Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древняя Греция. 
Античные праздники и состязания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Греки верили, что всю природу их окружающую населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невестами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел — есть свой бог-покровитель. Помимо… Читать ещё >

Древняя Греция. Античные праздники и состязания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому прежде всего обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний.

Греки боялись грозных сил окружающей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но более могущественных.

Греки верили, что всю природу их окружающую населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невестами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел — есть свой бог-покровитель.

Так из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих свободное мифотворчество народа и этим обстоятельством объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество для поклонения и свои обряды.

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии.

Роща Альтис В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром — бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

  • — на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос — бег на 2 стадия, а 4 года спустя — долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
  • — на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
  • — на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
  • — на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5−4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
  • — на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион — единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места — к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями.

Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.

Греческим aгoн (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична.

Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней.

Большое распространение имели в Греции древние празднества плодородия.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств-городов Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога.

Дионис-бог виноделия. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.

В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются. До нас дошло пять праздников Диониса — Осхофории, Малый Дионисий, Линнеи, Амфистерий, Великий Дионисий.

Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.

В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.

Я бы хотела отдельно рассказать об античных Олимпийских Игр.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой