Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфемное и словообразовательное строение существительных на — К (А) в современном русском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Омонимию и мотивпрутшщх основ и су^х|1иксов вместе. Омонимы в первой группе представляют собой в одних слу чаях «отрансеьшую омонимию» своих мотивирущих. В других слу чаях омонишш основ слова приобретают в процессе словообразо вания как результат морфонологического преобразования./ рассмат риваемых слов, вступаюодах в омонимич1 €ые отношения, товдественны Ш1 являются су (|яа1ксы, выражающею о/дю… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАьА I. НЕКОТОРОЕ BGL1РОСЫ ЫС№ 4ШОГО И СлОВОСБРА
  • 80. ВА1ЖШОГО CTPUEtiMi ВДСШШШ
  • 1. Морфемный и словообразовательный анализ слов, их взаимоотношение и связь
  • 2. о понятиях членимости и производности слова
  • 3. Слова с субморфом -к (а) аХ
  • 4. Явления множественности мотиваций и множественности словообразовательной структуры слова
  • 5. Словообразовательная омонимия существительных на -к (а)
  • ГЛАВА II. САШОШРАЬШАтШЬШ Mi СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -К (А) В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Ь4 — III
    • 1. Понятие словообразовательного типа
    • 2. Словообразовательные типы существительных на -к (а) 68 — ill
    • A. Суффиксальные не транспонируете словообразовательные типы
    • B. Суффиксальные транспонирующие словообразовательные типы
  • В. Суффмксально-слокные словообразовательные типы 1о4 — III
  • ГлАВА III. СУ^ШгСАлЪНЫЕ ТПны С
    • 1. АШМШ
    • 1. Существительные с суданксом -к (а), обозначающие едашичные предметы * ИЗ
    • 2. Существительные с суедшксом -к (а) стилистической модификации «
    • 3. Существительные с суадшксогл -к (а) с уменьшительно-оценочным значением II?
    • 4. Существительные с суффиксом -к (а), обозначающие женские соответствия к названиям лиц мужского пола

Морфемное и словообразовательное строение существительных на — К (А) в современном русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Усиление внимания к синхронному описанию языковой системы привело лингвистов к выделению различных аспектов при изучении структуры слова.

Известно, что структура слова — его строение, внутренняя организация, взаимосвязь составляющих его элементов — может быть рассмотрена в разных планах, в частности, в морфемном и словообразовательном. Вряд ли можно сомневаться в том, что морфемный состав слова отличается от его словообразовательной структуры* «Разграничение этих структур оправдывается. ¦ .не столько различием их материального состава (что может иметь место, но может и не иметь), сколько различием целей и задач» (94, с.359- см. также I00, c. II8-II3,c.25−4I-72,c.I2-I4 и др.).

На современном этапе большое внимание уделяется исследованию словообразовательных гнезд, словообразовательной парадигмы и синтагмы, словообразовательного синтеза, словообразовательных системных отношений и т. п.Однако морфемный и словообразовательный анализ слова и теснейшим образом связанные с ними проблемы изучения словообразовательных типов, изучение и углубление некоторых вопросов, связанных с исследованием структуры мотивированного слова и взаимосвязи словообразовательных типов, не утрачивают своей значимости и важности. Г1 о названным направлениям в научной литературе имеются многочисленные плодотворные работы.

Так, по мнению А. Н. Тихонова, «словообразовательное гнездоэто, в сущности, тоже совокупность словообразовательных типов. Каждое производное слово гнезда относится к определенному словообразовательному типу. для каждого гнезда характерен свой набор словообразовательных типов» (184,с.4).Он считает, что цротиво-доставление словообразовательных типов, как аффиксальных общностей, словообразовательным гнездам, как корневым общностям, играет важную роль в системной организации словообразования, поэтому «описание системных связей комплексных единиц словообразования, изучение системного устройства словообразования необходимо предполагает выявление и всестороннюю характеристику его конкретных проявлений» (там же) •.

В лингвистической науке не раз подчеркивалась мысль о том, что подлинный синхронный морфемный и словообразовательный анализы слова возможны только тогда, когда принимаются во внимание словообразовательные типы в их цельности и достаточной полноте* В. В. Лопатин, например, утверждает, что только на основе изучения словообразовательных типов можно обнаружить типовые черты мотивированных слов, необходимые не только для описания словообразовательной системы и выявления словообразовательных закономерностей, но и для цравильного морфемного членения конкретного слова (1X3,0.40).

Следует также отметить, что, несмотря на большие достижения в этой области языкознания, многие воцросы до сих пор остаются спорными до конца не решенными или освещенными не исчерпывающим образом и без должной систематизации. Существуют также недостатки в применении результатов теоретических исследований в практике, например, в преподавании русского словообразования в школах и вузах вообще, в обучении языку иностранных или нерусских, в частности >1. д. Тагаев пишет, что «различные методы изучения структуры слова имеют немаловажное значение в методике обучения русскому языку в национальной школе, где они ещё не наши надлежащего применения» (174,с.27)¦Он также замечает, что разграничение морфемного и словообразовательного анализов и их соотношение не учитывается в преподавании русского языка нерусским. Только в отдельных учебниках и пособиях по русскому языку для нерусских содержатся элементы словообразовательного анализа.

Из всего вышесказанного видно, что актуальными являются как дальнейшее развитие теоретических вопросов, так и устранение отмеченных недостатков,.

В современном словообразовании распространяется два подхода к синхронному описанию словообразовательной системы «При первом подходе основной единицей описания избираются семантические классы, и описание в этом случае осуществляется как рассмотрение мотивированных с заданной семантикой» При втором подходе такой единицей выступают формальные классы, и описание ведётся уже на основе анализа мотивированных с данным суффиксом".

В своей работе мы применяем второй подход. В центре внимания нашего исследования находятся все существительные нак (а)1 в современном русском языке, т. е. существительные с субморфомка и мотивированные существительные с различными омонимичными суффиксамика и их алломорфами.

А.Н.Тихонов считает, что «с определением границ словообразовательного типа тесно связана проблема омонимии аффиксов. .Без теоретического осмысления вопроса омонимии аффиксов невозможно оцределять границы морфем, установить, в каких случаях мы имеем морфы, алломорфы, варианты одной морфемы и разные морфемы» (179, с.288).

Мы выделяем следующие омонимичные суффиксы:

1) суффикска, обозначающий отвлеченное действие (резка);

2) суффикска, обозначающий предмет (одушевленный и неодушевленный) (савраска, ножовка);

I. В дальнейшем в целях простоты и удобства мы пишем суффикс вместе с окончанием без выделительных скобок: -ка.

3) Суффикска, обозначающий женские соответствия к названиям лиц мужского рода (партийка);

4) суффикска с уменьшительно-оценочным значением (речка) ;

5) суффикска стилистической модификации (обувка).

• Под алломорфом суффикса (в отличие от его вариантов) мы понимаем морфы, обладающие тождеством значения и фонематической близостью и характеризующиеся позиционным распределением, которое обусловливается употреблением того или иного морфа соседним морфами (153,с.125).Так, например, в кругу отглагольных существительных, обозначающих отвлеченное действие, морфка выступает после основы на согласную (отпар-к-а, вар-к-а, руб-к~а), а морфовка выступает после шипящих (папуш-ёвк-а, лущ-ёвк-а) или после сочетаний согласных и сонорных (седл-овк-а, сыгр-овк-а) .Алломорфами: являются такиека, выступающие после основы на согласную, илка, выступающие после основы на гласную, в отглагольных образованиях со значением предмета (скрепк-а, указ-к-а, задвиж-к-а и молоти-лк-а, чеса-лк-а, сажа-лк-а).В существительных, обозначающих женские соответствия к названиям лиц мужского рода, морфовка выступает исключительно после односложной основы (мот-овк-а, вор-овк-а, хлыст-овк-а) .В остальных случаях употребляется морфка (хулиган-к-а, сосед-к-а, эскимос-к-а).

Ниже приводам ещё некоторые основные понятия, принятые наш в процессе исследования.

Прежде всего это понятие словообраз ователь-н о й мотивированности. Известно, что словообразовательно мотивированные слова — это «слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами» (153, с.133).Ш используем термины мотивирующее и м отивированное слова для обозначения слов, связанных сл ов о образ оват ельн ой мотивир ованн остью.

Вопрос о том, какая материальная часть мотивирущего слова используется при словообразовании, не раз ставился в научной литературе, особенно в тех работах, которые посвящены определению основы слова. «.

Основа слова — это одно из самых важных понятии морфологии и словообразования, без которого нельзя обойтись в самом элементарном описании. структуры русского слова (116,с.63).Тем не менее, по этому вопросу также обнаруживаются' расхождения.А.Г.лыков справедливо замечает, это связано, с одной стороны, с недостаточной разработанностью целого ряда важнейших теоретических положений грамматики. С другой стороны, само отыскивание «основы слова» нередко преподносится как не связанное с конфетными задачами и целями структурного анализа слова (там же, с.65).

Мы различаем два понятия: мо’тивирующая основа и основа мотивирующего слова. Основа мотивирущего слова (или основа слова) — это часть слова без окончания (см. работы Н. f/i.Шанского, И. С. Улуханова, В.В.лопатина, Е. А. Земской и’др.).Под мотивирущей основой понимается неформантная часть мотивированного слова, т. е." та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирущего слова (с учетом морфонологических преобразований последней)" (153,с.134).1.

Г. А.Пастушенков пишет, что «основа производящего словаэто.

I. Ср. следущее замечание Н. Д. Арутюновой:" Производящая основа отличается от морфологической основы слова ещё и тем, что в качестве базы деривации могут выступать не только отдельные слова, но и сочетания слов. Производящая основа легко выходит за пределы одного слова и охватывает любую лексическую единицу языка, с которой может быть связана номинативная функция" (13,с.78). структурный элемент производящего слова, производящая основаструктурный элемент производного слова" (140, с. 40.3десь термы производящий = мотивирующий, а производный = мотивированный — замечание наше Б. Ван).Б структуре мотивированного слова основа мотивирующего слова и мотивирующая основа могут совпадать или не совпадать. В процессе словообразования мотивирующая основа может подвергаться морфон алогическим преобразованиям.

Мы поддерживаем то деление морфоналогических преобразований, которое осуществлено в Русской грамматике (153,с.4X4), а именно на линейные и нелинейные.

К линейным морфонологическим преобразованиям относятся усечение или наращение основы за счет каких-либо элементов. К нелинейным — относятся чередование (мена гласных или согласных фонем в пределах морфемы) и мена ударения (153,с.414−452).

Объектом настоящей диссертации является исследование морфемного и словообразовательного строения существительных нака в современном русском языке. В рамках одной диссертации невозможно охватывать исключительно все существительные, формально оканчивающиеся нака. Поэтому вне нашего внимания остаются слова наушка (-юшка),-онька (-ёнька),-онка (-ёнка),-анка (-янка),-ичка, -инка, -улька?-вдька), -ейка, -ака,-яшка и т. д.Но этой же причине в диссертации не рассматриваются также префиксальные и префиксаль-ао-суффиксальные существительные нака.

Актуальность выбора темы обусловливается, с одной стороны, необходимостью дальнейшего развития и освещения некоторых положений в теории словообразованиям с другой стороны тем, что существитель-ше нака представлены огромным количеством слов в современ-iOM русском языке, объединенных в разнообразные словообразовательные типы, обладающие, как правило, высокой цродуктивностью и регулярностью." ^.

С точки зрения инвентаризации и упорядочения словообразовательной системы исследование существительных нака представляет собой не только научно-теоретический, но и практический интерес.

В задачи работы входят :

— выявить соотношение морфемного и словообразовательного анализов, установить характер их взаимоотношения;

— в связи с проблемами морфемного членения слова рассмотреть выделение в его структуре субморфа, определить место и функцию субморфа в слове;

— изучить условия, обеспечивающие явления множественности мотивации и множественности словообразовательной структуры в сл овообраз овании;

— определить словообразовательную омонимию мотивированных существительных накаи на этой основе выявить взаимодействие разных словообразовательных типов;

— сформулировать наше собственное понимание словообразовательного типа и на этой основе произвести анализ и классификацию всех действующих в современном языке словообразовательных типов имен существительных нака;

— при анализе словообразовательных типов выявить семантическую и формально-структурную соотносительность между мотивирующими и мотивированными,.

Б соответствии с этим на защиту выносятся следующие основные положения. изложенные в диссертации :

I. В «Материалах дня Словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (172) содержится около 300 имен существительных нак (а). В «Обратном словаре русского языка» (133) число таких слов увеличивается до 7000. (0 росте продуктивности и активности существительных на :-ка см. хотя бы: 57,153,155,156 и др.),.

Во-первых, дальнейшая разработка некоторых теоретических воцросов, связанных с изучением структуры слова и взаимосвязи словообразовательных типов, Это, црежде всего, выявление и оцредег ление отношения словообразовательной омонимии в кругу мотивированных существительных накарассмотрение понятия субморфа, исследование которого, по мнению многих ученых, принадлежит к ещё не разработанным цроблемам. Поэтому предлагаемый в диссертации материал*- касающийся обоснований выделения в структуре слова субморфа, а также определения его функций и классификации самих субморфов, имеет немаловажное теоретическое и практическое значение;

Во-вторых, уточнение понятия словообразовательного типа. Из-вестно, что словообразовательный тип представляет собой одну из комплексных единиц словообразовательной системы и занимает большое место при изучении словообразования. Однако, как утверждает А. Н .Тихонов, «понятие словообразовательного типа в учении о словообразовании является едва ли не самым запутанным понятием, и в этих условиях дать новое, более совершенное определение так же трудно, как разобраться в существующем хаосе формулировок» ,(179, с.291).При таких обстоятельствах дальнейшее освещение этого понятия является актуальным и существенно необходимым.

В-третьих, попытка дать наиболее полный, исчерпывающий перечень словообразовательных типов существительных нака в современном русском языке (по сравнению с той наиболее полной в настоящее время классификацией, которая дана в «Русской грамматике» 1980 г.).Такой перечень представляет интерес для инвентаризации, уточнения и упорядочения словообразовательной системы. При анализе отдельных типов имеет место и исследование семантических, словообразовательных и морфоналогических закономерностей образования слов данных типов.

Новизна работы заключается в том, что впервые освещаются словообразовательные типы существительных нака (в их цельности и достаточной полноты) и их морфемное, словообразовательное строение.

Практическая значимость работы выражается в том, что установление словообразовательных закономерностей, выявление отношений мотивированности между словами играют очень важную роль в процессе обучения русскому языку нерусских лиц (в том числе и иностранцев) и расширения у них словарного потенциала. Результа-ты исследования, по нашему мнению, могут быть использованы в преподавании разделов морфемики, морфонологии и словообразования в вузах и в школах, а также при составлении учебников, пособий, справочников и словарей, адресованных как советским, так и иностранным учащимся, по названным разделам русистики.

В диссертации применяется метод лингвистического описания. Были использованы также такие частные методы и приёмы, как метод лингвистического моделирования (при раскрытии глубинной и поверхностной словообразовательных структур), метод непосредственно составляющих, лежащий в основе словообразовательного анализа, метод прямого соотношения анализируемого слова с другими словами, имеющими сходную структуру, црием внутренней интерпретации (классификация, систематизация) .При рассмотрении существительных с субморфомка был использован также этимологический анализ, что дает установить изменения в структуре конкретного слова. Однако всегда нами проводится четкая принципиальная граница между этимологией, характеризующей былую производность русских слов и современным синхронным словообразованием.

Материалом для работы послужили слова нака, выписанные из «Обратного словаря русского языка» сплошной выборкой и проверенные по толковым словарям современного русского язы.

Ka." L Во внимание принимаются также слова нака, взятые наш в «Материалах для Словаря древнерусского языка» И.й.Срезневского, в «Словаре русского языка А1-АУ11 вв», в «Словаре языка Пуш-й кина и в других источникахнапример, из художественной jhitера-туры, периодической печати, телепередач и разговорной литературной речи). В нашем анализе были привлечены свыше 5500 существительных нака. диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Объем работы без библиографии составляет 168 страниц машинописного текста. Библиография включает 212 наименований.

Итак, Б современном русском языке мотишфованные сущест вительные, образованные посредством сус|)фиксака, объединяют ся в глногочисленные, разноооразные словообразовательные типы, обладающие, как правило, высокой продуктивностью, регулярностью и широшми возмолсностшли применения в разных стилях и сферах употребления, Б данной диссертащш были рассмотрены в общей сложности сорок словообразовательных (сусТ^жксальных и сусТхТиксально-слож ных) типов существительных нака, не считая единичные, изоли рованные и не1гро-]уктивные образования. В нашем ана7шзе были при влечены свыше ЬЬОО слов нака, для чего мы использовали все имевшиеся в нашем распоря}кении источники. Рассмотренные сорок словообразовательных типов, по нашему ьшеяжто, полностью охваты вают и типологически характеризуют все мотивированные существи тельные нака в современном русском языке, UaiviHMH продуктивныш являются отглагольные словообразова тельные типы со значением отвлечённог!) действия, отсубстантив ные словообразовательные типы с ут/юньтительно-оценочным значе нием, отсубстантивные словообразовательные типы, обозначащие женские соответствия к названиям лиц глужского попа. Большой ак тивностью характеризуются и отадъективные словообразовательные типы (в сочетании с включением) со значением предмета, отгла гольные словообразовательные типы со значением предаюта (с мор фшшка итлка), отсубстантивные словообразовательные типы со значением подобия и суда1ксально-сложные словообразовательные Б современном русском языке, кроме высокой продуктивности и регулярности, существительные нака ещё характеризуются боль 1Ш1М разнообразием словообразовательных типов. Обращение к «ка териала!.! для Словаря древнерусского языка…» И. И. Срезневского (172) показывает, что в дрежюрусском языке существительные на •ка представлены всего дашь около 300 еловшж, объединенными в несколько словообразовательных типов. Ь большинстве случаев — это существительные с уменьшительно-оценочным значением (^ ]^ &чька, ивъ ка, ' звъздъка). Имеют место и отглагольные существительные (ВЪЗА тъка, посылъка, забавъка).1!]д1шичны обозначения женских соответ ствий к названия!-! лиц глу}г:ского пола (жидовъка, сел^ъка). Обнару лшваются и слова со значением подобия (лопатъка — лопатообразный конецъ завязки у старинных платьевъ, мамъка — няня), образовашш в сочетавши с включением (Московка — деньга московская, плетенъ ка — шнуръ плетеный), и единичное сус]хТжксально-сло}1а1ое образова ние (саг.'1аловъка) и т. д.ш оцределяем словообразовательный тип как семантико-струк турную охещ построения мотивированных слов, характеризуеглую общ ностью трёх элементов:!)типа мотивирующих основ, относящихся к одной и той же части речи- 2) словообразовательного форманта и.

3)словообразовательного значения. Наж1 наблвдения над мотивиро BatiHHivM словами нака по1^зывают, что словообразовательный тип определяется, noivEMO двух других факторов, не просто общностью части речи мотивирующего слова, но именно общностью типа основы мотиБирушрхх слов, относящихся к одной и той же части речи, Тип мотивирующей основы характеризуется в зависимости от того, является ли данная основа простой немотивированной или мотивированной? 'к'аким суффиксом она ооложнена, если она мотиви ровавшая? Kai^o «словообразуюцую способность» имеет? Каким семантическим свойством обладает? Ио отношению к отглагольныгл существительным общность типа мотивирущих основ обусловлива ется общностью той материальной части глагольных основ (основы инс<�жнитиБа или основы настоящего времени), которая присутствует в мотивированных словах. Наше понимание и определение словообразовательного типа строятся на том основан1'Ш, что кроме вышеуказанных общепринятых трёх элементов, для ка^ эдого словообразовательного типа характер ны определенные морфонологические, акцентологические и экспрес сивно-стришстические особенности, определенная преобладащая сфера употребления, определенная степень продуктивности и регу лярности. Соблюдение общности типа мотивирущ^1х основ позволяет выявить формально-семантические, семантико-стшшстические огра ничения при аяовообразовании, упорядочить описание морфонологи ческих преобразований основ, выявить «словообразовательную спо собность» определенного семантико-структурного круга слов, опре делить продуктивность и семантико-стилистические особенности мотивированных слов, образованных по данному типу. Ири анализе с^тдествительных в рамках словообразовательного типа во внимание принимаются таюле вопросы семантической соотно сительности меаду мотивированными и мотивируицимр! словаш.1зо-первых, наш1 бьию отмечено своеобразие шогозначного сло ва, мотивируясь г.'Еогозначным словом, данное существительное в принЩ’Ше мо:1:ет относиться ко всем этим значениям. Яо реально ча ще всего наблюдаются определенные ограЕшчения и семантическая избирательность в мотивированных словах по отношеьшю к своим мотиБирущим. Бо шогих случаях они по смыслу соотносительны со своими мотивирующиш! лишь по одному и-ш несколышм значениям. Ьо-вторых, мотивированные слова могут самостоятельно разви вать при себе вторичные значершя. Зто отмечается в словообразо вательных типах с уменьш1ательно-оценочным значением, с предметными значенияма и особенно нагладно выршкается у отглагольных суще ствительных. Б-третьих, семархтические особенности мотивирующих, как цра Било, предопределяют семантико-слшлистические особенности моти вированных. Так, например, если мотивирующими выступают существи тельные, обозначающие определенные исчисления, определенный отре зок времени, которые в принципе не могут объешо или кошхчествен, но изменятьсясуществительные с отвлеченным! шш с веществен но-собирательными значенида1и, то мотивированные преил^ущественно обладают, как прашую, значениями субъективной оценхш. ири этом здесь в зависимости от конкретного лексического значения и сти листической окрашенности мотивирующих, эти мотивировшшые могут иметь значение ласкательное, унишиштельное или презрительное. Мотивированные в преобладании будут иметь значение уменьшитель ности Б том случае, когда они мотивируются теш словашх, которые объективно связаны с понятием размера, с колрхчественной характе ристикой или котохше обспзначают едршичные предметы. Б большинст ве своем мотивированные рассматриваемого типа вь1ра!.сают едиюе синтетическое, а именно уменьш1'1тельно-оценочное значение. TaiaiM образом, при словообразовании имен существительных с уменьш1'1тельно-оценоч11ым значением лексико-семантрхческая соотно сительность мегццу мотивирущими и мотивироБанны1^ 1и в на^ -хбольшей мере по сравнению с другиш! типаш подвергается принщпу семан тической избирательности, т. е. характер лексико-семантической наполненности мотивирующих слов соответствующим содержанием мо жет способствовать приобретению мотивированным словом того или иного преи1−1ущественного значения. Однако на [.р-ршгровелже какого jni6o значения или оттенков значений и стилистической окраски мо тивированных могут оказать в^дхяние и собственно-словообразова тельные или словообразовательно-морс1}ОнологичесШ'1е особенности слова (т. е. выбор сусТ>^1кса, усечение основы и т. д. .) .Своеобразно проявляется лексико-семантическая соотноси тельность ме}зду мотивирующими и мотивированными при словообра зовании существительных, обозначаьзцих женские соответствия. По следовательно присоединяясь к названишл лиц глубокого пола, суф сТикска играет лишь роль родовой дисТхлеренцнации слов. Значе ние лица по каШ’ТМ-либо категориальным призна1сам Быра>.сается суф (Тяшсом лица в IV^CCKHX наименованиях. Ср.: ©-1ГУРМТ (танцовщик групповых балетных выступленийто же, что статист) и шГУРМТ Ш, к>Ж'/РИСТ (спортсмен, заишлшйцийся фигурным катанием на конь ках) и Ф^ хГУРИОТМ — РЕКОРдаСТ (дог^ зашнее животное, которое в от ношении каких-н. своих качеств обладает рекордными показателя ш) и РМОРдйСТКА, РШССРДС1'ЖЦ (спортсмен, у стан овивпмй рекорд) и РЕКаРДС1Ш11 .^ Семантико-стилистические ограничения, обуслов^швающиеся ря дом причин собственно языкового и социального характера, также наблюдаются при образовании женских об означении .Мер едко такие слова носят разговорный, даже несколько сниженный характер по сравнению с названиями лиц л^ужского пола, которые, как правило, носят наиболее обобщенный, официальный и более свободный от эк спрессии характер. Ср.- товарищ — товарка (прост)-, химик г хи мичка (разг .) .В диссертации учитываются также формально-семантические условия, обеспечивающие образования слов по тем или иным слово образовательным типам. ^ 0 относится прежде всего к суффиксаль ным словообразовательным типам в сочеташш с включением, где на блвдается расхо}кдение отношений формальной и смысловой производ ности. Существительные данных типов формально соотносятся с ос новой прилагательного и включают в свою семантику значение су ществительного, которое в качестве главного (определяемого) елова входит вместе с этим црилагательншл в одно мотивирующее сло восочетание. Такие мотивируюцие словосочетания, как правило, явля ются хорошо известными, привычными и часто употребляемыми, что обычно способствует определенному представлению у носителей языка об этих предметах, явленишс. Благодаря этому, суффикска, присоединяясь к основе црилагательногБ, приобретает возможность выражать и значение того существительного, которое материально .не выражено в мотивированном слове (зачетная книжка — зачетка).Следует отметить, что ограничения сочетаемости морфем, выбор морфов и морфонологические особе1Шости при еловообразоващш во гшогом обуслов^шваются и формальными фaI^ тopaIvж. Так, например, в отглагольных существительных с отвлеченным значением действия морфовка выступает после осиовы, оканчивающейся на ш, щ или на сочетания согласннх и сонорных (папушёвка, лущёвка, седаов ка, сыгровка), в остальных случаях (после основы на согласную) • морфка, В отглагольных образованиях с предметным значением морфлка употребляется после основы на гласную, ака — пос ле основы на согласную. Уменьшительно-оценочные существительные мотивируются основами, оканчивающимися почти на все согласные, кроме Щ, Цри присоединении суффиксака к основам, ох^ анчиваю щимся сочетанием согласных, наблвдается или чередование нуль ;

гласная между согласныш (цифра — циферка, буква — буковка) или употребление морфаочка (лампа — лампочка, звезда — звездоч ка) и т. п.Однако соединение суффикса с основами определяется не толь ко морфе1.'1ным, но и субморфным строением мотивирующей основы. В общей иерархш! уровней языка субморф представляет собой единицу более шшкого уровня, чем морфы. Он выступает в структу ре слова как морфонологичесш релевантный элемент, а значит и лишенный са^юстоятельного значения. Субморф выделяется в немо тивированном слове на основании: I) напичрш его в одном моф фе и отсутствия в других морфах той же морфеьлы, 2) наличия его в одном морфе и появления вместо него чередования (подобно обычногузу чередованию у суффикса) в других морфах той же морфе мы, Наш была отмечена противоречивость морфешого и словооб разовательного статуса слов со связанныгж корняма. Данные слова членимы, но непроизводны (тряпка, утка). С одной стороны, у них нет соотносительных мотивирующих слов или связи с НИМИ утраче ны. С другой стороны, они содержат ещё некорневые элементы, являю щиеся в обычных ситуациях бесспорным признаком производности слова. Ш считаем целесообразным отнести вычленяемый отрезокк в данных словах к субморфам. И, ташм образом, субморф является выражением противоречия между формальной выра}кенностью словооб разовательной производности и отсутствием реального словообра зовательного значения в структуре некоторых непроизводных слов. Исходя из важнешего аксиоматического поухожения: в струк туре слова «ничешых» (т.е. не относящихся ни к одной из мор фем) отрезков нет и не должно быть, — помимо субморфов корне вых морфов мы признаем талте и субморфы суффиксальных морфов. Б этом случае субморфы формируются и, соответственно, выделяют ся в рамках алломорфов соответствующего суффикса и обеспечива ют морфонодогические условия для его присоединения к определен ным ООНOBaivi. Таким образом, морфы одной и той же морфелш могут отличаться не только нелинейными раз^шчишж (чередованием эле ментов), но и различишуи льшейного характера (удлинением или.

усечением).Слова с субморфом служат яркиьм примершли разграничения членимости и производаости слова. Они ч.т1енимы, но непроизводны.Раззшеется.что морфегш и субморфы существуют в языке как различные едашицы, Выделение таких элементов, как субморуов, по гшению многих исследователей, отрсишет более строгий подход к а1−1ализу структуры слова и необходимо для праишьного понима ния его строения. проблемы морфешого членения и определения значения мор фов таюке рассмотрены на примере Ш1ализа существительных, обо значшсщих женские соответствия. Возражая против точки зрения на образования женских обозначений как параллельные с i^icwiim, T, e, мотивированные теш1 же основадм. что и ь^жсш1е, и выделения MEIO;

жества «производных» суффиксов женского лица, мы выделяем в рас смотренных женских наименоваьшях только суфхТикска, который, последовательно и однозначно прпсоедашяясь к именел! лщлского рода, играет жиль роль родовой дакХозеренциащш слов. Ири этом на блюдаются усечения мотивирующих основ наец, -Ш1 за счет этих элементов. Б нашей Дс^ лной работе взанмодейстн/[е pa3jni4iibu? словообра зовательных типов, отражающееся непосредственно в словообразо вательной структуре слова, было отмечено на основе рассмотрения явлений шожественности мотиваций и множественности словообра зовательной структуры и словообразовательной омониЬ’Ии, а таюке анализа конкретных словообразовательных типов. Б круту отглагольных существительных с суфф[р1ксомка, обо значаюцих отвлеченное действие, шфоко представлено явление МЛ. Такие слова могут быть мотивированы одновременно: I) глагола № 1, соотносительные! по виду- 2) глаголелм, соотносительными по залогу и возвратности- 3) глаголами, однонаправленного и раз нонаправленного движения- 4) глаголагуж неоднократного и од110;

кратного действия и т. д.В названных случаях слова ври своей Ы М членятся на те же oaime формальные элементы, Следует таюке отметить и JVi М в словах типа корзиночр-а, сестричка, где решение вопроса о границах морфем и определение ншшчия поверхностной и глубинной ОС слова не являются одно значныг^ щ. Будзгчи мотиы1рованныг"ш: разными словагж. при одном и том же словообразовательном значении (уменьшительно-оценочном) данные слова могут быть по-разному шхёнимы: корзин-оч-к-а (от.

корзин-к-а) и корзин-очк-а (от корзин-а по аналопш с лента ;

ленточка).Поскольку СО отрал^ает его мюгоступенчатую «деривационную историю», Mvl Б рассматриваеглых словах сопровождается с МСС. Б первом случае, несмотря на то, что при кам^ож мотиващш слова членятся на те же самые форма71ьные части, IviCG выраксается в тож дестве поверхностной при раз^ д^чьш глубхшной СО: iiPuBEPnTb ПРОВЕРЯТЬ — iiPCBEPM — Д1Л1аДк^ в Д1Д1ад1ц11^в. Во втором слу чае iviCC цроявляется в возмашости двоякого членения слова 4 [(Kopsi-ffl) 04 J к (а и [(корзин) очк J а, i/lvi и ШС слова Обусловливается асиькуютриеи языка при опре деленных условиях. В первом случае это возмашо благодаря спо собности слова образовываться по аналоиш с другшли словагли, а во втором случае — благодаря усечению показателей формальных разшаШай меладу мотивирующим!.Относя явления Ш и МСС к области оиовжшшjim отмечаем, что словообразовательные омонимы обладают разной СО, но тем не ме нее они долгшы члениться и иметь омонишхчные коьшоненты — шш омонимичные мотивирущие основы, шш омонимичные словообразую щие суффиксы, или и те и другие вместе. ш считаем здесь целесообразным определить и выделр1ть :

1) омонш.1и:ю мотивируюзщх основ при тоедестве суфсМксов-.2) омонышю сусдаксов при тогдестве мотивирукщих основ;

3) омонимию и мотивпрутшщх основ и су^х|1иксов вместе. Омонимы в первой группе представляют собой в одних слу чаях «отрансеьшую омонимию» своих мотивирущих. В других слу чаях омонишш основ слова приобретают в процессе словообразо вания как результат морфонологического преобразования./ рассмат риваемых слов, вступаюодах в омонимич1 €ые отношения, товдественны Ш1 являются су (|яа1ксы, выражающею о/дю и то же словообразователь ное значение. Эти слова — омошнлы чаще всего принадле}лат к одно му и тому же слоБообразовательног.1у типу. Во второй группе, имея омонимш сушожксов. рассматриваеьше однокоренные слова омонигжческой пары относятся к разным слово образ сват ельным типшл. Что касается слов третьей грушш, то это слова с разными ОМОНИ1. Ф1Ш1Ы1УН cyciXiMKcaivM. A омонишю мотивирущих основ они при обретают в процессе словообразования как результат морфонологи ческого преобразования основы. Ита1 ,^ представленный в деюсертации материал показывает, что структура слова может быть рассмотрена в разных аспектах, в частности, в морфеглном и в словообразовательном. шорфеьыый и сло вообразовательны!'! аншп1з, кшхэды11 в отдельности, обладает своей спецификой, целью и методом, но вместе с тем они взаимосвязаны и дополняют друг друга в бесконечном щ) оцессе все более углублен ного познания слова — сагдой многомерной и, как нам калштся, самой «трудной» из всех единиц русского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.С. Опыт русской грамматики. — М., ХШО. XLi, — 176 с.
  2. Актуальные проблемы русского словообразования: ч, 1. — Сшлар- канд, 1972. — 407 с , — (Сшларк. гос, ун-т им. А, Навои),
  3. Актуальные проблемы русского словообразования: ч, 2. — Саглар- канд, 1972. — 256 с , — (Сшларк. гос. ун-т им. А. Навои).
  4. Актуальные пробле1^ зы русского словообразования: Тез. докл, и краткое сообщ, 3 респ. науч. конф, 21−23 сент. 1978 г , — Ташкент, 1978. — 360 с. — (Шашкент. гос, пед. ин-т им. Низами),
  5. Актуальные Щ)0Ш1е1.щ русского словообразования: ч, 2,-Ташкент: Укитувч!^, 1980. — 286 с.
  6. Аруишова Ы. Д, ичеркн по словообразованию в современном испанском языке.- М.: Изд-во Ж СССР, I26I. — 151 с.
  7. Ах1шанова О. Б, Фонология, морфонология, морфолошя.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1Э66. — 108 с.
  8. Ах1'ланова O.G. «Словарь омонимов русского язы1са, — к.: Сов. энциклопедия, IS74. — 448 с.
  9. М.А. Имена прилагательные как производящие основы современного словообразования.- Б ш.: Развитие словообразования современного русского языка, м., 16, с.55−73, •
  10. А.С. О языке басен И.А. Крылова.- Рус. яз', в школе, 1953, В 5, с.36−40.
  11. Н.А. иотенциальные имена существительные суохгик- сальыого способа словообразования со значением отвлеченного действия.- В кн.: Некоторые аспекты изучения грш^латического строя русского языка. Алма-Ата, 1979, с.75−8б.
  12. Богданов СИ. CeivaHTHKa морфемы и способы её определения в современной морфсшогии.-Вести. Ленингр. ун-та, 1980, Ji 14. История, яз., лит., вып. З, C.82-S6.
  13. В.А. Общий курс русской гршшатапси.- 5-е изд., перераб.-М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. -356 с.
  14. Блягов 8.У. К вопросу о морюешом членешш и словообразовательном анализе слова.- Науч. труды /Ташк. пед. ьш-т, 1976, т. 174. Актуальные проблеш русского словообразования, вып.2, с. 180−184.
  15. Булаховский Ji. A, Курс русского -штературного языка, — 4-е изд, перераб.- 1^ев: Рад. школа, 1949, — 407 с.
  16. л.А. Деэтимологизация в русском языке, — Труды /Шт рус, яз. М.- JU, 1949, тД, с.147−209.
  17. Булин 11.Б. Отглагольные парные имена на -ыие и -ica в современном русском jniTepaTypHOM языке: Автореф, дис.. К? йд. й'1Лол. наук.- Горький, 1935, — 19 с.
  18. Т.Е. Ироблегш теории и практики морузонологическо- го описания / К 75-ллетию А. А. Реформатского.- Изв. iiH СССР. Сер. JMT, ж яз. , 1975, т.34, Jia 4, с. 328−340,
  19. Т.Б. Ьшлечания к понятию регулярности морфоноло- гичесю1х явлении в сфере словообразовшшя.- Учен. зап. / Ташк. пед. ин-т, 1975, т.143. Актуальные проблег/м русского словообразования, В I, 'с. 443−44 В.
  20. А.И. Образование имен действия посредством суффикса -к(а) в восточнославянских языках.- В кн.: Тезисы докладов и сообщений на научной конференции по славянской филологии. tjipynse, 1958, с. 10−11,
  21. Васильева’Л.И. Суфф1Иксальное"словообразование наименований лиц по профессии в русском и укра^шском языках: iштopeф• дис .канд. фжлол. наук.- М., 1971. — 28 с,
  22. М.А. Суффиксы субъективной оценки: Учеб, пособие по рус. словообразованию для иностр. студентов.- М., I98I. — 97 с — (Ун-т дружбы народов им. П. Лулу1абы).
  23. В.В. О грамматической омонимии в современном русском языке, — Рус. яз. в школе, 1940, J^ I, с.1−12. 33. Виноградов Б. В, Воцросы современного русского словообразования, — Рус. яз. в школе, 1951, .(3 2, с.3−10.
  24. В.В. Словообразование имён существР1тельных.- В кн.: Современный русский язык: морфология. Ы., IS52, с. 96−130,
  25. В.В. Об омонимии и сме}шых явлениях.- Вопр. языкознания, I960, !^ Ь, с. 3−17. ,
  26. В.В. О процессах развитрш и разрушения омонимш в кругу соотносительных русизмов и древне славянизмов, — В ш .: StuAla Sla^icei .Vol. 12. Bn^dapest, IS66, с.433−452.
  27. Виноградов В. В, Проблемы ыорсоематической структуры слова и явления омонишш в славянских языках, — В кн.: Славянское языкознание: ?1 мел^дунар. съезд славистов, докя. сов. деле-гащ-'Ш. М., 1968, с.53−119,
  28. В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с rpar"iiv'.aTPi4eciffii.ti в структуре языка.- В кн.: Шсли о современном русском языке. Ы, 1969, с. 5−23.
  29. В1Шоградов В. В. Русский язык: Грашлатич. 'учение о слове.- 2-е изд. — Ы.: Высш. школа, 1972, — 614 с.
  30. В.М. К описанию систегш держвативных значений: Опыт применения коьшонентного анадшза.- Б кн.: Структурно-тршоло-гическне исследования в области гpaIvИштики славянских языков. М., 1973, с. I05-II7 .
  31. Вопросы словообразования и лексикологии древнерусского языка. — М.: Наука, 1974. — 321 с.
  32. P.M. Словообразовательная мотивация и её вариатив-'» ность.- Б iui.- Вопросы структуры и функгщонирования русского язы1^. Томск, I98U, с. 47−56.
  33. B.C. СуфсТиксальные существительные со значением лица: (О лексико-семантич, и структурно-словообраз. аспектах изуч. категорий слов).- Б ICH.: Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966, с, 142−152.
  34. .л. Одноршенность однокоренных производных.'-Б ш.: Проблеме стру1-турноЁ жшгвистики. 1976. Ы., 1977,0.34−136.
  35. .Н. Ьшлечание к теории словообразования.- Учен. зап. / Горьк. ун-т, 1967. Сер, лингв., вып.76, с.3−49.
  36. .А. Сочетаемость морфем и пробле1уН словообразования.- Учен. зап. / Ташкен. пед. йн-т, 1975, т.143. Актуальные проблемы русского словообразования, Ш 1, с. 63-^8. Б2. Грш-шатика русского языка.- Ы.: Изд-во Ж СССР, 1960.- T.I. — 719 с.
  37. Громова Н. М, Утрата уменыш1тельного значения в некоторых именах сущестН''1тельных кенского рода с суозфиксом -к (а). -Б кн.: Вопросы русского языкознания: Ш, 2. львов, 1956, с, ЫЗ — 133.
  38. А.А. Имена существительные с утраченном уменьшительностью.- Рус. яз. в школе, 1948, В I, с. 8-II.
  39. А.А. Уменьшительные слова в русском языке, — Рус. яз. в шрсоле, 1953, В 5, с. 5-II .
  40. А.А. О женсШ’ГХ соответстЫ’ХЯХ к мунюхшм в наименованиях действу10Щ1'1Х лиц.- Рус. яз. в школе, 1954, J) б, с.11−16.
  41. Л. О словообразовательном анализе слов со сложной структурой, — Б ш .: Термш и слово.Вып. I. Горьга^!, 1978, с. 54−58,
  42. Земс1сая В. А. Принщгш сегментащш производаых слов.- В кн.: Актуальные проблеьш русского словообразования. I, Ташкент, 1975, с. Зо-38.-Учен, зап./Ташк. гос. пед. ин-т им. HnsaivM- Т. 143.
  43. Ьемск?ш В. А. Членимость и производность слова, — В гш.: 1т- туальные проблегш русского словообразовашш, I. Ташкент, 1975, с-, 110−117,-Учен. зап. / Ташк. гос, пед, ин-т им. Низами — Т. 143.
  44. В.А. Понятие производности, оформленности и членимос- ти основ . — Б 1ш.: Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966, с. 3−12.
  45. Земская Е, А. Современный русский язык: Словообразование.- Ы.: Просвещение, 1973, — 304 с.
  46. В.А. Производные слова в толковых словарях русского языка.- В кн.: Современная русская лексикография. 1976, Л, 1977, с. II0-I22.
  47. Земская i.A. Продуктивность и членимость, — В кн.: Развитие современного русского языка. 1972, Ы., 1975, с.216−219.
  48. Е.А. Об изучении русского словообразования.- Рус, язнк за рубежом, 1977, В 5, с. 63−67.
  49. Е.А. О комшшксных единицах систелш синхронного сло- Бообразовах-шя, — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования, Ташкент, 1978, с, 29- 36, — (Ташк, гос, пед, ин-т им. Низатуи).
  50. Земская Е, А., Кубрякова E.G. Дроблег/Н словообразовшия на современном этапе: (в связи с XH ме^гдунар. конгрессом лингвистов),-Воцр. языкознания, 1978, й 6, с. II2-I23,
  51. Земская Е, А., Китайгородская М. Б, Ширяев Е, Н, Русская разговорная речь: Общ. воцр, Словообразование, Синтаксис, — М: Наука, 1981, — 276 с.
  52. Зенков Г. С, Вопросы теории словообразования, — Фрунзе, 1969, — 165 с , — (Кпрг. гос, ун-т),
  53. Зверев А. Д1 Вырал^ ение направлешш производности в русском языке, — В кн: Актуальные пробле11Ы русского словообразования, 1. Сатларканд, 19'/2, с. 72−80.
  54. Иванова Т, Ф. К вопросу о семантической мотивации производных слов,-В ш,: Языковая практика и теория языка: Вып. I. М, 19 /^4, с, 126−138. 82. исследования по русской тершнологии, — Ш.: паука, i9Yi. -kicJic,
  55. Кузнецов 11.С. историчесхсая граглматика русского языка.- Ы: Изд-во iviry, 1953. — 3(7/ с.
  56. А.И. Морфешый ана^шз и проблемы диахронии.- Б кн.: Словообразовательные и семантико-синтаксические процессы Б языке, Иер№, 1977, с. 55−63.
  57. И. Очерш! по лзшгвистике.- М.: Йзд-во иностр. лит., 1962, — 456 с.
  58. К.А. О понятии цроизводиости основ.- Б Ш1.: Вопросы составления описательных граьфлатикд, М, 1961, с. 123 — 139.
  59. .В. О двух этапах морфемного членения слова.- Б Kii.: Развитие современного русского языка I97
  60. А.Г. Об основе слова, — Шлол, nayiai: Научн. докл. высш. шк., 1970, в 4, с. 63 — 73,
  61. ЛЫКОВ А.1'. Основы русской морсТзетмки: Учеб. пособие для студентов — иностранцев, обуч. на филол, cVjaK.- Краснодар, 1979. — 94 с.
  62. Ш’шославсгаш М. Г. Вопросы словообразовательного синтеза.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1980, — 296 с.
  63. А.И. Способы дифференьщащш лпзчных сущестштельных мужского и женского родов.- Учен. зап. / Ленингр. ун-т, 1^'г, ie 30'^, (Jep. филол. наук. Исследования по грамматике русского языка, вып. Ы, с. kiV-ЗУ.
  64. А.И. Мотивированность слов.- ^ чен. зап. / ленингр. ун-т, 19ЬЗ, В 3'^'d, Сер. филол. наук, вып. 68, с. 121−136.
  65. Обзор работ по современно /^у русскому лштературному нзы1! у за 1966 — IS69 г г.: Словообразование, — М.: Изд-во Ж СССР, 1972, — 86 с.
  66. Шшмоватая С, С. Взаимодействие с контекстом и эксцрессивная роль уменьшительно-оценочных ршен существительных.- й.>илол. Hayrai: Науч. докл. высш. шк., 1Ь61, В I, с.32−39'.
  67. К.К. Принципы морфологического анализа производных слов.- В кн.: Исследования по структурной и прикладной лингвистике. М., 1975, вып. 7, с. I42-I5I.
  68. З.А. Современное русское словообразование.- М.: Просвещение, 197С. — 384 с.
  69. И.Ф. Образование и употребление имен существительных женского’рода — названий лиц в современном русском языке . — Учен, зап./ Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, I960, т. 158. Статьи и исследования по русскому языку, с.41−138.
  70. И.Ф. О родовой соотносительности названий лиц: (из наблвдений над лексикой советской эпохи).- В кн.:Раз-Битие грамдатики и лексики современного русского языка.М., 1964, с. 106−137.
  71. А.А. Принципы синхронного описания язы1^.- В кн.: О соотношении- синхронного анализа и исторического изучения языков. М., 1950, с. 22--38.
  72. А.А. О членимости слова.- В ш.: Развитие современного русского языка IS72. М, 1975, с. 5−13.
  73. Русская гралФлатика: Б 2-х т. — М.: Наука, 1980.- T.I.-783 с.
  74. Pycciani язык: Грамматические исслед, — М.: Наука, 1967.-234 с.
  75. Руссюш языки советское общество: Проспект.-Алма-Ата.: Изд-во Ш Каз. ССР, 1962. -119 с.
  76. Русский язык и советское общество: Словообразование соврем. рус. жгг. яз. — М.: Паука, 19э8, — 300 с.
  77. Л.В. О двух уровнях сьшхронного словообразовательного анашаза.- В ш.: Вопросы методолопш и методиш! дашг-Бистических псследований. Уо>а, 1966, с. I58-X62,
  78. Словарь русского языка: В 4-х т. — ы.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, IS57-IS6I.
  79. Словарь русского языка л1-Ш1 вв.-М.: Наука, I975-I98I, вып. 1−9.
  80. Словарь" современного ijyccKoro дагтературного языка: Б 17-ти т. — М.- л.: Изд-во М СССР, 1950−1965.
  81. Словарь языка Душкина: В 4-х т. /отв. ред. Ь. Б. Бжногрцдов — к.: Гос. жзд-во ршостр, и нац. словарей, 1956- I96I,
  82. Словообразование и его место в к^фсе обучения иностранному языку.- Бладивосток, 1978, вып. 5, — 114 с"
  83. Современны! русский язык: Морсоолоташ/Иод «ред. Б.В.Бино- градова.- М.: Изд-во г. юск. з^-та, 1952. — 519 с.
  84. СГ'.мрнищшй А. И. Некоторые замечаЕ-шя о принципах морфологического aiiaJH’isa основ.- В ш.: доишады и сообщения д. млоло-гаческого факультета ГАТ. М., 1948, вып. 5, с. 20−86.
  85. Смаршщшй А. И, лексикология анг^шйского языка.- i.i.: Изд- во Ж1Т. на иностр. яз. , I9o6f — 255 с.
  86. И.А. Словообразовательная структура слова и типология омонимов.- в кн.: Проблемы структурном лингвистики 1976. М., 1978, с. 5−33.
  87. и.А. Исследование словообразовательной системы на основе апп-шкативной пороздакхцей модели.-Учен. зап. /Тарт. ун-т, 1969, вып. 228, с. I57-I7I.
  88. ii.A. «Словообразовательная полрхсемия и омонимия. — М.: Наука, 1980. — 293 СТ'
  89. Современны !^ русский язык: Словообразование.-Шшск: Высш. гакола, 1978. — 190 с.
  90. Ф. Курс общей лингвистики.- М.: Соцэкгиз, 1933, — 272 с.
  91. Спорные вопросы описания грамматического строя русского языка: у^онология, морфегли1ш, еловообраз ование, морфология. — Бояр, языкознания, IS73, j» 4, с. 37−49.
  92. И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка: Б 3-х т. — Ы.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1958.
  93. Суворота Т. А, Кашевская Ю. И. Отглагольные образования с сушомксом -ка в современном piyccKOM языке.- Б кн.: Бопро-сы грамматиша русского языка. Иркутск, 1976, вып.2, с. 151 — 156.
  94. Тагаев М. Д, О значении морфемного и словообразовательного анализа при обучении русскому словообразованию в киргизской школе.- Рус. яз. в Шрг. школе. Фрупзе, 1974, Ji^ 5, с.27−29,
  95. А.Б. Граг"шатичес1шй разбор в школе.- М.: Изд-во A1IE РСФСР, 1963. — 112 с.
  96. Тихомирова Г. Б.' цграничения сочетаемости словообразовательных морфем в современном языке: Автореф. дис .канд. йжлол. наук.-М., 1973. — 23 с.
  97. А.Н. Аукойсественность словообразовательной структуры слова в русском языке.- Рус. яз. в школе, 1970, J,^ 4, с. 83 — 88.
  98. TtooHOB А. Н. Русская морфем-iKa.- Труды / Саг^ арк.ii-r, I97I, вып. 209. Русское словообразование. Нов. cep., c.282-
  99. А.Н. Словообразовательные омошпш в русском языке.- Рус. яз. в школе, X97I, 1Ь I, с. 86−93,
  100. Толковый словарь русского языка / х’л.ред. Ъ, 1й, Ъомш и д, Н, Ушаков. Сост. Б. В. Виноградов и др.: В 4-х т. — wi.: Сов. энцнклопед1ая, I935-I94U,
  101. И.О. О закономерностях сочетаемости словообразовательных моршем.- В 1ш.: Русский язык: Х’рашдатич. исслед. Ы., IS67, с. 166−204.
  102. И.О. Словообразовательная мотивация и её шды.- Изв. Ж СССР. Сер. JHiT. и яз. , 1971, т.30, вып. I, с.37−46_.
  103. И.О. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её ошюания,— М.: Hayica, 1977. — 256 с.
  104. В.Н. Словообразование существительных в русском языке: Автореф. дис. .. д-ра (Тжлол. наук.- Ы., 1976, — 48 с,
  105. Г. П. Состав слова и словообразовашю в русском языке.- Й1ев: Рад. школа, 1978, — 152 с.
  106. ЧерБОва В. А. Моршематичесшш анализ слова. Аншшз структуры слова: Учеб. пособие .^ухя студентов-заочников/Новосиб, пед. ин-т. — Новосибирск, 1962. — 18 с,
  107. В.И. Эмоционально-оценочное cycjipKcajibHoe словообразование в системе имен существительных по материалам произведений В.1у1аяковского: Автореф. дис. .. канд. сТилол. наук.- .'!., 1955. — 18 с.
  108. Чернышев Б.й. Pyccittie уменыштельночггаскательные Ш1чные имена.- Рус. яз. в школе, 1947, В 4, с. 20−27.
  109. В.Г. (тчерк русской морфонологии,— Ы.: Наука, 1973. — 239 с.
  110. Н.А. Синонишш имен на -ка/-ок в русском языке.- В ш.: Именное словообразование русского языка. .^ 1азань, 1976, с. 202−214.
  111. Н.М. О’ггроизводной и непроизводном основе.- Рус. яз. в школе, 1952, Лз 4, с, 10−18.
  112. Шанский Н. М, Основы словообразовательного анализа, — М.: Учпедгиз, 1953. — 55 с.
  113. Ы8ЛС1Ф1Й Н.Ы. О ггр1шщшах словообразовательного анализа.- Рус. я з. в национ. школе, 1958, J-^ 4, с. 7−13.
  114. Ша11сшш Н. М. Слова о cycj^K-XHKCOM -ба в русском языке.- Рус. яз. в нац. школе, 1959, Ji? 6, с. 72−73.
  115. ШшскиЁ Н.М. Очер1ш по русскоглу словообразованию.- М.: изд-во МОСК. ун-та, 1968. — 312 с.
  116. Янко-1'р1шицкая Н. А. Наименсвелие лиц женского пола cyjie- ствительныМ'1 женского и u^scKoro родов.- Б кн.: Развитие словообразования современного русского языка, к, 1966, с. 167−210.
Заполнить форму текущей работой