Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX — начала XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Войдя в глубокой древности в культуру и общественное сознание различных народов мира, театр стал для многих поколений школой жизни, средством постижения окружающей действительности, приобщения к сокровищнице человеческого гения. В наши дни, в условиях наработки ценностей информационного общества, интерес к театру значительно ослабевает. Под воздействием кино… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • ШКОЛЬНЫЙ И ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
    • 1. 1. Становление отечественного школьного и домашнего детского театра
    • 1. 2. Педагогические проблемы и принципы театрального творчества учащихся
    • 1. 3. Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров
  • Выводы по первой главе
  • Глава вторая.
  • ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГРАЖДАНСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТА НИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе
    • 2. 2. Роль театра в организации разумного досуга детей и юношества
    • 2. 3. Детская дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение
  • Выводы по второй главе

Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Войдя в глубокой древности в культуру и общественное сознание различных народов мира, театр стал для многих поколений школой жизни, средством постижения окружающей действительности, приобщения к сокровищнице человеческого гения. В наши дни, в условиях наработки ценностей информационного общества, интерес к театру значительно ослабевает. Под воздействием кино, телевидения, компьютерных игр резко снизилось образовательное и воспитательное воздействие театра на школьников. Сокращается количество школьных театров и драматических кружков, которые нередко рассматриваются современными педагогами как нечто устаревшее и не заслуживающее внимания.

Не замечать указанное обстоятельство для современной педагогики значило бы не только лишить нашу молодежь глубоких эстетических переживаний, но и возможности творчески развить свои способности и дарования, вырабатывать навыки коммуникативного общения, закреплять с помощью сценических героев школьные знания. Непреходящее значение театра для воспитания юных поколений очевидно, как очевидно и то, что проблема «школа и театр», нуждается сегодня в глубоком научном переосмыслении. А оно невозможно без детального изучения и обобщения прошлого педагогического опыта, без обращения к истокам отечественных традиций воспитания учащихся средствами театрального искусства.

В советский период отечественной истории проблемам приобщения детей и юношества к искусству театра уделялось, как известно, серьезное внимание. Именно в эти годы в нашей стране зародился профессиональный педагогический театр для детей и 'юношества — знаменитые тюзы, формулой которых стали слова одного из их основателей Л. А. Брянцева «Искусство — средство, воспитание — цель"'. Получила широкое развитие детская театральная драматургия. Подлинными праздниками детского творчества были систематические смотры и конкурсы школьных самодеятельных театров. Важной формой приобщения юных зрителей к большому искусству являлись всесоюзные недели «Театр и дети».

Проблемы художественно-эстетического воспитания школьников, в том числе и средствами театрального искусства, получили значительное освещение в педагогической и искусствоведческой литературе (О.А.Апраскина, А. А. Аронов, А. Я. Бруштейн, А. А. Брянцев, А. И. Буров, В. А. Верб, Д. И. Водзинский, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, И.Л. Лю-бинский, В. В. Неверов, М. Г. Плохова, В. А. Разумный, Ю. И. Рубина, Н. И. Сац, Л. В. Тодоров, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н. Н. Шевелев и др.).

Определенное внимание исследователей было уделено истории досоветского детского, студенческого и школьного театра (работы В.П. Адриановой-Перетц, А. А. Аронова, А. Белецкого, В. Н. Вирен, С. Дворина, Е. П. Приваловой, Ф. Сегина, Б. К. Тебиева и др.).

Однако в обобщенном виде дореволюционный отечественный опыт воспитания учащихся средствами театрального искусства не нашел своего освещения в историко-педагогической и театроведческой литературе. Вне поля зрения исследователей остались многие вопросы, связанные с ролью театрального искусства в усвоении и закреплении школьных знаний учащихся, их гражданском, патриотическом и художественно-эстетическом воспитании. Практически неосвещенными оказались педагогические дискуссии, имевшие место в отечественной литературе под воздействием статьи Н. И. Пирогова «Быть и казаться» и многие другие яркие моменты, связанные с педагогическим осмыслением роли и.

1 Брянцев А. А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. Сб. — М.: ВТО, 11)7Ч. — С. II. значения театра и средств театрального искусства в воспитании подрастающих поколений.

Именно эти обстоятельства, наряду с актуальностью приобщения к искусству театра современной школьной молодежи, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, позволили сформулировать его цель: сформировать целостное научное представление о сложившейся в России второй половины XIX — начала XX века практике воспитания учащихся средствами театрального искусства.

Объект исследования — общеобразовательная школа и внешкольные учреждения России второй половины XIX — начала XX века.

Предмет исследования — театральное искусство как средство воспитания детей и юношества.

Хронологические рамки исследования — вторая половина XIXначало XX века — обусловлены тем, что именно в этот исторический период появились первые научно-педагогические работы, в которых получили последовательное осмысление принципы воспитания учащихся средствами театрального искусства, а увлечение школьным театром приобрело массовый характер. Данный период истории отечественного школьного и детского театра является наименее освещенным в литературе.

Гипотеза исследования: передовая отечественная педагогика рассматриваемого периода, изучая и осмысливая влияние театрального искусства на воспитание и образование школьной молодежи, расценивала его как действенное средство в общей системе формирования гармонически развитой личности. При этом она исходила из того, что сама детская природа имеет много точек соприкосновения с искусством, родственна ему, что «художественный талант заключается в самом детстве». В педагогическом наследии прошлого заключается многое из того, что способно обогатить сегодняшнюю практику воспитательной работы школы, сделать ее более эффективной и соответствующей природе детского возраста.

Цель, предмет и гипотеза исследования выявили необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:

1. Изучить, научно осмыслить и обобщить творческое наследие ведущих отечественных педагогов и деятелей народного образования, уделявших особое внимание роли театрального искусства в воспитании детей и молодежи.

2. Выявить реальные достижения отечественной педагогической практики использования средств театрального искусства для воспитания и обучения учащихся.

3. Описать приемы и методы, которые использовались учителями-практиками общеобразовательных школ для усиления педагогического воздействия театрального искусства на учащихся.

4. Определить возможности творческого использования накопленного ранее опыта воспитания учащихся средствами театрального искусства в современной практике школьной и внешкольной воспитательной работы.

Методологическую основу исследования составляют концепции философской антропологии и философии творчества, ставящие перед человеком теургическую задачу преображения и одухотворения окружающего мира, признающие сродство человека с творческим первоисточником жизни. Принципиальное значение имело и обращение к методологическому положению о единстве логического и исторического в педагогических исследованиях, а также к принципу целостного подхода к личности воспитуемого. При анализе практики учебно-воспитательной работы использовались проверенные временем методологические критерии личпостно-деятельного подхода в обучении.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных мыслителей (М.М.Бахтин,.

B.Г.Белинский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. М. Соловьев, П. Б. Струве, П. А. Флоренский,.

C.Л.Франк, Н. Г. Чернышевский и др.), педагогов (ГТ.П.Блонский, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, А. Я. Герд, П. Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Ф. Одоевский, В. Я. Стоюнин, С. Т. Шацкий и др.), психологов (В.М.Бехтерев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. П. Кащенко,.

A.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев, А. П. Нечаев, М. М. Рубинштейн, Н. Е. Румянцев и др.), искусствоведов и деятелей театрального искусства (А.А.Брянцев, Н. И. Сац, К. С. Станиславский, А. И. Южин и др.).

Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования классических философских работ, содержащих концепции художественного творчества (И.Кант, Ф. Шеллинг, Л. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), а также современных исследований по философии образования. Среди них следует, прежде всего, выделить работы.

B.А. Разумного, и, в частности, его монографию «Художественная педагогика». Автор рассматривает художественную педагогику, использующую сокровенные тайны искусства во всех его проявлениях, осмысливающую и ретранслирующую их на массовое эстетическое образование, как провозвестник новой цивилизации2.

Для решения исследовательских задач и проверки рабочей гипотезы использован широкий комплекс методов историко-иедагогического исследования, в частности, метод взаимосвязи педагогического явления и сущности, метод актуализации, акцентирующий внимание исследователя на тех аспектах изучаемой проблемы, которые имеют особо важное Разумный В. Л. Художественная педагогика. — М., 1999. — С. 50. значение для современной теории и практики воспитания и образования, общенаучные методы анализа и синтеза, классификации, индукции и дедукции, сравнительный и сравнительно-исторический методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1996;1997) осуществлен анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы о роли театрального искусства в воспитательном процессе, осуществлялось знакомство с современной практикой художественно-эстетического воспитания учащихся в школах Москвы и Московской области, Владимирской области и г. Мурома. На основе этого выявлена проблемная ситуация, сформулированы цель, объект и предмет исследования, разработаны его задачи и гипотеза.

На втором этапе (1998;1999) определены структура исследования, его методология и методы. Выявлена и изучена источниковая база. Осуществлен научный анализ собранного историко-педагогического материала, выработана авторская позиция в его освещении.

На третьем этане (2000;2002) обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

• определены место и роль, которую играло воспитание средствами театрального искусства в общей системе воспитания учащихся общеобразовательной школы России второй половины XIX — начала XX века;

• выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, позволяющие обогатить эмпирическую базу современной педагогики и повысить теоретический уровень исследований, посвященных влиянию средств театрального искусства на повышение качества знаний учащихся и совершенствование их воспитания;

• изучены важнейшие организационно-педагогические условия эффективного использования средств театрального искусства в практике учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений. Практическая значимость исследования состоит в возможности творческого использования освещенного в нем педагогического опыта в практике современной учебно-воспитательной работы. Исследование позволяет расширить, углубить и переосмыслить имеющиеся представления о месте и роли средств театрального искусства в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, восстановить сложившиеся в досоветский период отечественной истории и незаслуженно забытые в настоящее время традиции учебно-воспитательной работы. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе, учителю, педагогу дополнительного образования в организации содержательного досуга, развитии и совершенствовании форм детского коллективного творчества.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, всесторонним набором методов историко-педагоги чес кого анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода.

Достоверность научных результатов обеспечивается также репрезентативной источниковой базой.

В диссертационном исследовании использованы такие категории ис-торико-педагогических источников, как:

• документы и материалы высших органов власти, Министерства народного просвещения, регламентировавшие общую постановку учебно-воспитательной работы в учебных заведениях России рассматриваемого периода;

• материалы педагогических съездов и съездов театральных деятелей страны;

• труды ведущих отечественных педагогов, психологов, деятелей детского театра;

• материалы периодической печати (педагогической, театральной и общего характера);

• мемуарная и эпистолярная литература.

Наряду с печатными источниками в диссертации использованы материалы коллекции документов Государственного центрального музея театрального искусства имени А. А. Бахрушина, сотрудникам которого автор выражает искреннюю признательность за оказанную помощь в работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах посредством публикаций в печати, лекций, семинаров. Выводы и результаты исследования использовались в организации художественно-эстетического воспитания студентов Муромского педагогического колледжа, их подготовке к проведению учебно-воспитательной работы со школьниками.

На защиту выносятся следующие основные положения: • воспитание учащихся средствами театрального искусства занимало существенное место в общей системе учебно-воспитательной работы отечественной школы второй половины XIX — начала XX века, а также во внешкольной просветительской и воспитательной деятельности;

• это место определялось, как способностью искусства театра оказывать глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир детей и подростков, так и природной их склонностью к сценическому перевоплощению, творческому самовыражению через драматическую игру, являющимся непосредственным продолжением детских игр;

• характерной чертой отечественной педагогики рассматриваемого периода являлось глубоко продуманное, критическое отношение к проблеме «театр и дети», высокая требовательность к содержанию детского театрального репертуара, постоянная апелляция к педагогическим и нравственным критериям;

• именно на этой благодатной почве зародился такой существенный феномен отечественной культуры как профессиональный детский драматический театр, получивший свое массовое развитие в советскую эпоху;

• активное использование учителями отечественной школы конца XIX — начала XX столетия в повседневной практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства, и в первую очередь драматизации (театрального изображения) учебного материала, уроков выразительного чтения способствовало значительному повышению качества образования, формированию у учащихся устойчивого интереса к знаниям;

• обращение к педагогическому опыту прошлого, в котором театральное искусство служило важнейшим эмоциональным средством воспитания детей и юношества, более глубокого и осознанного усвоения учебного материала, является одной из актуальных педагогических потребностей современной школы, страдающей отсутствием интереса к внутреннему миру своих воспитанников, нередко отдающей эмоциональное воспитание учащихся на откуп коммерциализован-ным и педагогически ущербным средствам масс-медиа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, который содержит 355 наименований. Диссертация оформлена на 169 страницах машинописного текста.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Анализ практики учебно-воспитательной работы отечественной школы конца XIX — начала XX века показывает, что средства театрального искусства, и в первую очередь такие, как драматизация учебного материала и выразительное чтение, находят свое широкое применение. Пионерами театрализации являлись преподаватели иностранных языков, неизменно добивавшиеся высокого качества усвоения учащимися учебного материала. Постепенно методом драматизации овладевают преподаватели русского языка и словесности, отечественной и всеобщей истории, географии. Если в часы учебных занятий используются отдельные театрализованные фрагменты, то во внеурочное время продолжением этой практики становятся ученические театральные постановки драматических произведений классического репертуара, инсценировки прозаических и поэтических произведений отечественных и зарубежных авторов. Школьные театры не только способствовали повышению качества знаний, расширению культурного кругозора учащихся, но и формированию сплоченных ученических коллективов, дружбы и сотрудничества между учащимися, укреплению их взаимопонимания с педагогами.

2. Театральное искусство становится в рассматриваемый период важным средством организации культурного досуга детей и подростков, в том числе и тех, которые были лишены возможности полноценного.

107 См.: llJep Н. Несколько вступительных слов // Детский театр. /Под ред. Н. Шер, — Л., 1925. — С. 7. развития в семье. Передовыми педагогами-общественниками проводится большая работа по привлечению «детей улицы» в художественные коллективы, организации для них литературно-музыкальных праздников, театральных постановок.

Эффективность педагогического воздействия средств театрального искусства на детей и подростков во многом зависела от качества детского театрального репертуара. Благодаря привлечению общественного мнения к проблеме «театр и дети», аргументированного доказательства необходимости театра в детской жизни, складываются новые критерии «литературы маленького народа», достойное место среди которой начинает занимать детская драматургия. Произведения для детского и юношеского театра, появившиеся в конце XIXначале XX века, отличались художественными многообразием, многие из них имели четко выраженную педагогическую направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общие итоги диссертационного исследования, необходимо отметить, что использование в практике школьной и внешкольной учебно-воспитательной работы рассматриваемого периода средств театрального искусства имело важное позитивное значение для ее совершенствования. Использование этих средств способствовало расширению общего и художественного кругозора учащейся молодежи, поднятию ее культурного уровня, развитию эстетического чувства и художественного вкуса, расширению базы социального опыта, становлению духовного мира личности.

Систематическое обращение педагогов к средствам театрального искусства приучало детей и подростков к более детальному и глубокому анализу входивших в программу обучения литературных произведений и явлений окружающей действительности, развивало наблюдательность, инициативу, творческое воображение, повышало культуру речи и поведения, способствовало формированию ясности нравственных понятий.

Ведущим средством художественно-эстетического воспитания и приобщения молодых россиян к ценностям отечественной и мировой культуры и образования являлся школьный театр. За два с лишним столетия своего развития в России он проделал трудный путь. Если в первые десятилетия своего существования отечественный школьный театр ориентировался преимущественно лишь на пропаганду ценностей христианской веры и нравственности, а в середине XVIII столетия стал одним из важнейших источников формирования профессионального театра в стране, то в XIX веке школьный театр, наряду с детским домашним театром, развивавшимся параллельно, уже прочно входит в арсенал средств педагогического воздействия на формирующуюся личность.

В постановке школьного спектакля лучшие педагоги видели самый естественный способ для ознакомления учащихся как с внешними условиями правильной постановки пьесы, с ее исторической, этнографической и бытовой стороной, с ее стилем и конструкцией, так и с психологией героев пьесы и ее основной идеей.

Эволюция школьного и педагогически организованного домашнего любительского детского театра связана с растущим осознанием педагогами необходимости индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования у своих воспитанников духа индивидуальности, предприимчивости, инициативы, любознательности. Активно используя в педагогической практике интерес детей и подростков к драматизации, лучшие учителя России добивались значительных успехов как в усвоении учащимися учебного материала, так и в формировании целостных личностей, благородных в своих нравственных поступках и помыслах людей, умеющих видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве.

Велико было значение театра и как художественной формы организации досуга детей и юношества. Как показывает знакомство с биографиями выдающихся деятелей отечественной культуры (А.С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский и др.), с раннего детства испытавших на себе плодотворное влияние театрального искусства, приобщение к искусству театра оказывало значительное воздействие не только на формирование у юношества потребности в творческой деятельности, но и на формирование духовно-психологических установок и нравственных предпочтений. В процессе приобщения к театру растущая личность гораздо активнее «находила себя» в актуализированных обществом культурных ценностях.

Важнейшим достижением отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX века явилось признание необходимости включения воспитания средствами театра в общую систему учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений для детей и молодежи.

Фундаментальной научной основой такого подхода являлось философское осмысление понятия «игра». «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры, — писал А. В. Луначарский. -Это — освобожденный от прямой нужды, от работы (рабства) человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь внутренним своим законам, лишь жажде каждой части своего организма — развернуться. Успенский мечтал о воспрямленном человеке: да, этот воспрямленный человек не ходит, спотыкаясь, а грациозно танцует, — не говорит, заикаясь, а вольно поет или ритмично декламирует. Охоту, бой, повседневный труд, любовь он, еще дикарем, в часы досуга, превращает в театральное действо, хоровод, игру, которую считает обрядом, в которой чувствует нечто священное, в которой одновременно наслаждается свободой ог навязанной извне „работы“ и чует восторженной душой присутствие внутреннего закона, закона прекрасной человечности. Вот почему для греков было ясно, что началом всяких наук является празд OS ность, что в основе школы лежит она.» .

Уже позднее, в 1938 году, вышла в свет знаменитая книга выдающегося мыслителя XX века, нидерландского историка культуры И. Хёйзин-ги «Хомо луденс» («Человек играющий»), в сути своей повторившая то, к чему в процессе изучения детской игры и детского театрального творчества на своем, более узком и конкретном уровне пришла педагогическая науки и практика: игра как процесс есть факт духовной жизни, игра есть очень самостоятельная категория, игра есть свободная деятельit о ность, и т. д.

Луначарский А. В. Вместо введения // Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. -№ 1. Пг&bdquo- - 1918. — С.1.

См.: Хёйзиш, а Йохан. Попю ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с иидерл. / Общ. ред. им моелесл. Г. М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

Восстановление воспитательного потенциала школьного и детского самодеятельного театра в современных условиях диктуется не только потребностями организации досуга учащихся, но и особенностями стадиального становления психики личности. Ступени становления духовного мира личности никогда не начинаются с вершинных результатов филогенетического процесса, напротив, они значительно повторяют стадии исторического развития всего человечества110. В этой связи в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры.

Формирование полноценного субъекта культуры, являющееся одной из важнейших задач общеобразовательной школы, возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта. В этом отношении искусство театра обладает уникальными возможностями, которые должны быть сполна использованы современными педагогами. *.

110 См. Кривцун О. А. Историческая психология и художественный процесс // Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991. — С. 75.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Тт. 1 23. -СПб., 1881−1913.
  3. Всеобщее обучение: Сб. законов и правительственных распоряжений. / Сост. К. Денисов. Вып. 1 -З.-СПб., 1913−1916.
  4. РАБОТЫ ВИДНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОГО1. ОБРАЗОВАНИЯ.
  5. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 г. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  6. Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Ввод. ст. В. З. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 412 с.
  7. Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь. Успехи и культурная сила народного театра. // Русский начальный учитель. -1901.-№ 4.-С. 168−169.
  8. В. П. Всеобщее обучение. М., 1897. — 32 с.
  9. В. П. Основы новой педагогики. М., 1913. — 584 с.
  10. В. П. Спорные вопросы образования. М., 1907. — 28 с.
  11. А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 208 с.
  12. И. О педагогике // Хрестоматия по истории педагогики. Сост. И.Свадковский. Т.1. М., 1935. — С.585−595.
  13. П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика 1982 — 704 с.
  14. П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. — СПб., 1914. — 212 с.
  15. П. Ф. Новые движения в области народного образования к средней школы // Современные педагогические течения / Сост. П. Ф. Каптерев и А. Ф. Музыченко. М.: Польза, 1913. — С. 5 — 103.
  16. Каптерев Г1. Одно из новых направлений в педагогике // Школа и жизнь. 1912.- № 2.
  17. Н. К. Педагогические сочинения.: В 6 т./ Под. ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 19 781 980.
  18. А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976. 640 с.
  19. А.С. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Правда, 1987.16.. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г. Н. Волкова. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  20. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1981.
  21. С. Народное искусство и сельская школа // Русь. 1882. №№ 40−42.
  22. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика. 1991. 240 с.
  23. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1954.-409 с.
  24. Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1 989 540 с.
  25. К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988 1990.
  26. С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т./ Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965.
  27. С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.1. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
  28. Коллекция документов Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
  29. МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. УЧЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ТРУДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ1. 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1898. — 404 с.
  30. Доклады первому общеземскому съезду по народному образованию 1911 г.: В 2 т. М., 1911.
  31. Материалы по реформе средней школы. Пг., 1915.- С.328−333.
  32. Настольная книга по народному образованию. В 2 т./ Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. — Т. 1. — СПб., 1899. — 713 с.
  33. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. 1. -СПб., 1905.-267 с.
  34. Первый Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановление школьной секции съезда // Школа и жизнь.- 1916. № 2. Стб. 56−60.
  35. Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1903 1904 гг. — СПб., 1906. -XVI. — 115 с.
  36. Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая 4 июня). — СПб., 1906. — 280 с.
  37. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912 1913г. — Пг., 1914. — 464 с.
  38. Ю.Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1903 -1904). Отчет. Под ред. А. Н. Глаголева. 4.1−2. -М. 1904. — 680 с.
  39. Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30. XII 1912 г.-6.1 — 1913 г. — Т. 1. — СПб. — 672 с.
  40. ДНЕВНИКИ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА
  41. А.Н. Из воспоминаний//-Речь. 1912.-2 ноября.
  42. А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М: ВТО, 1979. — 296 с.
  43. Данилыч (Иванов Ф.Д.) Из опыта внешкольной работы. Воспоминания о работе в дореволюционной деревне. М., 1924. — 104 с.
  44. Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Лениздаг, 1991.-271 с.
  45. В.П. Из истории моего учительства. Как я стал учителем. (1851−1864). СПб., 1895. — 293 с.
  46. Д.П. Школьные воспоминания // Пятидесятилетие школы К. И. Мая. 1856−1906. СПб., 1907. — С.136−142.
  47. В. И. Из воспоминаний об учительском союзе эпохи первой русской революции // Народный учитель. 1925. — № 11. -С. 57−61.
  48. Д.В. Майские жуки // Речь. 1910. — 31 октября.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
  49. Вестник воспитания. -М., 1890 1917.
  50. Вестник народного образования. СПб., 1911−1916.
  51. Воспитание и обучение. СПб., 1877- 1917.
  52. Для народного учителя. М., 1905 — 1917.
  53. Известия Всероссийского педагогического общества. СПб., 1915 -1917.
  54. Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1860 -1917.
  55. Искусство и жизнь. Пг., 1915.
  56. Народное образование. СПб., 1896 — 1917.
  57. Народный учитель. М., 1905- 1915.
  58. Образование. СПб., 1892 — 1909.
  59. Педагогическая хроника. СПб., 1878 — 1885.
  60. Педагогический листок. СПб. М., 1871 — 1917.
  61. Педагогический сборник. СПб., 1864 — 1917.
  62. Русская школа. СПб., 1890- 1917.
  63. Свободное воспитание. М., 1907 — 1918.
  64. Техническое и коммерческое образование. СПб., 1892 — 1917.
  65. Художественно-педагогический журнал. СПб., 1910−1914.
  66. Школа и жизнь. СПб., 1907−1916.
  67. Я. В. Наши воскресные школы. СПб., 1900. -351 с.
  68. Х.Д. Несколько слов по поводу детского театра // Что читать народу. Т.1. СПб., 1884. — С. 347−354.
  69. Х.Д. Театр в Харьковской мужской воскресной школе. (Из школьного дневника. 20 апреля 1894 года). // Салтыкова М. Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. — С.262−268.
  70. А. Школьные праздники в деревне // Педагогический листок. ~ 1907. № 6. С. 413−445.
  71. К. Нечто об ученических внеклассных занятиях и развлечениях (По поводу доклада А. Д. Алферова об ученических спектаклях в школе) // Русские ведомости. 1902. — 21 мая.
  72. Анель. К вопросу о постановке спектаклей для детей // СреднеАзиатская жизнь. 1908. — № 42.7. «Антигона» на сцене Юрьевского реального училища // Гермес.-1908. -№ 16.
  73. Р. Юные жертвы // Театр и искусство 1904. — № 20.
  74. П. Летопись русского театра. СПб., 1861. — 386 с.
  75. А.П.Б. (Один из педагогов) К вопросу о школьных спектаклях // Русская школа. 1904. — № 12. — С. 82−86.
  76. Н.Н. Вопрос о публичности детских спектаклей // Народное образование. 1914. № 5−6. С. 591−594.
  77. Н.Н. Воспитательное значение театра // Сборник педагогических статей в честь редактора журнала «Педагогический сборник» А. Н. Острогорского. СПб., 1907. — С.321−345.
  78. Н.Н. Детский театр // Что и как читать детям. 1912. — №. 7. -С. 1−7.
  79. Н.Н. Детский театр и его значение для народной школы. Доклад, прочитанный на 1 Всероссийском съезде по вопросам народного образования // Художественно-педагогический журнал. -1914. -№№ 2−3.
  80. Н.Н. Обзор пьес для детского и школьного театра // Русская школа, 1911. -№№ 10−12.
  81. Н.Н. Обзор пьес для школьного театра за 1911 год // Педагогическое обозрение. 1912. — №№ 3−6.
  82. Н.Н. Репертуар детского театра. Доклад на диспуте в Петроградском обществе дошкольного воспитания. // Школа и жизнь. -1914. -№ 46.
  83. Н.Н. Рождественские спектакли // Искусство и жизнь. 1915. № 1.С. 7−12.
  84. Н.Н. Школьный праздник. Вып. 1. Школьный майский праздник. Сборничек для декламации и пения во время праздниковдревонасаждения и «Майских союзов». С нотным приложением и рисунками. Изд. 2-е. СПб., 1914. — 60 с.
  85. А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. СПб., 1905.
  86. Боцяновский Детский театр // Художественно-педагогический журнал. 1910. -№ 1.-С. 4−6.
  87. М. Театр при Императорской академии художеств в ХУШ в. // Старые годы. 1907. № 7−9. — С. 391−401.
  88. В. О театре (тетрадка первая) // Бурьянов В. Детские игрушки, театр и камер-обскура. Книжка-гостинец. СПб., 1837. — С. 37−62.
  89. А. Воспитательное значение детского театра // Воспитание и обучение. 1909. — № 5, — С. 145−158.
  90. М. Роль рисования при обучении и воспитании // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 6. — С.71 -74.
  91. М. Эстетическое воспитание // Художественно- педагогический журнал. 1911. — № 14. — С. 197−198.
  92. Э. Рисование на классной доске // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 13. — С. 177−180.
  93. П. Гимназисты-актеры и писатели. Письмо в редакцию // Русская школа. 1904. — № 7−8. — С. 163−168.
  94. Велский (Великопольский) А. Записки педагога. СПб., 1909. — 227 с.
  95. Р. Специальная подготовка преподавателя средней школы, или поднятие его положения. М., 1898. — 25 с.
  96. Ф. Пение в жизни и школе // Педагогический листок. 1907. — № 8. — С. 553−562.
  97. Н. О посещении моими ученицами театра // Салтыкова М. Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. — С. 268−270.
  98. Вопросы народного образования в Московской губернии. Вып. 2 / Сост. В. В. Петров. — М., 1899. — 195 с.
  99. Всероссийский учительский съезд // Народный учитель. 1914. № 11 12.-c.3- 10.
  100. В. В-ский Домашний спектакль учеников Виленской классической гимназии // Виленский вестник. 1869. — № 25.
  101. В.Ш. К вопросу о спектаклях в учебных заведениях (Из письма в редакцию) //Педагогический сборник. 1883. № 3. — С. 215−222.
  102. Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1906. -153 с.
  103. Георгиевский J1. «Царь Эдип» на сцене «Китайского театра» в Царском Селе // Всемирная иллюстрация. 1893. 1-е полугодие. № 17.
  104. Гимназия имени И. и А. Медведниковых в Москве // Русская школа. 1904. — № 12. Педагогическая хроника. — С. 75−81.
  105. В. О постановке «Антигоны» Софокла в Царскосельской гимназии и Лицее Цесаревича Николая // Московские Ведомости. -1891. -№ 155.
  106. В., Шепелев Н., Любомудров С. Ученические спектакли в женской классической гимназии. М., 1897.
  107. Двадцатилетие московской частной гимназии Ф. И. Крейман. М., 1884.
  108. Дети на театральных подмостках // Учитель. 1866. — Т. У1. — № 1. -С.35−36.
  109. Детские досуги, или Собрание повестей, анекдотов, исторических статей, драматических пьес к детскому понятию. Издал Иван Сле-пин при помощи литераторов. СПб, 1829. — 373 с.
  110. Детский домашний театр. Художественный сборник избранных пьес для детских домашних спектаклей. Сост. И. Корецкий. СПб, Б.г. — 40 с.
  111. Детский отдел на летних гуляньях. Невского общества устройства народных развлечений // Народный театр. Сборник. М., 1896. С.37−40.
  112. Детский театр и живые картины. Собрание театральных пьес и сюжетов для живых картин, с объяснением устройства домашнего театра и постановки живых картин / Сост. Ал.П. СПб., 1852. — 4.1. -204 с. 4.2.-224 с.
  113. Детский театр. Каталог изданий Н. Н. Бахтина. Г1г., 1915.- 12 с.
  114. Ежегодник народной школы. Вып. 1 / Под ред. В. И. Чарно-луского. — М., 1908. — 461 с.
  115. А. К вопросу о комбинации полезного с приятным // Педагогический листок. 1903. — № 5.
  116. Е. А. Народная жизнь и школа. Вып. 1, — М., 1915. -130 с.
  117. А. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. 1904.-№ 7.-С. 73−98.
  118. И.Н. Театр и зрители. М., 1916. — 342 с.
  119. Идеалы народной школы / Сост. 0. В. Кайданова. М., 1905. — 39 с.
  120. Интеллигенция в России: Сб. ст. СПб. 1910. — 259 с.
  121. В. В. Съезд учителей земских школ Московского уездного земства // Русское Богатство. 1902. — № 1. — С. 224 -256.
  122. Е. О театре для детей // Русское дело. 1889. — № 2.
  123. Комедия Аристофана на сцене частной гимназии Крейман // Московские Ведомости. 1884. — № 23.
  124. М. Детский театр, его вред и польза. (Книжки «Педагогического листка», «Задушевного слова») 1901. — Изд. Вольфа. — 16 с.
  125. Д.Д. Искусство выразительного чтения. Опыт систематического изложения теоретических основ и приемов преподавания. -СПб., 1892, — 160 с.
  126. А. Небо на сцене // Театр и искусство. 1910 — № 30.
  127. Н. Детские развлечения // Воспитание и обучение .- 1904. -- № 4. С. 175−180.
  128. А.Н. К вопросу о так называемом детском театре // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии в С. Петербурге в 1909 г. 1−5 июня. СПб., 1910. — С. 346−349.
  129. С. Дети на сцене // Петербургская жизнь. 1900, — № 484.
  130. А. Детский театр // Вестник Воспитания. 1893. — № 3.
  131. С. Воспитание и театр // Семья. 1903. — № 50. — С. 8−9.
  132. Я. Записки по педагогике и дидактике. 2-е изд. — Псков, 1913.-324с.
  133. Ландграф Замечательное психологическое явление // Киевлянин. -1869.-№ 14.- С. 1.
  134. Т., профессор. Пощадите детей! (О кинематографе) // Новое время. 1910. -№ 12 423.
  135. А. О росте и упадке. XVII. // Новости. 1902. — № 219.
  136. Манассеина 11. Праздник // Художественно-педагогический журнал- 1910.-№ 7.
  137. А. Педагогический праздник в Москве // Московские Ведомости. 1866. — 16 апреля.
  138. П. Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912.- 247 с.
  139. А.А. Задачи и средства эстетического воспитания в средней школе. // Русская школа. 1901.- № 12.
  140. Л. Игры детей и художественное воспитание // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 12. — С. 161 -165.
  141. Л. Психология искусства и фантастические образы // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 23. — С. 333−335.
  142. Музей русской старины кн. М. К. Тенишевой // Художественно-педагогический журнал. 1911. № 11. — С. 151−152.
  143. М.Ив.Ш-фъ Детский театр // С-Петербургские Ведомости. 1902.-№ 226.
  144. Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. Высшее, среднее и низшее. СПб., 1895. — 490 с.
  145. Народное образование на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году / Сост. Е. Ковалевский. СПб., 1897- 361 с.
  146. С. Античные трагедии на ученической сцене // Педагогический еженедельник. 1893−1894. № 12.
  147. Н.М. Ученические развлечения // Педагогический еженедельник. -1893−1894. -№ 1.
  148. Образовательные спектакли П. И. Вейнберга // Искусство. 1883. — № 8.
  149. А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. — 207 с.
  150. Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. --. Вып. 1. 2-е изд. — М., 1905. — 479 е.- Вып. 2. — М., 1902 — 556 е.- Вып. 3. — М., 1912. — 441 е.- Вып. 4. — М., 1912. -473 с.
  151. Остен-Дризен Н. В. Влияние театра на юношество (Доклад барона Н.В. Остен-Дризена «Влияние театра на юношество». Протокол заседания общего собрания СПб. Родительского кружка 6 февраля 1910 г.// Воспитание и обучение. 1910. — № 10.
  152. А.Н. Репертуар школьных пьес // Педагогический сборник. 1883. -№ 3. — С. 204−214.
  153. А.Я. Предисловие к книге К.Гильти «Счастье» / Памятная книжка Технического училища за 1900 /01 учебный год. -СПб., 1901.- 162 с.
  154. В.П. Выразительное чтение как предмет обучения // Педагогический листок. 1895. — № 3. — С. 19−32.
  155. В.П. Несколько примерных уроков обучения детей выразительному чтению // Педагогический листок. 1895. № 4. — С. 20−38.
  156. Отчеты об исполнении «Антигоны» в Петербургской гимназии // Гермес. 1908. -№№ 2, 7.
  157. Г. С. Школа и жизнь. 8-е изд.- СПб., 1903. -174 с.
  158. В. Нервность детей и детский театр // На помощь матерям. 1905. -№ 3.
  159. Покатилов 3. (Бывший народный учитель). Детские спектакли и их влияние на развитие детей // Русский начальный учитель. 1889. -№ 12. Приложение. — С. 220−225.
  160. Пробуждение и развитие художественного вкуса в детях // Художественно-педагогический журнал. — 1911. № 15. — С. 209−210.
  161. Профессиональные учительские организации на Западе и в России: Сб.ст.-Пг., 1915. -295 с.
  162. ЮО.Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд.- СПб., 1895. — 547 с.
  163. В. В. Сумерки просвещения: Сб. статей по вопросам образования. СПб., 1899. — 240 с.
  164. А. Детскость в театре // Театр и искусство. 1910.- № 43.
  165. А. О детских спектаклях // Художественно-педагогический журнал. 1910. — № 3.
  166. Н. Детский праздник // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 8. — 97−98.С.
  167. Н. О развитии творчества у детей // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 13. — С. 181−182.
  168. Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие 9 и отношение к педагогике. СПб., 1910. — 82 с.
  169. Н. Обучение рисованию в связи с лепкой в первоначальной школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 1. -С. 7−8.
  170. К. Кооперация и просвещение. М., 1915.-47 с.
  171. Театральные представления детей и подвижные игры детского сада //Детский сад. 1867.-№ 11−12. — С. 406−410.
  172. Театр для пользы юношества. Пер. с франц. М.: Университетская типография, 1779−1780. — 412 с.
  173. ПЗ.Тичер П. Драматизация как один из методов современной школы // Народное образование. 1910 — № 11−12.
  174. Труды педагогической лаборатории при Московском педагогическом собрании / Под ред. А, Н. Бернштейна. Вып. 1.-М., 1909. -60 с.
  175. Учебные заведения Ведомства Императрицы Марии. Краткий очерк.-СПб., 1906.-470 с.
  176. Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. — 212 с.
  177. Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. -СПб., 1899. 264 с.
  178. . Предисловие к книге «Детский театр». Изд. 2-е. СПб., 1835. 4.1. — С. 1-XVIII.
  179. А. Детские игрушки // Художественно-педагогический журнал. 1911. -№ 1. — С. 1−3.
  180. М. Музыкальное образование в средней школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. ~№ 7. — С.81−82.
  181. В. И. Вопросы народного образования на первом Общеземском съезде-М., 1912. 130 с.
  182. В. И. Итоги общественной мысли в области образоваIния. СПб., 1906−78 с.
  183. В. И. Настольная книга по внешкольному образованию.-2-е изд.-Т. 1,-СПб., 1913.-501 с.
  184. В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909. — 90 с.
  185. В. И. Учительские организации в России. М., 1908.- 146 с.
  186. Частный почин в деле народного образования. М., 1896.~ 361 с.
  187. Н. В. Народное образование в России с бО-х годов XIX века. -М., 1912.-224 с.
  188. Чехов 11.В. Школьные праздники и их воспитательное значение // Тулупов Н. В., Шестаков В. М. «Для народного училища». Вып. VI. -М., 1905.-32 с.
  189. И. Школьный театр // Спутник средней школы и экстерна.- 1909. № 20−21. — С. 377−378.
  190. Шадурская 3. Опыт народного театра // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 7. — С. 85−86.
  191. А.Н. О постановке «Эдипа в Колоне» Софокла на греческом языке в гимназии Крейман // Годичной отчет гимназии Крейман за 1874 г." М., 1875.
  192. А.Н. О постановке «Андрии» Теренция на латинском языке 0, в гимназии Крейман // Годичный отчет гимназии Крейман за 1877 г." М., 1878.
  193. Н.Л. Спектакли и журналы в учительских семинариях // Русская школа. 1904.- № 12.- С. 87−89.
  194. С. О выразительном чтении и ученических спектаклях // Школа и Жизнь. 1907.- № 17−19.
  195. А. О любительских спектаклях в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1908. — № 10. — С. 303−308.
  196. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1986 .- 230 с.
  197. А. Рождественское древо // Домовой. 1995. — № 12. — С. 25−27.
  198. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.-494 с.
  199. Андрианова-Перетц В. П. Сцена и приемы постановки в русском школьном театре XVII—XVIII вв. // Старинный спектакль в России. -Л., 1928. С. 7−63.
  200. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-477 с.
  201. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  202. О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956.
  203. Е.А. Дошкольный возраст. Изд. 5-е. М., 1948. — 335 с.
  204. М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  205. Ю.У. Театр (в учебно-воспитательном процессе) // Педагогическая энциклопедия. Т.4. М.: «Советская энцик-лопедия», 1968. -Стб. 219−225.
  206. Е.Г. Воспитание музыкой // Советская педагогика. 1986. № 12.-С. 45−46.
  207. Н.Н. Детский театр и его воспитательное значение // Игра. Непериодические издание, посвященное воспитанию посредством игры. № l.-IIr., 1918.-С.5−20.
  208. А. Старинный театр в России Т. 1. Зачатки театра в народном быту и школьном обиходе Южной Руси Украины. — М., 1923.- 103 с.
  209. Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 263 с.
  210. И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. Историко-статистический очерк М.: Статистика, 1964. «195 с.
  211. С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С. К. Богоявленским. -М., 1914.-189 с.
  212. Л.И. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995, — 209 с.
  213. А.Я. Советский театр для детей // Советский театр. К тридцатилетию Советского государства. Сб. статей. М., 1947. -420 с.
  214. В.Н. Студенческий театр при Московском университете // Вестник МГУ. 1949. Вып.З. Сер. обществ, наук, вып. 7. С. 71−81.
  215. Ф.Г. и русский театр его времени. Сб. материалов / Отв. ред. Ю. А. Дмитриев. 1953. -254 с.
  216. Воспитательная работа с учащимися IX-XI классов. / Под ред. И. С. Марьенко. М.: АПН РСФСР, 1961.-263 с.
  217. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII в.-М., 1957.-262 с.
  218. Ш. И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней// Учен, записки Лен. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Каф. педагогики. 1947. -Т. 50.-252 с.
  219. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Казанского. М.: Учпедгиз, 1950.-274 с.
  220. Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М.:Учпедгиз, 1940.-407 с.
  221. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. „История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции“, ч. 1. Сост. Н. А. Желваков. М. 1936.-С. 129- 131.
  222. А. Детские театры страны. М., 1976. — 120 с.
  223. Л. 11. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Историч. очерк. М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
  224. Н. К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. — 408 с.
  225. Н. К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970.-362 с.
  226. Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  227. Г. Г. Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны (1914−1917). -М.: ГИТИс, 1987.- 77 с.
  228. С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М., 1948. 587 с.
  229. Дети и театр // Театр. 1986. № 1. С. 106−107.
  230. Детский революционный театр. М., 1924. — 158 с.
  231. Детский театр. Под ред. Н.Шер. Л., 1925. — 232 с.
  232. Дмитриев.С. С. Очерки истории русской культуры начала XX в. -М.: Просвещение 1985. 256 с.
  233. Э. Д. Методологические проблемы истории педагогики // Сов. педагогика. 1986. -№ 8. — С. 95 — 102.
  234. Э. Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования // Сов. педагогика. 1986. — N 1. — С. 107−114.
  235. Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1913 1977): Проблемы, тенденции, перспективы. -М.: АПН СССР, НИИ ОГ1, 1981. — 90 с.
  236. Р. Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Сов. педагогика. 1985. — N 4. — С. 102 — 106.
  237. Р. Л. Педагогическая печать России на рубеже двух веков //Сов. педагогика. 1987.-№ 6.-С. 114−120.
  238. Р. Л. Проблемы семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике (конец XIX начало XX вв.)// Сов. педагогика. — 1985. -№ 12. — С. 91 -95.
  239. С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
  240. К. Очерки по истории педагогики. Пг., 1918.- 129 с.
  241. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., Педагогика, 1990.-240 с.
  242. Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. -М., 191 8. — 88 с.
  243. С. А.А.Брянцев. М., 1962.
  244. С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. 2-е изд. — Вологда, 1923. — 245 с.
  245. Н. Александр Бенуа: воспоминания о празднике // Домовой. 1995. -№ 12.-С.115−120.
  246. Искусство в школе. Сборник статей. М., 1964.
  247. Историки спорят. 13 бесед / Под общ. ред. В. С. Лельчука М.: Политиздат, 1988. — 510 с.
  248. Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой М.: НИИ ОН АПН СССР, 1989. -216с.
  249. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч. тр./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Е. А. Будилова, В. А. Кольцова. ~М.: Наука, 1990. -216 с.
  250. Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст. / Под ред. Л. Н. Пушкарева и др.- М.:АН СССР, Ин-т истории СССР, 1984. 212 с.
  251. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х сериях, в 12 т. Т. 6. Россия в период империализма. 1900 -1917 гг. — М.: Наука, 1968.- 854 с.
  252. И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.
  253. О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. — 208 с.
  254. Н. А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). М.: Госучпедиздат, 1947. — 247 с.
  255. Н. А. Революция 1905 г. и школа / Доклады АПН РСФСР. 1957. — Т. 1. — С. 69 — 76.
  256. Е.П. Формирование художественного отношения школь-никров к искусству // Советская педагогика. 1988. — № 6. — С.22−25.
  257. В. Л. Философия Вл. Соловьева. Из цикла „Страницы истории отечественной философской мысли“ М.: Знание, 1988. — 60 с.
  258. М. Н. Школа и образование в Чехословакии (конец XVIII 30-е годы XX вв.). -М: Наука, 1971.-260 с.
  259. Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во., 1971. -278 с.
  260. А.Е. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ. -Минск, 1981.-334 с.
  261. Левин Lll. М. Общественное движение в России в 60−70-е годы XIX века. М.: Соцэкономиздат, 1958. — 512 с.
  262. .Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983.
  263. Л.И. Театр для детей: Облик героя в современной драматургии для детей и юношества. М., 1965.
  264. М.Н. Века и годы старейшей сцены. М.: Сов. Россия, 1891.-256 с.
  265. Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд.- М.: Госучпед-издат, 1938. — 512 с.
  266. А.Я. Особенности восприятия спектакля младшими школьниками // Советская педагогика. 1988. № 2. — С. 45−49.
  267. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1980. — 294 с.
  268. В. Свободно-ботанические занятия с детьми // Свободное воспитание. 1918. — № 4−5. — С. 33 — 54.
  269. Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР: Сб. ст. М.: Мое. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1972. -163 с.
  270. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  271. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. / Отв. ред М. Ф. Шабаева. — М: Педагогика, 1973. — 605 с.
  272. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР- Вторая половина XIX века / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1976.-600 с.
  273. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991. — 448 с .
  274. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. / Отв. ред. Я. П. Кузин, М. Н. Колмакова. М., 1980. -456 с.
  275. Педагогический поиск / Сост. И. П. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  276. Перетц В. Г1. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве XVII и начала XVIII веков. // Старинные спектакли в России. Л., 1928.-С. 64−98.
  277. А.В. Вопросы истории теории психологии. Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  278. В.В. Взаимодействие школы, семьи, культурно-просветительных учреждений в музыкальном воспитании // Советская педагогика. 1984. № 7. С. 44−47.
  279. А. И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Сов. педагогика. 1964. — N 5. — С. 99- 104.
  280. А. В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Вып. 1. — Владимир, 1973. — 240 е.- Вып. 2. — Владимир, 1974. — 208 с.
  281. М.Г. Совершенствование системы эстетического воспитания школьников // Вопросы истории школы и педагогики на этапе зрелого социализма. Сб. научн. трудов. НИИ ОГ1 АПН СССР. М, 1985.-С. 119−129.
  282. М.Г. Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях (1960−1980) // Советская педагогика. 1984. № 1. С, 110−115.
  283. В.У. Формирование эстетической активности школьников // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 35−40.
  284. Т.Д. Карл Маркс О воспитательной роли искусства // Советская педагогика. 1988. № 5. С. 21−27.
  285. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.
  286. Привалова Е. Г1. А. Т. Болотов и театр для детей // ХУШ век. Сб.З. -M.-J1., 1958.-С. 242−261.
  287. Проблемы истории общественных движений и историографии М.: Наука, 1971.-472 с.
  288. Программа факультативного курса „Театр как средство эстетического воспитания“ для педагогических институтов. М., 1962.- 16 с.
  289. Равкин 3. И. Историзм как методологический принцип педагогики // Сов. педагогика. 1985. -№ 10. — С. 47 — 54.
  290. Равкин 3. И. Методологическая функция историко-педагогических исследований // Сов. педагогика 1984. № 12- - С. 50 — 56.
  291. Равкин 3. И. Народ и школа: становление традиций демократизации // Сов. педагогика. 1987. — № 11. — С. 12−19.
  292. В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (Ос-новополагания интегративной педагогики) М., 1999. — 65 с.
  293. В.А. Художественная педагогика. М., 1999, — 74 с.
  294. Х.Я. Развитие музыкально-певческой культуры учащихся. // Советская педагогика, 1984. С. 44 — 47.
  295. Ю2.Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв.//Историч. записки. Т. 37.-М, 1951. — С. 28 — 80.
  296. Ю.И. Драматический кружок в школе (5−7 кл.). -М., 1956.
  297. Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.
  298. Русская драматургия последней четверти ХУП и начала ХУШ в. -М., 1972.-368 с.
  299. Сац Н. И. Дети приходят в театр. М., 1961.
  300. М. В. Н. В. Чехов видный деятель народного просвещения. — М.: Учпедгиз 1960. — 171 с.
  301. Ф. Детский театр Андрея Болотова // Театр. 1973. № 9. С. 5557.
  302. Сказка на сцене. Сборник статей. М., 1964.
  303. Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. — 222 с.
  304. З.Смирнов В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М.: Госучпедиздат^бЗ. — 312 с.
  305. Т.Б. Развитие общественной инициативы в области начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. — М&bdquo- 1999. — 440 с.
  306. Л .А. Поэтика славянского театра. М., 1981.
  307. Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы.-М., 1988.-344 с.
  308. А. Д. История общественных организаций дореволюционной России. ~М., 1979.
  309. А.Д. Научные общества при высших учебных заведениях дореволюционной России // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М. 1979. -С. 210−239.
  310. Л.Е. Первые спектакли школьного театра и школа „Рождество Христово“ из Соликамска // Панорама искусств. Сб. 5. -М., 1982.
  311. Театр детства, отрочества и юности. Сборник статей о театре для детей. М.: ВТО, 1972. — 284 с.
  312. Театр и школа. (Сборники статей). Вып. 1−9. М., 1957−1987.
  313. Театр юных зрителей. 1922−1927. Опыт работы театра для детей и юношества. Сб. статей./ Под ред. А. И. Пиотровского. Л., 1927. -143 с.
  314. .К. и др. Тульский театр. (Историко-искусствоведческий очерк). Тула, 1977. — 247 с.
  315. .К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. — М.:Интеллект, 1996. — 251 с.
  316. .К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября // Сов. Педагогика. 1990. — № 1,2.
  317. Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии- Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. -255 с.
  318. К. А. Наука и демократия. Сб. статей.1904 1919 гг. ~ М.: Соцэкгиз, 1963.-498 с.
  319. Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. М., 1999. — 482 с.
  320. Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.). М.: Наука, 1975. — 317 с.
  321. Вл. Великий русский самородок // Театральный альманах. 1946. № 1(3).-С. 171−185.
  322. Ф. Р. Социология образования М.: Наука, 1980. — 197 с.
  323. Л. Д. Из истории женского образования в России // Вопр. истории. 1963.-N 2.-С. 209−218.
  324. .Р. Русский социализм и кооперация. Пг.: Изд-во Кооп. мысль, 1919. — 127 с.
  325. Г. А. Русский народный театр конца XIX начала XX века. -М.: Наука, 1975.-367 с.
  326. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. Ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Прогресс-Академия“, 1992. -464 с.
  327. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. — Т. 4. — Ч. 2. Сост. Н. А Желваков. -М.: Госучпедгиз, 1936. -516с.
  328. С. Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996. — 230 с.
  329. В. И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Нар. просвещение. -1925.-№ 10−11.-С. 34−33.
  330. Г. П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянсь-ка школа, 1985. — 246 с.
  331. П.Н., Огородников И. Т. Педагогика. Учебник для педагогических институтов. М., 1954. — 432 с.
  332. В. Школьный спектакль. М., 1959.- 180 с.
  333. Школа России накануне и в период революции 1905 -1907 гг.: Сб. научных трудов. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. -М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОГ1, 1985. 220 с.
  334. Школьный театр первой ступени. Методический и репертуарный сборник / Под ред. Н. Гернет и К. Шнейдер. J1., 1933. — 132 с.
  335. Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы. М., 1963.9. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ
  336. С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина XIX -начало XX веков): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1996. — 18 с.
  337. И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (Вторая половина XVIII начало XX века). Автореф. дис.. д-ра пед наук. — М., 1999. — 33 с.
  338. А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917−1939 гг.): культурологический аспект. Автореф.. дис. д-ра культурологии. М., 1999. — 39 с.
  339. A.M. Педагогические воззрения Екатерины II. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999. — 23 с.
  340. В.Н. Московский университет и его влияние на развитие московского театра (XVIII в.). Автореф. дис.. канд. искусствоведения.-М» 1956. 16 с.
  341. М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Автореф.. дис. канд пед. наук. М., 1999. — 17 с.
  342. О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. Автореф.. дис. д-ра социол. наук. М., 1994.- 32 с.
  343. К. И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. (В связи с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1946. -767 с.
  344. Е.А. Развитие ориентации художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера). Автореф. дис.. канд. пед наук. М., 2000. 24 с.
  345. М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 311 с.
  346. В.П. Формирование творческих способностей подростков в театральной студии. Лвтореф. .дис. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.
  347. М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917−1967). Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М&bdquo- 1989. — 41 с.
  348. И.Э. Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях. Авторф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  349. Соломатина 'Г.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XJX -началаXX века. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 36 с.
  350. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала и XX в.: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1991. — 379с.
  351. .К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в.: Дис.. канд. пед. Наук. — М., 1984. — 190 с.
  352. О.Э. Реализация педагогических идей М.К.Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Автореф.. дис. канд пед. наук. М., 1999. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой