Информационное общество.
Связи с общественностью в органах власти
В отличие от ЭП, ориентированного на идею «государственного менеджмента» (NPM), в рамках которой граждане воспринимаются как клиенты, потребляющие услуги, идея информационного общества вписывается в более широкий контекст общественно-государственного управления (Good Governance). Данный тип управления носит небюрократический характер, а граждане в его рамках воспринимаются как полноправные… Читать ещё >
Информационное общество. Связи с общественностью в органах власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от ЭП, ориентированного на идею «государственного менеджмента» (NPM), в рамках которой граждане воспринимаются как клиенты, потребляющие услуги, идея информационного общества вписывается в более широкий контекст общественно-государственного управления (Good Governance). Данный тип управления носит небюрократический характер, а граждане в его рамках воспринимаются как полноправные партнеры государства в принятии решений. В 2000 г. эти принципы закреплены в Хартии глобального информационного общества {Окинавская хартия). Подобные задачи решают программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2001); Женевская декларация (2004) руководящих принципов совершенствования информации, создаваемой государственными органами и являющейся общественным достоянием.
В 2008 г. Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в России, рассчитанная до 2015 г.[1] В документе указано, что экономическое развитие страны должно строиться в первую очередь на добавленной стоимости от интеллектуальной деятельности. Для этого, наряду с повышением качества услуг, ставились задачи по повышению качества образования, медицины, науки, культуры, промышленности с использованием И КТ. Кроме того, указывалось на совершенствование «гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере». Видно, что круг вопросов Стратегии гораздо шире, чем у ФЦП «Электронная Россия».
В результате реализации Стратегии Россия должна была войти в двадцатку ведущих стран мира по развитию информационного общества, в десятку — по доступности И КТ при существенном росте объема инвестиций в данную сферу, сокращении различий между регионами по информационной доступности, развитию доступа к Интернету и т. д.
Приоритеты Стратегии были детализированы в государственной программе «Информационное общество», рассчитанной до 2020 г.[2] Программа разделена на два этапа: 2011—2014 и 2015—2020 гг. За ее реализацию отвечает Минкомсвязи России. На реализацию предполагалось выделить более 1 трлн руб.
Цель данной программы — повышение качества жизни граждан на основе развития ИКТ; ее задачи-, оказание гражданам и организациям электронных услуг, повышение технической оснащенности экономики, развитие информационной безопасности.
В результате реализации Программы ожидаются:
- • создание единого ИТ-пространства на всей территории страны;
- • развитие ИТ-индустрии, повышение технологической независимости российской экономики;
- • рост доступности почтовой связи;
- • снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
- • возможность совершения большинства юридически значимых действий в электронном виде;
- • сокращение уровня «цифрового неравенства» регионов;
- • расширение использования ИКТ в социальной сфере.
Эти приоритеты достигаются в рамках четырех подпрограмм (табл. 9.2).
Структура программы «Информационное общество».
Таблица 9.2
Название подпрограммы. | Описание. | ||
Исполнитель. | Бюджет, млрд руб. | Задачи. | |
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе. | Россвязь. | 1,86 |
|
Информационная среда. | Роспечать. | 6,4 |
|
Безопасность в информационном обществе. | Мин; комсвязи, Роскомнад; зор, ФСБ России, Роспечать. | 1,2 |
|
Информационное государство. | Мин; комсвязи, Минздрав, Минобрнауки. | 1,5 | • Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных ИТ;
|
Основные успехи Программы связаны с государственными услугами. В частности, более 4 млн граждан создали личные кабинеты на порталах публичных услуг, зарегистрировано более 23 млн пользователей; к Единому порталу услуг подключены всей федеральные, региональные и большая часть местных органов власти.
В программу «Информационное общество» вошли проекты, но развитию электронных госуслуг, национальной программной и облачной платформ, платежной системы. Кроме того, согласно программе, в России должен появиться единый реестр автодорог, туристический атлас страны, электронный образ Красной книги, база данных документов об образовании, федеральный электронный кадастр недвижимости и другие сервисы, доступные через Интернет.
Важными элементами инфраструктуры информационного общества призваны стать:
- • Национальная платформа распределенной обработки данных (НПРОД) — комплекс информационных систем (ИС), реализующих «облачные» вычисления через автоматизацию процессов выделения компьютерных мощностей, развертывания и разработки приложений с учетом потребляемых услуг. Позволяет оптимизировать расходы органов власти на ИТ, внедрить стандартизированные решения, преодолеть несовместимость ведомственных ИС;
- • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — федеральная государственная ИС, обеспечивающая доступ физических, юридических и должностных лиц к ГИР. Необходима для санкционированного доступа пользователей к ИС и применения ЭЦП;
- • Информационная система головного удостоверяющего центра объединяет более 150 удостоверяющих центров, осуществляющих выдачу сертификатов и ключей ЭЦП на базе единых критериев и правил. Выдано уже более 10 тыс. таких сертификатов, позволяющих пользователям применять ЭЦП в любой точке страны для доступа к государственным услугам и оформления официальных документов в электронном виде.
Оценивая эффективность применения в России механизмов ЭП, следует отметить, что ООН с 2003 г. публикует индексы готовности к использованию ЭП (Е-Government Development Index, EGDI) для разных стран мира. При расчете индекса используются такие показатели, как доля государственных услуг, доля государственных закупок и доля информации о деятельности государства, используемой населением в режиме онлайн. По данному индексу в 2016 г. в пятерку лидеров входили Великобритания, Австралия, Корея, Сингапур, Финляндия. Россия занимала 33-ю позицию, что является лучшим значением среди стран БРИКС и вторым в СНГ (после Казахстана)[3].
В другом международном рейтинге — сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI), формируемом Всемирным экономическим форумом, — Россия занимала 41-е место из 139 стран (лидеры Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США). Индекс рассчитывается с 2001 г. на основе 53 показателей, определяющих, в какой степени И КТ содействуют экономическому развитию страны.
Развитие И КТ в органах власти идет неравномерно. Если на федеральном уровне у всех органов власти есть достаточно информативные ведомственные сайты, то в регионах собственные сайты имеет лишь около трети, а на муниципальном уровне лишь около 10% ведомств. В Москве 80% муниципальных образований имеют интернет-представительства, а в Республике Марий Эл — лишь 1,5%. Сетевые ресурсы в таких регионах, как Москва, Чувашская Республика, Татарстан, сопоставимы по уровню развития с сайтами ведомств Центральной и Восточной Европы, в то время как ресурсы ведомств Ингушетии и Калмыкии сравнимы со странами Африки и Латинской Америки.
Эксперты указывают, что наша страна имеет приемлемый уровень развития связи, однако уступает лидерам по вовлечению граждан в государственное управление с помощью И КТ. В этой сфере находится резерв для повышения эффективности ЭП в России.
- [1] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212).
- [2] Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственнойпрограмме Российской Федерации „Информационное общество“ (2011—2020 годы)».
- [3] См.: United Nations E-Government Survey 2016: E-Government in Support of SustainableDevelopment. N. Y.: Department of Economic and Social Affairs.