Изучение психолого-педагогических условий развития речи детей в раннем возрасте
Как подтверждают материалы таблицы, родители создают следующие условия: общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. В некоторых случаях (40% семей), ограничиваются общением, манипуляциями по уходу и показом игрушек. Все наблюдаемые родители не используют многократные повторения действий… Читать ещё >
Изучение психолого-педагогических условий развития речи детей в раннем возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент проходил в рамках 40 семей и дошкольного учреждения, ясли — сада № 18 1 -я и 2-ягруппы раннего возраста (2 — 3 год жизни) в течение 2- месяцев.
Цель исследования: определить сензитивные психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста в семье и в дошкольном учреждении.
Объект исследования: группы детей 3-х возрастных периодов
- 1-й период — от 0 до 1 г,
- 2- й период — от 1 г. до 2-х лет,
- 3- й период — от 2 до 3 -х лет.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в семье и дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования: Если в речевом взаимодействии взрослых с детьми будут организованы необходимые условия, то уровень развития речи детей значительно повысится.
Для конкретизации цели, были обоснованы психолого-педагогические условия, которые могут влиять на развитие речи детей раннего возраста, которые являлись критериями оценки сензитивных условий.
- 1. Общение со взрослыми как основное психолого-педагогическое условие развития речи в онтогенезе — это такой процесс взаимоотношения взрослого с ребенком в условиях семьи и детского сада, которые включают словесные обращения взрослого к ребенку и ответ ребенка на это обращение;
- 2. Фомы эмоционально-положительного взаимодействия ребенка со взрослыми: кормления, переодевания, укладывания спать для эмоционально — положительного, манипулятивно-речевого взаимодействия с ребенком, где выражено личностно-ориентированное отношение к ребенку;
- 3. Предметное взаимодействие: манипулирование предметами, орудиями, игрушками, при назывании взрослыми этих предметов взрослыми;
- 4. Побуждающие к действию и вопросы: «Где то-то?», «Покажи, где то-то» или «Где то-то? Принеси. Дай».
- 5. Создание благоприятных условий при помощи специальных занятий-взаимодействий (ля развития лепета и речеподражания);
- 6. Создание ситуаций, в которых движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами;
- 7. Показ игрушки, имеющие одно и то же название, но разный внешний вид; (Для формирования словесного обобщения)
- 8. Развитие понимания речи достигается при условии расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах: показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом;
- 9. При условии многократных повторений одних и тех же действий, ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого;
- 10. Для развития понимания и подражания движениям и словам, проводятся следующие виды деятельности: игры — манипуляции, орудийные игры, игры — занятия.
На основе вышеперечисленных критериев были определены уровни условий, сензитивных развитию речи детей раннего возраста:
- 1. -й уровень — создание 80 — 90% условий для развития речи ребенку;
- 2- й уровень — создание 60 — 70% условий;
- 3 -й уровеньсоздание 40 — 50% условий.
Под сензитивными периодами мы понимаем такие периоды развития, где каждый ребенок особо чувствителен к определенным воздействиям среды (родителей, воспитателей), к освоению и развитию речи.
Сензитивные периоды связаны, во-первых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных потребностей; во-вторых, с ведущей деятельностью. На ранних онтогенетических этапах развития это потребность в общении с окружающими его взрослыми, и эмоционально-положительном отношении в процессе содержательной деятельности, которые могут выступать в качестве сензитивных условий речевого развития.
Экспериментальная часть исследования проходила в 3 этапа.
На I этапе исследования было организовано наблюдение за внеситуативным и ситуативным общением матерей и детей 1 — го, 2-го и 3-го года жизни. В эксперименте участвовало 40 семей. Цель: определить наличие условий по развитию речи в семьях. При отборе семей предполагалось, что они могут быть показателями разных уровней речевого взаимодействия. В каждой из наблюдаемых семей фиксировались те показатели, которые имели (или не имели) отношение к вышеперечисленным условиям взаимодействия взрослых с детьми. Результаты исследований заносились в дневники наблюдений, а затем после детального анализа были сведены в таблицы. (См. приложение «А»).
Обобщающая таблица -1 Показатели развивающих условий в семьях 1-го, 2-го и 3-го годов жизни.
Кол-во семей. в %. | Условия развития речи детей в семьях. | уровни. | |||||||||
создания условий. | |||||||||||
10%. | ; | 1-й. | |||||||||
40%. | ; | ; | ; | ; | 2-й. | ||||||
50%. | ; | ; | ; | ; | ; | 3-й. |
*Таблица составлена по материалам наблюдений.
Как подтверждают материалы таблицы, родители создают следующие условия: общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. В некоторых случаях (40% семей), ограничиваются общением, манипуляциями по уходу и показом игрушек. Все наблюдаемые родители не используют многократные повторения действий с обозначением их словом, занятия, специальные ситуации. На вопрос, какие условия нужны для развития речи ваших детей? Родители затруднялись с ответами, в основном называли уход за ребенком, чтение стишков, манипуляции с игрушками.
На 2-ом этапе исследования изучались условия развития речи в группах раннего возраста. На данном этапе исследования изучалось наличие вышеперечисленных условий (см. выше). Для этого проводились эпизодические наблюдения за организацией речевой деятельности в условиях ясли/сада, и уточняющие беседы: Какие условия нужны для развития речи ваших детей?
Результаты исследования фиксировались в дневнике. После обработки полученных данных, материалы анализа были оформлены в обобщающую таблицу, условные обозначения те же что и на 1-м этапе.
Таблица 2 Показатели выявленных условий развития речи в ясли /саду *.
№ групп. 2-й год жизни. | Условия развития речи детей второго года жизни. | Уровни создания условий. | |||||||||
2- й. | |||||||||||
1-я подгруппа. | ; | ; | |||||||||
2-я подгрппа. | 1-й. |
*Таблица составлена по иатериалам наблюдений Как представлено в данной таблицы, в дошкольных учреждений условия развития речи намного выше, чем в некоторых семьях, однако, иногда не организованы, или организовываются редко специальные ситуации, где движения и действия сопровождаются словами, не проводятся многократные повторение действий с показом и названием предметов, Воспитатели часто ограничиваются только занятиями, где не каждый ребенок участвует во взаимодействии. Занятия более эффективно проводятся с детьми 2-го полугодия жизни, так как дети более самостоятельные. В результате к 1 — му уровню не были отнесены условия развития речи ни в одной подгруппе. Условия все воспитатели знают и перечисляют верно.
Далее, для того чтобы проследить динамику создания условий развития речи в группах раннего возраста, было проведено исследование наличия сензитивных речевому развитию условий в группе 3-го года жизни по вышеуказанным критериям. Результаты исследования были обобщены в таблицу 5.
Таблица 3 Показатели наличия условий развития речи в группе 3-го года жизни *.
№ групп.
| Условия развития речи детей раннего возраста. | уровни создания условий. 1-й. | |||||||||
2-я подгруппа. | 1-й. |
*Таблица составлена по материалам наблюдений.
Как показывают материалы таблицы, в группах 3-го года жизни дети лучше владеют речью, понимают ее, вступают в речевое и предметное взаимодействие со взрослыми. Однако в первой возрастной подгруппе воспитатели больше уделяют внимание занятиям и меньше индивидуальной работе. Во втором полугодии большое внимание им уделяется играмвзаимодействиям, создаются специальные ситуации для речевого общения. Необходимо отметить, что в процессе наблюдения небыли зафиксированы негативизмы по отношению к детям, однако, эмоциональное общение в семьях носит более глубокую личностную направленность, окраску и теплоту. Как и в предыдущих случаях, воспитатели знают, какие условия являются наиболее эффективными, однако, в не все условия выполняются.
На 3-ем этапе, для уточнения сензитивности выявленных условий, был проведен анализ уровней развития речи детей раннего возраста при помощи комплекса диагностических методик Д. Б Эльконина и А. Н. Леонтьева [13, С. 23]. (См. описание методики приложение «В»).
Цель данного этапа исследования — выявить влияние определенных выше условий на развитие речи в ясельных группах раннего возраста и условиях семьи.
Полученные материалы были тщательно проанализированы и обобщены в таблице 4 и Диаграмме 1 (Более подробные данные см. приложение «Г»).
Таблица 4 Обобщенные показатели уровней развития речи детей в условиях семьи и детского сада.
Уровни развития речи. | |||
№ п/п. | Высокий %. | Средний %. | Низкий %. |
Развитие речи детей в условиях семьи. | |||
40 семей. | 10%. | 40%. | 50%. |
уровней развития речи детей в условиях ясли/ сада, 2-й год | |||
Первое полугодие. | 30%. | 50%. | 20%. |
Второе полугодие. | 62,5%. | 25%. | 12,5%. |
уровней развития речи детей в условиях ясли/ сада, 3-й год. | |||
Первое полугодие. | 50%. | 37,5%. | 12,5%. |
Второе полугодие. | 60%. | 30%. | 10%. |
*Таблица составлена по материалам наблюдений.
Рисунок 1- Сравнительные показатели уровней развития речи детей раннего возраста в семье и детском саду.
Условные обозначения:
Высокий Средний Низкий.
- 1кв — уровень развития речи в условиях семьи;
- 2 квуровень развития речи в условиях детского сада 2-й год жизни I-ая подгруппа;
- 3 кв- 2-год жизни IIподгруппа;
- 4 кв- 3-й год жизни I-ая подгруппа;
- 5 кв- 3-й год жизни II-ая подгруппа;
Как видно из обобщающей таблицы 4 и рисунка 1, уровень развития речи детей 1-го года жизни напрямую зависит от организации условий по развитию речи в семье.
В таблице представлено, что 10% семей соблюдаются все пункты психолого-педагогических условий, в результате чего наблюдается высокий уровень пассивной и активной речи. В 40% семей наблюдается частичное соблюдение психолого-педагогический условий, в соответствии с этим у детей выявлено отставание в развитии пассивной и активной речи. В 50% семей наблюдается полное отсутствие необходимых условий, результатом такого бездействия наблюдается глубокая задержка в развитии пассивной и активной речи.
Как показывают данные таблицы к высокому уровню первого полугодия второго года относятся 30%, к среднему уровню относятся 50% и к низкому уровню относятся 20% детей. Во втором полугодии по представленным результатам к высокому уровню относятся 62,5%, к среднему уровню относятся 25% и к низкому уровню относятся 12,5% детей. Таким образом, мы видим, что показатели второго полугодия отличаются более высоким уровнем развития речи, относительно детей первого полугодия второго года жизни.
Как утверждают данные таблицы, к высокому уровню третьего года жизни первого полугодия относятся 50%, к среднему уровню 37,5% и к низкому уровню относятся 12,5% детей. Во втором полугодии представлены следующие результаты: к высокому уровню относятся 60%, к среднему уровню относятся 30% и к низкому уровню относятся 10%. Таким образом, результаты исследования показали нам, что уровень развития речи детей раннего возраста напрямую зависит от эмоционально — положительного общении со взрослыми в игровых и других формах речевого взаимодействия при условии соблюдения определенной последовательности этого взаимодействия, что и подтвердило гипотезу исследования.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что большинство родителей недостаточно создают специальные развивающие условия. В основном, общаются с детьми в период ухода, манипулируют игрушками, обозначают их словами, однако, очень редко проводят специальные занятия, игры, игры-занятия. Такое поведение родителей является результатом нестабильного социально-экономического положения, а также отсутствием необходимых знаний и умений по данной проблеме. В некоторых случаях (10% семей), проводят все необходимые речевые, манипулятивные, игровые действия со своими малышами, в результате чего у детей наблюдается высокий уровень пассивной и активной речи. В дошкольных учреждениях условия развития речи намного выше, чем во многих семьях, некоторые воспитатели организовывают все необходимые психолого-педагогические условия, что значительно повышает уровень развития речи детей раннего возраста. Высокий уровень в дошкольном учреждении наблюдается в связи с тем, что занятия проводятся систематически, общение носит методически-целевой характер, программа обучения постепенно усложняется в соответствии с требованиями образовательной системы, и большую роль в учебном и нравственном развитии детей играет многолетний опыт педагогов.
Данные результаты полностью подтверждают гипотезу исследования и доказывают необходимость формирующих воздействий.