Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этимологическое исследование древнемонгольских онимов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании вышесказанного становится понятным этногенез бурятского народа. Когда хонгодор есть хонгират, и от хонгиратов ответвились икиресы (эхириты), притом эхириты и булагаты — родственные племена, а хори и хонгодор имеют один и тот же тотемязыковая близость этих племен и общность занимаемой территории общепризнаны — генезис бурятского народа представляет собой единую научную картину… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Этимология древнемонгольских этнонимов и антропонимов
    • 1. К происхождению названия «монгол»
    • 2. К этимологии названия «бурят»
    • 3. Этимология названия «хонгодор»
    • 4. Десятичная система счисления и родовые и племенные объединения с числовым названием
    • 5. К этимологии названий «мэргэд», «хорчид», «дархад», торгут"
    • 6. К этимологии и характеристике антропонимов
  • Чингис" и «Гэсэр»
  • Глава II. Этимология древнемонгольских топонимов
    • 1. 0. топониме «Эргэнэ-хон»
    • 2. К этимологии названия «Байкал»
    • 3. О топониме «Саяны»
    • 4. К этимологии названия «Бурхан-халдун»

Этимологическое исследование древнемонгольских онимов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В монголоведении изучение древнемонгольских онимов имеет свое неоспоримое научное значение: во-первых, уточняет историю монголоязычных народов, во-вторых, имеет свое самостоятельное лингвистическое значение, раскрывая семантику древних слов.

В этой области проделано немало и в Монголии, и в Бурятии.

Монгольские ученые Сухбаатар Г., Очир А. и др. опубликовали свои труды и по дочингисовой, и по чингисовой эпохе.

В Бурятии особенно интересные труды написал Г. Д. Санжеев. Рассматривая бурятские онимы, он коснулся проблемы древнемонгольской ономастики. Особо надо отметить его последние статьи, объединенные под общим названием «Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов», в которых рассматриваются происхождение названий «бурят», «эхирит», «наймангууд и долоонгууд», «монгол», «калмык», «хорчин», «тумат», «хори-тумат» («Этнические и историко-культурные связи монгольских народов», У-У, 1983).

А в 1996 г. в БНЦ издан сборник «Монголо-бурятские этнонимы», в котором представлены статьи Б. Р. Зориктуева «О происхождении и семантике этнонима бурят», Р. Н. Дугарова «Об этнониме хор (хури)», Д. Д. Нимаева «Этимологические заметки (по материалам тюрко-монгольской этнонимии), Г. Р. Галдановой «Хонгодоры-хонгирады?», В. Б. Цыремпилова «Об этимологии этнонимов монгол, хори, бурят и ойрат», Б. С. Дугарова «К вопросу о происхождении слова чингис». Эти работы отличаются научной новизной, богатством привлекаемого материала.

По этимологии названия «монгол» интересная работа проделана доктором Д.Дамдиновым.

Все это вкупе с работами ученых из Калмыкии В. П. Санчирова, А. Ш. Кичикова составляет внушительный научный вклад в изучение ' древнемонгольских онимов.

Изучение древнемонгольских онимов опирается на исследования по истории, языкознанию, этнографии, на культурологические и археологические исследования и т. д.

Особая роль принадлежит литературно-историческим памятникам, таким как «Сокровенное сказание монголов», «Сборник летописей» Рашид-ад-дина, «Алтан тобчи» во всех своих вариантах, «Эрдэнийн тобчи» Сагаан-Сэцэна, «Илэтхэл шастир» «Шара туджи» и т. д.

Труды Марко Поло, Плано Карпини, В. Рубрука, Н. Я. Бичурина, Палладия Кафарова несомненно помогают в изучении древнемонгольских онимов.

Исследования по китайской литературе с комментариями, как «Танские хроники о государствах Центральной Азии» А. Г. Малявкина, «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока» А. В. Кюнера, оказывают огромное влияние на рассмотрение тех или иных проблем.

Б.Я.Владимирцов, В. Л. Котвич, Б. В. Бартольд, И. Н. Березин, И. Я. Златкин, С. В. Киселев, А. Ю. Якубовский, Д Оссон, Н. П. Шастина, Г. Грумм-Гржимайло и многие другие — ученые разных лет и разных взглядоввнесли свою лепту в этимологию древнемонгольских онимов.

И обязательно привлекаются работы ученых Тувы, Хакасии, Алтая.

А без родной почвы — трудов бурятских ученых — немыслимо разрешение любой проблемы в этой области языкознания.

Статьи Д. Банзарова вовсе не утратили своей актуальности.

Л.Д.Шагдаров, У-Ж.Ш.Дондуков, И. Д. Бураев, Ш. Б. Чимитдоржиев, Д. Б. Улымжиев, С. Ш. Чагдуров, Д-Н.Доржиев, Е. Е. Тармаханов — историки и филологи — работая каждый над своими научными проблемами, косвенно или прямо оказывают помощь в разрешении частных или глобальных этимологических задач.

Этнографические, географические и фольклорные исследования играют огромную роль. Часто они поправляют ту или иную ложную научную концепцию или версию, дополняя фактический материал, теоретическую и методологическую базу, обновляя методический аппарат.

То же можно сказать в отношении новых археологических открытий или нового научного взгляда на уже существующие археологические объекты.

В последнее время к этимологии имеет отношение использование современных достижений науки, например, при определении генезиса народа принципов генной инженерии.

Таким образом, древнейший интерес к расшифровке тех или иных названий выходит на новейшие научные достижения, подтвердив еще раз, что ономастика — развивающаяся отрасль науки.

Главное, со временем меняется само научное мышление.

Археологические исследования А. П. Окладникова и Б. Э. Петри, П. Б. Коновалова и Б. В. Дашибалова и многих других археологов бесценны для ономастических новых разработок.

Чем шире научное поле зрения к той или иной проблеме, тем она вернее разрешается.

Актуальность работы. Этимология древнемонгольских онимов содействует решению исторических проблем, вопросов этногенеза и монгольского, и бурят-монгольского народоввызывала и вызывает повышенный научный интерес. Расшифровка названий «монгол», «Эргэнэ-хон», «Хонгоодор», «Бурхан Халдун» приводит к тому, что древнейшая история монголов начинается с самой северной окраины монгольского ареала. При своем усилении монголы продвигались к югу. Значит, нынешние буряты — эхириты, булагаты, хори и хонгодоры — стояли у истоков монгольской истории, единство их с глубины веков. Главное, когда доказывается, что хонгодоры — это хонгираты, устанавливается теснейшая историческая связь между эхиритами, булагатами, хори и хонгодорами, что актуально для дальнейшей консолидации и развития бурятского народа.

Научная новизна. Предлагаемая диссертация — первый опыт рассмотрения онимов древней Монголии на базе ономастики Бурятии, бурятского языка и фольклора.

Этимология каждого из онимов взаимосвязана с этимологией других. Например, этимология этнонима «хонгодор» взаимосвязана с этимологией этнонима «монгол» и топонима «Эргэнэ-хон». Применяется комплексный подход к этимологии отдельного онима с позиций различных научных дисциплин.

Материалы исследования. Это — работы по ономастике Бурятии и Монголии, историческая литература по Монголии, Бурятии, Туве, Хакасии и Алтая. Фольклор в устном и письменном изложении. Материалы по этнографии, археологии Монголии и Бурятии. Частные информации. Объекты географии, памятники истории природы и культуры.

Объект исследования. Онимы древней Монголии.

Предмет исследования. Этимология древнемонгольских этнонимов, топонимов и антропонимов.

Цель работы. Сделать научно обоснованную этимологию древнемонгольских онимов на базе комплексного подхода к объекту исследования.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— выявить исконную семантику древнемонгольских онимов;

— уточнить генезис бурятского народа;

— определить место бурятского народа среди других народов, его исторические связи не только в Центральной Азии, но и в Евразии.

Теоретическая и методологическая база. Труды российских и зарубежных ученых по монголоведению в области ономастики, истории, языкознаниялитературные памятникилитературно-исторические памятникикитайские, монгольские, ирано-персидские, казахские, киргизские, российские, бурят-монгольские. Теоретические положения и концепции по б этимологии, выработанные монгольскими и бурятскими учеными.

Методический аппарат. Основными методами исследования являются метод лингвистического анализа онимов, привлечение археологических, географических, антропологических, культурологических, исторических фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Практическое значение работы.

Она может быть использована при рассмотрении этимологии древних названий, вопросов этногенеза, исторических, культурологических, ономастических проблем в науке, также преподавателями школ и вузов. Материалы исследования могут быть полезными для краеведческих, исторических, этнографических исследованийв туристическом бизнесе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в одной монографии, в 10 журнальных и газетных статьях. Отдельные ее положения докладывались на научно-практических конференциях хонгодорских встреч в Кырене (1991 г.), в Алари (1996 г.), Орлике (1998 г.) обсуждена на расширенном заседании отдела языкознания ИМБиТ СО РАН.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. К работе прилагаются список литературы, список основных информантов, список принятых сокращений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы рассмотрели в настоящей работе этимологию этнонимов «монгол», «хонгодор», «мэргэд», «хорчид», «дархад», «торгууд», «три курыкана», «четыре ойрата», «долоонгууд», «наймангууд» с позиции, значений числительных при них (числительные у бурят имеют философское значение), антропонимов «Гэсэр», «Чингис», топонимов «Эргэнэ — хон», «Байкал», «Саяны», «Бурхан-халдун» .

Рассматривали с исторической, географической, археологической, антропологической, филологической, культурологической точек зрения.

Мы считаем, что научность подхода соблюдена.

Привлечение бурят-монгольского языка, фольклора, географии Саяно-Байкальского региона при этимологии древнемонгольских онимов дает результаты, которые отличаются научной новизной.

Целью работы было прийти к научно обоснованной этимологии на основе комплексного подхода к объекту исследования.

Считаем, что наша цель достигнута и приходим к следующим выводам:

1. Существующие версии по этимологии не исчерпывают возможности других версий, все они имеют полное право на существование.

2. Этимология древнемонгольских онимов имеет огромное значение для полнейшего раскрытия истории народа, его генезиса. Подкрепленная фактами — археологическими, историческими, филологическими, культурологическими, антропологическими, фольклорно-мифологическими — она имеет первостепенное значение для решения этих задач.

3. Этимология древних онимов — сложная и трудная задача, но она достигает цели, когда раскрытое значение этнонима, антропонима и топонима доступно сознанию и представлению человека — и древнего, и современного — понятно своей простотой и естественностью. Например, значение этнонима «монгол» при нашей версии просто и доступно, при присутствии географического факта: наличие гор «мон» в наше времяисторического — упоминание Саянских гор как Кокмен, упоминание монголов как живущих в глубокой древности у горы Мэншаньфольклорно-мифологического — наличие легендарной долины Эргэнэ — хон в труднодоступных горахфилолого-георафического — присутствие корня «мон» в названии гор на разных языках в широком ареале Евразийского континентафилологически-поэтического — названия Саянских гор как Мондаргаисторического — перемещения центра хуннов к Северу после исхода из Великой петли реки Хуанхэархеологического — хуннские городища в долине Иволги, антропологического — отнесение хуннов к байкальскому антропологическому типуфилологического — близость языка «Сокровенного сказания» к бурятскому, особенно к его отдельным диалектам.

4. Этимология древнемонгольских онимов как «монгол», «Эргэнэ — хон», «Бурхан-халдун», «хонгират» приводит к выводу, что ранняя история монголов связана с Саяно-Байкальским ареалом.

5. На основании вышесказанного становится понятным этногенез бурятского народа. Когда хонгодор есть хонгират, и от хонгиратов ответвились икиресы (эхириты), притом эхириты и булагаты — родственные племена, а хори и хонгодор имеют один и тот же тотемязыковая близость этих племен и общность занимаемой территории общепризнаны — генезис бурятского народа представляет собой единую научную картину.

Без этого, выдвинутого нами положения нынешний бурятский народ предстает как не имеющий общей основы, и в этом случае говорить об этногенезе народа в общем не имеет смысла, разве что можно рассуждать только о происхождении и существовании отдельных племенных образований.

6. Обоснование единства бурятского народа с древних времен имеет огромное значение: а) национальное — в развитии традиций и обычаев, их различных местных вариаций, что дает необыкновенное, философскибогатое, культурно-привлекательное началоб) политическое: для более тесной консолидации разных составляющих бурятского народа, а ныне они не чувствуют тесного, близкого, исторического родствадело представляется так, будто они исстари были отдельными друг от друга племенами, осколками монгольского мира.

7. Обоснование единства бурятского народа не строится только на этимологии этнонима хонгодор, она взаимосвязана с этимологией этнонима «монгол» и топонима «Эргэнэхон», что делает доказательство более обоснованнымтакой научный подход применен впервые, вернее мы пришли к нему в процессе последовательного рассмотрения проблемы.

8. В настощей работе рассмотрено десять этнонимов, два антропонима, четыре топонимаэтимология их указывает на то, что бурятские племена — эхириты, булагаты, хори и хонгодоры являются древними монголами, а монголы — древнейшим народом Центральной Азии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Л. «Буряад унэн Духэриг» 1989, № 12−14 Ангархаев А.Л. «Саяны», 1987 № 101−102. Ангархаев А. Л. «Саяны», 1987 № 144−146 Ангархаев А. Л. Истоки., У-У., 1999
  2. К.А. Этнические связи киргизов с народами Центральной Азии // Историко-культурные связи народов Центральной Азии У-У, 1983.
  3. В.П. Новые данные о европеоидной расе в Центральной Азии // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск: Наука, 1974.
  4. H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности// Живая старина: 1986. Асалханов И. А. О бурятских родах в XIX веке // Этнографический сборник Вып. 1 У-У., 1960.
  5. Е.Ф. Об истоках этнической истории эвенков. 1998. Ахманова О. С., Краснова И. Е. О методологии языкознания // Вопросы языкознания, 1974.
  6. С.Д. Из родословных закаменских бурят. Закаменск, 1993.
  7. С. Ховсголийн дархад ястан. У-Б., 1965.
  8. . Таинство и практика шаманизма. У-У., 2000.
  9. .З. Буддизм и монгольские летописи ХУП-Х1Х вв. (К критике идеи преемственности происхождения монгольских ханов). Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986.
  10. С.П. Происхождение и расселение иволгинских бурят // Этнографический сборник. Вып.1. У-У., 1960.
  11. С.П. Родословные предания и легенды бурят. У-У., 1970.
  12. Н.Б. Заметки о топонимике Забайкалья //
  13. Этнографический сборник, вып.1. У-У., 1960.
  14. .Б. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа // Бурятиеведение. Верхнеудинск, 1929. Вып. 1−2 (9−10).
  15. Д. Собрание сочинений. М., 1955.
  16. А.Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. М., 1954.
  17. .Б. «Буряад унэн». 1988, № 25.
  18. .Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности // Бурятиеведение. -1977 № 3,4.27. Бартольд В. М. М., 1973.
  19. П.П. Материалы к вопросу о происхождении бурятских племен // Бурятиеведение. № 2. Верхнеудинск, 1926.
  20. Белая история. У-У., 2001.
  21. .В. О географических названиях Предбайкалья и Забайкалья // Изв. Всесоюзного геогр. об-ва. Т.97, Вып.4 Л., 1965.
  22. .В. Система географических названий // В кн.: Предбайкалье и Забайкалье. М.: Наука, 1965.
  23. А.Н. Заметки по этногенезу народов Северной Азии//
  24. Вст № 2 Советская этнография, 1947. № 2.
  25. А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрков. VI—VIII вв.еков. М., JL, 1946.
  26. А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951.
  27. Т.А. Этнолигвистические этюды о племенах Центральной Азии // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. Вып. № 6. У-У., 1976
  28. Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. I том. M-JL, 1950.
  29. Н.Я. Записки о Монголии. СПб., 1828.
  30. Н.Я. Историческое обозрение ойратов и калмыков. -СПб., 1834.
  31. Ш. Монгольская историография (ХШ-ХУП вв.) М., 1978.
  32. М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск. Бурят-монгол, изд-во., 1926.
  33. В.И. К вопросу о значении имен собственных. Восточнославянская ономастика. М., 1972.
  34. Бондалетов. Русская ономастика. М., 1983.
  35. А. Избранное. М., 1970.
  36. И.Д. Сартулы // Этнографический сборник. Вып. 1. У-У., 1960.
  37. Буряадай туухэ бэшэгууд. У-У., 1992.
  38. Буряад унэн-Духэриг. 1998., № 12−14.
  39. Буянтуев. К вопросу о происхождении названия «Байкал». // Из. В.АН. СССР, серия геогр. 1951, № 5.
  40. Бугд найрамдых монгол ард улсын туух. -У-Б., 1960.
  41. Г. М. Эвенки. Л., 1969.
  42. Г. М. Очерки диалектов эвенкийского (тунгусского) языка. Л., 1948.
  43. Г. М. Эвенки. Л., 1969.
  44. Г. М. Древнейшие языковые связи народов Азии и Европы. Т.2.М., Л., 1947.
  45. Г. М. Топонимика Восточной Сибири. Изв. Всесоюзн. геогр. об-ва Т 90, Вып.4, 1958.
  46. .Я. Географические имена орхонских надписей, сохранившиеся в монгольском. Докл. АН СССР, серия В. вып 10.1929.
  47. .Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
  48. Л.Л. Этно-культурные связи монгольских племен в древности и раннем средневековье. История и культура Востока Азии (Центральная Азия и Тибет) Т 1., Новосибирск: Наука, 1972.
  49. В.В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. У-Б., 1967.
  50. Н.В. Археологические памятники МНР. Са, № 1, 1960.
  51. Г. Р. Закаменские буряты: историко-георафические очерки (вторая половина XIX- первая половина ХХв.). Новосибирск, 1992.
  52. Г. Р. Хонгодоры-хонгираты? // «Монголо-бурятские этнонимы». У-У., 1996.
  53. . А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.
  54. .Д., Якубовский А. Д. Золотая орда и ее падение. М.-Л., 1950.
  55. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т2. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. Л., 1926.
  56. Л.Н. История народа хунну. М., 1997.
  57. Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1997.70. «Вокруг света» 1985., № 2,№ 3.
  58. Л.Н. В поисках вымышленного царства. М., 1997.
  59. . Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
  60. Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
  61. Л.Н. Хунну. М., 1997.
  62. С.А. О древних и средневековых названиях Байкала. -Изв. АН СССР, серия общ. наук, 1974. № 11. вып№.
  63. Д.Г. О топониме бассейна реки Онон.// Ономастика Бурятии. У-У., 1976.
  64. . Археологические памятники курыкан и хори. У-У., 1995.
  65. .О. Некоторые данные к истории образования бурятского народа. // Советская этнография. 1954, № 1.
  66. .О. Некоторые вопросы древней истории западных бурят // Краткие сообщения ин-та этнографии АН СССР. Вып. ХУШ-М., 1953.
  67. .О. Родоплеменной состав народов Сибири в XVII веке // Доклады совесткой делегации на V Международном конгрессе антропологов и этнографов. М., 1956.
  68. .О. Родовой и племенной состав народов Севера в XVII веке. М., 1960.
  69. Дондуков У-Ж.Ш. Словообразование монгольских языков. У-У., 1993.
  70. .Д. Селенгинские летописи.// Монголоведные исследования- У-У., 1996.
  71. Д.Д. Старо бурятский язык. -У-У., 1992.
  72. Д.Д. Ранние памятники бурятской письменности // Материалы по истории и филологии Центральной Азии.- У-У., 1970.
  73. Е.А. Зороаостризм: верования иобычаи. В Энциклопедии для детей. Всемирная история. -М., 1986.
  74. .С. О происхождении окинских бурят. //Этнические и88.
Заполнить форму текущей работой