Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тембр и жест

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выразительности кисти очень важна способность с помощью кисти и пальцев, придавая им определенную форму, имитировать различные положения рта. Известно, что перемена тембра во многом зависит от формы рта поющего, от точки упора звуковых волн в твердое небо. Желая показать прикрытый звук, дирижер должен сделать это объемной, круглой кистью с соответственно закругленными пальцами, имитируя тем… Читать ещё >

Тембр и жест (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дирижерское изображение тембра также можно увязать непосредственно с явлениями и закономерностями жизненной практики. В его основе лежит, в частности, взаимозависимость между представлениями о свете и темноте и представлениями пространственными: то, что вверху, мы воспринимаем как более светлое, то, что внизу, — как более темное. Звук в верхнем регистре воспринимается более светлым, в нижнем — более темным, движение мелодии вверх вызывает у нас ассоциации с высветлением, вниз — с затемнением. Понятно поэтому, что руки в высокой плоскости более соответствуют светлому звуку, чем руки в низкой позиции; что темы, излагаемые в низком регистре, вызывающие в нашем воображении образы затемненного, мрачного характера, естественно передавать жестом в нижней плоскости. По той же причине рука, обращенная ладонью вверх, вызывает ассоциации с высветлением звука, вниз — с его затемнением.

В выразительности кисти очень важна способность с помощью кисти и пальцев, придавая им определенную форму, имитировать различные положения рта. Известно, что перемена тембра во многом зависит от формы рта поющего, от точки упора звуковых волн в твердое небо. Желая показать прикрытый звук, дирижер должен сделать это объемной, круглой кистью с соответственно закругленными пальцами, имитируя тем самым форму купола, свода и как бы демонстрируя точку упора звуковых воли в твердое небо. Точно также раскрытая веером ладонь с прямыми пальцами будет соответствовать требованию максимального открытия звука. Соответственно промежуточные положения кисти и пальцев будут отвечать той или иной степени прикрытости или открытости звука.

Большую роль в изображении тембра играют пальцы — самая легкая, тонкая и выразительная часть руки. Пальцы могут собирать и рассеивать, истончать и утолщать, сужать и расширять звук. Пальцы, собранные вместе и слегка вытянутые, свидетельствуют о стремлении дирижера собрать звук, сделать его более определенным и темброво единым. Большой и указательный пальцы, соединенные в кольцо, создают впечатление узкого, тонкого звука. Угловатая кисть с цепкими, напряженными пальцами может передавать жесткий, злой, суровый тембр.

Нельзя забывать также о том, что дирижерский жест, раскрывая характер музыки, непременно оказывает влияние на тембр. Рука, собранная в кулак, создает представление о мужественном волевом характере образа и в то же время вызывает к жизни соответствующий этому характеру тембр. Рука, поднятая вверх, вызывая представление о героике, торжественности, патетике, косвенно указывает на соответствующую этой эмоциональной сфере яркую окраску звука.

Тембровая окраска голоса тесно связана с его насыщенностью. Поэтому для отображения характера звука дирижеру следует передать ощущение звукового потока, его плотности, протяженности и весомости. Звук как бы тянется за рукой и несколько напряженными пальцами.

Это мышечное напряжение (или имитация напряжения) придает упругость движению и способствует достижению непрерывности, насыщенности звука.

Красоте и выразительности звука в значительной степени способствует его вибрация. Воспринимаясь как тембровая особенность звука, вибрато вместе с тем придает голосу определенную эмоциональную окраску. Поэтому в моменты, требующие яркой, подчеркнутой эмоциональности, дирижеры нередко обращаются к показу вибрато как к проявлению эмоциональной наполненности самого звука. При этом используется жест, имитирующий реальное выполнение этого приема исполнителями на смычковых инструментах, — кисть, направленная вверх и обращенная ладонью к дирижеру, производит небольшие, часто пульсирующие, колебательные движения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой