Этноконфессиональные отношения в современной России: Состояние, проблемы, противоречия.
Социально-философский анализ
Диссертация
Исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют… Читать ещё >
Содержание
- ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРОВ
- 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики
- 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе
- 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи
- ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
- 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное
- 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений
- 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом
- ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
- 1. Религиозный фактор в развитии этнополитических отношений в Российском государстве
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник, № 6 / Под редакцией
- B.Я.Липкина, И. И. Осадчего, В. Н. Павленко, В. М. Слободчикова. М.: Этнополис, 1995. — С. 95−132.
- Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. — 224 с.
- Абдулатипов Р.Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. — № 1. — С. 6−9.
- Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1990. — 223 с.
- Абрамов В.В. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные подробности. М., 1997. — 39 с.
- Аверьянов А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
- Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты этнических конфликтов: Автореф. дис. д-ра филос. н. Ставрополь, 1997. — 31 с.
- Авксентьев В.А., Шаповалов В. А. Этнические проблемы современной России: соц.-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.- 75 с.
- Азаматов Д.Д. Исламские организации в Башкирии: история и современные реалии // Исторические чтения. Челябинск, 1996.1. C. 139−141.
- Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII—XVIII вв.. Уфа, 1978. — 236 с.
- Акопян Р. Фундаментализм идеология исламской солидарности. Ереван, 1997. — № 5. — С. 21−22.
- Акшин Г. К. Культурная интеграция или столкновение цивили-заций? // Третий международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток Запад». — М., 1997. — С. 10−14.
- Александров В.Б. Сознание в России в период реформ // Горизонты культуры накануне XXI в.- Тверь, 1997. С. 41−46.
- Алексахина H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. М., 1988. № 2. — С. 49−54.
- Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. — 318 с.
- Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. М.: Издательский центр «Росс», 1993. — 136 с.
- Амелин В.В. Нациолнальная идея и проблемы русских регионов // Социс. М., 1997. — № 5. — С. 131−134.
- Амелин В.В., Торукалов В. П. Оренбуржье в этнополи-тическом измерении. М.: ИЭА РАН, 1996. Т. 1. — 247 е.- Т. 2. — 266 с.
- Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. — С. 20−40.
- Ананьев В.В. Культура поликонфессиональной России как интегратор социума: Автореф. дис. д-ра филос. н. Н. Новгород, 1997. — 35 с.
- Ануфриев Е.А., Лесная JT.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 16−27- 1997. — № 5. — С. 24−32- 1997. -Т. 6. — С. 17−27.
- Арипов М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. — № 14.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Кондратьев B.C., Сусо-колов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. — 255 с.
- Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. — 127 с.
- Атмурзаева Ф.И. Этнические конфликты: социально-философский анализ: Автореф. дис. к. филос. н. СПб., 1997. — 18 с.
- Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. — 152 с.
- Бабаков В.Г., Семенов В. М. Национальное собрание и национальная культура (методологические проблемы) — РАН, Ин-т философии. М., 1996. — 70 с.
- Бабинцев В.П., Дорожкин H.A. Диалектика национального и религиозного в русской культуре // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. — С. 11−34.
- Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. н. (09.00.06). Казань, 1974. — 32 с.
- Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть. М.: б.и., 1997. — 161 с.
- Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. — 144 с.
- Беляева Л.А. Социальная модернизация России в конце XX века // РАН. Ин-т философии. М., 1997. — 173 с.
- Беляев И.П. Ислам: религия и политика // Диалог. 1990. -№ 6. — С. 86−96.
- Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
- Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.- 252 с.
- Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность. Ч. 1. М., 1995. — 189 с.
- Бирюков H.H., Сергеев В. М. Соборность как парадигма политического сознания // Полис. М. 1997. — № 3. — С. 65. — 73.
- Бондаренко Е.А. Перемены в российском обществе и их влияние на этнонациональные процессы // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. — С. 93−96.
- Борисова В.В. Национальное и региональное в творчестве Достоевского: Проблема этноконфессионального единства и многообразия // Достоевский. С-Пб., 1997. — Т. 14. — С. 58−70.
- Борисов А. О национализме в РПЦ // Нужен ли Гитлер России?-М., 1996.-С. 191−194.
- Бородай Т.Ю. Христианство и современная культура // Вопросы философии, 1996. № 8. — С. 140−152.
- Бородой Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис. 1992. -Т. 5−6.-С. 19−21.
- Бортникова Н.Ю. Культура: этническое, национальное, религиозное // Проблемы культуры и искусста. С-Пб., 1997. — С. 22−23.
- Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новоых подходов. М.: Наука, 1988. — 207 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этносов. М.: Наука, 1983.267 с.
- Брычков A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Международной конференции ЮНЕСКО. М., 1998. Т 2. — С. 95−104.
- Будов А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России // Обновление в России: Трудный поиск решений. М., 1996. — Вып. 4. — С. 132−142.
- Букин А.О. Диалог религиозно-нравственных ценностей Запада и Востока в творчестве Н.К.Рериха // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. — С. 241−244.
- Бутенко А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. М. 1997. № 3. — С. 21−33.
- Бурдюгов В. Ведет ли программа КПРФ к коммунизму? // Коммунист. М., 1998. — № 1. — С. 76−84.
- Буянов P.A. О духовности и национальной идее // Социализм выбор историию — Новосибирск, 1998. — С. 76−81.
- Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств: Реф. / АН СССР. ИНИОН. М., 1990. — 22 с.
- Василенков Н.Г. О специфике религиозной духовности // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. — С. 94−95.
- Василик В.В. Проблемы христианско-иудейского диалога: взгляд справа. НГ-религии, 1998 (март), с. 15.
- Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с.
- Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный аспекты) РАН. М., 1993. — 72 с.
- Веряскин H.H. Россия в поисках национальной самоидентификации // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. — 4 С. 143−146.
- Викторин В.М. Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. -Казань, 1997. Т. 3. — С. 54−56.
- Вишневский А.Г. Демографические изменения и национализм // Социологический журнал. М., 1994. Т 1. — С. 22−34.
- Володихин Д.М. Державность и религиозность // Возвращение в Россию. М. 1996. — С. 7−39.
- Волчек В.А. Русская православная церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово, 1996. — С. 5−8.
- Воронцова Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социс, 1995, № 11, С. 81−91.
- Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика / РАУ, Социол. И социально-психол. Центр- Ин-т комплекс, соц. исслед.: Под общ. ред. Ж.Т.Тощенко- Ред.-сост. Левапнов Е. М.: Луч, 1993. — 42 с.
- Гараджа В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 351 с.
- Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 239 с.
- Гейдар Д. Чеченский кризис и исламский фактор // Клуб «реалистов». М., 1995. — № 11. — С. 49−51.
- Глаголев B.C. Методологические проблемы взаимодействия национального и религиозного факторов в современной России // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1997. — Вып. 5. -С. 80−94.
- Голенкова Е.З. Трансформация социальной структуры русского общества // Общество и экономика. М. 1995. — № 9. — С. 13−25.
- Голубева E.H. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений: Автореф. дис. к. филос. н. -СПб, 1996. 18 с.
- Гончаров С.З. Чем питает православие русскую культуру? // Экология культуры и образования: религия, философия, история. -Тюмень. 1997. С. 241−248.
- Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. — 136 с.
- Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС. 1995. — 257 с.
- Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцова, Н. А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 252 с.
- Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии / РАН. Ин-т государства и права- Ассоц. По связям с соотечественниками за рубежом (Ассоц. «Родина») — Отв. ред. Н. С. Крылова. М., 1993. — 148 с.
- Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (6 001 258): Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 215 с.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. — 782 с.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Экопресс, 1992. 336 с.
- Давлетшин К.Ф. Нации и ислам. Казань: Татарское изд-во, 1986.- 199 с.
- Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. 200 с.
- Джунусов М.С. Национализм: Слов.-справ. М.: Слав, диалог, 1998.- 285 с.
- Дробижева Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдато-ва Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 80-х годов. М.: Мысль, 1996. — С. 368.
- Дугин А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России: Учебное пособие. М.: Арктогея, 1997. — 600 с.
- Ермошина И. И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставрополььского гос. пед. ун-та, Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998. — Вып. 13. -С. 91−97.
- Елкнин С.И. Национальные особенности религиозности // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. — С. 94−95.
- Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989. 352 с.
- Жириновский В.В. Очерки по геополитике // ЛДПР. М., 1997. — 71 с.
- Жириновский В.В. Русский вопрос: пути решения // ЛДПР. -1997. 32 с.
- Журавский A.B. Христианство и ислам: Социально-культурные проблемы диалога. М., 1990. — 108 с.
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. — 286 с.
- Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Нижний Новгород, 1994. 79 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Уч. пособие. М., 1996.- 318 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 317 с.
- Зобов Ю.С. Русские на Южном Урале, их роль в заселении и развитии края // Амелин В. В., Торукало В. П. Оренбуржье в этнополитическом измерении. Т. 2. М., 1996. — С. 44−59.
- Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа: Автореф. дис. канд. филос. н. М., 1997. -22 с.
- Зоркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 216 с.
- Зотова З.М. Федеративное устройство России: Две позиции: Оптимизация взаимоотношений между Центром и регионами // ПОЛИС. М., 1998. — № 3. — С. 204−207.
- Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997. — С. 66−82.
- Зуев Ю.П., Трусенева Н. В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: РАГС, 1995. — С. 151−166.
- Зуев Ю.П. Светское правоввое государство: трудности становления // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. — С. 8−12.
- Иванов В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1991. — Т 7/8. — С. 50−62.
- Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования. 1993. — № 7. -С. 58−66.
- Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. -Т 4. — С. 3−11.
- Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социологические исследования. 1994. — № 6, — С.32−40.
- Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М.: Нойес лебен, 1994. -169 е.- Библиог.-С. 134−167.
- Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985. 128 с.
- Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление. (Проблемы взаимодействия религии и этноса): Автореферат. М., 1980. — 50 с.
- Ипатов А.Н. Меннониты. (Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности) ю М.: Мысль, 1978. -213 с.
- Ипатов А.Н. Этноконфессиональные отношения и государство // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 41−45.
- Ислам: Энциклопедический словарью М.: Наука, 1991.315с.
- Исламишина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского гос. тех. университета. 1996. — 247 с.
- Исхаки Т. Мусульмане и национальная проблема // Панорама форум. — Казань, 1996. — № 2. — С. 142−152.
- Ихлов Е. Фундаментализм, традиционализм и межконфессиональный диалог в России // Знамя. М., 1996. — № 7. — С. 27−31.
- Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявления в отсчете истории // Вече: Альманах русской истории и культуры. СПб, 1997. — Вып. 10. — С. 23−38.
- Казеннов С., Кумачев В. «Национальная идея» для России: бремя или инструмент политики? // Власть. М., 1977. — № 5. — С. 19−24.
- Кавагучи Е. Развал СССР: межконфессиональные причины в ряду прочих причин // Вестник МГУ. Сер. 7 Философия. М., 1996. -№ 6. -С. 91−92.
- Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. М.: 1988. — 74 с.
- Капустин B.C., Васечко E.H. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 93−96.
- Карпов А.Б. Уральцы, Яицкое войско 1550−1725 гг. Исторический очерк. Уральск, 1911. — 904 с.
- Керимов Г. М. Ислам и мусульманские организации в современном российском государстве // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. — С. 63−69.
- Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1978. — 223 с.
- Кияшко JI.H. Народное православие и генезис национального самосознания в повести И.С.Шмелева «Непутевая чаща» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад. -Владивосток. 1997. Вып. ¾. — С. 133−137.
- Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. № 25. «Религия. Общество. Государство» (Материалы «круглого стола»). -М&bdquo- 1996. С. 74−120.
- Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: Автореф. дис. к. полит, н. // РАГС. -М., 1996. 23 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В девяти томах. М.: Мысль, 1987. — Т. 1. — 427 с.
- Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1972. -№ 2. — С. 79−92.
- Колесников Л.Ф. Реалии религиозной обстановки // Белоруссия: путь к новым горизонтам. М., 1996. — С. 277−295.
- Колесников Л.Ф., Малышева Е. А. Межконфессиональные противоречия на Украине и в России // Украина: вектор перемен. М., 1997. — С. 133−145.
- Кондаков В.А. Русская илдея и православие // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень, 1997, — С. 201−208.
- Кондратьев С.Н. Православие и государственность // Московский писатель. М. 1977. — № 1. — С. 85−88.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 57 с.
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 547. 15 с.
- Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. -М., 1991.- 63 с.
- Королев A.A. Феномен российского сознания: развилки и тупики // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. — С. 76−84.
- Королева-Конопляная Г. И. Вопросы национально-государственного устройства в программах политических партий и движений России XX века. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 61 с.
- Корчаа Р.П. Межнациональные конфликты: причины возникновения и модели развития // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. -№ 3. С. 114−131.
- Косухин Н.Д. Российский менталитет и национальное возрождение // Национальное возрождение, цивилизационная специфика и процессы международной интеграции. М. 1996. — С. 282−289.
- Котанджян Г. С. Грани согласия-конфликта: Цивилизованные проблемы теоретической и прикладной политологии / РАУ Фонд нац. и междунар. безопасности. М.: Луч. 1992. — 183 с.
- Котанджян Г. С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта: Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М., 1992. — 110 с.
- Кочетков Г. Церковь и государство в современной России // Континент. М., Париж, 1996. — № 89. — С. 220−228.
- Кравченко С.Н., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. М.: Анкил, 1997. — 404 с.
- Крицкий Е.В. Религиозный фактор в экономической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. М&bdquo- 1997. — С. 39−46.
- Крянов Ю.В. Экономическая глобалистика и миссиология // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М., 1996. -С. 15−32.
- Кудрина Т.А. Религия и культура // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 12−18.
- Кудрина Т.А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений // Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень, № 7. М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 12−18.
- Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс, 1995. -№ 11.-С. 91−99.
- Кулешова И.В. Конфликтный характер проявления национального самосознания в политическом процессе современной России // Политическое управление: теория и практика. М., 1997. — С. 159−167.
- Кулешова И.В. Роль национального самосознания в политическом развитии современной России: Автореф. дисс. к. политич. н. -М&bdquo- 1997. 22 с.
- Куликов В.В. Противоречия социального реформирования российского общества и пути их разрешения // Социология власти. -М., 1997. № 82.-С. 52−70.
- Культура русских и немцев в Поволжском регионе (результаты комплексного междисциплинарного гуманитарного исследования). Вып. 1. История, теория, культура. Саратов: Слово, 1993. — 209 с.
- Культура и самосоздание русских и немцев в Поволжье, Вып. II. Саратов: Слово, 1993. 209 с.
- Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтовЖ Подходы, решения, технологии. М., 1997. — 271 с.
- Левин З.И. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. I. М.: Гл. ред. вост. л-ры, 1985. — С. 69−75.
- Легай A.C. Социальное и духовное развитие многонационального государства: пути консолидации народов в условиях независимости: Автореф. дисс. д-ра филос. н. М., 1997. — 40 с.
- Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономи-зации» // Поли. собр. соч. Т. 45. — С. 356−362.
- Ленин В.И. К деревенской бедносте // Полн. собр. соч. Т. 7. -С. 129−203.
- Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Полн. собр. соч. Т. 17. — С. 429−438.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. — С. 113−150.
- Ленин В.И. Об отношении к рабочей партии и религии // Полн. собр. соч. Т. 17. — С. 415−426.
- Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. Т. 26. — С. 113−150.
- Ленин В.И. О праве нации на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25. — С. 255−320.
- Ленин В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. Т. 12. -С. 142−147.
- Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание. РСФСР, 1990. -80 с.
- Локосов В.В., Яковлев С. Я. Поможет ли религия России // Религия и политика в современной России. М., 1997. — С. 21−31.
- Лопаткин P.A. Легитимизация религиозного сознания // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. -С. 102−110.
- Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: РАГС, 1994. -С. 220−257.
- Лупарев Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика): Дисс. на соиск. учен. степ. докт. юрид. н. М., 1992. — 318 с.
- Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М. , — 1996.182 с.
- Малашенко A.B. Религиозно-политическая активность мусульман России: прошлое, настоящее и перспективы // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. — С. 24−41.
- Малашенко А. Религиозное эхо этнополитических конфликтов // Свободная мысль. 1994. — № 10. — С. 99−109.
- Малашенко A.B. Русский национализм и ислам // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2. М., 1997. — С. 8−22.
- Мамонтов С.П. Русская идея: поиск формулы национального самосознания // Вестник Российского университета Дружбы народов, Сер. История. М., 1996. № 3. — С. 6−13.
- Мапельман В.М. Межконфессиональный перекресток: распутье или. // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995. — С. 76−79.
- Марданов Р. Этноконфессиональные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности // Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997. — Кн. 1. — С. 35−50.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права, Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 1. — С. 414−429.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. -Т. 3. — С. 7−544.
- Матвеев П.Е. Хозяйственная этика православия // Рынок, право, мораль. Владимир, 1995. — С. 92−107.
- Материалы круглого стола: «Национальные организации в многонациональном регионе. Оренбург: ДИМУР, 1986. — 105 с.
- Мень М.А. Христианство и политика // Россия и современный мир. М., 1996. — № 1. — С. 98−102.
- Милецкий В.П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. С-Пб, 1997. 127 с.
- Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М.: Наука, 1991. — 189 с.
- Милославский Г. В. Содержание понятия «исламский фактор» в современных международных отношениях в Азии (70-е -пер. пол. 80-х гг.). Сб. статей. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1987. -С. 29−39.
- Митрохин Л.Н. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. — 447 с.
- Митрохин Л.Н. Философия и религия. VI.: Республика, 1995. — 416 с.
- Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 148 с.
- Моисеев H.H. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 256 с.
- Мокшин Н.Ф. Этнические взаимоотношения в Среднем Поволжье и религия // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. — С. 46−47.
- Мокшин Н.Ф. Религия в системе межэтнического взаимодействия в Волго-Камье // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV Международной конференции. Омск, 1997. -С. 208−212.
- Мухаметшин Р. Религиозный оттенок татарского национализма // Татарстан. Казань, 1997. — № 12. — С. 57−61.
- Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996. — С. 4−22.
- Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религиозный фактор в социально-политической жизни России // Обновление в России: трудный поиск решений. Вып. 2. М., 1994. -С. 13−17.
- Мчедлов М.П., Филимонов Э. Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Вестник РАН. М., 1996. — Т. 66, № 9. -С. 823−831.
- Мыльников А.Е. Исламский фактор в исторических судьбах народов сопредельных с Россией государств Среднего Востока (начало 50-х конец 80-х): Дисс. на соиск. уч. степени докт. ист. н. в форме науч. доклада. — М: РАУ, 1992. — 251 с.
- Мыльников А.Е. Исламский фактор и социально-политический конфликт в Иране (60 80-е годы). — М.: РАУ, 1992. -251 с.
- Назаров М.М. Исследования политической культуры современного российского общества // РАН, Ин-т социально-политических исследований. М., 1987. — 202 с.
- Национальная культура и религия. «Круглый стол», 16−17 января 1989 г. (Стенографический отчет). М.: АОН при ЦК КПСС, 1989. — 145 с.
- Национальная политика в Российской Федерации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Наука, 1993. — 178 с.
- Национально-культурные автономии и объединения. В 3 т. / Под ред. М. Н. Губогло. М.: Наука, 1991. — 264 с.
- Национальные процессы в СССР / Под ред. Губогло М. Н. -М.: Наука, 1991.- 264 с.
- Национальные проблемы Оренбуржья: история, современность. Оренбург: Южный Урал, 1993. — 70 с.
- Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения. 1989 г. // Госкомстат СССР. Информационно-издательский центр. М.: Финансы и статистика, 1991. — 160 с.
- Немецкий российский этнос: вехи истории. М., 1994. — 135 с.
- Новая Евразия: отношения России со странами ближнего зарубежья / Под ред. Е. М. Кожокина. М., 1995. — 150 с.
- Новиков А. Разделенная нация: Предпосылки крушения, Пути созидания // Москва. М., 1998. — № 4. — С. 4−23.
- Новое мышление и свобода совести: вопросы и ответы. М., Знание, 1989. 64 с.
- Нуруллаев A.A. Равенство религий перед законом важное условие гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений // Государственно-церковные отношения в России. — М.: Луч РАУ, 1993.-С. 27−32.
- Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. — С. 99−127.
- Нуруллаев A.A. Религиозное возрождение и межконфессиональные отношения в российском пространстве // Цивилизации и культуры. М., 1995. — Вып. 2. — С. 105−119.
- Нуруллаев A.A. Религиозно-политические движения мусульман современной России: проблемы, цели, перспективы // Обновленная России: Трудный поиск решений. М., 1996. — Вып. 4. -С. 160−169.
- Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в межнациональных отношениях // Возрождение культуры России. Спб. — 1996. — Вып. 4. -С. 71−80.
- Нуруллаев A.A. Цивилизованные межконфессиональные отношения важное условие предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов // Национальное и религиозное. — М., 1996. -С. 123−139.
- Нуруллаев A.A. Общественное мнение об этноконфессио-нальных отношениях // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 34−45.
- Нуруллаев A.A. Проблема гармонизации славяно-тюркских и христиано-мусульманских отношений в СНГ// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. — Вып. 1. — С. 112−121.
- Нуруллаев A.A., Дмитриева Л. М. Религия в системе отечественной культуры: влияние на этнонациональные процессы // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 1997. — № 2. — С. 66−73.
- О беженцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV) 19−25 февраля 1993 г. М., Известия, 1993. — С. 17−25.
- Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. М., 1997. — С. 75.
- Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. — № 18. — Ст. 263.
- Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. -М.: Изд-во РАГС, 1995. С. 5−25.
- О вынужденных переселенцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV). 19−25 февраля 1993 г. М.: Известия, 1993. — С. 25−30.
- Одинцов М.И. Вероисповедная политика Российской Федерации: Конституционно-правовые основы, содержание и приоритеты (1985−1995 гг.) // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. — С. 74−98.
- Одинцов М.И. Государсственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. — С. 12−22.
- Ожиганов Э. Теория этнополитического конфликта // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. — N 3. — С. 60−80.
- О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государстваю -Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1981. — 176 с.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МИК, 1944. — 214 с.
- О свободе совести и религиозных организациях. Закон СССР // Ведомости СССР. 1990. — № 41. — Ст. 813.
- Осипов Г. В. Национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. М., 1997. — № 10. — С. 3−12.
- Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 207 с.
- Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. — 480 с.
- Панарин С. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1994. № 5. — С. 30−37.
- Панков A.A., Подшиваленина В. И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе //Социс, 1995. -№ 11. С. 99−103.
- Пантюркизм и проблемы национальной безопасности России // Материалы 1 -й Международной научно-практической конференции. М., 1994. — 86 с.
- Панфилов О.М. Ислам и православие в духовной культуре современной России // Современный ислам в диалоге культур. -Н.Новгород, 1996. С. 136−140.
- Панфилов О.М. Православие и ислам как факторы культурной интеграции философских культур. С-Пб., 1996. -С. 117−119.
- Панюкова В.В. Некоторые причины возникновения межконфессиональных конфликтов в условиях модернизации российского общества: (На примере отношений РПЦ и Ватикана) // Политические теория и практика: тенденции и проблемы. М., 1995. — Вып. 3. -С. 87−95.
- Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: Опыт и проблемы взаимодействия. -Автореф. дисс. к. политич. наук РАГС. — М., 1996. — 22 с.
- Пацукова JI.A. Парадоксы русской ментальности // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. — Вып. 1. — С. 106−112.
- Полосин В. Христианство и политика в современной России // Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования, Методы исследования. М., 1994. — С. 71−79.
- Поляков Ию Отношение церкви к национальному // Христианские чтения. С-Пб., 1997. — № 15. — С. 83−87.
- Поляков JI.B. Путь России в современность // Модернизация как деархаизация // РАН. Ин-т философии. М., 1998. — 202 с.
- Попов A.M. Становление многопартийности: История и идеология, Вологда- Ярославль, 1997. — 148 с.
- Почта Ю.М. Мусульманский фактор и перспективы российской государственности // Вестник Российского ун-та Дружбы народов. Философия. М., 1997. — № 1. — С. 213−214.
- Почта Ю.М. Проблема универсализма евроейского мышления // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX—XXI вв. СПб., 1996. — С. 7−8.
- Празаускас A.A. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // ПОЛИС. М., 1997. — № 2. -С. 95−105.
- Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. -М&bdquo- 1982. 208 с.
- Пырлин Е.Д. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. 1. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1985. -С. 69−75.
- Рагузин В.Н. Межнациональные противоречия в религиозной среде // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. — № 7. — С. 27−31.
- Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993. — 322 с.
- Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
- Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 252 с.
- Религия, национальное согласие и возрождение России / РАУ, Гуманит. Центр. Ноосфер.-экол. ин-т- Редкол.: Трофимчук H.A. и др. М.: Луч, 1993.- 162 с.
- Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. М., 1997. — № 10. — С. 13−28.
- Романенко С.А. История и истории в межэтнических конфликтах в конце XX века. М., 1997. — 47 с.
- Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 1. Оренбург: ДИМУР, 1996. — 205 с.
- Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 2. Оренбург: ДИМУР, 1996. — 97 с.
- Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // ИМЭМО. М., 1996.-№ 8.-С. 95−104.
- Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах правослаия в России). Автореф дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М.: МГУ, 1996. — 18 с.
- Сагатовский В.Н. Православие и русская идея // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1995. Вып. 4. -С. 5−10.
- Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социо-логического исследования. М.: Наука, Гл. ред. вост. л-ры, 1978. -253 с.
- Саликов М.С. Федеративное устройство России: О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации // ПОЛИС. М., 1998. — № 3. — С. 207−210.
- Салмин А. Национальный вопрос и религия в контексте госуарственного строительства в посткоммунистическом мире // Либерализм в России. М., 1993. — С. 21−45.
- Самонов Ф. Церковь в переходном обществе // Свободая мысль. М&bdquo- 1997. — № 3. — С. 78−93.
- Свобода совести в духовном возрождении отечества. М., 1994. — 154 с.
- Свобода совести и возрождение гуманизма. «Круглый стол» // Коммунист. 1990. — № 3. — С. 69−80.
- Сидякова H.H. Конфессиональный фактор политической культуры: (На примере Западной Европы II половины XX в.): Авторреф. дис. канд. филос. н. М., 1996. — 16 с.
- Сикевич З.В. Русские: «образ» народа: (Социологический очерк). СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 258−259.
- Смирнов М.Ю. К вопросу о религиозной идентификации личности // Преемственность поколений: диалог культур. С-Пб., 1996. — Вып. 2. — С. 258−259.
- Современные национальные процессы в Республике Татарстан / Отв. ред. Р. Н. Мусина. Казань, 1992. — 140 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.- 389 с.
- Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. -М.: Правда, 1989. Т. 1.-647 с.
- Состояние религиозности и адеистического воспитания в регионах традиционного распространения ислама (Материалы социологических исследований). М.: АОН, 1989. — 166 с.
- Социально-этнические сообщества. Национальные отношения // Социология, Хрестоматия. М., 1993. — С. 54−70.
- Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.: Наука, 1982. — 248 с.
- Строганов В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи. С-Пб., 1912.
- Суворов В.Л. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции: Авторреф. дис. канд. политич. н. // РАГС. М., 1977. — 22 с.
- Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. М.: АГАР, 1997. — 186 с.
- Сыроедова А.К. К интеграции через локальность // Коллаж. Социально-философский и философско-антропологический альманах. М., 1997. — С. 76−86.
- Тавадов Г. Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. 1994. — № 11/12. — С. 35−45.
- Тагиров Э.Р., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию Казань, 1996. — 235 с.
- Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность// Социс: социологические исследования. М., 1998. — № 6. — С. 61−68.
- Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М.: Ин-т этнографии, 1989. — 54 с.
- Тишков В.А. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. Тишков В. А. М.: Российская энциклопедия, 1994. — 479 с.
- Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России // РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М.: Русский мир, 1997.- 532 с.
- Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. -№ 4. — С. 4−15.
- Торукало В.П. Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции. Оренбург, 1995. — 118 с.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. 384 с.
- Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. М., 1997. — 214 с.
- Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: Наука. Вост. л-ра, 1992. — 222 с.
- Треушников И.И. Интеллигенция и ценностная ориентация личности // Современный ислам в диалоге культур. Н. Новгород, 1996. -С. 96−100.
- Трошкин Е. Что такое русская соборность? М., 1993.104 с. 297. 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией // Наука и религия. 1990. — № 1. — С. 3−12.
- Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. — М., Мысль, 1985. — 270 с.
- Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 350 с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: мысль, 1980.271 с.
- Фаизов Г. Б. Распространение мусульманства в Поволжье и Приуралье // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 75−80.
- Фактор // Энциклопедический словарь. Изд-е Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. Т. XXXV. С-Пб., 1902. — С. 244.
- Фасхутдинова Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблема взаимосвязи. -Ростов-на-Дону, 1996. С. 93−96.
- Федоров В. Христианское единство и задачи православской миссии // Христианское чтение. С-Пб., 1997. — № 14. — С. 46−60.
- Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.414с.
- Филимонов Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 48−66.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
- Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. — 222 с.
- Христианство. Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. — 559 с.
- Черемных Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации. -М., 1996. 184 с.
- Чусовитин А. Иденя общечеловеческой цивилизации // Коммунист. М., 1997. — № 6. — С. 75−84.
- Шапошников Л.Е. Философия соборности:очерки русского самосознания: Изд-во С-Пб ун-та. 1996. — 200 с.
- Шарипова P.M. Ислам в национальном возрождении татар Поволжья // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. -С. 42−63.
- Шарипов У.З. К вопросу о причинах влияния «исламского фактора» // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. III. М.: Наука. Гл. ред .вост. л-ры. 1985. — С. 28−33.
- Шохин В. «Диалог религий»: идеология и практика // Альфа и омега. М., 1997. — № 1. — С. 281−295.
- Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
- Энгельс Ф. «Анти-Дюринг» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.20. С. 16−326.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. — С. 23−178.
- Этническая мозаика Оренбуржья в цифрах (по данным переписи населения 1989 г.). Оренбург, 1993. — 14 с.
- Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. — 325 с.