Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кино — инструмент воспитания и влияния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с Всемирной Организацией Здравоохранения, воспитательный потенциал кинематографа активно использует государство. Во-первых, для создания наглядных пособий в образовании. Категория фильмов, которую относят к документальному кино — это образовательные (учебные) фильмы. Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал… Читать ещё >

Кино — инструмент воспитания и влияния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших особенностей кино как товара является наличие у него потенциала к использованию кино как инструмента воспитания и влияния на людей. Причем, влияние может носить как позитивный, объединяющий характер, так и деструктивный. С названной особенностью кино связаны также некоторые мифы, которые в свою очередь тоже оказывают прямое влияние. В классическом смысле миф — это историческая форма общественного сознания, являющаяся способом восприятия мира. Миф — иллюзия, воображение, утопия, которая воспринимается реальностью. В этой связи кино умело оперирует образами, существующими в массовом сознании, тем самым утверждая своё влияние на зрителя. Ниже представлены типичные примеры, иллюстрирующие этот тезис.

  • 1. Всемирная Организация Здравоохранения призывает индустрию кинопроизводства гарантировать отсутствие подкупа (производители должны указывать в титрах, что никто из них не получал ничего ценного в обмен на использование или показ табака в фильме) и прекратить демонстрировать табачные марки в ходе действия или в качестве фона любой сцены кинофильма. А также ввести систему оценки категории фильма. Даже наличие одного эпизода с потреблением табака или представлением табачной рекламы должно приводить к тому, что соответствующие должностные лица присваивают такому фильму категорию, указывающую на «взрослое» содержание, то есть молодые люди могут смотреть его только в присутствии родителей [8].
  • 2. В середине XX века был распространён миф о том, что человеческий мозг якобы может воспринять лишь 24 кадра в секунду — а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение, якобы будет восприниматься человеком на подсознательном уровне. Из этого заблуждения были сделаны выводы об эффективности «феномена 25-го кадра» в различных видах внушения и подсознательного воздействия (например, в целях политической пропаганды, коммерческой рекламы, при обучении иностранным языкам, лечении от наркозависимости и пр.). Позднее было выявлено, что вставить 25-й кадр технически не представляется возможным, миф был разоблачен.
  • 3. Наряду с Всемирной Организацией Здравоохранения, воспитательный потенциал кинематографа активно использует государство. Во-первых, для создания наглядных пособий в образовании. Категория фильмов, которую относят к документальному кино — это образовательные (учебные) фильмы. Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем. Практика показа учебных фильмов очень распространена на Западе и, особенно, в США. В школах СССР при обучении использовались учебные фильмы (снятые специально для школ, с учётом единой для всех учебной программы) в основном по физике, биологии и литературе.

Отдельного внимания заслуживает пропаганда посредством кино.

1. Пропаганда в советском детском кино Советское детское кино, возникшее в 1920;е гг. и набравшее силу в 1930;е гг., изначально было создано как эффективный инструмент для воспитания нового человека, строителя коммунистического общества, гражданина советской Родины. Воспитание патриотизма являлось важнейшей задачей не только школы и пионерской организации, но также литературы и искусства, в особенности, кинематографа.

Вся культурно-массовая работа вне школы были направлены на то, чтобы сделать жизнь советских детей не только интересной, но и идеологически насыщенной, чтобы они ощущали свое детство счастливым и знали, кому они должны быть за это благодарны. Необходимо отметить, что большинство фильмов хотя и носили определённую идеологическую «окраску», но учили подростков товариществу, самопожертвованию, верности долгу, любви к родной земле, т. е. самым высоким человеческим качествам.

Почти во всех фильмах, герои которых дети, решаются проблемы сугубо актуальные и по преимуществу нравственные. Таковы фильмы «Друг мой, Колька!» А. Н. Митты и А. А. Салтыкова (1961); «А если это любовь?» Ю. Я. Райзмана (1961).

Советский детский кинематограф 1960;х — середины 80-х гг. представлял собой сложное явление идеологической борьбы в сфере воспитания будущих граждан СССР. Советское кино как «самое важнейшее из искусств» являлось не только великим пропагандистом всего лучшего в истории нашего народа, но и эффективным инструментом в деле разрушения социалистических и национально-духовных устоев страны. Последнее отчётливо проявилось в годы «перестройки», когда резко изменился идеологический вектор, и процесс либерализации, захлестнувший все сферы жизни общества, привёл к уничтожению советской киноиндустрии [9].

2. Пропаганда в США Четкая направленность внешней политики США на достижение мирового лидерства сопровождается активной пропагандистской деятельностью на международной арене. В качестве составляющей этой деятельности немаловажную роль играет воздействие в культурной сфере.

Пропаганда возводит в абсолют определённый социальный уклад, в значительной мере его при этом мифологизируя. Тем самым, миру навязываются определённые образ жизни и нормы поведения, стандарты мышления, отношения к жизни. Для достижения этой цели используются все возможные каналы. Наиболее эффективными являются, соответственно, телевидение и продукция Голливуда.

В борьбе с СССР американский кинематограф стал серьезным оружием. Строгая мораль советского общества осуждала уподобление американским киногероям, но к 80-м годам 20-го века американский кинематограф завоевал головы молодежи СССР и стран Варшавского блока. В американских фильмах последних лет слова «свобода» и «демократия» звучат все чаще.

Таким образом, способность кино мифологизировать события, подменять одни установки в сознании человека другими, вкупе с новейшими технологиями создания фильмов, делают его важнейшим видом психологического воздействия [7].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой