Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.). Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных… Читать ещё >
Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание торгово-технологического процесса магазина
Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.
В общем виде схема торгово-технологического процесса представлена на рис. 1.
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
- 1. операции с товарами до предложения их покупателям;
- 2. операции непосредственного обслуживания покупателей;
- 3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Рис. 1 Примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
- 1. разгрузку транспортных средств;
- 2. доставку товаров в зону приемки;
- 3. приемку товаров по количеству и качеству;
- 4. доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
- 5. хранение товаров;
- 6. подготовку товаров к продаже;
- 7. перемещение товаров в торговый зал;
- 8. выкладку товаров на торговом оборудовании.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
- 1. встреча покупателя;
- 2. предложение товаров;
- 3. отбор товаров покупателями;
- 4. расчет за отобранные товары;
- 5. оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
- 1. обеспечение комплексного подхода к его построению;
- 2. создание максимальных удобств для покупателей;
- 3. достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
- 4. создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
- 5. обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.