Выделяют три основных причины возникновения управления знаниями.
1. Социальная причина В компании материальное производство становится вторичным по отношению к нематериальному (информации и знанию), появляется новая роль компании, это работник со знаниями. К главным характеристикам такого работника относится то, что он безраздельно владеет средствами производства: интеллект, память, опыт, инициатива. Его знания специфичны и могут быть применены в рамках строго определенного бизнес процесса.
2. Экономическая причина При оценке возврата инвестиций от приобретенных информационных технологий оказалось, что возникает компьютерный парадокс. Определить экономический эффект от вложенных в IT средств просто нельзя. Было проведено исследование IT компаний, которое показало, что если взять всю 100% рыночную стоимость компаний, то 95%, это нематериальный актив, это собственно знания самих сотрудников. Поэтому решение компании данного парадокса в том, что экономическая оценка от внедрения IT строится с учетом знаний, как экономического фактора, следовательно IT сами по себе не является прибыльными, прибыль формируется через операции со знаниями (данными).
3. Технологическая причина Технологическая причина заключается в эволюционном процессе развития информационных технологий (IT), где выделяются такие этапы эволюции: вычисление, коммуникация, поддержка мыслительной деятельности.