Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отражение юродство в русской православной культуре

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте православной культуры особая мотивация, реальность юродивого — божественная; в контексте светской культуры Нового времени — психологическая. В обоих случаях задача юродства — показать, что вроде бы очевидное в действительности обманчиво; при этом «религиозный» юродивый намекает на неисповедимость высшего суда, а «светский» — на собственные невидимые миру достоинства. Церковь осторожна… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Феномен юродства на Руси
    • 1. 1. История возникновения и развития юродства
    • 1. 2. Житии святых юродства
  • Глава 2. Отображение юродства в иконографии
    • 2. 1. Иконография юродивого Исидора Ростовского и Василия Блаженного
    • 2. 2. Отличие иконографии юродства от иконографии православных святых
  • Заключение
  • Список литературы

Отражение юродство в русской православной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

История донесла до нас немало упоминаний о людях, не совсем обычных с точки зрения нормального поведения — антисоциального поведения, как сказали бы сейчас. Юродство — это намеренное старание казаться глупым, безумным. Славянский корень «юрод» в слове «юродивый» означает «некрасивый», «уродливый», «страшный». Юродивые ходили по улицам обнаженными (даже в жестокий мороз) либо потешно одетыми. Они не имели ни дома, ни семьи, питались тем, что им давали люди, и жили часто на улице, в церкви или в чужих домах. Эта категория людей, несмотря на все странности своего поведения, обладала невероятной внутренней силой, способностью говорить правду и знать такое, что обычному человеку недоступно.

В контексте православной культуры особая мотивация, реальность юродивого — божественная; в контексте светской культуры Нового времени — психологическая. В обоих случаях задача юродства — показать, что вроде бы очевидное в действительности обманчиво; при этом «религиозный» юродивый намекает на неисповедимость высшего суда, а «светский» — на собственные невидимые миру достоинства.

В ХХ веке с приходом к власти коммунистов история юродства в России словно обрывается. Да и отношение к этому явлению до сих пор неоднозначное. Ученые, в большинстве своем, психиатры, до сих пор склонны судить о юродивых как о людях невменяемых, но с большой оглядкой, признавая их исключительность.

Церковь осторожна не меньше. Ей точно так же трудно распознать настоящего юродивого, как и ученым. Кто есть подлинный юродивый — она решает после смерти, и даже если при жизни вокруг человека происходят чудеса — это еще ни о чем не говорит. «Не мы оцениваем святость, а Бог оценивает» — считают духовники.

По мнению историков, нынешнее столетие новых юродивых пока не принесло. Хотя, возможно, и живут они — среди сотен и тысяч бездомных, оборванцев, умалишенных, просто притворщиков и циничных симулянтов, которые в корыстных целях использовали и используют популярность этого образа. В этом, на мой взгляд, и состоит актуальность темы данной работы. В то же время, как мне кажется, что для понимания психологии русского человека и вообще понимания специфики всей русской культуры этот феномен православной религиозности является довольно важным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Житие Исидора Твердислова, ростовского юродивого в ярославских и московских древлехранилищах.// Древняя Русь № 4, 2001.
  2. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10−20 века. /Сост. Бычков С. М. — М.: Радуга, 1992.
  3. С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. — М.: Языки славянских культур, 2005.
  4. Е. Л. Православная Энциклопедия. — Электронное издание: Рипол Классик, 2010.
  5. А.И. Юродство как феномен русской средневековой культуры.// Диспут № 1, 1992.
  6. В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». — М.: Феникс, 2002.
  7. Ю. Подвиг русского юродства.// Роман-газета № 10, 2010.
  8. Г. Святые Древней Руси. — М.: АСТ, 2003.
  9. Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый. Житие блаженного Андрея, Христа ради юродивого. — Электронный ресурс: http://www.abc-people.com/shop/andrew_constantinople.htm
  10. К. Ю. Василий Блаженный. / Православная Энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Электронный ресурс: http://www.pravenc.ru/text/150 789.html
  11. Православный словарь. — Электронный ресурс: http://homutovo.ru/vocabulary
  12. А. С. Василий Блаженный. Иконография / Православная Энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Электронный ресурс: http://www.pravenc.ru/text/150 789.html
  13. Русские святые. Жития святых. Михаил Клопский, преподобный, Христа ради юродивый. — Электронный ресурс: http://www.saints.ru/m/24-Mihail-Klopskii-.html
Заполнить форму текущей работой