Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Римский клуб и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек должен знать так называемые внешние пределы планеты. Ведь уже в значительной степени пострадала биологическая жизнь земли; частично истреблены лучшие ее почвы; ценные сельскохозяйственные земли покрыты бетоном и асфальтом дорог; сократилась значительная часть водных ресурсов планеты, необходимых для жизни и обитания; сокращаются полезные ископаемые; хищнически уничтожены огромные площади… Читать ещё >

Римский клуб и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработанные В. И. Вернадским и П. Тейяр де Шарденом идеи о ноосфере и сформулированное Д. С. Лихачевым учение о гомосфсре требуют реализации в конкретных последовательных программах. Разработка этих программ началась одновременно на Западе и в бывшем СССР. На Западе в 1968 г. под эгидой ЮНЕСКО возникла неправительственная организация ученых, политиков и бизнесменов, так называемый Римский клуб. О его деятельности речь пойдет ниже. Что же касается тех исследований, которые проводились в СССР, то они начались в 70-е гг. под влиянием лекций известного биолога-генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского[1], прочитанных в АН СССР, публикаций работ В. И. Вернадского и первых инициатив, предпринятых Римским клубом и ЮНЕСКО. Ученые обратились к исследованию биосферы.

С 1972 г. отечественные исследователи стали разрабатывать математическую модель биосферы. Эта модель должна была стать средством получения информации о возможном сосгоянии биосферы вследствие крупномасштабных воздействий на нее человека. Первый этап в создании модели был закончен в 1982 г. Была создана система для проверки экспериментов, получившая название «Гея» (по имени богини Земли). Одной из конкретных разработок с помощью системы «Гея» явилось исследование климатических последствий на земле в результате ядерной войны. Об этих исследованиях подробно рассказывает в своих работах участник эксперимента известный математик Н.Н. Моисеев49.

В это же время или немного ранее такой же эксперимент проводили немецкие и американские ученые. Те и другие исследователи, отечественные и западные, пришли к идентичным результатам. Об этих результатах стало известно общественности после докладов, прочитанных учеными на международной конференции в Вашинггоне в 1983 г., которая

называлась «Мир после ядерной войны». С этого времени вошли в употребление термины «ядерная ночь», «ядерная зима». Всему миру стало ясно, что гонка вооружений может закончиться глобальной ядерной катастрофой, что противостояние двух ядерных сверхдержав и возглавляемых ими блоков двух противоположных социально-политических систем может дорого обойтись человечеству. Это и было главной внешней причиной, способствовавшей перестройке советской тоталитарной системы и ее слома.

Как уже отмечалось выше, начиная с 60-х гг. на Западе ученые, политики и деловые люди все более осознавали необходимость преодоления неконтролируемого воздействия человека на природу силой своего разума. В 1968 г. была создана международная неправительственная организация, объединившая свыше 100 ученых, бизнесменов и общественных деятелей из более 30 стран. Сегодня в нее входит и Россия. Эта организация получила название Римский клуб по мест>', где она возникла.

Инициатором и создателем Римского клуба был известный итальянский предприниматель и общественный деятель Аурслио Печчеи (1908;1984).

Цель клуба — углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху НТР путем обсуждения и стимулирования исследований по так называемым глобальным проблемам[2].

Члены Римского клуба разработали семь глобальных целей для человечества, направленных на то, чтобы помочь человеку осознать его новое положение в мире и понять, что теперь от него зависит само существование планеты и жизни на ней.

Эти семь целей следующие:

  • (1) Человек должен знать так называемые внешние пределы планеты. Ведь уже в значительной степени пострадала биологическая жизнь земли; частично истреблены лучшие ее почвы; ценные сельскохозяйственные земли покрыты бетоном и асфальтом дорог; сократилась значительная часть водных ресурсов планеты, необходимых для жизни и обитания; сокращаются полезные ископаемые; хищнически уничтожены огромные площади лесных массивов; в течение XX в. имело место широкомасштабное загрязнение природы и атмосферы. Эго продолжается и сейчас, уже в XXI в. Достаточно сказать, что только один реактивный лайнер за 8 часов полета уничтожает 75 тонн кислорода, а чтобы выработать за те же 8 часов такое же количество этого необходимого для жизни элемента, требуется 50 тыс. гектаров леса. Поэтому в рамках ЮНЕСКО и разрабатываются проекты программ охраны окружающей среды.
  • (2) Человек также должен знать внутренние пределы планеты. Речь идет о физических и психологических возможностях человека, которые тоже не беспредельны. Оказалось, что чем более технически оснащенным становится человек, чем более он стремится преобразовывать природу и приспособить ее к своим нуждам, тем менее у него нет способностей противостоять трудностям суровой внешней среды.

Таким образом, нарушилось равновесие между научно-техническим прогрессом, культурой человека и его биофизическими возможностями. Поэтому степень умственной, психической и физической адаптации к стремительным темпам современной жизни очень неудовлетворительна.

Результатом этого являются самоубийства, алкоголизм, наркомания, терроризм, болезни, достигшие на исходе XX в. критической точки. Поэтому глобальная задача заключается в изыскании внутренних резервов человека, чтобы восстановить нарушенное равновесие.

(3) Человек должен сохранять нынешнее и предшествующее культурное наследие. Это поможет человеческому прогрессу и самовыражению. Сейчас возникла опасность обезличивания национальных культур. Сохранение своеобразия культур возможно только при обеспечении сохранности нынешнего культурного наследия, которое, к сожалению, беднеет и исчезает.

Чтобы противодействовать деградации и гибели национальных культурных ценностей, был создан «Всемирный культурный трест», финансирующий долгосрочные культурные программы, и организация «Культурный корпус», объединяющая энтузиастов-ученых из всех стран мира, которые стараются защитить и сохранить культурное наследие.

Становится ясно, что только международные организации могут успешно заниматься защитой и охраной исторических памятников и всемирно известных центров. В связи с этим можно вспомнить исторический опыт из времен античной цивилизации, когда выдающиеся культурные центры Александрия и Пергам не без помощи Птолемеев и Атталидов, правивших тогда в эллинистических царствах Египта и Пергама, благодаря кропотливому труду своих ученых обеспечили сохранность и передачу потомкам великолепных памятников, созданных античными авторами.

Правда, к сожалению, многие памятники не удалось сохранить из-за пожаров и тех разрушительных процессов, которые происходили во время гибели античной цивилизации в III—VII вв. Это было время становления европейской цивилизации под знаменем христианства, которое решительно боролось с античным культурным наследием, считая его бесовским язычеством, а также утверждения ислама и арабского Халифата. Правда, в VII—VIII вв. и христиане и мусульмане-арабы стали собирать и сохранять оставшиеся нсуничтоженными античные письменные памятники.

(4) Необходимо создать мировое сообщество. Сегодня многие уже признают, что такая форма человеческого существования как самодостаточное национальное государство не отвечает настоящим потребностям мирового экономического и социально-политического развития. Тенденция объединения и интеграции государств для решения глобальных экономических, социальных, экологических задач и проблем сохранения мирового культурного наследия сегодня особенно резко возрастает.

В истории развития человечества тенденции к объединению реализовывали нередко путем насильственною завоевания многих народов и создания супердержав, империй, таких как Ассирия, Вавилония, Персия.

Со времен Александра Македонского политики стали осознавать, что только силой оружия обеспечить длительность существования империй невозможно. Среди множества факторов, используемых для достижения этой цели (социальных, экономических, политических, религиозных и т. д.), едва ли не главным была пропаганда лозунга заключения всеобщего мира.

который бы более всего способствовал объединению народов. Наибольших успехов в достижении этих целей добились римляне, утвердив принцип Римского мира (Pax Romana). Римская империя просуществовала дольше, чем все другие империи до нее и после нее. Конечно, римские императоры многие вопросы решали силой. Но гораздо большего эффекта римляне достигали посредством политики романизации и проведения таких мер, которые побуждали народы считать для себя комфортным жить в границах Римской империи.

Для этого достаточно вспомнить эдикт императора нач. III в. от Р. Х. Каракаллы, который гласил: «Все жители Римской империи независимо от цвета кожи, этнической принадлежности, сословных, религиозных и имущественных различий находятся под защитой Римского права, являются гражданами Римской империи, подданными императора».

Падение Римской империи связано не только с ее кризисом, начавшимся в IV в. Р.Х., но и с общим кризисом античной цивилизации, которая с учетом объективной закономерности уступала свое место европейской христианской цивилизации.

Однако путь к объединению народов посредством завоевания не был отвергнут и в XIX—XX вв. Наибольшую опасность в XX в. принесли германский национал-социализм и расизм, стремившийся силой навязать свое господство всему миру и советский ленинско-сталинский тоталитарный коммунизм, пытавшийся утвердить этот режим в Европе и в остальном мире, главным образом в слаборазвитых и развивающихся странах.

После второй мировой войны стала развиваться тенденция к ненасильственному объединению народов на путях мира и демократии. С этой целью возникла ООН (Организация объединенных наций) и при ней Совет безопасности и ЮНЕСКО, призванные совместными усилиями представителей государств-членов ООН решать международные социальные, политические, культурные и научные проблемы.

Конец XX — на XXI вв. охарактеризовался новыми глобальными проблемами. Первая и наиболее опасная проблема — это усиление фундаменталистских течений в исламе и стремление установить шариат в Европе, то есть возродить новый халифат. С этим связано такое опасное явление как международный терроризм.

Другой проблемой стал международный общий экономический кризис, поразивший все развитые и развивающиеся страны, вызванный неконтролируемым финансовым и экономическим господством транснациональных монополий и контролируемых ими банков.

В этих условиях важен поиск приемлемых для всех государств механизмов, которые совместными усилиями решали бы международные задачи, не нарушая суверенитет каждого конкретного государства, обеспечивая хрупкий мир в условиях распространения ядерного и других видов новейшего вооружения и жизнь на нашей планете. Это и составляет главное содержание деятельности международных организаций под эгидой ООН, а также исследований и реформ, которые осуществляются Римским клубом и ЮНЕСКО.

(5) Пятая цель имеет отношение к человеческому жилыо.

Проблема заключается в том, что необходимо будет в ближайшие 40−50 лет разместить на Земле население вдвое большее, чем нынешнее. Это потребует удвоения всей нынешней инфраструктуры, причем это касается не только жилых домов, но и всех жизнеобеспечивающих систем. Особенно это касается проблем с автотранспортом. В настоящее время автомобиль уже вытесняет людей и сам для себя становится помехой, создавая пробки на дорогах в больших мегаполисах и средних городах и засоряя воздушное пространство выхлопными газами. Это становится проблемой, решение которой уже не под силу одной отдельно взятой стране. Решить эти проблемы можно только при условии, что будет общий план использования земель в масштабах всей планеты.

  • (6) Шестая задача связана с производственной сферой. Сегодня, как уже отмечено, начался и продолжается всеобщий социальный и экономический кризис. В связи с этим основное внимание должно быть направлено на тщательный анализ производственного сектора экономики. Для этого должна быть выполнена целая серия отдельных проектов, посвященных утверждению приоритета международного права над местными системами правовых отношений и частного права над публичным; международной финансовой проблеме; проблеме занятости и территориального размещения и рационализации мирового производственного хозяйства и связанной с этим миграции населения.
  • (7) Последняя не, но значимости, а, но порядку цель — это экология культу ры, о чём в последние годы жизни говорил Д.С. Лихачев. Эта проблема связана с общим состоянием образования и нравственной культуры в мире. Кризис образования и кризис нравственной культуры особенно поразил нашу страну. В этой области мы занимаем в международном рейтинге последние места. От решения этих проблем зависит состояние социальных, экономических и политических отношений в стране. Президент и новое правительство должны, наконец, решиться на полное преодоление наследия тоталитарного коммунистического режима, признать на международном уровне советский коммунистический режим антинародным и античеловечным.

Считать современную Российскую федеративную республику правопреемницей исторической России, в которой после Февральской революции 1917 г. возникла Российская демократическая республика и на основе всеобщих демократических выборов возникло Учредительное собрание, призванное разработать конституцию будущего Российского государства.

Признать разгон Учредительного собрания, ликвидацию Российской демократической республики и насильственный захват власти большевиками во главе с Лениным, Троцким, Сталиным и др. преступлением. И на основе приоритета международного права строить новые социально-правовые отношения в современной России. Восстановив Министерство народного просвещения и наделив его соответствующими полномочиями и необходимыми средствами, опираясь на здоровые нс коррумпированные интеллектуальные силы общества, необходимо осуществлять политику просвещения российского народа во всех его возрастных, социальных и профессиональных группах в духе демократических, нравственных, веротерпимых и дружеских отношений со всеми народами.

  • [1] Тимофеев-Ресовский Н. В. Воспоминания. М., 1995.
  • [2] Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с итальянского. М., 1980.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой