Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение психолого-педагогических условий развития речи детей в раннем возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как подтверждают материалы таблицы, родители создают следующие условия: общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. В некоторых случаях (40% семей), ограничиваются общением, манипуляциями по уходу и показом игрушек. Все наблюдаемые родители не используют многократные повторения действий… Читать ещё >

Изучение психолого-педагогических условий развития речи детей в раннем возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проходил в рамках 40 семей и дошкольного учреждения, ясли — сада № 18 1 -я и 2-ягруппы раннего возраста (2 — 3 год жизни) в течение 2- месяцев.

Цель исследования: определить сензитивные психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста в семье и в дошкольном учреждении.

Объект исследования: группы детей 3-х возрастных периодов

  • 1-й период — от 0 до 1 г,
  • 2- й период — от 1 г. до 2-х лет,
  • 3- й период — от 2 до 3 -х лет.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в семье и дошкольном учреждении.

Гипотеза исследования: Если в речевом взаимодействии взрослых с детьми будут организованы необходимые условия, то уровень развития речи детей значительно повысится.

Для конкретизации цели, были обоснованы психолого-педагогические условия, которые могут влиять на развитие речи детей раннего возраста, которые являлись критериями оценки сензитивных условий.

  • 1. Общение со взрослыми как основное психолого-педагогическое условие развития речи в онтогенезе — это такой процесс взаимоотношения взрослого с ребенком в условиях семьи и детского сада, которые включают словесные обращения взрослого к ребенку и ответ ребенка на это обращение;
  • 2. Фомы эмоционально-положительного взаимодействия ребенка со взрослыми: кормления, переодевания, укладывания спать для эмоционально — положительного, манипулятивно-речевого взаимодействия с ребенком, где выражено личностно-ориентированное отношение к ребенку;
  • 3. Предметное взаимодействие: манипулирование предметами, орудиями, игрушками, при назывании взрослыми этих предметов взрослыми;
  • 4. Побуждающие к действию и вопросы: «Где то-то?», «Покажи, где то-то» или «Где то-то? Принеси. Дай».
  • 5. Создание благоприятных условий при помощи специальных занятий-взаимодействий (ля развития лепета и речеподражания);
  • 6. Создание ситуаций, в которых движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами;
  • 7. Показ игрушки, имеющие одно и то же название, но разный внешний вид; (Для формирования словесного обобщения)
  • 8. Развитие понимания речи достигается при условии расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах: показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом;
  • 9. При условии многократных повторений одних и тех же действий, ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого;
  • 10. Для развития понимания и подражания движениям и словам, проводятся следующие виды деятельности: игры — манипуляции, орудийные игры, игры — занятия.

На основе вышеперечисленных критериев были определены уровни условий, сензитивных развитию речи детей раннего возраста:

  • 1. -й уровень — создание 80 — 90% условий для развития речи ребенку;
  • 2- й уровень — создание 60 — 70% условий;
  • 3 -й уровеньсоздание 40 — 50% условий.

Под сензитивными периодами мы понимаем такие периоды развития, где каждый ребенок особо чувствителен к определенным воздействиям среды (родителей, воспитателей), к освоению и развитию речи.

Сензитивные периоды связаны, во-первых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных потребностей; во-вторых, с ведущей деятельностью. На ранних онтогенетических этапах развития это потребность в общении с окружающими его взрослыми, и эмоционально-положительном отношении в процессе содержательной деятельности, которые могут выступать в качестве сензитивных условий речевого развития.

Экспериментальная часть исследования проходила в 3 этапа.

На I этапе исследования было организовано наблюдение за внеситуативным и ситуативным общением матерей и детей 1 — го, 2-го и 3-го года жизни. В эксперименте участвовало 40 семей. Цель: определить наличие условий по развитию речи в семьях. При отборе семей предполагалось, что они могут быть показателями разных уровней речевого взаимодействия. В каждой из наблюдаемых семей фиксировались те показатели, которые имели (или не имели) отношение к вышеперечисленным условиям взаимодействия взрослых с детьми. Результаты исследований заносились в дневники наблюдений, а затем после детального анализа были сведены в таблицы. (См. приложение «А»).

Обобщающая таблица -1 Показатели развивающих условий в семьях 1-го, 2-го и 3-го годов жизни.

Кол-во семей.

в %.

Условия развития речи детей в семьях.

уровни.

создания условий.

10%.

;

1-й.

40%.

;

;

;

;

2-й.

50%.

;

;

;

;

;

3-й.

*Таблица составлена по материалам наблюдений.

Как подтверждают материалы таблицы, родители создают следующие условия: общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. В некоторых случаях (40% семей), ограничиваются общением, манипуляциями по уходу и показом игрушек. Все наблюдаемые родители не используют многократные повторения действий с обозначением их словом, занятия, специальные ситуации. На вопрос, какие условия нужны для развития речи ваших детей? Родители затруднялись с ответами, в основном называли уход за ребенком, чтение стишков, манипуляции с игрушками.

На 2-ом этапе исследования изучались условия развития речи в группах раннего возраста. На данном этапе исследования изучалось наличие вышеперечисленных условий (см. выше). Для этого проводились эпизодические наблюдения за организацией речевой деятельности в условиях ясли/сада, и уточняющие беседы: Какие условия нужны для развития речи ваших детей?

Результаты исследования фиксировались в дневнике. После обработки полученных данных, материалы анализа были оформлены в обобщающую таблицу, условные обозначения те же что и на 1-м этапе.

Таблица 2 Показатели выявленных условий развития речи в ясли /саду *.

№ групп.

2-й год жизни.

Условия развития речи детей второго года жизни.

Уровни создания условий.

2- й.

1-я подгруппа.

;

;

2-я подгрппа.

1-й.

*Таблица составлена по иатериалам наблюдений Как представлено в данной таблицы, в дошкольных учреждений условия развития речи намного выше, чем в некоторых семьях, однако, иногда не организованы, или организовываются редко специальные ситуации, где движения и действия сопровождаются словами, не проводятся многократные повторение действий с показом и названием предметов, Воспитатели часто ограничиваются только занятиями, где не каждый ребенок участвует во взаимодействии. Занятия более эффективно проводятся с детьми 2-го полугодия жизни, так как дети более самостоятельные. В результате к 1 — му уровню не были отнесены условия развития речи ни в одной подгруппе. Условия все воспитатели знают и перечисляют верно.

Далее, для того чтобы проследить динамику создания условий развития речи в группах раннего возраста, было проведено исследование наличия сензитивных речевому развитию условий в группе 3-го года жизни по вышеуказанным критериям. Результаты исследования были обобщены в таблицу 5.

Таблица 3 Показатели наличия условий развития речи в группе 3-го года жизни *.

№ групп.

  • 3-й год
  • 1-я подгруппа

Условия развития речи детей раннего возраста.

уровни создания условий.

1-й.

2-я подгруппа.

1-й.

*Таблица составлена по материалам наблюдений.

Как показывают материалы таблицы, в группах 3-го года жизни дети лучше владеют речью, понимают ее, вступают в речевое и предметное взаимодействие со взрослыми. Однако в первой возрастной подгруппе воспитатели больше уделяют внимание занятиям и меньше индивидуальной работе. Во втором полугодии большое внимание им уделяется играмвзаимодействиям, создаются специальные ситуации для речевого общения. Необходимо отметить, что в процессе наблюдения небыли зафиксированы негативизмы по отношению к детям, однако, эмоциональное общение в семьях носит более глубокую личностную направленность, окраску и теплоту. Как и в предыдущих случаях, воспитатели знают, какие условия являются наиболее эффективными, однако, в не все условия выполняются.

На 3-ем этапе, для уточнения сензитивности выявленных условий, был проведен анализ уровней развития речи детей раннего возраста при помощи комплекса диагностических методик Д. Б Эльконина и А. Н. Леонтьева [13, С. 23]. (См. описание методики приложение «В»).

Цель данного этапа исследования — выявить влияние определенных выше условий на развитие речи в ясельных группах раннего возраста и условиях семьи.

Полученные материалы были тщательно проанализированы и обобщены в таблице 4 и Диаграмме 1 (Более подробные данные см. приложение «Г»).

Таблица 4 Обобщенные показатели уровней развития речи детей в условиях семьи и детского сада.

Уровни развития речи.

№ п/п.

Высокий %.

Средний %.

Низкий %.

Развитие речи детей в условиях семьи.

40 семей.

10%.

40%.

50%.

уровней развития речи детей в условиях ясли/ сада, 2-й год

Первое полугодие.

30%.

50%.

20%.

Второе полугодие.

62,5%.

25%.

12,5%.

уровней развития речи детей в условиях ясли/ сада, 3-й год.

Первое полугодие.

50%.

37,5%.

12,5%.

Второе полугодие.

60%.

30%.

10%.

*Таблица составлена по материалам наблюдений.

Сравнительные показатели уровней развития речи детей раннего возраста в семье и детском саду.

Рисунок 1- Сравнительные показатели уровней развития речи детей раннего возраста в семье и детском саду.

Условные обозначения:

Изучение психолого-педагогических условий развития речи детей в раннем возрасте.

Высокий Средний Низкий.

  • 1кв — уровень развития речи в условиях семьи;
  • 2 квуровень развития речи в условиях детского сада 2-й год жизни I-ая подгруппа;
  • 3 кв- 2-год жизни IIподгруппа;
  • 4 кв- 3-й год жизни I-ая подгруппа;
  • 5 кв- 3-й год жизни II-ая подгруппа;

Как видно из обобщающей таблицы 4 и рисунка 1, уровень развития речи детей 1-го года жизни напрямую зависит от организации условий по развитию речи в семье.

В таблице представлено, что 10% семей соблюдаются все пункты психолого-педагогических условий, в результате чего наблюдается высокий уровень пассивной и активной речи. В 40% семей наблюдается частичное соблюдение психолого-педагогический условий, в соответствии с этим у детей выявлено отставание в развитии пассивной и активной речи. В 50% семей наблюдается полное отсутствие необходимых условий, результатом такого бездействия наблюдается глубокая задержка в развитии пассивной и активной речи.

Как показывают данные таблицы к высокому уровню первого полугодия второго года относятся 30%, к среднему уровню относятся 50% и к низкому уровню относятся 20% детей. Во втором полугодии по представленным результатам к высокому уровню относятся 62,5%, к среднему уровню относятся 25% и к низкому уровню относятся 12,5% детей. Таким образом, мы видим, что показатели второго полугодия отличаются более высоким уровнем развития речи, относительно детей первого полугодия второго года жизни.

Как утверждают данные таблицы, к высокому уровню третьего года жизни первого полугодия относятся 50%, к среднему уровню 37,5% и к низкому уровню относятся 12,5% детей. Во втором полугодии представлены следующие результаты: к высокому уровню относятся 60%, к среднему уровню относятся 30% и к низкому уровню относятся 10%. Таким образом, результаты исследования показали нам, что уровень развития речи детей раннего возраста напрямую зависит от эмоционально — положительного общении со взрослыми в игровых и других формах речевого взаимодействия при условии соблюдения определенной последовательности этого взаимодействия, что и подтвердило гипотезу исследования.

Анализ констатирующего эксперимента показал, что большинство родителей недостаточно создают специальные развивающие условия. В основном, общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. Такое поведение родителей является результатом нестабильного социально-экономического положения, а также отсутствием необходимых знаний и умений по данной проблеме. В некоторых случаях (10% семей), проводят все необходимые речевые, манипулятивные, игровые действия со своими малышами, в результате чего у детей наблюдается высокий уровень пассивной и активной речи. В дошкольных учреждениях условия развития речи намного выше, чем во многих семьях, некоторые воспитатели организовывают все необходимые психолого-педагогические условия, что значительно повышает уровень развития речи детей раннего возраста. Высокий уровень в дошкольном учреждении наблюдается в связи с тем, что занятия проводятся систематически, общение носит методически-целевой характер, программа обучения постепенно усложняется в соответствии с требованиями образовательной системы, и большую роль в учебном и нравственном развитии детей играет многолетний опыт педагогов.

Данные результаты полностью подтверждают гипотезу исследования и доказывают необходимость формирующих воздействий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой