Динамика развития электронной торговли в республике
Тенденция приближения товаров к покупателю сулит неприятности, в первую очередь, крупным магазинам, рассчитанным только на транспортную доступность, так называемым торговым предприятиям «на зеленой лужайке». Они изначально были рассчитаны на притяжение большого количества покупателей с других территорий, но некоторые подобные магазины и торговые центры так и не смогли обеспечить поток… Читать ещё >
Динамика развития электронной торговли в республике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Электронная коммерция стремительно входит в нашу повседневную жизнь, все большее число людей во всем мире совершает свои покупки с помощью всемирной сети Интернет, все больше товаров и услуг становятся доступны через эту сеть. Следует отметить, что электронная торговля в Республике Беларусь представляет собой принципиально новый способ взаимодействия деловых партнеров, поставщиков, клиентов и сотрудников и тем более в международных отношениях. Большинство фирм в Республике Беларусь уже занимаются электронной торговлей в Интернет, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением применения Интернет — технологий в бизнесе предприятий, фирм, компаний. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в Республике Беларусь являются актуальными.
Электронная торговля (электронная коммерция) — форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров проводятся с использованием технологий Интернет, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов или средств платежа.
Существует два основных вида электронной торговли в Республике Беларусь, которые характеризуется тем, с кем компания ведет бизнес. Во-первых, это взаимодействие поставщика и производственного предприятия (Business to Business) — включаются приложения для совместной работы, в частности улучшение возможностей связи и совместной работы над информацией, возможность взаимодействовать компаниям эффективно. Во-вторых, это взаимодействие производителя (продавца) и потребителя (покупателя) (Business to Consumer) — обеспечивают безопасное проведение коммерческих операций, позволяют улучшить связь с существующими и привлечь новых клиентов [7].
Интернет-торговля в Беларуси развивается по своим особым правилам. По данным Министерства торговли ежегодно количество Интернет — магазинов в Беларуси в среднем увеличивается на 100 объектов. При этом общая численность остается практически неизменной. Сколько магазинов появляется — столько их и исчезает.
Сравнивая основные причины отказа предпринимателей от внедрения информационных технологий в Беларуси и в развитых странах, можно выделить следующие различия в состоянии развития электронной торговли: Наиболее острой проблемой для Беларуси является создание координационно-консультационного центра, подготовка специалистов в области электронной торговли. Как и в развитых странах, в Республике Беларусь основной причиной недостаточно широкого внедрения информационных технологий в бизнес-процессы является высокая рисковость данных проектов[2]. Поэтому, консалтинг в сфере электронной торговли будет способствовать снижению рисков субъектов хозяйствования в связи с переходом на новый способ ведения бизнеса.
По оценке заведующего кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ Бориса Паньшина доход электронных магазинов составляет Br26 млрд. По закону Парето среднемесячный оборот белорусских Интернет — магазинов приносят 80% общего оборота. Выходит, что средний оборот каждого из 140 лучших магазинов составляет Br37 млн., что в эквиваленте составляет более $ 17 тыс. в месяц.
В то же время, прогнозы аналитиков Интернет — рынка неутешительны: количество Интернет — магазинов в Байнете может значительно сократиться в скором времени. Такой вывод ясен с постановления Совета Министров от 8 сентября № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». Согласно этому документу, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь придется осуществлять розничную Интернет-торговлю по замысловатым правилам.
Следует отметить, что розничная торговля товарами через Интернет в Беларуси относится к торговле по образцам (фотографии или изображения товаров). Согласно законодательству, розничная Интернет-торговля может осуществляться только через сайт, зарегистрированный на сервере в Беларуси. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю через Интернет-магазин, обязаны предоставлять потребителям полную информацию о своем юридическом адресе, о предлагаемых товарах и услугах, давать гарантии. Доменное имя Интернет — магазина должно быть прописано в лицензии.
Мировой опыт показывает, несмотря на то, что электронная торговля в общем товарообороте пока занимает 5—10%. Но никто от нее не отказывается, наоборот, пытается включиться в нее, потому что это создает совершенно новую информационную бизнес — среду. Если даже 1% сделок идет через ее механизмы, то 99% сделок совершаются благодаря электронной рекламе и электронному маркетингу. При этом создаются лучшие условия для создания прямых связей между товаропроизводителем и потребителем.
Именно поэтому страны Европы и Америки на информационную поддержку своего экспорта тратят до 10% от выручки. Одновременно в десятки раз сокращаются издержки на внешнеторговый документооборот.
В республике этот процесс также идет. Если в 2001 г. только 720 предприятий имели свои представительства в Интернет, то сегодня — примерно 1500. В 2001 году у нас было 100 Интернет — магазинов, зарегистрированных в соответствии с белорусским законодательством, сегодня уже более 200. А по основным направлениям — нефтехимической, электротехнической промышленности, по лесообработки и деревообработке количество Интернет — представительств возросло от 2 до 4 раз. Это говорит о том, что предприятия начинают понимать, насколько эти технологии важны для развития экспорта и сокращения издержек на продвижение продукции и услуг к потребителю.
При использовании Интернет процедура продвижения товаров и услуг значительно упрощается: покупатель имеет возможность самостоятельно изучить и проанализировать предложения, размещенные на портале, выбрать подходящие ему по условиям оплаты, поставки и комплектации товар или услуги, оперативно получить консультации [9].
Конечно, технология электронной торговли предполагает высокую степень доверия между компаниями, высокую прозрачность сделок и партнера, которому не лень и интересно этой прозрачности добиваться.
С использованием электронной торговли для предприятий начинается процесс восприятия новой бизнес — философии, основанной на Интернет и применении информационно — аналитических систем и технологий, эффективно выстраивающих деятельность предприятия относительно запросов Заказчика. Только в этом случае стратегия в увеличении экспорта и обеспечения его прозрачности может превратиться в практический результат.
Особенно эффективным для предприятий является использование «раскрученных» Интернет — порталов и их перекрестных взаимосвязей в разных странах и регионах.
Основные проблемы развития Интернет-торговли в Беларуси — технические, экономические, правовые, психологические.
Технические проблемы:
- — сравнительная сложность и непривычность технических решений;
- — недостаточно типовых технических и технологических решений.
Экономические проблемы:
- — относительная дороговизна некоторых технических решений,
- -отсутствие возможности оплаты покупок банковскими картами в Байнете (правда, в Рунете лишь 2,5% оплаты производится банковскими картами),
- — дороговизна и сложность использования услуг РО «Белпочта»,
- -отсутствие государственных льгот и преференций предприятиям, внедряющим инструменты электронной торговли.
Правовые проблемы:
- — неразвитость правовой базы для электронной торговли,
- — невозможность бухгалтерского списания покупок в Интернет из-за отсутствия бумажных документов (нет договора, счета-фактуры, акта, накладной),
- — отсутствие общепризнанной электронной цифровой подписи (применяется только между банками, для остальных существует лишь на бумаге).
Психологические проблемы:
- — предубеждение,
- — неподготовленность большинства работников (особенно руководства) предприятий и населения к использованию новых технологий,
- — невысокое качество работы технической базы, а также многих предприятий Интернет-торговли.
Тем не менее, электронная торговля развивается в Беларуси достаточно стабильно.
Вызывает тревогу информационная закрытость Интернет — магазинов в Республике Беларусь: не всегда декларируется схема оплаты и наличие доставки, не всегда открыта для посетителей статистика посещений магазина, что снижает уровень доверия покупателей, как к конкретному магазину, так и в отрасли в целом. На сайте нужно создать специальную страницу с указанием контактных телефонов и электронных адресов отделов компании или конкретных контактных лиц, формами для отправки сообщений и тогда это проблема исчезнет. Многие указывают только электронный адрес и это неправильно. Большинство Интернет — магазинов в Республике Беларусь предлагают следующие услуги по доставке товаров: почтовые каналы, курьерские, оговаривают условия поставки только после оформления заказов.
На белорусском рынке электронной коммерции, согласно многим аналитическим прогнозам, намечается серьезный рост, который объясняется резким возрастанием пользователей Интернет (более 2,5 млн.), наличием государственных программ в области информационных технологий, формирующимся доверием к новым технологиям со стороны многих компаний, занятых в традиционных отраслях экономики. Согласно данным TUT. BY, на сегодняшний день белорусский Интернет представлен более чем 20 тыс. интернет-сайтами. Наблюдается рост интернет — торговли, посещаемость сайтов возрастает в 2−4 раза в год, возрастает объем интернет — рекламы. На сегодняшний день в Беларуси уровень вложений в ИТ — инфраструктуру составляет 10% текущих затрат и имеет устойчивую тенденцию к росту [ 5].
В Беларуси количество магазинов, осуществляющих торговлю посредством сети Интернет, за год увеличивается в среднем на 100, и сейчас в республике насчитывается 740 таких субъектов хозяйствовании. Все эти магазины имеют сайты, зарегистрированные в доменной зоне by и осуществляют торговлю в соответствии с нормами законодательства. Всего деятельность в Беларуси осуществляют около 2 тыс. Интернет — магазинов, в том числе «Интернет — витрины» промышленных предприятий.
В начале развития Интернетторговли в Беларуси среднемесячный товарооборот таких торговых предприятий составлял Br10−15 млн., в настоящее время он оценивается в Br26 млрд [8].
Ряд тенденций сегодняшнего дня свидетельствует о том, что есть хорошие предпосылки развития торговли через Интернет. Эти изменения, связанные с производителями товаров:
- 1. Производители товаров не смирились с лидирующей ролью розницы. Отношения по линии «производитель — поставщик — розничный торговец» развивались следующим образом: раньше более сильные позиции имели производители и поставщики, в настоящий момент розничные торговцы повсеместно одерживают победу над поставщиками в столице и в регионах. Очередной наступательный шаг розницы — развитие частных марок, при котором торговцы сами становятся привилегированными производителями. Казалось бы, в ближайшем будущем торговцы смогут безмятежно наслаждаться достигнутыми успехами, и основная борьба развернется между ними самими. Эта картина далека от реальности. Интернет дает производителям многих товаров возможность обойти традиционный розничный канал. Так, поставщики специализированного товара легко налаживают взаимоотношения со своими покупателями. В отличие от рекламы в СМИ (ТВ, радио, пресса) реклама в Интернет более гибкая, не требует от производителей и поставщиков товаров и услуг значительного бюджета, позволяет точно следить за результативностью. Также производители могут использовать возможность продвижения и популяризации своей продукции через Интернет: развивают свои сайты и крупно обозначают их названия на упаковках товаров.
- 2. Ежегодный рост цен на коммерческую недвижимость (продажа и аренда) заставляет молодых активных предпринимателей изыскивать новые пути для развития бизнеса. Традиционная розничная торговля крепко привязана к месту. Не секрет, что получить хорошие участки и хорошие помещения для магазина небольшим независимым предпринимателям очень трудно. А порой и просто невозможно, все они достаются крупным структурам и сетевым компаниям. Есть мнение ряда специалистов, что высокие цены на недвижимость, например в Минске, поддерживаются искусственно и не всегда отражают рыночную ситуацию. С такой ситуацией независимым предпринимателям (в частности, молодым) трудно смириться. Интернет-торговля гораздо легче приспосабливается к территории, ее опорные точки могут находиться не на первой линии.
Во-вторых, серьезные изменения происходят в покупательской среде крупных городов Беларуси:
- 3. Развиваются развлекательные и спортивно-оздоровительные услуги. Несколько лет назад посещение торгового предприятия само по себе было и развлечением, и культурным времяпрепровождением. Торговля была в авангарде, теперь за ней активно подтягиваются все виды услуг. Развивается сфера развлечений, и она отбирает время у покупателей. Современный представитель аудитории «время — деньги» имеет некий временной интервал, свободный от работы, и должен в этот промежуток решить несколько задач. Первое — обеспечить функционирование своего домохозяйства, второе — отдохнуть с семьей и детьми и набраться сил, третье — побаловать себя чем-то (покупками, едой, любимым делом, сексом и т. п.). Сейчас покупатель может выбирать, куда поехать в свой выходной день, и часто предпочтение отдается тем местам, где можно удовлетворить несколько потребностей за одно посещение.
- 4. Развивается техническое обеспечение. Домашний интернет получает все большее распространение, и цены даже на выделенные линии можно охарактеризовать как вполне доступные.
- 5. Молодежь все больше оперирует в интерактивной среде. Если надо что-то найти (например, ателье, курсы английского языка, поликлинику, мобильный телефон и т. п.), представитель старшего поколения в большинстве случаев достанет с полки толстый справочник или отправится в киоск покупать газету объявлений. Современному молодому человеку такие способы даже не придут в голову. Он набирает поиск в Tut, Yandex, Google, Rambler, Апорт или другой поисковой системе и получает результат гораздо быстрее.
Тенденция приближения товаров к покупателю сулит неприятности, в первую очередь, крупным магазинам, рассчитанным только на транспортную доступность, так называемым торговым предприятиям «на зеленой лужайке». Они изначально были рассчитаны на притяжение большого количества покупателей с других территорий, но некоторые подобные магазины и торговые центры так и не смогли обеспечить поток, достаточный для эффективного функционирования. Допущенные ошибки в ассортименте, организации торгового пространства и в самом размере торговой площади привели к тому, что покупатели вовсе не стремятся часто ездить туда за покупками. Открытие нового торгового центра в городах уже не является таким событием, как несколько лет назад. Покупателя же вообще не интересует, каким будет торговый центр — ведь не инопланетные же отделочные материалы применены в отделке. Конкуренция в формате торговых центров становится очень серьезной, на насыщенных рынках уже наблюдается ситуация «плюс 1 новый — минус 1 старый».
Таким образом, особенностью отечественной Интернет-торговли является то, что покупатель, в большинстве случаев, может лишь ознакомиться с предлагаемым товаром в Интернете, заказать его. Сама же покупка происходит, как правило, в оффлайне. К оплате принимаются только белорусские деньги, будь то наличные или безналичные. При этом по оценкам специалистов, более 60% заказов в Интернет — магазинах осуществляются не через сайт компании, а звонком по телефону.
Также организации электронной торговли выгодна, так как это возможность выхода на новые рынки, малые издержки магазинов электронной коммерции по сравнению с традиционными, предоставление потребителю возможности удобной покупки товара в любое время с получением максимально подробной информации о нём.