчук H.A. и др. М.: Луч, 1993.- 162 с.
  253. Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. М., 1997. — № 10. — С. 13−28.
  254. С.А. История и истории в межэтнических конфликтах в конце XX века. М., 1997. — 47 с.
  255. Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 1. Оренбург: ДИМУР, 1996. — 205 с.
  256. Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 2. Оренбург: ДИМУР, 1996. — 97 с.
  257. В. Ислам и гражданское общество // ИМЭМО. М., 1996.-№ 8.-С. 95−104.
  258. И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах правослаия в России). Автореф дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М.: МГУ, 1996. — 18 с.
  259. В.Н. Православие и русская идея // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1995. Вып. 4. -С. 5−10.
  260. Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социо-логического исследования. М.: Наука, Гл. ред. вост. л-ры, 1978. -253 с.
  261. М.С. Федеративное устройство России: О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации // ПОЛИС. М., 1998. — № 3. — С. 207−210.
  262. А. Национальный вопрос и религия в контексте госуарственного строительства в посткоммунистическом мире // Либерализм в России. М., 1993. — С. 21−45.
  263. Ф. Церковь в переходном обществе // Свободая мысль. М&bdquo- 1997. — № 3. — С. 78−93.
  264. Свобода совести в духовном возрождении отечества. М., 1994. — 154 с.
  265. Свобода совести и возрождение гуманизма. «Круглый стол» // Коммунист. 1990. — № 3. — С. 69−80.
  266. H.H. Конфессиональный фактор политической культуры: (На примере Западной Европы II половины XX в.): Авторреф. дис. канд. филос. н. М., 1996. — 16 с.
  267. З.В. Русские: «образ» народа: (Социологический очерк). СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 258−259.
  268. М.Ю. К вопросу о религиозной идентификации личности // Преемственность поколений: диалог культур. С-Пб., 1996. — Вып. 2. — С. 258−259.
  269. Современные национальные процессы в Республике Татарстан / Отв. ред. Р. Н. Мусина. Казань, 1992. — 140 с.
  270. Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.- 389 с.
  271. B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. -М.: Правда, 1989. Т. 1.-647 с.
  272. Состояние религиозности и адеистического воспитания в регионах традиционного распространения ислама (Материалы социологических исследований). М.: АОН, 1989. — 166 с.
  273. Социально-этнические сообщества. Национальные отношения // Социология, Хрестоматия. М., 1993. — С. 54−70.
  274. М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.: Наука, 1982. — 248 с.
  275. В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи. С-Пб., 1912.
  276. В.Л. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции: Авторреф. дис. канд. политич. н. // РАГС. М., 1977. — 22 с.
  277. С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. М.: АГАР, 1997. — 186 с.
  278. А.К. К интеграции через локальность // Коллаж. Социально-философский и философско-антропологический альманах. М., 1997. — С. 76−86.
  279. Г. Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. 1994. — № 11/12. — С. 35−45.
  280. Э.Р., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию Казань, 1996. — 235 с.
  281. Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность// Социс: социологические исследования. М., 1998. — № 6. — С. 61−68.
  282. В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М.: Ин-т этнографии, 1989. — 54 с.
  283. В.А. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. Тишков В. А. М.: Российская энциклопедия, 1994. — 479 с.
  284. В.А. Очерки теории и политики этничности в России // РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М.: Русский мир, 1997.- 532 с.
  285. В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. -№ 4. — С. 4−15.
  286. В.П. Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции. Оренбург, 1995. — 118 с.
  287. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. 384 с.
  288. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. М., 1997. — 214 с.
  289. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: Наука. Вост. л-ра, 1992. — 222 с.
  290. И.И. Интеллигенция и ценностная ориентация личности // Современный ислам в диалоге культур. Н. Новгород, 1996. -С. 96−100.
  291. Е. Что такое русская соборность? М., 1993.104 с. 297. 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией // Наука и религия. 1990. — № 1. — С. 3−12.
  292. Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. — М., Мысль, 1985. — 270 с.
  293. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 350 с.
  294. А.К. Духовная жизнь общества. М.: мысль, 1980.271 с.
  295. Г. Б. Распространение мусульманства в Поволжье и Приуралье // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 75−80.
  296. Фактор // Энциклопедический словарь. Изд-е Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. Т. XXXV. С-Пб., 1902. — С. 244.
  297. Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблема взаимосвязи. -Ростов-на-Дону, 1996. С. 93−96.
  298. В. Христианское единство и задачи православской миссии // Христианское чтение. С-Пб., 1997. — № 14. — С. 46−60.
  299. Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.414с.
  300. Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 48−66.
  301. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  302. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  303. А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. — 222 с.
  304. Христианство. Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. — 559 с.
  305. Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации. -М., 1996. 184 с.
  306. А. Иденя общечеловеческой цивилизации // Коммунист. М., 1997. — № 6. — С. 75−84.
  307. Л.Е. Философия соборности:очерки русского самосознания: Изд-во С-Пб ун-та. 1996. — 200 с.
  308. P.M. Ислам в национальном возрождении татар Поволжья // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. -С. 42−63.
  309. У.З. К вопросу о причинах влияния «исламского фактора» // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. III. М.: Наука. Гл. ред .вост. л-ры. 1985. — С. 28−33.
  310. В. «Диалог религий»: идеология и практика // Альфа и омега. М., 1997. — № 1. — С. 281−295.
  311. Ян. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  312. Ф. «Анти-Дюринг» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.20. С. 16−326.
  313. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. — С. 23−178.
  314. Этническая мозаика Оренбуржья в цифрах (по данным переписи населения 1989 г.). Оренбург, 1993. — 14 с.
  315. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. — 325 с.
Заполнить форму текущей работой