Необходимыми условиями самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объём производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объёме, где когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки её сбыта, их ёмкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т. д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
Изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков её сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объёма и ассортимента;
Анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, оценка степени риска невостребованной продукции;
Оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения уровня;
Разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
Оценка эффективности производства и сбыта продукции.
С помощью маркетинга ведётся постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечит предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.