Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема профессиональной подготовки педагогов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе таких занятий «слушатель» превращался в со-деятеля и со-творца конкретного занятия и своей профессиональной деятельности: он погружался в образовательную среду как участник с тем, чтобы затем в собственной практике сформировать подобную обстановку уже как организатор учебной ситуации. Постоянный технологический рефрен («Это может пригодиться для вашей копилки технологических цепочек… Читать ещё >

Проблема профессиональной подготовки педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальные вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров

В ходе реформирования образования за последнее двадцатилетие оформились новые парадигмы образовательного процесса, наметились соответствующие тенденции его развития (смена когнитивной центрации на личностно ориентированную, поиск адекватной модернизации содержании образования, освоение и внедрение новых образовательных технологий и т. д.). В большей или меньшей степени эти тенденции отражены в современном госстандарте программы подготовки студентов педагогических вузов. Между тем в школах образовательный процесс осуществляется учителями, получившими традиционное — классическое — профессионально-педагогическое образование и в силу различных причин не освоившими актуальные ныне аспекты обучения. Отсюда возникает противоречие между образовательными запросами общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

Разрешению данного противоречия должны способствовать курсы повышения квалификации учителей. Однако эта форма обучения взрослых носит в большей степени информативный, чем практикоориентированный характер. Кроме того, в существующей системе переподготовки основное внимание уделяется методическим вопросам того или иного учебного предмета, тогда как самые актуальные педагогические, психологические, технологические (т. е. надпреметные, междисциплинарные) проблемы остаются за рамками обучающего процесса.

Но сегодня особенно остро встает вопрос о поиске новых форм подготовки и переподготовки работающих педагогических кадров. Большинством учителей осознается необходимость интеграции частнопредметной методики с современными научно-педагогическими подходами. Не случайно на данном этапе зафиксировано множество различных профессиональных объединений педагогов, восполняющих потребность в педагогическом самообразовании: лаборатории, кафедры, творческие объединения педагогов — внутри школы и учительские клубы, досуговые объединения, ассоциации учителей, «невидимые колледжи», творческие союзы, электронные конференции, центры педагогического изобретательства, консалтинговые центры — за пределами конкретного образовательного учреждения.

«Новая среда требует освоения адекватных ей типов мышления и поведения, благоприобретенных, а не интуитивных, — полагает Д. Н. Кавтарадзе. — Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга»[1]. С учетом этого для практикующих учителей была создана «Педагогическая студия», которая имела именно практико-ориентированную направленность и программа которой была составлена на основе актуальных образовательных запросов слушателей.

К основным задачам студии были отнесены:

  • — общее знакомство с технологической составляющей образовательного процесса;
  • — определение роли коммуникативной составляющей в образовательном процессе;
  • — включение каждого слушателя в активные формы занятий;
  • — развитие умений и навыков, необходимых для организации и проведения уроков в интерактивной технике;
  • — отработка сопровождающей, а не догматической позиции педагога;
  • — формирование навыка психолого-педагогической рефлексии.

В процессе таких занятий «слушатель» превращался в со-деятеля и со-творца конкретного занятия и своей профессиональной деятельности: он погружался в образовательную среду как участник с тем, чтобы затем в собственной практике сформировать подобную обстановку уже как организатор учебной ситуации. Постоянный технологический рефрен («Это может пригодиться для вашей копилки технологических цепочек», «Отрефлексируем данный эпизод с психологической (технологической и пр.) точки зрения…») создавал поле для «двупланового поведения» (по М. М. Бахтину, Ю. М. Лотману, К. С. Станиславскому и др.) — профессионально-познавательного и социально-психологического.

Участники студийных занятий узнавали, например, что существует не только позитивная педагогическая фасилитация, но и негативная, которая «ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных реакциях учащихся: недисциплинированности, грубости, болтливости и др.»[2]. В связи с этим интересно было наблюдать, как участники студии «выходили» из контекста занятия, оценивали происходящее, соотносили его со своим педагогическим опытом, что-то фиксировали для себя лично, а затем снова «погружались» в образовательную ситуацию.

Такое проживание новых педагогических технологий действительно способствует развитию педагогического мастерства.

  • [1] Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.

    Введение

    в активные методы обучения. — М. :Флинта, 1998. — С. 64.

  • [2] Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Основы личностно ориентированного образования. —Екатеринбург: Урал. гос. проф.-тех. ун-т, 2001. — С. 36.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой