История создания Третьяковской галереи
Культура эпохи Петра представляет собой качественно новый этап развития. Вместе с тем она является своеобразным сплавом традиций и новаторства. Исконно русского и усвоенного из опыта Западной Европы. Необычайная тяга к знаниям стала характерной чертой времени. С этим связано приглашение иностранных мастеров и Голландии, Франции, Италии, немецких земель. Но, используя чужой опыт для решения… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- История создания Третьяковской галереи
- Коллекция древне русской живописи XII—XVII вв.еков
- Третьяковская коллекция живописи XVIII- первой половины XIX века
- Коллекция живописи второй половины XIX века
- Третьяковская коллекция живописи конца XIX XX века
- Заключение
- Литература
«Для того, чтобы процветало искусство, — писал К. С. Станиславский нужны не только художники, но и меценаты».
Русское меценатство это явление второй половины XIX — начала XX века. Люди эти выходцы из богатейших торговых и промышленных династий России, сыновья и внуки тех смекалистых русских мужиков, которые в пореформенную эпоху сумели нажить огромные состояния. Сами малограмотные, они стремились дать своим детям хорошее образование. И вот среди образованных второго и третьего поколений русских капиталистов оказалось немало тех, кто использовал семейный капитал не только для приумножения богатства, чем, кстати, способствовал бурному росту отечественной торговли и промышленности, но и для благотворительных целей, для развития науки и искусства.
Ф.И.Шаляпин весьма колоритно описывал традиционный путь московских купеческих семей: «Российский мужичок, вырвавшийся из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и к чему как пришито. Неказистая жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке Мерзнет, голодает, но всегда вес ел, не ропщет и надеется на будущее. Таким образом он делается „экономистом“. А там, гладь, у него уже и лавочка и заводик. Подождите его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятых еще нами Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусно-критически говорим: „Самодур“, а самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву».
Среди русских меценатов были яркие одаренные люди, которые не просто отдавали большие деньги на поддержание людей искусства, но были и безвкусные и невежественные нувориши, занимавшиеся коллекционированием в погоне за модой.
Заслуженным вниманием среди русских меценатов пользуется Павел Михайлович Третьяков. Знаток современной ему русской живописи, создатель всемирно известной галереи, подаренной родному городу.
История создания Третьяковской галереи
В настоящее время Государственная Третьяковская галерея входит в топ-рейтинг самых популярных музеев мира. Ее слава не случайна. Чтобы увидеть сокровища, хранимые галереей, огромные потоки людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, который находится в древнейшем районе Москвы в Замоскворечье.
Все коллекции Третьяковской галереи состоят исключительно из произведений национального русского искусства, авторы которых внесли весомый вклад в историю русского искусства. Истинно национальной была задумана галерея ее основателем Павлом Михайловичем Третьяковым (1832−1898), и свой национальный дух сохранила она до наших дней.
Создание Третьяковской галереи началось в 1856 году, с покупки молодым тогда еще Третьяковым первых работ современных ему русских художников. С этого момента он задался целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы стать достоянием всего национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие», — писал собиратель в 1860 г., добавляя при этом: «я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства.
Всю свою жизнь Третьяков был достойным продолжателем торгового дела своего деда московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой «табели о рангах». Но при этом являлся страстным коллекционером, который имел много преимуществ. Так он получил право на первый просмотр новы произведений непосредственно в мастерских художников или на первых выставках. Его визит в мастерскую приравнивался к высочайшей оценке, если после просмотра было сказано: «Прошу Вас картину считать за мной».
Широта кругозора Третьякова удивляет, так как не было границ, на которые бы он опирался при создании своих коллекций. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Несмотря на расчетливость и бережливость, Третьяков мог потратить крупную сумму денег, если видел перспективы произведения и талант мастера. При покупке он руководствовался только своими планами и своим художественным вкусом. Его особо не интересовала критика и цензура, которая набрасывалась на все новое и еще не понятое. Так было, например, с «Сельским крестным ходом на Пасхе» В. Г. Перов или с «Иваном Грозным» И. Е. Репина. Здесь следует упомянуть, что передвижники во многом обязаны своим успехом и влиянием именно Третьякову, который поддерживал Товарищество с помощью покупок и заказов.
Изначально коллекция Третьякова размещалась в его жилом доме, но в конце 1960-х годов картин стало так много, что размещать их в жилых комнатах стало негде. Поэтому, в 1872 году началось строительство нового здания. И весной 1874 года коллекция переехала в первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А. С. Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом. В 1880-х годов количество залов возросло до 14. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве. Умер П. М. Третьяков 16 декабря 1898 года.
После смерти П. М. Третьякова галереей стал распоряжаться Совет попечителей, избираемой думой. В его состав входили видные московские художники В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Э Грабарь. На протяжении 15 лет (1899−1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича Александра Павловна Боткина (1867−1959).
В 1899—1900 годах дом Третьяковых подвергся перестройке. Он был объединен общим фасадом с другими постройками по Лаврушинскому переулку. Проект перепланировки был разработан В. М. Васнецовым, и придал галереи архитектурное своеобразие.
В XX веке Третьяковская галерея продолжает пополняться новыми произведениями. И это вывоит ее в один ряд с крупнейшими музеями не только России, но и Европы. В 1913—1918 годах экспозиции Третьяковки подвергаются реформированию по инициативе художника и историка искусства И. Э. Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи.
Новый статус Третьяковская галерея получила после национализации в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.
Список литературы
- Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX начало XX в. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для студентов вузов. М.: Издательский центр «АЗ», 1999. 192 с.: ил.
- Большая серия знаний. Изобразительное искусство/- М.: ООО «Мир книги», 2003. 128 с.: ил.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 448 с.: ил.
- Третьяковская галерея.//Сборник статей. М.: изд. «Авангард», 1997. 156 с.: ил.
- Шедевры Государственной Третьяковской галереи.// Под редакцией В. Радионова, М.: Искусство, 1998. 238 с.: ил.