Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-консолидирующие силы культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия — одна из составляющих в бытии духовноконсолидирующих сил культуры. Особенно большой вес она имеет в формировании единого мировоззрения, объединяющего представителей культурно-исторической индивидуальности на уровне целостного восприятия мира, определения его сущности, своего места в иерархии мира и предназначения в человеческой истории. Большая доля общемировоззренческой функции… Читать ещё >

Духовно-консолидирующие силы культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К духовно-консолидирующим силам культуры мы относим миф и религию, цельное мировоззрение, а также ценности, идеалы и смыслы существования. Следует подчеркнуть, что миф и религия как духовно-смысловые, духовноценностные и духовно-регулятивные системы отличаются от других духовных и духовно-практических комплексов культурной системы. В марксистском социогуманитарном дискурсе они все уравнены статусом «форм общественного сознания». С позиций культурвитализма, в ракурсе рассмотрения жизненных сил культурной органической системы эти духовные комплексы разносущностны и соответственно неравнозначны.

Миф и религия — генетические формы бытия культурной системы, ее жизненные формы, качественно своеобразные ступени развития культурной индивидуальности. Они создают конституцию культурной системы, формируют ее каркас, охватывая собой все ее проявления, придают ей оригинальность, неповторимость, собственную индивидуальность, определяют способы взаимосвязи и взаимодействия индивидов, равно как и принципы функционирования и воспроизведения всей культурной системы. То, что они самостоятельные жизненные силы культурной системы, для нас несомненно. Даже после утраты культурной универсальности миф и религия остаются мощными духовноконсолидирующими силами.

Иной статусу морали и права. Их основная функция — не духовно-консолидирующая, а поведенчески-регулятивная. Первая же из названных функций частично представлена в морали. Право, с позиций культурвитализма, — это механизм нормативно-регулятивного воздействия системы, в котором нравственные императивы соединены с санкциями государства как волевого центра культурно-органической системы.

Для нас очевиден тот факт, что и наука как форма духовности не является самостоятельной жизненной силой культурной системы. Наука — не культурно-органическая сущность, а способ освоения, осмысления, постижения действительности, форма или уровень систематизации опыта в виде логически стройного, понятийно оформленного теоретического знания. С точки зрения роли в функционировании и развитии органической культурной системы, наука входит в комплект механизмов аккумуляции, осмысления и систематизации жизненного опыта. Ее значение в культурноорганической жизни не самостоятельное, а подсобное. Функциональное значение науки для культуры определяется тем, насколько она участвует в поддержании и воспроизведении жизненных сил этой системы. Наибольший вес научное знание, на наш взгляд, имеет в формировании мировоззрения, единой картины мира и в рациональной рефлексии относительно ценностей, идеалов, смыслов бытия. Наука, таким образом, не обладает статусом самостоятельной духовноконсолидирующей силы органической культурной системы, являясь лишь рационально-рефлекторным инструментом прояснения, вербализации и концептуализации, обоснования и объяснения ценностей, идеалов и смыслов существования, а также инструментом конструирования естественно-научного, социально-научного и гуманитарнонаучного слоев мировоззрения.

Искусство, художественное творчество, с позиций культурвитализма, — тоже форма, способ освоения действительности. В формировании, поддержании и функционировании жизненных сил культуры оно имеет значение, во-первых, в плане утверждения и акцентировки смыслов бытия, идеалов, ценностей, во-вторых, как средство образного выражения мировидения и мировосприятия, в-третьих, как составляющая механизмов накопления и передачи социального и духовного опыта.

Философия — одна из составляющих в бытии духовноконсолидирующих сил культуры. Особенно большой вес она имеет в формировании единого мировоззрения, объединяющего представителей культурно-исторической индивидуальности на уровне целостного восприятия мира, определения его сущности, своего места в иерархии мира и предназначения в человеческой истории. Большая доля общемировоззренческой функции от религии в ее статусе универсальной духовности переходит именно к философии.

Относительно идеологии важно отметить следующее: для духовно-социальной целостности, каковой является органическая культурная система, сущностно и жизненно важно определение ее генеральной устремленности, магистрального пути развития, образа искомого идеального состояния. Это возможно посредством выявления и обоснования социально-группового интереса в историческом процессе (во времени) и в жизни мирового сообщества (в пространстве), посредством постижения своей сущности и перспектив ее полного, идеального воплощения.

Задачу определения цели развития культурной индивидуальности, ее генеральной устремленности, которые во многом влияют на личные мировоззренческие и смысложизненные ориентации, выполняет идеология. Ее духовноконсолидирующие, интеграционные и ориентационные возможности столь велики, что позволяют охватить практически весь комплекс жизненных сил культуры. Для нас очевидно, что идеология — духовно-консолидирующая и генеральноинтенционная жизненная сила культуры. Другое дело, что она может быть или сущностно истинной, или поверхностно искаженной, или заведомо не аутентичной для данной культурно-органической системы. В последних случаях она является не жизненной силой культуры, а силой, провоцирующей инородную, анти сущностную мутацию культурной системы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой