Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восприятие как процесс категоризации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять, как это будет показано в гл. 16, конкретное настроение, передаваемое данным произведением. Однако процесс восприятия художественного произведения и его познания не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное вчувствование в его содержание, и поэтому законы логического восприятия при всей их важности имеют… Читать ещё >

Восприятие как процесс категоризации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало повод американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории»[1].

Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это — Шопен, а это — Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору. Мы можем также определить жанр произведения — симфонический или камерный; характер художественного образа данного произведения — лирический или героический; средства, с помощью которых передается содержание данного образа. «В конечном итоге, — как указывает Брунер, — дело сводится к усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации»[2].

На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять, как это будет показано в гл. 16, конкретное настроение, передаваемое данным произведением. Однако процесс восприятия художественного произведения и его познания не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное вчувствование в его содержание, и поэтому законы логического восприятия при всей их важности имеют подчиненное значение непосредственному движению души.

То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. В экспериментах Брунера детей из богатых и бедных семей просили проецировать на экран размер 10-центовой монетки. Выяснилось, что дети бедняков гораздо чаще преувеличивали размер той монеты, которую просил показать экспериментатор. Этот феномен Брунер объяснил постоянной озабоченностью о деньгах, которая существует в бедных семьях.

Восприятие человеком различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим образованием понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым. Восприятие редко является непосредственной реакцией на стимул. Между последним и реакцией человека находится магический кристалл, именуемый тезаурусом, в котором содержится его прошлый социальный опыт.

Американский психолог П. Фарнсуорт предлагал в разных группах испытуемых прослушать одно и то же произведение Д. Букстехуде, современника И. С. Баха. Музыка Букстехуде по стилю очень близка музыке Баха и неспециалисту трудно отличить его произведения от сочинений Баха. В одном эксперименте Фарнсуорт приписывал авторство произведения Баху, а в другом — Букстехуде. Когда авторство приписывалось Баху, испытуемые давали произведению более высокую оценку.

Даже отдельные звуки имеют разную интерпретацию в зависимости от лингвистического опыта человека. Так, для русского уха лай собаки звучит как «гав-гав», для немецкого — «вау-вау», для китайского «вангванг». В России кошки мяукают, в Германии они издают звук, похожий на «миау», на острове Тайвань — «инаго-инаго». Для японца мышь издает писк «суэ-чуэ», а паровоз свистит примерно так же, как в России гогочут гуси — «го-го-го».

То, что видит человек в том или ином объекте, часто оказывается проекцией на этот объект собственных личностных характеристик воспринимающего. Механизмы проекции были описаны в классических работах 3. Фрейда.

Используя механизмы проекции, американский психолог Г. А. Мюррей разработал тематический апперцепционный тест (ТАТ), представляющий собой серию картинок, содержание которых достаточно неопределенно для однозначного толкования. Когда испытуемого просят рассказать о содержании картинки, он, сам того не желая, часто говорит о своих собственных жизненных ценностях и ориентирах. Так, из описания содержания картинки, на которой изображен мальчик со скрипкой, можно узнать отношение человека к музыке — положительное или отрицательное, характер мотивации — внешний или внутренний, стремление к достижению цели или избеганию неудач.

Музыкальное произведение также представляет собой своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определенные жизненные ценности.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Считается, что грамотный слушатель должен знать и понимать особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

  • [1] Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 23.
  • [2] Там же. С. 214.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой