Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школьные экскурсии. 
Музееведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всегда имеют смысл заблаговременные договоренности с музеем: далеко не все экскурсоводы могут и умеют работать с детской аудиторией определенного возраста. Некоторые вопросы требуют отдельного согласования, например, расчет стоимости массового посещения с учетом детей с определенными льготами, получение пропуска на школьный автобус, возможность централизованного приобретения сувениров в виде… Читать ещё >

Школьные экскурсии. Музееведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начать обзор музейной педагогики уместно с наиболее традиционной формы — школьной экскурсии.

(!) Интересно соображение И. М. Гревса: «Экс-курсия — это, прежде всего, нечто более или менее экстренное (ех), выходящее из ряда школьной повседневности, расширяющее постоянное течение (основную линию) школьной работы (cnrsus)»[1].

Многие школы планируют музейное посещение организованной группой (классом) примерно раз в учебную четверть в соответствии с учебной программой и финансовыми возможностями родительского комитета. Если посещение близлежащих музеев проходит в обычный учебный день вместо нескольких уроков, то более далекие автобусные поездки зачастую организуются в дни школьных каникул.

Всегда имеют смысл заблаговременные договоренности с музеем: далеко не все экскурсоводы могут и умеют работать с детской аудиторией определенного возраста. Некоторые вопросы требуют отдельного согласования, например, расчет стоимости массового посещения с учетом детей с определенными льготами, получение пропуска на школьный автобус, возможность централизованного приобретения сувениров в виде «подарка».

Обычно музей взаимодействует с учителем и представителями родительского комитета, иногда — со школьным организатором культурно-массовых мероприятий. Задача музея — предложить и согласовать оптимальный вариант, учесть особенности учебной программы и финансовые возможности конкретной группы, уточнить правила поведения в музее.

Задача классного руководителя и учителя-предметника — обеспечить интеграцию экскурсии с текущей образовательной программой класса, помочь школьникам визуализировать и эмоционально воспринять освоенную на уроках теорию. Желательно заблаговременно подвести класс к пониманию, что и как будет демонстрироваться в музее, обсудить правила поведения, заинтересовать и даже заинтриговать отдельными экспонатами. Идеальный вариант — предварительная беседа с конкретным экскурсоводом: сотрудникам музея также поможет понимание уровня класса, его состава, интересов, особенностей пройденной программы (рис. 7.1).

Педагогика школьной экскурсии.

Рис. 7.1. Педагогика школьной экскурсии.

К сожалению, случаются досадные конфликты между экскурсоводом и учителем (воспитателем). Первый опирается на свое знание экспозиции, второй — на знакомство с классом. Превращать школьную экскурсию в борьбу за лидерство — не самый лучший педагогический прием.

Сегодня музеи предлагают самые разные форматы школьных экскурсий. Так, для младших групп может быть игровая или театрализованная формы, когда экскурсовод выступает «в образе» определенного жителя исторической эпохи, героя литературного произведения или персонажа фольклора. Для этого экскурсовод облачается в соответствующее одеяние, наносит грим, стилизует речь и поведение.

Не менее важно взаимодействие учителей с родителями, обычно проходящее в ходе родительских собраний. Цель учителя — не только и не столько добиться от родительского комитета финансирования запланированной экскурсии, пригласить родителей в качестве сопровождающих лиц. Намного более существенно — убедить в необходимости посещения конкретного музея для развития ребенка, сформировать понимание музейных визитов как части программы культурного образования.

Сразу отметим, что не все подобные родительские собрания проходят гладко. Разные, в том числе и конфликтующие взгляды, различия в семейном воспитании, неодинаковые финансовые возможности могут привести к разногласиям по поводу музейной программы. Учителю стоит заранее продумать и подготовить контраргументы, возможно — взять в музее буклеты или раздаточный материал, подчеркнуть добровольность и факультативность экскурсии.

Особую осторожность стоит соблюдать с посещением музеев, имеющих отношение к религии. Для некоторых семей, принадлежащих к иным этнорелигиозным традициям, могут быть непривычными особые ограничения внешнего вида, специальные правила поведения в подобных местах. Это следует оговорить заранее в максимально корректной и доверительной форме.

Экскурсовод должен уметь использовать педагогические приемы, соответствующие аудитории:

  • — избегать сложной терминологии;
  • — проводить ассоциации с образами детской литературы и фольклора;
  • — провоцировать самостоятельные размышления детей через вопросы и ответы;
  • — стимулировать навыки изучения вещи — музейного предмета (Что это? Из чего сделано? Как выглядит? Для чего предназначено? Чем ценно?);
  • — давать предметы (например, копии или современные аналоги) подержать и пощупать руками;
  • — побуждать к творчеству (зарисовывать, описывать по памяти, придумывать свои названия и имена, фиксировать впечатления и размышления в сочинении).

Из классики музейной мысли Ф. И. Шмит эмоционально писал: «Сюда [в краеведческий музей] нужно водить школьников, чтобы для них ожили и стали понятными сухие рисункисхемы учебников природоведения и истории; посещение музея должно им заменить путешествия или закрепить приобретенные во время экскурсий „в природу“ знания, пробудить и обострить внимание и наблюдательность, поставить вопросы для предстоящих экскурсий, дать материал для обобщений, вовлечь ребят в собирательскую, исследовательскую работу. В музее краеведения, поскольку он рассчитан на детей, очень скупо нужно пользоваться запретительною надписью „руками не трогать“! Если экспонаты не редкостные уники (могут быть и такие), их надо [курсив автора. —А. С.] дать трогать, ибо дети только то и „видят“ по-настоящему, что им дали в руки: дети — и вовсе не только дети! — воспринимают активно-моторно, а не оптически»[2].

Наконец, перечислим некоторые организационные моменты, которые стоит иметь в виду при планировании школьной экскурсии:

  • — количество детей в группе: у многих музеев есть собственные ограничения по числу детей у одного экскурсовода, возможно, имеет смысл заказывать сразу две экскурсии или разделить детей на два потока;
  • — транспорт: до музея необходимо добраться максимально комфортном и спокойным образом: во многих школах есть возможность поездки на специальном автобусе, но условия нужно уточнить в администрации, при поездке на общественном транспорте нужно заранее проверить наличие проездных билетов, если же речь идет о железнодорожном транспорте — стоит выкупать места в одном вагоне;
  • — сопровождение: чем меньше возраст детей, тем больше требуется внимания и контроля, особенно — на транспорте, помощь могут предоставить родители и другие учителя (в том числе на паритетной основе — сегодня совместная поездка с вашим классом, завтра — с их);
  • — еда: в длительных поездках может встать вопрос организации питания, — тут могут быть разные варианты от самостоятельно припасенного или централизованно купленного «сухого пайка» до комплексного обеда в заранее зарезервированной столовой или кафе;
  • — одежда: следует учитывать как особенности конкретного музея, так и текущую погодную ситуацию.

В размеренной и, в общем-то, однообразной школьной жизни экскурсия — важное событие для ребенка, своего рода приключение. Удачное посещение музея может сказаться на дальнейшем обучении, если и не в плане успеваемости, то в мотивации к занятиям.

  • [1] Гревс И. М. Природа «экскурсионности» и главные типы «экскурсий в культуру». Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков. С. 530.
  • [2] Шмит Ф. И. Музейное дело: вопросы экспозиции. Цит. по: Музееведческая мысльв России XVIII—XX вв.еков. С. 602.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой