Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Первая часть. 
Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере "Музыкального момента"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начальный раздел первой части имеет форму периода из двух предложений повторного строения, квадратных по структуре. Первое предложение состоит из четырех тактов и отличается тональной устойчивостью и умиротворенностью. Оно целиком выдержано на тоническом органном пункте и содержит в гармоническом отношении полный функциональный оборот Тональный план первой части: b-es — первое предложение… Читать ещё >

Первая часть. Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере "Музыкального момента" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальный раздел первой части имеет форму периода из двух предложений повторного строения, квадратных по структуре. Первое предложение состоит из четырех тактов и отличается тональной устойчивостью и умиротворенностью. Оно целиком выдержано на тоническом органном пункте и содержит в гармоническом отношении полный функциональный оборот Тональный план первой части: b-es — первое предложение, b-Des — второе предложение. С точки зрения функций высшего порядка преобладают тональности субдоминантовой сферы.

Пример 1.

Первая часть. Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере

С. Рахманинов обладал даром композитора мелодиста. Одной из особенностей фактурного решения первого раздела является обогащение звучания развитой мелодической фигурацией не только в ведущем верхнем голосе, но и в сопровождении. Одна фигурация сочетает в себе два начала: гармоническое (движение по звукам аккорда) и мелодическое — поступенное движение, которое составляет самостоятельный мелодический голос, контрапунктирующий главной мелодии. Иногда эти голоса сливаются, благодаря дублировкам, параллельному движению секст. Также в мелодии присутствует некая незавершенность, стремление к «бесконечной мелодии», что выражается неглубокими цезурами, повторностью подхватов мелодических оборотов.

Второе предложение начинается сходно, но содержит переход в параллельную тональность, который выполняется путем сопоставления функций тоник и затем закрепляется автентическим оборотом.

Середина простой формы, имеет развивающий характер и строится на том же материале. Тональный план (es-f-Ges-es) отличается интенсивностью и плагальным наполнением, но имеет свои особенности. Основной акцент в тональном отношении падает на ми бемоль минор, после чего вводится доминантовый нон-аккорд к Des, но имеет интересный вариант прерванного оборота с разрешением в III ступень (фа минор). Далее еще один оборот, где повторяется тот же вариант прерванности, соль бемоль мажор. В кульминационном звучании на ff закрепляется тональность ми бемоль минор.

Пример 2.

Первая часть. Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере
Первая часть. Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере

Находки аккомпанемента, найденные в экспозиционном разделе претворяются здесь с еще большей силой и развитием. Фактура отличается полифоничностью, противодвижениями, инверсионностью. Отклонения достигаются автентическими средствами, но при подчеркивании плагального тонального плана.

Также в развитии середины простой формы можно отметить процесс завоевания регистров. Если в первом предложении периода тема спокойно колышется примерно на одном звуковысотном уровне, то в срединном разделе мелодическая линия непрерывно устремлена вверх: кульминационный по высоте звук b второй октавы, затрагиваемый уже в самом начале, утверждается все с большей силой, и весь период заканчивается стремительным взлетом к этой вершине, подчеркнутой звучанием fortissimo и тональным отклонением в строй субдоминанты.

После кульминации на ff происходит спад звучности, как-бы замирание звучания и после долгой паузы, как отклик на кульминацию возникает речитатив, предваряющий репризу. Его роль двоякая: с одной стороны, это отклик на яркий всплеск эмоций, некое слово от автора, с другой стороны, предварение нового действия, поскольку речитатив строится на материале основной темы. Это еще и своего рода модуляционная связка, подготовка репризы, приход к тонике полным функциональным оборотом.

Пример 3.

Первая часть. Исследование гармонического языка С.В. Рахманинова на примере

В репризе-коде с одной стороны наступает успокоение, звучание «повисает» на тоническом органном пункте. Фактурный вариант как-бы замедляется, в ритмическом отношении наступает редукция (на смену триолям приходят четверти). Исчезает мелодическая линия в аккомпанементе, но в ткань вплетается контрапункт, имеющий хроматические свойства, образуется смешанная гомофонно-полифоническая фактура. Вносятся новые краски, звучание становится неустойчивым, происходит перегармонизация ткани. Возникают новые гармонии, обогащающие звучание: t, дорийская S, натуральная s, D76, t, DD43, t, VII2?3, t, D76, t. Таким образом преобладает направленность от диатоники к хроматике. Далее следует дополнение, повторяющее каденционный оборот, после чего остаются лишь одноголосные мотивы, приводящие к большой середине.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой