Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов: На примере курса литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностно-ориентированная система обучения, взаимодействие компонентов которой (УМК, методы активизации (когнитивные, креативные и др.), различные формы и приёмы обучения (лингвоанализ, лови ошибку, фантастическая добавка), система рейтингового контроля с использованием пооперационного контроля, личностно-сопоставительного и нормативного рейтинга) обеспечивает активную и эффективную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников при изучении литературы
    • 1. 1. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема
    • 1. 2. Исследование проблемы активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников
    • 1. 3. Анализ современных школьных программ по литературе в 5−9 классах
      • 1. 4. 0. бразовательная программа активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5−9 классов по литературе и педагогические условия её реализации
  • Выводы
  • Глава II. Реализация личностно — ориентированной системы активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников и экспериментальная проверка её эффективности
    • 2. 1. Методы активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников на уроках литературы в условиях личностно-ориентированного обучения
    • 2. 2. Приёмы активизации познавательной деятельности школьников на уроках литературы в условиях личностно-ориентированного обучения
    • 2. 3. Организация познавательной и исследовательской деятельности школьников 5−9 классов и ее дидактическое обеспечение
    • 2. 4. Технология оценивания и контроля познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном процессе по литературе
    • 2. 5. Экспериментальная проверка эффективности личностно-ориентированной системы активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников на уроках литературы
  • Выводы

Личностно-ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов: На примере курса литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение' в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе образовательного процесса в школе главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию личности. Основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащению духовного потенциала воспитанников. Выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, которая направлена на улучшение процесса знаний, на развитие и саморазвитие личности ученика, обладающего целостной системой знаний, способного реализовать свой творческий потенциал.

Это требует создания условий для включения учащихся в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, что связано с разработкой новых научно обоснованных технологий. Одной из них является технология личностно — ориентированного обучения.

Анализ исследований, посвящённых личностно-ориентированному обучению, обнаруживает различные точки зрения в определении его сущности (Н.И. Алексеев, В. И. Андреев, Д. А. Белухин, И. С. Якиманская и др.). В концепции И. С. Якиманской личностно-ориентированное обучение основано на реализации принципа субъектности: «всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно — ориентированным».

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенноеот чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действийот направленности организации обучения на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Однако в общеобразовательной школе еще недостаточно внедряются наиболее эффективные формы образовательной деятельности, способствующие раскрытию и развитию потенциальных возможностей и творческих способностей личности, ее способностей к адаптации в современной действительности и ее творческому преображению. Таким образом, возникает противоречие между потребностью личности в развитии и реализации своего потенциала и недостаточной теоретической и практической проработкой решения этой проблемы в системе общего образования.

Указанное противоречие порождает проблему создания условий для активной и эффективной познавательной и исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим необходимо исследование условий создания и применения системы обучения, которая обеспечивала бы активную и эффективную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, их самообразование.

Актуальность проблемы и недостаточная ее теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Личностно — ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5−9 классов (на примере курса литературы)».

Цель исследования: выявить педагогические условия, на основе которых разработать личностно — ориентированную систему, обеспечивающую активизацию и эффективность познавательной и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе по литературе.

Объектом исследования является учебный процесс в общеобразовательной школе по литературе.

Предмет исследования: личностно — ориентированная система обучения, обеспечивающая активную и эффективную познавательную деятельность учащихся исследовательского характера (на материалах литературы).

В соответствии с целью была выдвинута рабочая гипотеза: активизация и эффективность познавательной и исследовательской деятельности учащихся может быть обеспечена при:

— деятельностном и личностно — ориентированном подходах к обучению;

— создании и использовании специально разработанного учебно-методического комплекса (УМК), включающего программу активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся, её дидактическое (задания по разным формам деятельности, система ее оценки — тестовый и рейтинговый контроль) и методическое обеспечение;

— разработке личностно — ориентированной системы обучения, взаимодействие компонентов которой (когнитивные и креативные методы, различные формы обучения, УМК) обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащихся исследовательского и творческого характера.

Цель исследования и гипотеза определили следующие задачи:

1. На основании анализа психолого-педагогической, лингвистической литературы выявить условия активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся при изучении литературы.

2. В соответствии с выявленными условиями разработать программу, ориентированную на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся исследовательского характера и создать обеспечивающий ее учебно-методический комплекс (УМК);

3. Разработать личностно — ориентированную систему, при взаимодействии компонентов которой — различных методов (когнитивные, креативные, методы организации учения), форм и приёмов обучения с использованием УМК, обеспечивается активная познавательная деятельность учащихся исследовательского и творческого характера.

4. Разработать систему рейтингового контроля с использованием пооперационного контроля, личностно-сопоставительного и нормативного рейтинга при познавательной деятельности исследовательского характера.

5. Апробировать разработанную личностно — ориентированную систему в образовательной практике с целью определения её эффективности и проверки гипотезы исследования.

Методологическую основу диссертационной работы составили личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, а также исследования ученых по проблемам:

— личностно-ориентированного образования (Н.И.Алексеев, В. И. Андреев Д.А. Белухин, И.С. Якиманская);

— теоретического обоснования методов обучения (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, A.B. Хуторской);

— активизации познавательной деятельности учащихся (Л.П. Аристова, Б. П. Есипов, И. Ю. Соколова, Т. И. Шамова, В. В. Голубков);

— исследовательской деятельности, ее функций в образовательном процессе (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М.И. Махмутов);

— учебно-исследовательской деятельности учащихся, ее развивающих функций (В.И. Андреев, В. В. Давыдов, Л.П. Козлова);

— теоретических основ школьного литературного образования (В .Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов);

— методов и приёмов изучения художественных произведений (И.И. Аркин, М. А. Рыбникова, В. А. Лазарева, И.А. Фогельсон);

— технологического подхода к уровням познавательной активности и к организационным формам контроля (Е. Коротаева, В. П. Беспалько, В. П. Симонов, В.П. Смирнов).

В процессе решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические: анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, математическая обработка результатов экспериментаэмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается теоретико-методологической базой, адекватной целям и задачам исследования, системностью исследовательских процедур, связью теории с практикой, апробацией результатов исследования, воспроизводимостью эксперимента, презентативностью выборки.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени В.Л. Гриневича» г. Прокопьевска.

Этапы исследования.

На первом этапе (1998;2000 гг.) — аналитико-поисковом: изучалось состояние проблемы исследования в научной литературе, осуществлялось осмысление методологических основ исследования, выяснение противоречий и проблем существующего опыта в данной области, определялись ключевые позиции исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и т. д.).

На втором этапе (1998;2003 гг.) — проводилась экспериментальная работа: апробация теоретических наработок в школе.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) — итоговом: обобщены результаты исследования, экспериментально подтверждена эффективность применения личностно — ориентированной системы в образовательном процессе, сделаны выводы, завершено оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены и обоснованы педагогические условия активизации и эффективности познавательной и исследовательской деятельности учащихся по литературе — содержательные (программа, различные задания, система контроля, учебно-методические пособия), организационные (когнитивные, креативные методы, различные формы и приёмы обучения), мотивационные (олимпиады, конкурсы, конференции);

2. Создан учебно-методический комплекс (УМК), включающий:

• программу по литературе для школьников 5 — 9 классов, ориентированную на активизацию их познавательной и исследовательской деятельности;

• разнообразный дидактический инструментарий по разным формам познавательной и исследовательской деятельности учащихся (карточки-задания, сценарии дидактическиих игр, лингвистические и практические задачи, система контроля — тестового и рейтингового;

• 2 методических пособия по организации исследовательской деятельности школьников и хрестоматия для учащихся по курсу литературы для 5−9 классов.

3. Разработана личностно — ориентированная система обучения, при взаимодействии компонентов которой — УМК, методов (когнитивных, креативных и др.), различных форм и приёмов обучения, системы контроля — текущего, итогового и рейтингового, обеспечивается активная познавательная деятельность учащихся исследовательского характера.

Теоретическая значимость исследования:

1 .Разработаны задания, активизирующие познавательную и исследовательскую деятельность учащихся: опорные схемы, карточки-задания, сценарии дидактических игр и др.- литературные задачи (практические и лингвистические),.

2.Составлены контролирующие задания, тесты текущего и итогового контроля и разработана система рейтингового контроля, включающего пооперационный, личностно-сопоставительный и нормативный рейтинг, которые оценивают результаты познавательной деятельности школьников исследовательского, творческого характера.

Практическая значимость диссертационной работы:

1. Образовательная программа, разработанная по дисциплине «Литература», ориентированная на активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников 5−9 классов и обеспечивающая её реализацию в образовательном процессе личностно — ориентированная система обучения, внедрены в учебный процесс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 им. В.Л. Гриневича» города Прокопьевска.

2. Элементы личностно — ориентированной системы обучения, хрестоматия для учащихся «Загадка художественного произведения» и учебно-методические пособия «Культура наших предков», «Нестандартные формы уроков и внеклассной деятельности по литературе» применяются в учебном процессе школ города: № 11,14,17,72 и могут быть использованы в других образовательных системах.

На защиту выносятся:

1 .Педагогические условия активизации и эффективности познавательной деятельности школьников: содержательные (программа активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников, разнообразные задания, система контроля и др.), организационные (когнитивные, креативные методы, различные формы и приёмы обучения), мотивационные (олимпиады, конкурсы, конференции и т. д.), реализация которых в образовательном процессе по литературе обеспечивает познавательную деятельность учащихся исследовательского, творческого характера.

2.Личностно-ориентированная система обучения, взаимодействие компонентов которой (УМК, методы активизации (когнитивные, креативные и др.), различные формы и приёмы обучения (лингвоанализ, лови ошибку, фантастическая добавка), система рейтингового контроля с использованием пооперационного контроля, личностно-сопоставительного и нормативного рейтинга) обеспечивает активную и эффективную познавательную деятельность учащихся исследовательского и творческого характера.

3.Экспериментальные исследования эффективности личностно-ориентированной системы активизации познавательной и исследовательской деятельности по литературе школьников 5−9 классов и их результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу исследования.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения данного исследования обсуждались:

— на общероссийских и региональных конференциях (Томск, 2000;2004 гг.) — -на курсах повышения квалификации педагогов при Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования КРИПК и ПРО (Прокопьевск, 2000,2002);

— на семинаре городского научно-методического центра (Прокопьевск, 2003);

— на областном конкурсе «Достижения образования» в честь 60-летия КРИПК и ПРО (Кемерово, 2003);

— на областном конкурсе творческих работ учащихся, посвященном 10-летию Кемеровской и Новокузнецкой Епархии (Кемерово, 2004);

— на семинаре кафедры педагога-исследователя ТГПУ (Томск, 2004);

— в Кузбасском региональном институте повышения квалификации педагогов КРИПК и ПРО (Кемерово, 2004);

— на областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса — 2005» (Кемерово, 2005).

По результатам выполненных исследований опубликовано 10 работ. Структура диссертации: введение, две главы, список литературы, насчитывающий 300 наименований, заключение, приложения на 53 стр.

1. Использование проблемных творческих заданий.

2. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).

3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.

4. Сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока.

5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

6. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. Основой личностно-ориентированной системы обучения является личностно-деятельностный подход, согласно которому обучаемый становится субъектом саморазвития, самореализации и самоактуализации.

10. Чтение с подчёркиванием главного.2.Ответы на вопросы.

11. Составление опорного конспекта.4.Опорные сигналы.

12. Привлечение литературно-художественных программ.6.Мнемотехнические приёмы.

13. Составление таблиц, карточек.

14. Умение при помощи рисунка показать, как был понят материал.

15. Поурочные проводятся на одном из этапов отдельных уроков по текущему материалу.

16. Тематические проводятся по окончании изучения одного из разделов темы, к примеру, после изучения лирики Пушкина или по биографии поэта.

17. Усовершенствование оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов учения.

18. Создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника.

19. Воспроизведение системы понятий.

20. Применение системы понятий. Беспалько В.П.

21. Ученический (деятельность по узнаванию).

22. Алгоритмический (решение типовых задач).

23. Эвристический (выбор действия).

24. Творческий (поиск действия). Блум Б.

25. Знание. 2. Понимание. 3. Применение. 4. Анализ. 5. Синтез. 6. Оценка. Можно выстроить последовательность действий на начальном этапе построения системы мониторинга учебных достижений учащихся.

26. Постановка глобальных целей преподавания учебного предмета.

27. Определение содержания обучения на основе обязательного минимума содержания образования.

28. Выбор программы обучения, содержание которой составляет необходимую инновационную базу для достижения глобальных целей обучения предмету.

29. Выбор параметров, с помощью которых можно наблюдать за динамикой усвоения предметной информации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой