Анализ потребительского предпочтения рынка детской обуви г. Тюмени
Таким образом, в процессе изменения форматов обувной розницы формируется культура потребления брэндированной обуви, происходит перетекание клиентуры в фирменные магазины, ориентированные на покупателей, лояльных к тем или иным маркам. Данная тенденция способствует уменьшению доли рынков в структуре основных мест покупок обуви. Согласно данным рисунка 1.2, наиболее предпочтительным местом покупок… Читать ещё >
Анализ потребительского предпочтения рынка детской обуви г. Тюмени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время по объемам произведенной обуви на тюменском рынке лидирующие позиции занимает Китай. Если два-три года назад доля безмарочной китайской обуви на рынке составляла около 85%, то теперь, по оценкам специалистов, она снизилась примерно до 60% (рис. 1.1). При этом участники рынка не афишируют наличие китайского производства, а если и говорят о нем, то усиленно подчеркивают степень контроля за качеством продукции. Необходимо отметить, что с учетом «серого» оборота доля китайской продукции на российском рынке обуви возрастет.
Рисунок 1.1 — Доли стран-производителей обуви на российском рынке, % [6, с.58].
Как видно из рисунка 1.1, российские производители пока могут обеспечить лишь 20% необходимого количества обуви, поэтому большую часть приходится закупать за рубежом.
Качество российской обуви значительно превосходит подобные виды импортной обуви. Так, проверки рынков обуви показывают, что до 80% дешевой импортной обуви не отвечают требованиям российских норм и стандартов.
Эксперты рынка говорят о том, что каждый год происходит сокращение количества российских производителей на 10−15%. Одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства является незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России. По различным оценкам, теневой импорт составляет 60−80% от совокупного объема импорта обуви. Другая немаловажная причина — высокая себестоимость российского производства и, соответственно, низкая рентабельность бизнеса, составляющая около 3−5%.
Однако у российских производителей появляются новые возможности. Сейчас идет процесс создания новых российских обувных производств и одновременное становление обувных розничных сетей. В последние годы обувная розница растет очень динамично: количество магазинов внутри сетей за год увеличивается в полтора-два раза.
Качественные реформы осуществляются путем повышения уровня сервиса, изменения внешнего вида и интерьеров магазина, изменения ассортиментной политики, внедрения новых технологий продаж.
Таким образом, в процессе изменения форматов обувной розницы формируется культура потребления брэндированной обуви, происходит перетекание клиентуры в фирменные магазины, ориентированные на покупателей, лояльных к тем или иным маркам. Данная тенденция способствует уменьшению доли рынков в структуре основных мест покупок обуви.
Рисунок 1.2 — места покупок обуви, % [6, с.62].
Согласно данным рисунка 1.2, наиболее предпочтительным местом покупок обуви остаются рынки, их доля для тюменских потребителей составляет 42%, в специализированных магазинах приобретают обувь 25,4% покупателей, в фирменных магазинах — 10,5% потребителей, в универмагах — 6,6% потребителей, 15% потребителей предпочитают другие места.
Выбирая обувь в магазине, большинство покупателей наиболее важным фактором считают качество товара (63,7%), другими значимыми факторами являются цена товара (38,2%), широта предлагаемого ассортимента (14,4%), степень удобства обуви (13,3%) и другие (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 — Основные критерии выбора обуви [11, с.102].
Под «качеством» среднестатистический покупатель сейчас понимает функциональные характеристики обуви — материал изготовления, качество пошива, предполагаемый срок носки, а также известность марки. Об этом говорит тот факт, что при выборе между двумя примерно одинаковыми по качеству моделями и прочих равных условиях, покупатель выберет знакомую марку обуви.
Эксперты отмечают, что значимость фактора «качество товара» продолжает расти. Кроме этого, важнейшими критериями являются «место» и «ассортимент» — в последние годы успех магазина, торгующего обувью, определяется этими понятиями на 75−80%. Особенностью сегодняшнего рынка обуви эксперты называют большое количество различных комбинаций «цена-качество», а также значительную сегментированность потребителей по уровню покупательной способности и по предпочтениям.
В настоящее время на рынке выделяют 5 основных ценовых сегментов обуви. Разброс цен достаточно большой — в низком ценовом сегменте пара обуви стоит менее 1 тыс. руб., в сегменте «люкс» — более 7,5 тыс. руб. (табл. 1.1).
Таблица 1.1 — Ценовые сегменты обуви, представленной на российском рынке.
Ценовой сегмент. | Средняя стоимость пары обуви. |
низкий ценовой сегмент. | до 1 тыс. руб. |
средне-низкий ценовой сегмент. | от 1 до 1,5 тыс. руб. |
средне-средний ценовой сегмент. | от 1,5 до 2,5 тыс. руб. |
средне-высокий ценовой сегмент. | от 3 до 4,5 тыс. руб. |
ценовой сегмент «люкс». | больше 7,5 тыс. руб. |
В настоящее время большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство российских производителей. Данные сегменты наиболее динамично развиваются и продажи обуви здесь активно растут благодаря процессу перехода покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон, и активного смещения потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Данная тенденция связана с повышением уровня благосостояния тюменцев. Растущие доходы населения позволяют людям переходить с нижнего в средний класс, постепенно приобретая стандарты потребления среднего класса. В то же время для среднеценового сегмента характерно быстрое изменение потребительских предпочтений.
Тюменцы стали лучше ориентироваться на рынке обуви, они следуют модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание брэнду. Большинство потребителей сейчас стремятся покупать обувь на один сезон, модную, но недорогую.
Особенностью рынка обуви и основным отличием его от рынка одежды является особое внимание потребителя к торговой марке: 58% потребителей смотрят на марку при выборе обуви. Объясняется это тем, что некачественная обувь встречается чаще, чем некачественная одежда, и проявления плохого качества более серьёзны, в то время как известная марка у большинства покупателей ассоциируется с качеством.
Опрос клиентов магазина «Башмачок» о предпочтительных торговых марках детской обуви показал следующий результат (рис. 1.4).
Рисунок 1.4 — Предпочтения покупателей по торговым маркам детской обуви Наибольшим спросом пользуется торговая марка «Котофей».
Торговая марка «Котофей» не имеет фирменного магазина в г. Тюмени, а представлена совместно с другими торговыми марками в магазинах детской обуви и одежды.
Обувной бизнес является стабильным, обеспечивает быстрый оборот денежных средств и регулярное поступление наличных денег.