Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совет преподавателю. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крайняя форма национализма — шовинизм, который может проявляться на всех трех уровнях. В этом случае образ врага конкретизируется, а этнонационализм становится апологией этнической исключительности. Такой тип самосознания носит деструктивный, саморазрушительный характер, приводит в тупик. Таким образом, становлению нации способствуют объективные коммуникативные процессы, возникающие в ходе… Читать ещё >

Совет преподавателю. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проведите дискуссию, поставив вопрос о сравнении США и России в аспекте характера нации. Почему мы охотно признаем наличие американской нации, представляющей собой сплав различных народов Запада и Востока, многие из которых сохраняют свой язык, национальные особенности и традиции, и дискутируем относительно многонациональной общности россиян (в России живет более 130 народов и народностей, относящихся к 44 религиозным конфессиям)?

Таким образом, становлению нации способствуют объективные коммуникативные процессы, возникающие в ходе интенсивного хозяйственного взаимодействия, которое сопровождается ростом городов, потребностью в нахождении общего языка и соответственно развития образования.

Фактор сложной этнической структуры современных обществ играет свою роль в идеологии национализма, использующей в своих целях национальные чувства и эмоции. Популярный в националистических концепциях тезис о том, что нация есть память народа о своем историческом прошлом, имеет слабое оправдание. Специалисты знают, что такая память избирательна, она сохраняет лишь те события, которые отвечают «духу народа», а потому часто используется в манипулятивных целях.

Национализм может играть интегрирующую роль (например, в процессе консолидации феодально-раздробленных народов Италии, Германии); разъединяющую, дифференцирующую роль (борьба за национальную независимость, которая привела к распаду Османскую и Австро-Венгерскую империи, Югославию), а может носить агрессивный характер (фашизм).

Выделяют три уровня проявления национализма:

  • 1) государственный уровень, когда титульные нации, являющиеся ядром государства, проводят в жизнь свои национально-государственные интересы за счет малых народов как внутри страны, так и вне ее;
  • 2) этнический уровень — это национализм угнетенного или порабощенного народа, стремящегося к обретению собственной государственности;
  • 3) личностный, или групповой, уровень, который выражен в ксенофобии, неприязни к инородцам и представителям других этнических групп. Такой национализм носит стихийный (архетипический), бытовой характер, но умело используется, подогревается лидерами, представляющими два более высоких уровня национализма в процессах достижения политических целей.

Крайняя форма национализма — шовинизм, который может проявляться на всех трех уровнях. В этом случае образ врага конкретизируется, а этнонационализм становится апологией этнической исключительности. Такой тип самосознания носит деструктивный, саморазрушительный характер, приводит в тупик.

Задание студентам. Попробуйте определить факторы, способствующие перерастанию этнического самосознания в националистические настроения. Приведите примеры, опираясь на новейшую историю России. ¦

Конечно, возможны разные траектории судеб живущих совместно народов. Ведущие этносы могут раздавить самобытность малых этносов, может произойти непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт. Однако понимание того, что наша национальная идентичность не ограничивает и не унижает национальную идентичность немцев, англичан или китайцев, позволит наладить конструктивный диалог, а в нем определяющую роль играют воспитание и образование.

Пример. Приведем старый анекдот о журналистах, которые организовали соревнование на лучшую статью про слонов. Заголовки были следующие.

Англичанин: «Охота на слонов в Британской восточной Африке» .

Француз: «Любовь слонов во Французской экваториальной Африке» .

Немец: «Происхождение и развитие индийского слона между 1200 и 1950 гг. (600 страниц)» .

Американец: «Как вывести самого большого и сильного слона» .

Русский: «О том, как мы запустили слона на Луну» .

Швед: «Слоны и социально-ориентированное государство» .

Датчанин: «Сандвичи со слоновым мясом» .

Испанец: «Техника без слонов» .

Индус: «Слоны как средство передвижения до эпохи железных дорог» .

Финн: «Что думают слоны о финнах» .

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. М.: Дело, 1999. С. 46.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой