Определение понятия
Посещая любую выставку, студент должен в первую очередь попытаться выявить и сформулировать ее концепцию. (Это является обязательным элементом любого индивидуального задания на учебную практику.).
Концепция выставки — это идея, разработанная и сформулированная с точки зрения значимых для ее успеха целей и средств их достижения.
Эта идея должна рассматриваться как «послание» (message), с которым экспонент обращается к посетителям выставки, вкладывая в это сообщение свои представления о качестве и новизне предлагаемых им продуктов/услуг, о тенденции развития своих отношений с потребителями/клиентами, о социальной и экологической ответственности своего бизнеса и т. п.
На рис. 3 представлены различные аспекты и составляющие концепции выставки и взаимосвязи между ними на примере участия студентов в специализированных выставках, посвященных туризму, путешествиям и индустрии гостеприимства («LenTravel», «ExpoHoReCa» и «Inturmarket») в СанктПетербурге и Москве.
Основной аспект концептуального взгляда на выставку — целеполагание. Например, одна из главных целей участия университета в упомянутых выставках — введение в учебный процесс нового технологического компонента — участие студентов (для начала — немногих) в специализированных выставках, имеющих отношение к их будущей профессии, в качестве членов «стендовой команды».
Другой важный аспект концепции — средства достижения целей. Он отвечает на три ключевых вопроса:
Что выставлять?
На какие фокусные группы нацеливаться?
Как оформить экспозицию?
Предприятие-экспонент должно четко представлять себе, кого оно хочет заинтересовать своей экспозицией — именно от этого зависят ее содержание и способы его подачи. Разумеется, в большинстве случаев это потенциальные потребители, но они, как известно, могут различаться многими признаками (возраст, уровень дохода, образование и пр.). На этих различиях базируется главный принцип сегментации рынка.
В качестве «целевых групп» могут рассматриваться не только потенциальные потребители, но и другие посетители выставки:
- — партнеры, поставщики, представители инфраструктуры бизнеса — если экспонент намерен укрепить и развить свои инфраструктурные связи;
- — специалисты различного профиля — если экспонент нуждается в привлечении свежей рабочей силы;
- — инвесторы — если экспонент хочет привлечь в свой бизнес дополнительные ресурсы;
- — представители социума, в глазах которых экспонент стремится предстать экологически и социально ответственным предприятием.
Эти и другие возможные варианты концептуального поведения экспонентов должны стать объектами исследования студентов-практикантов при прохождении учебной практики.