В рыночных отношениях маркетинговому исследованию подлежит широкий круг субъектов и объектов — участников этих отношений, а значит охват направлений маркетингового исследования достаточно обширен и разнообразен.
Маркетинговым исследованиям по всем направлениям присущи свои принципы, этапы, методы и приемы.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием и интервьюированием существуют почтовые, телефонные, прессовые, факсовые, экспертные и др. опросы. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
В маркетинге нет стандартной программы исследования, что заставляет искать пути, сообразуясь с конкретной рыночной ситуацией, складывающимися коммерческо-хозяйственными связями, средствами исследования, квалификацией маркетологов, наличием соответствующей информации и т. д.