Музыкальные способности.
Музыкальная психология
Двум ученикам одного класса учитель задает один и тот же этюд К. Черни. Однако один ученик уже через неделю играет этот этюд бегло и без ошибок, а другой и через месяц работы делает в нем ошибки. Разницу в достижениях любой педагог в подобных случаях отнесет за счет различия в способностях. Последователем Сишора в понимании того, что собой представляет понятие музыкальная способность, был… Читать ещё >
Музыкальные способности. Музыкальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Двум ученикам одного класса учитель задает один и тот же этюд К. Черни. Однако один ученик уже через неделю играет этот этюд бегло и без ошибок, а другой и через месяц работы делает в нем ошибки. Разницу в достижениях любой педагог в подобных случаях отнесет за счет различия в способностях.
Эволюция взглядов на музыкальные способности в музыкальной психологии прошла через сферы специального музыкального образования, педагогической психологии, когнитивной психологии, музыкальной нейропсихологии и нейронауки, музыкальной медицины и нейродидактики. Обобщая данные этих направлений, мы можем заключить, что основу музыкальных способностей составляют когнитивные музыкальные процессы, а так же творческие процессы художественного характера, которые обусловливают скорость освоения музыкальных умений и навыков.
Первые исследования.
Начало исследования музыкальных способностей принадлежит И. Д. Михаэлису[1], ученику Канта, который в 1805 г. выявил две способности, связанные со слушанием и исполнением музыки. Одна из этих способностей была связана с умением различать музыкальные элементы и их структуры (сегодня под этим понимается музыкальный слух), другая способность была определена как музыкальный вкус, позволяющий оценивать музыку, (сегодня под этим понимается музыкальность).
В 1919 г. К. Э. Сишор в область исследований музыкальной психодиагностики впервые ввел понятие «музыкального ума» (musical mind)[2]. Сишор выявил сложность музыкальной способности (музыкального таланта) на базе 25 компонентов психических функций человека, которые касались его интеллекта, эмоций и мотивации. В его исследованиях было доказано, что восприятие и понимание музыки зависит от организационных и трансформирующих операций ума, а не от отдельных его функций. Истинная музыкальность проявляет себя через когнитивные способности организации акустического материала в четкие структуры.
Сишор считал, что каждый человек имеет определенный потенциал в области сенсорного различения музыкальных стимулов. Этот потенциал обусловлен анатомическим строением органов слуха, и он не зависит от интеллекта, возраста или от упражнения. По мнению Сишора, полученный в раннем детстве потенциал не может быть увеличен за счет упражнений или влияний социальной музыкальной среды. По его наблюдениям с возрастом и с накоплением опыта развивается только эффективность решения задач, требуемых для участия основных музыкальных способностей, но сами способности при этом уже не развиваются и остаются на одном и том же уровне с раннего детства.
Последователем Сишора в понимании того, что собой представляет понятие музыкальная способность, был Г. Ревеш, который в своих исследованиях выявил ее структуру[3].
Ревеш определял ее как способность:
- — к переживанию автономных воздействий музыки;
- — объективной эстетической оценке музыки;
- — понимаю структуры музыкальной фразы, музыкального произведения в целом и музыкального стиля;
- — специальной эмоционально-эстетической чувствительности на музыкальные структуры.