Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ развития отечественного театрального процесса на примере сезона 2014/2015

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня эти художественные тенденции сохраняются и соревнуются, что полезно для творческого движения и развития. Некоторые режиссеры пробуют соединить зрелищность и психологизм, кто-то принципиально отказывается от ярких спецэффектов и занимается углубленным изучением психологии человека, его природы. Одним словом, эстетический плюрализм современного театрального процесса очевиден. Разные потоки… Читать ещё >

Анализ развития отечественного театрального процесса на примере сезона 2014/2015 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2015 год стал для белорусского сценического искусства достаточно успешным в творческом развитии, про что засвидетельствовали особые премьеры в столичных и региональных драматических театрах страны, авторитетные международные фестивали «М.@rt.контракт» (г. Могилев), «Белая вежа» (г. Брест), «Славянские театральные встречи» (г. Гомель), некоторые гастрольные выступления в близком и дальнем зарубежье. Должный художественный уровень современного отечественного театра показал III Республиканский конкурс «Национальная театральная премия», финальная часть которого прошла в Минске с 24 по 30 ноября 2015 года. Важно отметить, что региональные театры оказались конкурентоспособными в творческом соревновании с ведущими столичными коллективами.

Так, вместе с Национальным академическим драматическим театром имени М. Горького, который стал победителем в номинации «Лучший спектакль» («Оракул?..» по мотивам пьесы А. Макаенка «Затюканный апостол» в постановке Б. Луценко), заслуженный успех праздновали мастера из Могилева (в номинации «Лучшая режиссерская работа» приз получил главный режиссер театра С. Варнас за спектакль «Фрэкен Жули» А. Стриндберга), а молодой актер из Витебска Р. Соловьев был отмечен в номинации «Лучшая актерская работа» за роль Александра в спектакле «Похороните меня за плинтусом» по роману П. Сонаева Национального академического драматического театра имени Я. Коласа (постановка В. Анисенко) [24].

Проведение этого конкурса засвидетельствовало, что в Беларуси сформировались разносторонние творческие задачи. Тут можно назвать Б. Луценко и В. Анисенко (их постановки заслуженно были среди победителей), М. Пинигина (его спектакль «Пан Тадэуш» в театре имени Я. Купалы стал первой пробой сценического прочтения поэмы А. Мицкевича), Г. Мушперта (он представил содержательную интерпретацию драмы Т. Уайлдэра «Наш городок» Гродненского областного драматического театра), А. Гарцуева (попробовал радикально осовременить «Раскиданное гнездо» Я. Купалы на сцене Республиканского театра белорусской драматургии), Ц. Ильевского (его представление драмы Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в Брестском академическом театре драмы выделяется самостоятельным взглядом на актуальные проблемы молодежи), М. Дудареву (спектакль «Снежная королева» на основе сказки Г. К. Андерсена в Драматическом театре Белорусской Армии, победителя в номинации «Лучший спектакль для детей» и «Лучшая актерская работа»), М. Ковальчика (создал масштабный мюзикл «Софья Гольшанская» на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра). До этих опытных мастеров отечественной режиссуры можно добавить и молодого, но уже достаточно практикующего А. Киреева (его внимание к комедии К. Крапивы «Кто смеется последним» на сцене театра-студии киноактера РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм» принес важный творческий итог — замечательный актерский ансамбль).

Вместе с этими мастерами, которые были отмечены на «Национальной театральной премии», сегодня в белорусских театрах успешно работают также С. Ковальчик, В. Еренькова, В. Савицкий, О. Ефремов, Ю. Лизенгевич, Е. Аверкова, П. Харланчук, Я. Карняг, Д. Нупрейчик, И. Базан, М. Сохор, В. Севец, Р. Циркин и другие режиссеры различных поколений, творческих направлений и художественных стилей.

Наличие в современном белорусском театре такого значительного количества профессиональных режиссеров (здесь можно напомнить фамилии еще тех постановщиков, которые не ставят каждый год, но владеют отличным творческим потенциалом, — М. Обрамов, Р. Боровик, Н. Башава, В. Григолюнас, В. Котовицкий, Л. Монакова, Т. Троянович и др.) дает надежды на дальнейшее развитие сценического искусства в общем европейском культурном контексте. Эти надежды поддерживаются тем, что большинство государственных драматический театров страны укомплектованы достаточно сильным актерским составом. Например, за победу в номинации «Лучшая актерская работа» вышеупомянутого конкурса боролись много старых и молодых мастеров сцены, и все они имели творческое право получить этот приз. Здесь необходимо назвать А. Кашперова и В. Мищанчука («Кто смеется последним»), Т. Скворцову и А. Борковскую («Похороните меня за плинтусом»), А. Баранника («Над пропастью во ржи»), А. Кривонос («Фрекен Жули»), В. Глотова («Оракул?..»), Л. Сидоркевич и В. Скворцову («Раскиданное гнездо»). Саисок талантливых актеров можно продолжать еще и за счет тех, кто не участвовал в конкурсе.

Не менее выразительная черта 2014 театрального года — формирование белорусской национальной сценографической школы в лице со знаменитым мастером и педагогом, народным художником Беларуси Г. Герлаваном. Его воспитанники хорошо работают в различных театрах Беларуси и за ее границей.

Существенные изменения в театральной сфере связаны с арт-менеджментом, который зарождается и развивается уже сегодня. Отсюда надежда, что белорусский театральный менеджмент сумеет провести необходимую модернизацию репертуарной и экономической политики, а также всех структур сложного театрального организма. Предпосылкой для таких предположений является то, что некоторые театры начинают заниматься инновационной проектной деятельностью, ищут и создают новые, достаточно успешные и мобильные формы работы, инициируют долгосрочные проекты, востребованные зрительской аудиторией (гастроли, фестивали, акции). Такие менеджеры уже есть, например Э. Герасимович, А. Казак, А. Новиков, П. Поляков, В. Мартецкий, В. Старовойтов.

Современное театральное пространство Беларуси стало более разносторонним по форме. Так, рядом с государственными репертуарными театрами зрительским вниманием пользуются некоторые частные театры и антрепризы — Современный художественный театр, «Арт-проект», театр «Ч», которые возникли в последние годы. Об уверенном художественном уровне некоторых спектаклей этих коллективов свидетельствует, например, участие частного театра «Ч» со спектаклем «Деды» по произведению А. Мицкевича в последнем конкурсе «Национальная театральная премия» [18, с. 82].

Структурная организация репертуарных театров позволяет проводить целенаправленную государственную политику в сфере сценического искусства и одновременно предоставляет возможность театральным работникам профессионально работать в условиях творческой свободы, а также с учетом изменения зрительских предпочтений и конъюнктуры рынка.

Последнее время современное отечественное сценическое искусство развивается по двум основным творческим направлениям:

  • 1) продолжение лучших традиций психологического реалистического театра. Эта тенденция никогда не пропадала, но в 1990;е годы стала уступать место творческим поискам по созданию спектаклей условно-метафорической стилистики, что было обусловлено объективной необходимостью борьбы за внимание зрителя. Теперь же значительное количество театральных деятелей начинают глубже осознавать и понимать настоящую идейно-эстетическую ценность и потенциал именно психологического театра.;
  • 2) поиск театрами подчеркнуто зрелищной яркой сценической формы, в которой доминируют разнообразные спецэффекты, необычные, временами эпатажная актерская игра. Это тенденция возникла в конце 1980;х годов и увеличилась на рубеже тысячелетий [18, с. 90−93].

Сегодня эти художественные тенденции сохраняются и соревнуются, что полезно для творческого движения и развития. Некоторые режиссеры пробуют соединить зрелищность и психологизм, кто-то принципиально отказывается от ярких спецэффектов и занимается углубленным изучением психологии человека, его природы. Одним словом, эстетический плюрализм современного театрального процесса очевиден. Разные потоки, стили, направления сосуществуют в своеобразном сценическом синтезе. Театр сохраняет и развивает важные традиции психологического реализма и активно усваивает модернистскую эстетику. Психологический вербальный театр, где внимание, в первую очередь, наделяется слову, появляется таким же жизнедеятельным, как и условно-метафорический, ритуально-обрядовый, в котором преимущество отдается пластике, хореографии, пантомиме, музыке и т. д. Это, безусловно, важная черта сегодняшнего белорусского сценического искусства.

Одновременно с положительными событиями в театральном процессе нельзя не заметить и перечень других тенденций, какие не способствуют творческим коллективам ответственно и успешно выполнять свои разносторонние функции в культурной и общественной жизни страны. Например, сегодня наблюдается довольно волнующий процесс неуклонного превращения бескорыстного художественного творчества в коммерческую деятельность, что обусловлено постепенным укоренением особых рыночных законов в сфере культуры и искусства. Одновременно можно заметить, что глобализация мирового социального пространства, стремительное развитие информационных технологий создали новое культурное пространство с не очерченными духовными идеалами, трезвыми этическими и эстетическими стандартами. Тон задает массовая культура и искусство развлекательного, открытого коммерческого характера [21, с. 422−425].

Ежегодно драматические театры выпускают значительное количество премьер по мотивам белорусской, русской и зарубежной драматургии. Однако, к сожалению, рядом с особенными яркими и содержательными сценическими произведениями рождается еще много спектаклей очередных, малопрофессиональных. Это особенно явно проявляется в деятельности некоторых театров областного и городского подчинения. Действующий репертуар, как и премьеры, требуют серьезного театрального анализа и соответствующей экспертной оценки. Но с экспертизой современного театрального процесса есть сложные проблемы. Дело в том, что в белорусских печатных изданиях и электронных средствах массовой информации более востребованной стала не научная аналитика, а информация, в том числе эпатажная, сенсационная, способная уложиться в так называемые форматы. В своем большинстве такая «театральная журналистика» непрофессиональной оценкой того или другого сценического произведения вводит в заблуждение как зрителя, так и самих создателей. Такому положению способствует не в последнюю очередь отсутствие в Беларуси специализированного театрального издания, в котором бы оперативно не только отслеживался и анализировался действующий театральный процесс, но и, что очень важно, формировался зрительский вкус и приоритеты в выборе качественного театрального продукта. А это, в свою очередь, тесно связано с очевидной необходимостью системного формирования национальной осведомленности и патриотической идеи, сохранением самобытности отечественного профессионального искусства.

Еще одна постоянная «болезнь» театрального процесса — отсутствие новых талантливых пьес (и их сценических версий!) о жизни современного человека. Да и в осмыслении исторического прошлого новых творческих достижений не наблюдается.

Характерно, что имена некоторых молодых белорусских драматургов за последние годы стали более известными в России, чем на родине. Например, П. Прежко, К. Сцешик, М. Рудковский, Д. Богославский и другие неоднократно становились победителями престижных российских и европейских драматургических конкурсов, их пьесы нашли сценическое воплощение в ведущих российских театрах [8, с. 30].

В пьесах молодых авторов привлекает желание честно, щедро рассказать про сегодняшнее время. Но при этом огорчает некоторая авторская закомплексованность и растерянность перед реальной жизнью. Отсюда — бегство в виртуальный мир, очевидная искусственность, надуманность сюжетов, конфликтов, характеров, неумелое использование эпатажных средств выразительности. За сегодняшнее неутешительное положение белорусской драматургии значительная часть ответственности ложится и на театры, их творческих и административных руководителей. До недавнего времени только Республиканский театр белорусской драматургии системно занимался этим делом. В 2014 году состоялись две долгожданные премьеры в ведущих национальных театрах согласно новых пьес молодых авторов — «Песняр» В. Дранько-Майсюка в театре имени М. Горького и «Папа» Д. Богославского в театре имени Я.Купалы.

Сегодня существуют определенные механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и сценического воплощения современной национальной драматургии — лаборатории, семинары, читки в рамках Центра белорусской драматургии при РТБД и Центра экспериментальной режиссуры при Белорусской государственной академии искусств, где происходит апробация новых драматических текстов, осуществляются экспериментальные постановки и их демонстрации на специализированных показах, обсуждениях, фестивалях.

Еще одна важная проблема современного театрального процесса — очевидная нехватка пьес и спектаклей для подростков. Подчеркнем, что это не только культурная, но и назревшая социальная проблема белорусского сценического искусства. Оставляя подростков в сложном переходном возрасте без разнообразного театрального предложения, театр рискует в будущем остаться без эстетически грамотного зрителя, а общество — ощутить дефицит гармонично развитых людей. Один Белорусский республиканский театр юного зрителя не в состоянии решить все проблемы обслуживания этой категории зрителя в стране. Целесообразно было бы на современном этапе подключить к этому делу Государственный молодежный театр Беларуси и Гомельский городской молодежный театр, которые не в полной мере выполняют свои функции.

Не менее важное значение будет иметь государственная корректировка репертуара всех республиканских, областных и городских драматических театров по относительной направленности спектаклей для детей и юношества. Это останется дальновидной инвестицией в будущее не только белорусского сценического искусства, но и всего государства.

На наш взгляд, стимулирование процесса создания современных драматических произведений различных жанров и их сценическое воплощение должны стать одной из главных задач дальнейшей государственной поддержки отечественных театров.

Сейчас принципиально важно осознавать, что современное театральное искусство в условиях поступающего установления рыночной экономики, коммерциализации различных сфер деятельности, формирования нового общества переживает очередной и очень ответственный этап выделения и уточнения своего места в культурной и духовной жизни. Аксиомой является и то, что театры должны выработать важный художественный вклад в серьезное государственное дело — консолидацию белорусского общества, воспитание людей, сначала молодежи, на лучших примерах мировых ценностей, гуманистических идеалах и традициях, на которых держится современный мир.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой