Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Существующие модели разработки бизнес-планов на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы справиться с этой задачей, как правило, обращаются к услугам специалистов. Они проводят исследования, изучают соответствующие параметры: потоки людей в непосредственной близости от помещения, конкурентное окружение, основные здания и сооружения вблизи будущего ресторана, удобство подъезда, наличие парковки, возможности внешнего оформления; выясняют приблизительную структуру… Читать ещё >

Существующие модели разработки бизнес-планов на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует большое многообразие моделей разработки бизнеспланов, а конкретное их содержание различно.

Целью бизнес-плана, как правило, является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для фирмы на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени.

Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность, в нашей стране в последнее время в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе.

Целью работы разработчиков бизнесплана являются следующие основные задачи:

  • 1. Определение роли и места бизнес-плана в системе планирования;
  • 2. Анализ источников информационного обеспечения процесса разработки бизнес-плана;
  • 3. Выработке конкретных рекомендаций по разработке отдельных разделов бизнес-плана;

На сегодняшний день модели разработки бизнес-планов подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач.

Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

  • — полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов (примерный объем 100−300 страниц);
  • — бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
  • — бизнес-план компании — изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может быть написан для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
  • — бизнес-план структурного подразделения — изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности под-разделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
  • — бизнес-план как заявка на кредит — для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
  • — бизнес-план как заявка на грант — для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения острых социально-политических проблем.

Несмотря на то, что разновидностей бизнес-плана может быть много, современные тенденции делового оборота уже более или менее определенно обозначили его типовую структуру, названия и базовое содержание основных разделов:

  • 1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность;
  • 2. Аннотация,
  • 3. Меморандум о конфиденциальности,
  • 4. Резюме (вводная часть) — основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов.
  • 5. Описание товара (услуги) — потребительские свойства товара (услуги), отличие от товаров (услуг) конкурентов, степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т. п.
  • 6. Стратегия маркетинга — прогноз цен, каналы сбыта, реклама, анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.
  • 7. Организационный план — организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия, потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п.
  • 8. План производства отражает производственный процесс. В этом разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях и их площадь, потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки производства и себестоимость производимой продукции и т. д. Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству, количеству), устанавливается перечень базовых операций по обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны окружающей среды.
  • 9. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д.
  • 10. Оценка риска и страхование. Поэтому в грамотно изложенном бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков, меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при бизнес-планировании используется страхование имущества, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов [5, с.241].

В общей характеристике фирмы следует отобразить основные виды и характер ее деятельности: является фирма производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она может предложить своим клиентам; где она расположена; запланированная география развития бизнеса. Следует также дать информацию о степени развития фирмы, очень важно сформулировать основную цель фирмы.

В этом разделе бизнес-плана должна быть представлена короткая информация о предприятии, включая его название, юридический статус и форму собственности, дату регистрации, адрес, короткий анализ основных показателей хозяйственной деятельности.

Резюме — хорошо сконструированная система данных о коммерческой перспективе предпринимательского проекта, о производственном, организационном и финансовом обеспечении программы его реализации.

Это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.

Основная цель этого раздела бизнес-плана — предоставить в максимально выгодной форме важнейшую информацию для потенциальных партнеров и для лиц, на финансовую поддержку которых рассчитывает предприниматель.

При описании исследования рынка продукции и услуг в бизнес-плане необходимо начать с четкого определения объекта предложения на потребительском рынке.

При определении перечня и характеристик выпускаемой продукции необходимо анализировать следующие основные показатели:

  • — характеристика выпускаемой продукции (услуг, в том числе характеристика принципиально нового продукта/услуги);
  • — продолжительность жизненного цикла продукции;
  • — технологические особенности выпуска продукции;
  • — определение продукции (услуг), предназначенной для продажи на внешнем рынке.

При характеристике предусмотренной продукции (услуг) очень важно четко подчеркнуть:

  • — ассортимент основных видов продуктов, которые планируется изготовить, а также виды услуг, которые будут предоставляться потребителям;
  • — предназначение изготовленных продуктов (услуг);
  • — потребительские характеристики продуктов (услуг);
  • — конкурентоспособность продукции (услуг) на потребительском рынке.

В информации о предназначении изготовленных продуктов (услуг) необходимо определить цель производства конкретных их видов с точки зрения удовлетворения потребностей.

Специфичность продукта (услуги) конкретного предприятия следует определять на определенном рынке конкретного вида продукции (услуги) для четко определенного контингента потребителей. При этом уникальность продукта (услуги) может быть обеспечена каким-либо комплексом сравнительно с продукцией, которая реализуется другими предприятиями в пределах региона, а также за счет предоставления разных форм обслуживания.

Вместе с тем на этой стадии следует предусматривать и слабые стороны предлагаемого продукта, и длительность его жизненного цикла.

Исследование привлекательности продукции (услуги), предназначенной для выпуска и реализации, неразрывно связано с маркетинговыми исследованиями рынка в целом. Здесь должны быть раскрыты основные вопросы:

  • — общая характеристика регионального рынка продукции (услуги);
  • — сегментация рынка продукции (услуги), которую выпускает предприятие в регионе;
  • — определение размера и состава продукции (услуги), которую выпускает предприятие в прогнозируемом периоде;
  • — организация сбыта продукции (услуг) предприятия в условиях конкуренции.

При изучении спроса на определенную продукцию (услугу) необходимо учитывать ее специфические особенности, которые определяются характером самой продукции (услуги), а также условиями ее реализации и потребления.

Анализ и прогнозирование объема спроса населения на определенную продукцию (услугу) на рынке в целом, в том числе на продукцию (услугу) конкретного предприятия, осуществляется на основе статистических данных о доходах и затратах населения региона на определенную продукцию или услуги с использованием методов анализа и прогнозирования конкретных экономических показателей.

Особо важное значение, для прогнозирования общего объема спроса населения имеет исследование причин возникновения неудовлетворительного спроса, определение объема спроса и тенденции его развития.

Сложнейшим и ответственным вопросом для предприятия на данном этапе является определение общего объема реализации продукции, его состава на каждом из выбранных рынков.

На заключительном этапе рыночных исследований необходимо определить и отобразить в бизнес-плане:

  • — перечень конкурентов на выбранном рынке, т. е. юридических и физических лиц, которые занимаются производством, реализацией и организацией потребления аналогичных товаров и услуг;
  • — организацию, которая предоставляет нужную предприятию информацию по маркетинговым вопросам, т. е. характеристику юридических и физических лиц, которые занимаются производством и реализацией аналогичных товаров и услуг;
  • — наличие специальных агентов и дистрибьюторов на выбранном рынке, сферу их деятельности и финансовые отношения с ними;
  • — перечень клиентов, с которыми сотрудничает предприятие.

Исследование и оценка факторов конкуренции является системным процессом. Важным моментом определения конкурентной среды является анализ показателей, который характеризует экономический потенциал фирмы конкурента; активы баланса; объем производства и продажи; валовая и чистая прибыль, основной капитал; оборотный капитал; объем инвестиций; собственный и заемный капитал, затраты на научно-исследовательскую работу; общее количество занятых работников, в том числе на производстве.

Конкурентоспособность собственной фирмы относительно других фирм следует рассматривать по таким показателям:

  • — динамика объема продаж в стоимостных и натуральных единицах измерения;
  • — отношение прибыли к себестоимости продукции;
  • — отношение объема продаж к средней стоимости товарных запасов;
  • — отношение объема продаж к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств;
  • — портфель заказов.

В этом подразделении бизнес-плана необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • — главные факторы конкурентоспособности товаров и услуг;
  • — практику фирм конкурентов в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • — практику фирм конкурентов в области наименования товаров;
  • — чем привлекает потребителя внешнее оформление продукции конкурентов;
  • — уровень сервиса конкурентов в процессе реализации товара и обслуживания клиента;
  • — путь товаров от поставщика к фирме-конкуренту.

План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. Выбор маркетинговой стратегии является определяющим на всех стадиях бизнеса — от появления продукции на рынке до его продажи и послепродажного обслуживания. Для обсуждения проекта с будущими партнерами или инвесторами намечаются конкретные принципы распространения продукции, методы определения цен, уровень рентабельности на вложенный капитал и другие вопросы маркетинговой политики. Большое внимание при этом уделяется проработке вопросов качества продукции.

На выделенном рынке необходимо спланировать комплекс маркетинга. В комплекс маркетинга входит все, что предприятие может внедрить для повышения спроса на свои товары и услуги, а именно:

  • — схема распространения товаров и услуг;
  • — ценообразование;
  • — методы стимулирования объема продаж;
  • — реклама.

Решение о выборе каналов распространения товаров и услуг — одно из сложнейших решений, которые приходиться принимать предпринимателю. Каждый канал распространения имеет специфические равные сбыта и затрат. Выбор каналов существенно влияет на другие составляющие комплекса маркетинга. Не менее важно просветить как можно полнее вопрос об определении цен на товары и услуги и на уровень рентабельности на вложенные деньги.

Ценовая политика на потребительском рынке — актуальная проблема для всех предприятий. На потребительском рынке могут быть использованы стратегии ценообразования в зависимости от поставленной цели.

При оценке возможностей реализации той или иной стратегии рассматриваются условия деятельности предприятий с трех позиций:

  • — ориентация на затраты;
  • — ориентация на возможности рынка (на конкуренцию);
  • — ориентация на спрос.

Спрос обусловливает максимальную цену, которую предприятие может запросить за свою продукцию или услуги, а минимальная цена определяется затратами предприятия. Каждое предприятие на рынке стремиться установить такую цену на свой товар, которая бы полностью покрывала все затраты на его производство и сбыт, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

На каждом рынке предприятие должно произвести свою стратегию ценообразования. Разработка такой стратегии и определение минимальной, максимальной и конкурентоспособной цены должны проходить несколько этапов, а именно:

  • — определение целей и задач ценообразования;
  • — определение спроса;
  • — оценка затрат;
  • — анализ цен на аналогичные товары и услуги конкурентов;
  • — выбор конкретной ценовой политики;
  • — установление конкурентоспособной стартовой цены.

Ценовая политика предприятия должна быть связана с общими целями его деятельности и отражать их.

Предприятие определяет общую ценовую политику, связывая в интегральную систем…

Стратегия маркетинга должна предвидеть определение жизненного цикла новых товаров и услуг и возможностей его продвижения с помощью новых модификаций товара, поиска новых сфер использования товара и привлечения новых потребителей. Следует подчеркнуть, что раздел маркетинга — это одна из важнейших частей бизнес-плана, т.к. в нем говориться непосредственно о характере бизнеса, который планируется, и способы его реализации. Цель этого раздела — спланировать влияние и реакцию фирмы на рынок в тех или иных обстоятельствах.

В современных условиях значительная роль принадлежит финансовому планированию. Предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития.

Финансовое планирование — процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в планируемом году.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием проиводственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, услуг, работ, себестоимости продукции).

Разработка финансового плана дает картину развития предприятия. Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия через выбор субъектов финансирования, направление расходования денежных средств и обеспечивать рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Назначение финансового планирования — определение совокупной потребности предприятия в финансовых ресурсах, в размерах, обеспечивающих финансирование расширения производства, выполнение финансово-кредитных обязательств перед бюджетом, банками и т. д., решение социальных задач и задач материального стимулирования работников предприятия, а также создает необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Объектом финансового планирования являются доходы и накопления, их формирование и распределение взаимоотношения со звеньями финансово-кредитной системы, фонды денежных средств, их формирование и использование, капитальные вложения и оборотные активы, планирование их объектов и источников финансирования, определение источников финансирования социальной и культурно-бытовой сфер предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

  • — определение источников и объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия;
  • — выявление резервов увеличения финансовых ресурсов;
  • — рациональное распределение получаемых доходов и накоплений по каналам их использования;
  • — осуществление финансового контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов и денежных средств;
  • — обеспечение усиления роли финансового планирования в управлении производством и повышение его эффективности.

Финансовый план является составной частью бизнес-плана предприятия. Он представляет собой таблицу, в которой отражаются объемы поступлений и направления использования финансовых ресурсов предприятия в планируемом году.

Необходимость финансового плана состоит в том, чтобы дать возможность руководству предприятия видеть, какие финансовые ресурсы, в каких объемах и куда поступают, на какие цели они расходуются, выявить резервы увеличения собственных финансовых ресурсов, осуществлять режим экономии и контроль за целевым использованием средств.

Составление финансового плана каждое предприятие осуществляет самостоятельно по установленной форме, включающей, как правило 5 разделов:

  • — источники формирования и поступления средств;
  • — прирост активов предприятия;
  • — возврат привлеченных средств;
  • — расходы, связанные с внесением обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды;
  • — покрытие убытков прошлых лет.

Составляется финансовый план на год с поквартальной разбивкой его показателей. В основе составления финансового плана лежит балансовый метод, т. е. увязка расходов с источниками их финансирования.

Основы эффективного бизнес-планирования:

Во-первых, «чем грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию». Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и бизнес-план должен быть как минимум реалистичным. При разработке бизнесплана случается даже, что закладывают в расчеты пессимистичные оценки, которые явно преобладают над оптимистичными;

Во-вторых — необходимо жестко держать расходную часть проекта. Гибким может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают из рентабельных проектов нерентабельные;

Втретьих — использование принципа «скользящего планирования». Это значит постоянно корректировать свои прогнозы и планы. Меняются условия, цены, приоритеты. Меняются даже сами «правила игры». Поэтому бизнес-план не может быть «мертвым», он должен быть «живым».

Другими словами, бизнес-планирование не должно быть разовой акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер.

Самая главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в голове, — это правильно организованный поток денежных средств.

Большой плюс для любой маленькой компании — это наличие слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать бизнес-проект. Именно люди, оживляют любую идею, делают ее жизнеспособной. В идеале именно эти люди и должны разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, соучаствовать в процессе его разработки, чтобы вовремя «присвоить» все заложенные бизнес-идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты, сознательно прийти к необходимости потратить время на реализацию конкретного бизнес-плана.

Как правило, у множества фирм при самостоятельной разработке возникает необходимость сначала воспользоваться существующими программными продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов.

На современном этапе развития существуют следующие проблемы бизнес-планирования:

  • 1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и разработчиком данного «продукта»;
  • 2. Недостаток информационного обеспечения, особенно того, что касается внутренних финансовых норм и нормативов;
  • 3. Огромная проблема — гарантии будущих инвесторов;
  • 4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление бизнес-плана не «своими силами», а в консалтинговой фирме стоит минимум 2000 долларов;
  • 5. Отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит привлекательная идея, разработанная профессиональными менеджерами;

И все же развитие бизнес-планирования в России и на сегодняшний день продолжается. Если будет существовать бизнес, то будут рождаться и бизнес-планы.

На создание новой туристической фирмы уходит, как правило до полугода, не считая времени адаптации предприятия в рыночной среде.

Для фирмы-турагента среднее агентское вознаграждение составляет 10% и хорошим результатом является оборот до $ 10 тыс. в месяц. Прибыль в этом случае (без учета налогов) может составлять порядка $ 1−1,5 тыс. в месяц.

Но достичь такого результата можно только в том случае, если выбрано удачное место и обеспечен хороший приток клиентов.

Маркетологи, при оценке перспектив предприятия, в первую очередь определяют «проходимость» места, на котором оно расположено, Для этого специально определяется количество людей, которое проходит мимо предприятия за час или за день, сколько автомобилей проезжает и т. д. Чем интенсивнее поток, чем больше в нем хорошо одетых людей и дорогих автомобилей — тем выше потенциал. Не менее важно оценить, сколько рядом банков, офисов компаний и учреждений Неудачный выбор места не означает стремительного провала проекта, но в любом случае требует дополнительных затрат и сил на позиционирование.

В ряде случаев клиенты готовы терпеть неудобное расположение туристской фирмы. Главное, чтобы его отличал эксклюзив (например, в нашем случае — экзотические туры).

Обычно до 30% оборота турфирмы приходится на рекламу, аренду офиса, коммунальные услуги и до 40% - на оплату персонала. Закономерность здесь такова: чем дороже путевка, тем выше прибыль турфирмы. Дороже всего стоит отличительная особенность заведения, привлекающая посетителей: оформление офиса, рекламные туры, затраты на подготовку сотрудников и т. д.

Самыми выгодными с точки зрения финансовой отдачи являются южные направления (Турция). На втором месте — экзотические направления.

Выбор успешной концепции не менее важен, чем подбор подходящего места или поиск источников финансирования проекта.

Для хороших туристских фирм очень важны положительные отзывы клиентов — они становится гарантией качества и обещанием новой поездки.

Клиентов можно привлечь либо экзотическими турами, либо предлагая качественный стандарт: Турция, Европа. Самая последняя идея — индивидуальные туры в массовом объеме.

Но независимо от концепции заведения, его менеджмент стремится к одному — росту прибыли. Он достигается двумя способами: уменьшением расходной части и повышением оборота за счет посещаемости и роста постоянных клиентов, а также успех туристского бизнеса во многом зависит от уровня сервиса, или точнее, от кадрового потенциала.

Обслуживающий персонал должен быть любезен, учтив, аккуратен, знать несколько языков и разбираться в том, что клиент заказывает.

Отличие западных работников от российских заключается в мотивации: за рубежом каждый работник настроен на то, чтобы его заведение получило признание и увеличило прибыль. Чтобы так работать, важно понимать нужды клиента и свою роль в общем деле для большинства отечественного персонала, на сегодняшний день эта роль не достаточно понятна или незначительна.

Для желающих стать владельцами турфирмы существуют два пути: купить готовый бизнес или инвестировать деньги в создание дела «с нуля». Для тех, кто хочет создать свое собственное дело и воплотить в нем свою идею, свое видение будущего предприятия, больше подходит второй вариант.

Во всем мире принято начинать с создания идеи, под которую потом подыскивают подходящее помещение. В «спальных» районах стоимость аренды начинается от 150 $ за 1 кв. м в год [25, с.128]. В современных торговых комплексах и бизнес-центрах цена может превышать 1000 долл. за 1 кв. м в год.

В последнее время многие непрофильные инвесторы начинают работу над турфирмой с проведения маркетингового исследования.

Чтобы справиться с этой задачей, как правило, обращаются к услугам специалистов. Они проводят исследования, изучают соответствующие параметры: потоки людей в непосредственной близости от помещения, конкурентное окружение, основные здания и сооружения вблизи будущего ресторана, удобство подъезда, наличие парковки, возможности внешнего оформления; выясняют приблизительную структуру и платежеспособность потенциальных клиентов, конкурентов, их концепции, дизайн, посещаемость, клиентов, работу персонала и средний размер заказа. Важно заранее разобраться, какие возможности предоставляет рекламный рынок и, каким образом, можно будет «продвигать» будущее заведение.

На основе анализа собранной информации формируется одно или несколько наиболее подходящих для указанного места концептуальных решений, которые предлагаются на рассмотрение клиенту. Проведение такого исследования специалистами со стороны обойдется в 3−5 тыс. долл., составление бизнес-плана на два года вперед по результатам исследования — до 3000 долл. [19, с.57].

Насколько уровень доходности предприятия зависит от первоначальных вложений определяется исходя из того, что фирма расположена в «правильном» месте и организаторы не ошиблись с выбором ниши и позиционированием.

Чуть ли не 99% турфирм в СПб ориентируются на традиционные направления: Турция, Болгария, Испания, Европа и т. д. Фирма без классических направлений рискует остаться незамеченной на фоне пестрого многообразия конкурентов. В последнее время с ростом благосостояния людей повысился интерес к экзотике и индивидуальным турам.

Для данного стиля характерно добавление легкого экзотического акцента во вполне традиционные направления, в т. ч. островных государств Тихого океана, африканского побережья Индийского океана, а потенциал для творчества неограничен.

Чуть ли не самое сложное в деле открытия туристской фирмы — получение и оформление всех необходимых документов.

Для начала необходимо оформить договор аренды и его регистрацию. Потом необходимо получить лицензию на турагентскую деятельность и т. д. Достаточно сложно найти директора фирмы в туризме. Как правило, эту роль выполняет один из учредителей. Остальной персонал нанимается по мере необходимости. При оплате труда персонала во многих фирмах учитывается сезонность. Сезонному менеджеру можно назначить небольшую з/п — от 500−600 долл. в месяц. Средняя же зарплата менеджера составляет 550 долл. в мес.

Успешные турфирмы регулярно открывают новые направления, вносят изменения и дополнения в уже существующие туры.

Каждая турфирма должна иметь привлекательную вывеску.

Необходима реклама в Интернете: при грамотной организации и продвижении сайта и его регулярном обновлении он может стать эффективным инструментом по привлечению новых клиентов. Необходимо опубликовывать объявления в периодических изданиях. Рекламно-полиграфическую продукцию можно распространять с помощью адресной рассылки или раскладывать по почтовым ящикам близлежащих домов.

Большой популярностью пользуется сувенирная продукция: фирменные календари, ручки, футболки, бейсболки, оформленные в стиле вашей фирмы и пр. Естественно, на каждом предмете должен быть Ваш логотип.

Немалую роль в продвижении турфирмы играет реклама, когда информация о заведении передается из уст в уста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой