Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательная модель бифункционального обучения учащихся-пианистов в системе дополнительного образования (общая характеристика)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слово «функциональный» — прилагательное от слова «функция» (лат. functio — исполнение) — означает «круг деятельности, назначение». Американский социолог Р. К. Мертон характеризует функции как последствия, которые планируются и осознаются участниками системы (т.е. когда сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают). В этой связи, рассматривая процесс обучения, как… Читать ещё >

Образовательная модель бифункционального обучения учащихся-пианистов в системе дополнительного образования (общая характеристика) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия «бифункциональное обучение»

Слово «функциональный» — прилагательное от слова «функция» (лат. functio — исполнение) — означает «круг деятельности, назначение». Американский социолог Р. К. Мертон характеризует функции как последствия, которые планируются и осознаются участниками системы (т.е. когда сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают). В этой связи, рассматривая процесс обучения, как определенную систему, для нас представляет интерес понятие «функциональная система», сформулированное в социологии на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Его представители рассматривают общество как систему, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определенного времени. Функционалисты акцентируют внимание на отдельных подсистемах общества, особенно на его важнейших институтах: семье, религии, экономике, государстве, культуре, образовании. Они идентифицируют структурные характеристики институтов подобно тому, как биологи описывают основные свойства организма, а затем определяют функции институтов.

Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил. Таким образом, изменение в одном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости, перемещает ценностные ориентиры. Это ведет к сокращению набора учащихся в школах, особенно в учреждениях дополнительного образования, а далее — к закрытию школ.

Детские музыкальные школы — широко распространенный социально-культурный институт, выполняющий множество общественных функций, две из которых — сохранение и укрепление высочайшего уровня национальной фортепианной исполнительской школы и формирование в социуме культурного слоя компетентных любителей музыки — лежат в основе процесса бифункционального обучения детей в классе фотепиано.

Бифункциональное обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной музыкальной учебно-познавательной деятельности, основанный на двуедином фундаменте музыкального воспитания детей и молодежи: формировании в социуме культурного слоя просвещенных любителей музыки и высококвалифицированных музыкантов-профессионалов.

В условиях модернизации музыкального образования бифункциональный подход к музыкальному обучению детей полностью соответствует реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусства, которые содержатся в последних правовых документах (Федеральном законе от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Данные программы подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие. «Общеразвивающие программы — это дополнительные образовательные программы ДШИ, обеспечивающие развитие значимых для образования, социализации, самоопределения, самореализации духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребенка»[1]. «Предпрофессиональные программы — это дополнительные образовательные программы ДШИ, обеспечивающие целостное духовно-интеллектуальное, художественно-творческое развитие и самовыражение ребенка средствами искусства, выявление одаренных детей в раннем возрасте, приобретение опыта творческой деятельности, формирование комплекса навыков, компетенций, необходимых для получения профессионального образования»[1]. Данные программы значительно видоизменяют традиционную структуру образовательного процесса, создавая для учащихся и педагогов новые условия обучения.

Появление данных образовательных программ — это, по сути, первый, законодательно закрепленный шаг к созданию оптимальных условий для музыкального воспитания детей в ДШИ и ДМШ. Это первый образец двуединой образовательной программы, первый опыт программной вариативности, направленный на индивидуальную траекторию развития личности. В этих программах верно сформулированы задачи и цели образовательного процесса, верно расставлены акценты относительно специфики каждой из ее функций: общеразвивающие дополнительные образовательные программы сориентированы на воспитание активного образованного слушателя, зрителя, участника художественной самодеятельности, предпрофессиональные программы — на обеспечение оптимальных условий для формирования у детей мотивации к занятиям творчеством, к продолжению профессионального обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

  • [1] Концепция начального музыкального образования в детской школеискусств. С. 4.
  • [2] Концепция начального музыкального образования в детской школеискусств. С. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой