Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные подходы и системы мотивации персонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с перечисленными теориями мотивации, которые может отнести к числу базовых для современной социальной науки, существуют и другие концепции, объясняющие сущность мотивации. X. Шольцем предложена классификация всех известных теорий и концепций мотивации. Данная классификация может быть дополнена теорией современных ученых, рассматривающих феномен мотивации с учетом всего комплекса факторов… Читать ещё >

Современные подходы и системы мотивации персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

мотивация персонал стимулирование Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение.

В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой.

Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.

В силу своей многогранности проблема трудовой мотивации на протяжении длительного времени привлекала внимание многих ученых. В современной литературе представлено большое количество теорий мотивации, также имеется множество возможностей их классификации.

Например, широко распространена систематизация теорий, в которой используется хронологический критерий для классификации Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2008. № 2. — С. 83−88.:

  • 1) традиционный подход на основе модели «экономического человека» Ф. Тейлора;
  • 2) подход с позиции «человеческих отношений», опирающийся на модель «социального человека» Э. Мэйо;
  • 3) предоставление возможностей для самореализации человека в труде на основе модели «творческого человека» Ф. Герцберга;
  • 4) подход с позиции человеческих ресурсов на основе модели «сложного человека».

Большой популярностью пользуется классификация теорий с точки зрения двух подходов — содержательного и процессуального. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом его поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. Процессуальный подход представлен в основном такими теориями как теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Э. Мэйо, теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера.

Наряду с перечисленными теориями мотивации, которые может отнести к числу базовых для современной социальной науки, существуют и другие концепции, объясняющие сущность мотивации. X. Шольцем предложена классификация всех известных теорий и концепций мотивации. Данная классификация может быть дополнена теорией современных ученых, рассматривающих феномен мотивации с учетом всего комплекса факторов, влияющих на формирование и функционирование процесса мотивации — «теории комплексного управления мотивацией».

Автор выделяет три группы теорий мотивации, наиболее четко упорядочив их по своему смысловому содержанию. Классификация ниже указана в таблице.

Таблица 1 — Группы теорий мотивации персонала Иванов В. Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 5. — С. 82.

Группировка теорий мотивации.

Их сущность.

1. Внутриличностные теории.

Базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение работников. Сущность этих теорий заключается в положении о том, что каждый человек обладает определенным набором врожденных и приобретенных потребностей, их удовлетворение и выступает основой всякой мотивации, включая трудовую.

2. Процессуальные теории.

Акцент в них делается на том, как работник распределяет усилия для достижения определенной цели и как выбирает конкретный вид поведения. Исходный постулат здесь — утверждение, что поведение людей определяется не только потребностями, но и целым рядом других факторов.

3. Другие теории.

В их основе лежит специфический образ работника — человека.

В эффективно управляемых предприятиях стратегии разрабатываются во всех сферах и по всем направлениям их деятельности и ориентированы на решение таких задач, как:

  • — адаптация системы к изменяющимся экзои эндогенным факторам или условиям;
  • — проведение необходимых изменений в структуре и функциях системы и ее основных звеньях;
  • — создание организационной структуры, соответствующей данным изменениям;
  • — подбор, обучение и удержание управленческих кадров, способных реализовать данные стратегические изменения на практическом уровне управления деятельностью всех структурных компонентов системы.

Способы мотивации могут различаться в зависимости от цели мотивации. Они представлены ниже в таблице.

Таблица 2 — Способы мотивации Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2009. № 10. — С. 29−31.

Способы мотивации персонала.

Особенности способов.

1. Экономические способы мотивации.

Это способы, в результате реализации которых люди получают определённые выгоды, повышающие их благосостояние. Основной формой экономической мотивации является заработная плата, которая зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества труда. Другая важная форма экономической мотивации — система премирования, дополняющая основную и являющаяся действенным стимулирующим средством.

2. Неэкономические способы мотивации.

К ним относятся организационные и моральные. Организационные способы мотивации включают мотивацию целями, мотивацию участием в делах фирмы и мотивацию обогащением работы. К моральным способам мотивации относится признание личное и публичное.

В настоящее время отечественным предприятиям для повышения эффективности управления персоналом следует более широко использовать самые разнообразные способы мотивации работников. Многие руководители отечественных предприятий основное внимание уделяют финансовой и организационной сторонам предпринимательской деятельности. Что же касается мотивационной деятельности, то о ней, как правило, они забывают или отодвигают её на задний план. Следует отметить, что преобладающая на предприятиях и в организациях России слабость мотивации отрицательно сказывается на конечных результатах их деятельности. В сложившейся обстановке мотивацию трудовой деятельности работников необходимо изменять, т. к. от этого зависят и современные принципы управления персоналом.

Различают две основные формы мотивации, указанные на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные формы мотивации Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2008. № 7. — С.48−49.

Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько содержанием работы, сколько принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой. Сочетание двух форм мотивации на практике не возможно, потому что в них заложены относительно разные методы мотивации персонала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой