Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Коррекция речевых и неречевых проявлений в структуре заикания школьников с использованием технологии Вальдорфской педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате поэтапного проведения констатирующего экспериментального исследования, — цель, направленная: на выявление речевых и неречевых проявлений в структуре заикания школьников и разработки методических рекомендаций по интеграции вальдорфских технологий в процесс логопсихокоррекции — была достигнута; гипотеза о целесообразности их применения, как одного из направлений в системе комплексной… Читать ещё >

Заключение. Коррекция речевых и неречевых проявлений в структуре заикания школьников с использованием технологии Вальдорфской педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках выпускной квалификационной работы проведено экспериментальное исследование констатирующего характера с элементами пробного обучения на актуальную проблему обоснования целесообразности применения вальдорфских техник в системе комплексной логопсихокоррекции заикающихся (на модели психолого-педагогической методики Ю. Б. Некрасовой — Е.Ю. Рау).

В результате поэтапного проведения констатирующего экспериментального исследования, — цель, направленная: на выявление речевых и неречевых проявлений в структуре заикания школьников и разработки методических рекомендаций по интеграции вальдорфских технологий в процесс логопсихокоррекции — была достигнута; гипотеза о целесообразности их применения, как одного из направлений в системе комплексной логопсихокоррекции, с возможностью опосредованного воздействия на процесс логопедической коррекции, обеспечивающий оптимальные условия для устранения, как речевых, так и неречевых проявлений в структуре заикания школьников — была подтверждена, путем поэтапного решения экспериментальных задач и подбора адекватных задачам методов исследования.

Обобщение экспериментальных данных по результатам проведенного исследования позволило сформулировать следующие выводы:

  • 1. Теоретический анализ классической и современной литературы в области заикания, актуализировал поиск эффективных путей его преодоления с учетом наличия не только речевых (речевая судорожность) (И.А. Сикорский, Э. Фрешельс и др.), но и неречевых (психофизических) (Г.Д. Неткачев, В. А. Гиляровский, Ф. А. Рау и др.) проявлений, которые, хронифицируясь, препятствуют полноценной коммуникации и социализации заикающихся в целом (Н.А. Власова, Е. Ф. Рау, Ю. Б. Некрасова, Е.Ю. Рау). Технологии вальдорфской школы, предложенные Р. Штайнером [89,95−97], наряду с другими артпедагогическими творческими технологиями (библио, символо, кинезио, игро, сказко, рисуночная терапия и др.) (Ю.Б. Некрасова, Н. Л. Карпова, Е. Ю. Рау, В.П. Мерзлякова), могут оказаться созвучны работе с заикающимися, как интегративная (логопсихокоррекционная) модель для полноценного формирования их личностно-коммуникативной сферы в процессе логопедической работы;
  • 2. Результаты исследования особенностей проявления заикания у школьников экспериментальной группы (речевой статус) по данным комплексного логопедического обследования показали:
    • — разнообразные типы речевой судорожности (клонические, тонические или тоно-клонические), а также отмечалась их различная локализация, преимущественно смешанной формы (с преобладанием дыхательно — атрикуляционной, ритмической дыхательной судороги; артикуляционно — голосовой, голосо-артикуляционных судорог в виде выраженного гортанного спазма).

По анализу типа и форма (локализации) речевой судорожности, а также частоты проявления и характера речевых уловок в различный по степени самостоятельности видах речи (воспроизведение спонтанного экспромта, рассказа на заданную тему, пересказ, вопросно-ответная форма, сопряженно — отраженная речь) оказалось возможным выявить разную степень проявления речевой судорожности у обследуемой группы заикающихся.

  • — легкая степень речевой судорожности была выражена у 3 человек (23%) и характеризовалась наличием не более одной запинки в предложении лишь в некоторых сложных по степени самостоятельности видах речи (в воспроизведении спонтанного экспромта, рассказа на заданную тему, как без, так и с наглядной опорой на картинку). У данных пациентов речевые уловки отсутствовали.
  • — средняя степень проявления речевой судорожности была выявлена у 7 человек (54%) при наличии не менее двух запинок в каждом предложении, как в сложных по степени самостоятельности видах речи (в воспроизведении спонтанного экспромта, рассказа на заданную тему, как без, так и с наглядной опорой на картинку), так и в более простых (вопросно-ответной форме). Наблюдались, как значительные (29%), так и незначительные (71%) речевые уловки.
  • — тяжелая степень проявления речевой судорожности отмечалась у 3 человек (23%) при наличии запинок почти в каждом слове, вплоть до невозможности говорить вообще, практически во всех видах речи по степени самостоятельности, включая даже сопряженно-отраженные виды высказывания. Наблюдались как значительные (33%), так и незначительные (67%) уловки.
  • 3. Результаты изучения психофизических проявлений в структуре заикания школьников по данным рисуночных тестов вышеуказанной тематики показали:
    • — типологические особенности их личности (преимущественно низки уровень самооценки и высокую тревожность);
    • — степень фиксированности на дефекте (умеренного и выраженного характера);
    • — проявления страхов и ситуационного характера;
    • — специфические ощущения в мышцах тела, как участвующих (грудной клетки, шеи, нижней челюсти, губ, языка), так и не участвующих в речевом акте (нижних и верхних конечностей, спины, живота, плеч, других частей тела), в виде наличия излишнего напряжения, скованности, тремора.
  • 4. На основе полученных данных в ходе экспериментального исследования, на модели применения вальдорфских технологий, с учетом принципов и этапов логопедического воздействия, описанных в работах Ю. Б. Некрасовой и Е. Ю. Рау, — были разработаны и апробированы методические рекомендации по коррекции, с одной стороны, речевой плавности в процессе речевого сопровождения наглядных действий с природными материалами, музыкальными инструментами, — с другой стороны коммуникации и социализации заикающихся в процессе организации коррекционно-компенсаторной, коммуникативно-творческой среды, освобождающей ребенка от волнения, страха, тревожности во время речевого акта в процессе совместной творческой деятельности и группового взаимодействия пациентов, родителей и логопеда с использованием разнообразных вальдорфских техник.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой