Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее… Читать ещё >

Введение. Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других." .

Б.Асафьев Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» — В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия [Терский В. Н. Игра. Творчество. Жизнь.].

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..» .

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь [Терский В. Н. Игра. Творчество. Жизнь.].

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:

проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;

осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;

выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолога — педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Гипотеза: исследование процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

  • 1) Организация целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  • 2) Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • 3) Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;
  • 4) Комплексное и системное использование методов и приемов.

Практическая значимость: состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности старших дошкольников; разработка и апробация программы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности и получение экспериментальных данных.

Методы исследования:

1. Организационные:

1) анализ, синтез, моделирование.

  • 2. Эмпирический метод:
  • 1) наблюдение;
  • 2) беседа;
  • 4) анкетирование;
  • 5) тестирование.
  • 3. Методы обработки данных:
  • 1) количественный метод (статистический анализ, метод мате аттической статистики);
  • 2) качественный (описание типичных случаев и исключений)

Интерпретационные:

1) метод логического анализа и синтеза В соответствии с этим работа была организованна в 4 этапа:

  • — Первый этап: обзор литературы по данной проблеме и написание первой главы;
  • — Второй этап: Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  • — Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • — Четвертый этап: разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой