Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза на основе интегративного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования мы рассмотрели понятие «культурологическая компетентность студента», под которым мы понимаем совокупность личностных характеристик, единство которых позволяет человеку быть широко образованным, обладать знаниями в разнообразных областях духовной культуры человечества, ощущать себя объектом культурно-исторического процесса в современном мире, быть способным к рефлексии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Проблема формирования культурологической компетентности студентов в теории и практике высшего профессионального образования
    • 1. 2. Диалог культур как фундаментальная идея технологии формирования культурологической компетентности студентов
    • 1. 3. Интегративный подход к проблеме формирования культурологической компетентности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУ
  • ДЕНТОВ
    • 2. 1. Историческое становление и современная трактовка понятия «педагогическая технология»
    • 2. 2. Проектирование педагогической технологии формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования культурологической компетентности
  • Выводы по второй главе

Педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза на основе интегративного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества в стране происходят важные социально-экономические преобразования, которые неразрывно связаны с созданием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности. Поэтому в условиях современной действительности одной из наиболее актуальных социальных проблем является формирование культурологической компетентности личности.

Складывающийся сегодня новый тип общественных и экономических отношений требует появления личностей высокообразованных, широкомыслящих, с высоким уровнем самосознания, и в то же время обладающих такими этическими и эстетическими качествами и критериями, которые основаны на эмпатии и толерантности к «Другому»: личности, культуре, религии. Для современной системы российского образования воспитание подобных личностей, к сожалению, является трудноразрешимой проблемой. Образовательные учреждения, в большинстве своем, поставляют обществу специалистов со сниженным уровнем этического и эстетического сознания, с культурными потребностями на уровне ценностей массовой культуры. С одной стороны, это неизбежный процесс: бурно развивающееся массовое общество нуждается именно в массовой культуре, но с другой стороны, необходимо признать невысокий уровень преподавания гуманитарных и эстетических дисциплин во многих образовательных структурах.

Между тем культура как фундаментальная форма человеческой деятельности сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, поэтому в мире растет значение гуманитарных наук, что, в свою очередь, на передний план выдвигает проблемы гуманитарного образования, его содержания, методов и принципов организации. К их числу можно отнести и проблему формирования культурологической компетентности студентов, основной смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах.

Целью гуманитарной подготовки студентов является воспитание социальных ценностей и идеалов личности, осознающей свою социальную принадлежность и общественные интересы, способной к преобразованию всей совокупности общественных отношений и участию в управлении ими с позиций этнокультурной терпимости, эмпатии, гражданской ответственности за результаты своего труда, судьбу страны и мира. Гуманитарная подготовка является фактором гармоничного развития личности, основой формирования ее духовно-нравственной и эстетической культуры, профессионально значимых личностных качеств специалиста.

Сегодня совершается переход от репродуктивной модели образования к гуманистической, культурно-ориентированной модели (B.C. Библер, В. А. Сластенин, А. П. Валицкая, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, А.И. Арнольдов). Новая образовательная модель направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, реальных и конкретных способов достижения этой цели. Необходимость решения многих проблем, связанных с гуманитаризацией образовательного процесса, определила проблему исследования, суть которой заключается в определении теоретических основ и практических путей формирования культурологической компетентности студентов агроинженерных специальностей.

Актуальность и социальная значимость, а также недостаточная разработанность данной темы обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза на основе интегративного подхода».

Цель исследования: научное обоснование, теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии формирования культурологической компетентности будущих специалистов инженерного профиля посредством интегративного подхода.

Объект исследования: образовательный процесс студентов сельскохозяйственного вуза.

Предмет исследования: процесс формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза будет эффективным, если: культурологическая компетентность студентов рассматривается как составная часть профессионально-личностного развития специалиста с высшим образованиемпри проектировании педагогического процесса будет использоваться интегративный подход, предполагающий, что гуманитарные дисциплины представляют собой не совокупность обособленных курсов, каждый из которых освещает определенную область развития материальной и духовной культуры человечества, а комплекс знаний, основанный на взаимопроникновении гуманитарных дисциплин в процессе их преподаванияявления и артефакты мировой культуры будут преподноситься студентам в контексте многоуровневого диалога культур различных стран, народов и исторических эпохпроцесс обучения гуманитарным дисциплинам в сельскохозяйственном вузе будет организован как целенаправленная деятельность по формированию культурологической компетентности студентов с позиций компетент-ностно-ориентированного и интегративного подходов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность, содержание и структуру понятия «культурологическая компетентность личности»;

2. Провести анализ философских и психолого-педагогических исследований по проблеме диалога культур.

3. Проанализировать существующие методологические подходы к понятию интеграции в образовании.

4. Разработать технологию формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза на основе интегративного подхода.

5. Разработать структуру, содержание и методическое обеспечение интегративного курса «Культуроведческий комплекс» для реализации технологии формирования культурологической компетентности студентов.

6. Разработать методику организации педагогического эксперимента, направленного на выявление у студентов сельскохозяйственного вуза уровня сформированности культурологической компетентности.

7. Апробировать в учебном процессе сельскохозяйственного вуза педагогическую технологию формирования культурологической компетентности студентов и провести оценку ее эффективности.

Методологической основой исследования являются: 1) идеи и положения теорий непрерывного образования и педагогической интеграции (A.C. Асмолов, A.JI. Бусыгина, А. Г. Бусыгин, А. Э. Багдасаров, Ю. Н. Березин, И. Д. Зверев, B.C. Безрукова, JI.B. Ишкова, Д. И. Корнющенко, М. И. Шмелькова и др.) — 2) психологические учения о деятельности и развитии личности (C.JI. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев) — 3) педагогические исследования в контексте компетентностного подхода в образовании (A.JI. Бусыгина, А. Г. Бусыгин, В. А. Болотов, В. В. Сериков В.В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.A. Вербицкий, Ю. Н. Емельянов, А. И. Щербаков и др.) — 4) современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования (М.А. Абрамова, Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, М. Н. Берулава, B.C. Библер, Э. В. Ильенков, Д. И. Корнющенко, М. С. Каган и др.) — 5) философско-педагогические идеи культурологического подхода и диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, В. А. Лефевр, С. И. Гессен, В. В. Краевский, В. В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова и др.) — 6) исследования в области изучения проблем педагогических образовательных технологий (В.П. Беспалько,.

A.A. Вербицкий, В. М. Кларин, А. Г. Бусыгин, Г. К. Селевко, В. И. Сериков,.

B.А. Сластенин, В. В. Гузеев, Н. Г. Милованова, В. Н. Михелькевич, В. М. Нестеренко, П.Г. Кравцов) — 7) теория творческого развития и саморазвития личности (И.А. Зимняя, Л. Г. Вяткин, М. А. Галагузова и др.) — 8) принцип единства теории — эксперимента — практики (Ю.М. Забродин, Б. Ф. Ломов и др).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) методы теоретического исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, культурологической и методической литературыанализ предмета исследованиямоделирование учебного процессаобобщение результатов исследования- 2) эмпирические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ и обобщение данных, педагогический эксперимент- 3) математические методы: статистическая обработка данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2003;2005 гг.). На первом этапе изучались теоретические основы проблемы исследования, анализ научно-методической литературы и диссертационных работ по философии, психологии, педагогике и культурологииопределялась методологическая и теоретическая основа исследования, уточнялась тема, разрабатывалась гипотеза и ставились задачи исследования, которые определили план и программу экспериментальной работы.

Второй этап (2005;2007 гг.). На данном этапе разработана и апробирована программа интегративного курса «Культуроведческий комплекс», составляющего основу технологии формирования культурологической компетентностив ходе констатирующего эксперимента определен уровень сформированное&tradeкультурологической компетентности студентов ГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» и готовность к его повышениюв ходе формирующего эксперимента осуществлена проверка эффективности реализации технологии стимулирования роста уровня сфор-мированности культурологической компетентности.

Третий этап (2007;2009 гг.). Проводился анализ эффективности эксперимента и необходимая коррекцияпроводился сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группсистематизировались и оценивались результаты исследованияформулировались выводыоформлялись и обобщались все материалы диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлись агрономический, инженерный и технологический факультеты ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и реализации педагогической технологии форлшрования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза, основанной на: авторской трактовке понятия «культурологическая компетентность», под которым мы понимаем совокупность личностных характеристик, единство которых позволяет человеку обладать знаниями в разнообразных областях духовной культуры человечестваощущать себя объектом культурно-исторического процесса в современном миребыть способным к рефлексии, общаться с другими людьми, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Землипонимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностейотношении к категории «культурологическая компетентность» как к составной части профессионально-личностного развития специалиста с высшим образованиеминтегративном подходе к проблеме формирования культурологической компетентности, согласно которому гуманитарные дисциплины представляют собой не совокупность обособленных курсов, каждый из которых освещает определенную область развития материальной и духовной культуры человечества, а комплекс знаний, основанный на взаимопроникновении гуманитарных дисциплин в процессе их преподаванияконцепции диалога культур", согласно которой явления и артефакты мировой культуры преподносятся студентам сквозь призму многоуровневого взаимодействия и переклички культур различных стран, народов и исторических эпохорганизации процесса обучения гуманитарным дисциплинам в сельскохозяйственном вузе как целенаправленной деятельности по формированию культурологической компетентности студентов с позиций компетентно-стно-ориентированного и интегративного подходов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1) определены сущность, содержание и структура культурологической компетентности- 2) результаты исследования расширяют научные представления о путях формирования культурологической компетентности будущих специалистов агроинженерного профиля- 3) предложено теоретико-методологическое обоснование содержания педагогического процесса, основанного на целостном представлении о мировой культуре и концепции диалога культур, на принципах эмпатии и толерантности по отношению к представителям различных культурных сообществ- 4) сформулирована, обоснована и разработана педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов посредством интегративного подхода к организации образовательного процесса, что представляет собой решение одной из актуальных проблем педагогикиданная задача доведена автором до уровня практической реализации.

Практическая значимость исследования: реализован новый принцип составления программы интегрального курса «Культуроведческий комплекс», который позволяет эффективно управлять процессом формирования культурологической компетентности студентовтеоретические идеи и выводы, содержащиеся в диссертации, положены в основу методического материала, который используется в целях совершенствования культурологической компетентности будущих специалистов агроинженерного профиля в процессе профессиональной подготовкиспроектированная педагогическая технология формирования культурологической компетентности может быть использована во всех высших учебных заведениях, где осуществляется подготовка студентов по инженерным специальностям.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигнуты правильным методологическим подходом к проблеме, соответствием научного аппарата и методики предмету и задачам исследования, а также результатам опытно-экспериментальной проверки, сопоставленным с результатами практики вузов.

Апробация работы. Результаты исследования, выводы и рекомендации докладывались и получили положительную оценку на международном симпозиуме «Знание — здоровье — мудрость — безопасность. Образование для устойчивого развития» (Самара, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (г. Чебоксары, 2009 г.), а также отражены в восьми научных публикациях. Личное участие автора в апробации и внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности в ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия.

На защиту выносятся следующие разработки и положения:

1. Содержательная характеристика культурологической компетентности как интегративного качества личности и обоснование необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки современного специалиста.

2. Педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза, которая реализуется посредством компетентностно-ориентированного и интегративного подходов к процессу преподавания цикла гуманитарных дисциплин, построенного на основе диалога культур.

3. Структурно-содержательная модель и программа интегративного курса «Культуроведческий комплекс».

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Анализ теоретических исследований, а также практический опыт педагогической деятельности позволил нам сделать вывод о том, что педагогическая технология — это система и последовательность научно обоснованных компонентов деятельности преподавателя, направленных на достижение оптимального результата в решении поставленных задач.

2. Среди основных принципов, положенных в основу формирования культурологической компетентности студента, нами обозначены:

— интеграция общетеоретических знаний гуманитарной направленности по вопросам общечеловеческой культуры;

— создание междисциплинарных курсов на основе сквозного диалога культур — горизонтального и вертикального;

— ориентация на социальное и личностное развитие студента в процессе профессиональной подготовки;

— оптимальное сочетание групповых и индивидуальных, диалоговых и самостоятельных, теоретических и лабораторно-практических форм, средств и методов организации учебного процесса;

— соответствие уровня культурологической компетентности выпускника современным и прогнозируемым потребностям общества и научным тенденциям.

3. Формирование культурологической компетентности личности студента в рамках образовательного процесса высшей профессиональной школы предполагает использование интегративного и компетентностного подходов и осуществляется на основе обеспечения единства и взаимодействия концептуального, деятельностного и эмоционально-нравственного компонентов. В разработанной технологической модели формирования культурологической компетентности содержится анализ содержания, средств, форм и методов преподавания культуроведческого комплекса, обеспечивающих усвоение знаний, приобретение значимых умений и навыков, развитие личностных качеств студента.

4. Проведенный анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме позволили выделить три уровня культурологической компетентности: низкий, средний и высокийа также определить основные показатели и критерии сформированности этих уровней.

5. Данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, его констатирующего и формирующего этапов, дают основания для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования и позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами педагогическая технология способствует формированию:

— концептуального компонента культурологической компетентности, заключающегося в обладании знаниями в разнообразных областях духовной культуры человечества, а также — в расширении общего кругозора студентов;

— деятельностного компонента культурологической компетентности, представляющего собой возможность ощущать себя объектом культурно-исторического процесса в современном мире, способность к рефлексии, а также — умение общаться с другими людьми, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли;

— эмоционально-нравственного компонента культурологической компетентности, основанного на понимании закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей, а также развитии толерантности и эмпатийности личности.

6. Примененный нами критерий Стьюдента (^-критерий) для оценки эффективности разработанной нами технологии, показал, что более высокий процент степени проявления концептуального, деятельностного и эмоционально-нравственного компонентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными не был случайным, а это, в свою очередь, доказывает эффективность предлагаемой технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная образовательная ситуация характеризуется переосмыслением значения образования и его функций, повышением его роли в жизни отдельного человека и общества в целом. Образовательные стандарты высшей профессиональной школы нового поколения ориентируют содержание образовательного процесса на реализацию стратегий не только профессионального, но и социального, и личностного развития.

Введение

новых программ в системе высшего образования влечет за собой необходимость развития у будущего специалиста высокого уровня как профессиональной, так и общечеловеческой культуры.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что большинство современных исследователей стремятся решить проблему формирования и развития культурологической компетентности студентов гуманитарных или языковых специальностей, но на наш взгляд, не менее важной задачей современной системы образования является формирование культурологической компетентности студентов инженерных специальностей, так как это позволит повысить общекультурный уровень будущих специалистов практически в любых сферах жизнедеятельности современного человека.

Теоретическое изучение современного состояния проблемы формирования культурологической компетентности личности, а также собственный практический опыт работы в вузе показали, что для развития данной компетентности необходима системная, целенаправленная деятельность в учебном процессе, построенная на основе интегративного подхода.

В процессе исследования мы рассмотрели понятие «культурологическая компетентность студента», под которым мы понимаем совокупность личностных характеристик, единство которых позволяет человеку быть широко образованным, обладать знаниями в разнообразных областях духовной культуры человечества, ощущать себя объектом культурно-исторического процесса в современном мире, быть способным к рефлексии, общаться с другими людьми, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли, понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностейопределили структуру культурологической компетентности, которая включает в себя три компонента: концептуальный, деятельностный и эмоционально-нравственный. Мы также определили основные показатели и критерии перечисленных компонентов, что позволило выделить три уровня сформированности культурологической компетентности студентов: низкий, средний и высокий.

Стратегической задачей современного профессионального образования должно стать развитие у студентов умения мыслить целостно. Для успешного решения этой задачи необходимо стирание граней между естественным и гуманитарным знанием, а также между различными областями гуманитарного знания, то есть интеграция учебных дисциплин, создание холистичной образовательной среды. Нами смоделирована педагогическая технология формирования культурологической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза, построенная на основе интегративного подхода и концепции диалога культур, которая соответствует требованиям современной педагогической теории, и прошла успешную апробацию на практике, в ходе педагогического эксперимента.

Основными принципами предлагаемой педагогической технологии являются: интеграция общетеоретических знаний гуманитарной направленности по вопросам общечеловеческой культурысоздание междисциплинарных курсов на основе сквозного диалога культур — горизонтального и вертикальногоориентация на социальное и личностное развитие студента в процессе профессиональной подготовкиоптимальное сочетание групповых и индивидуальных, диалоговых и самостоятельных, теоретических и лабораторно-практических форм, средств и методов организации учебного процессасоответствие уровня культурологической компетентности выпускника современным и прогнозируемым потребностям общества и научным тенденциям.

Разработан и апробирован интегративный курс «Культуроведческий комплекс», синтезирующий в себе три спецкурса, материал которых преподается через призму диалога культур различных народов и эпох. Проведенная экспериментальная работа показала, что изучение «Культуроведческого комплекса» студентами сельскохозяйственного вуза способствует успешному формированию у них концептуального, деятельностного и эмоционально-нравственного компонентов культурологической компетентности, что доказывает истинность выдвинутой гипотезы и правильность основных положений, которые были вынесены на защиту.

Выполненное диссертационное исследование, тем не менее, не претендует на исчерпывающее научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного явления как культурологическая компетентность. Дальнейшее изучение данной проблемы представляется перспективным в направлении усиления взаимопроникновения и диалогичности как гуманитарных знаний внутри культуроведческого комплекса, так и интеграции этих знаний с дисциплинами профессионально-предметной подготовки будущих специалистов инженерного профиля. Также представляют интерес: разработка диагностических методик оценки сформированности компонентов культурологической компетентности студентов на разных этапах обученияразвитие и совершенствование учебно-методического комплекса всех трех спецкурсов, составляющих основу нашей технологии, в том числе дидактических материаловпоиск эффективных способов решения воспитательных задач, направленных на развитие, прежде всего, эмоционально-нравственного компонента культурологической компетентности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 328 с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.- 272 с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1998. -Ч. 2. — 318 с.
  4. В.Н., Добудько Т. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Самара, 2000.
  5. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: ЭКСМО, 2006 416 с.
  6. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 115−119.
  7. Аристотель. Метафизика. // Сочинения. В 4-х т. Т.1. — М., 1975.
  8. А.И. Наука постижения культуры // Народное образование.- 1998. № 5. -С. 184−190.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  10. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  11. А.Э. Некоторые проблемы интеграции при создании новых программ // Нетрадиционные методы обучения и воспитания. Материалы всероссийского научно-практического семинара. — Обнинск, 1990.
  12. Г. С. Диалектика творчества // Вестник АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1984. — 442 с.
  13. К.Г. Основы теории гуманитарной подготовки студентов технического вуза на базе педагогической технологии. Дисс.. докт. пед. наук. — М., 2000. — 398 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
  15. В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1996. — 93 с.
  16. В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. — С. 5−26.
  17. В.А. Основы проектирования инновационных педагогических технологий в современной школе //Педагогические технологии в современной школе. Рязань: РГПУ, 1996. — С. 6−7.
  18. Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе. Самара: СГПУ, 1993. — 252 с.
  19. Ю.Н. Формирование содержания общего и гуманитарного образования в школе. Ч. 1−2. Самара: Глав. упр. образ. Сам обл., 1996.
  20. Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе в системе профессиональной подготовки учителя. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. — М., 1998. -40 с.
  21. Ю.Н. Содержание образования в школе: теоретическое обоснование и технологии конструирования. Самара: изд-во СамГПУ, 2000.-276 с.
  22. Ю.Н. Конструирование содержания предметов лингвистического цикла в учреждениях общего и среднего профессионального образования. Учебное пособие. Самара: Изд-во Парус-принт, 2003. 251 с.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Институт профессионального образования РАО, 1995. 336 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  25. B.C. Заметки впрок // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 15−45.
  26. B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Нов. школа, 1990. -230 с.
  27. B.C. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. — № 1. -С. 159−183.
  28. B.C. Школа диалога культур // Учительская газета. № 1 от 7 января 1992.-С. 3.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. / Ред. A.B. Петровский. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. — 304 е.
  30. B.JI. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  31. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. Т. 10. — М.: Советская энциклопедия, 1972.
  32. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного об, разования. Ростов н/Д, 2000. — 352 с.
  33. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  34. М. «Я» и «Ты» // Квинтэссенция. М., 1992. — С. 290−316.
  35. М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку. — Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 187 с.
  36. А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. — 216 с.
  37. A.JI. Профессор Профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя ВУЗа. — Самара, 2003. — 196 с.40
Заполнить форму текущей работой