Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические основы политики занятости и начального профессионального образования в Республике Кыргызстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплекс задач по обеспечению роста благосостояния народа сформулирован в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2005 года и индикативном социально-экономическом плане на 1999 — 2001 годы. Кроме того, национальной стратегией устойчивого человеческого развития в качестве долгосрочной цели на 2015 г. провозглашено сокращение бедности до уровня ниже 10% населения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Прогнозирование политики занятости и ее социальных последствий
    • 1. 1. Политика занятости в новых социально-экономических условиях
    • 1. 2. Влияние миграции на формирование рынка труда в республике
  • Глава II. Социально-педагогические основы формирования национальной системы профессионального образования
    • 1. Современные подходы к профессиональной ориентации молодежи
    • 2. Принципы и основные направления реформирования профессионального образования

Социально-педагогические основы политики занятости и начального профессионального образования в Республике Кыргызстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конвенция о политике в области занятости" Международной организации труда № 122 от 15 июля 1966 г. провозглашает в качестве стимула экономического роста, повышения уровня жизни активную политику, направленную на содействие полной и продуктивной занятости, а также профессиональному образованию граждан. Такая политика направлена на обеспечение свободы выбора труда, широких возможностей для каждого получить профессиональную подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Президент республики Кыргызстан А. Акаев и его правительство, исходя из положений международных актов и национальных особенностей, ведут последовательную социально-ориентированную политику на развитие рыночных отношений, совмещая это с максимальной занятостью населения, повышением благосостояния граждан, борьбой с бедностью.

Проводимые в последние годы экономические и социальные реформы привели к глубоким переменам в жизни Кыргызстана. Заложены основы рыночной экономики: ликвидирована система централизованного планированияосуществлена либерализация цен, заработной платы, большинства видов хозяйственной деятельностипроведен первый этап приватизации. В результате появились условия и стимулы для самостоятельной экономической активности граждан, развития рынка труда, вторичной занятости и самозанятости. Происходит перераспределение рабочей силы в сферу обслуживания, торговый и финансовый сектор.

Вместе с тем социальная цена перехода от плановой к рыночной экономике в условиях распада хозяйственных связей бывшего Советского Союза оказалась для Кыргызстана довольно высокой. Произошло глубокое падение производства и уровня жизни. На фоне массового обеднения населения усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения.

В сложившихся экономических условиях задачами социальной политики стали в первую очередь адресная защита социально уязвимых групп населения и меры активной политики, стимулирующие самостоятельную хозяйственную деятельность трудоспособных граждан. С 1995 г. в Кыргызстане, первом из стран СНГ, действует система адресных пособий по нуждаемости. Были созданы механизмы Щ поддержки ветеранов, инвалидов и граждан, потерявших работу. В то же время наличные финансовые ресурсы, равно как и административные возможности для осуществления таких мер, оказались крайне ограниченными. Подушевые размеры основных социальных выплат и пособий оказались слишком малы, чтобы предотвратить расширение бедности.

Основной причиной массового обеднения в Кыргызстане, наряду с экономическим спадом, стало неравенство в распределении доходов и как следствие крайне высокая степень имущественного расслоения, которое превысило уровень других стран с переходной экономикой, например, России. В связи с этим необходимым условием сокращения бедности является достижение более справедливого распределения доходов через систему налогообложения путем взимания высоких ставок налогов для лиц с высокими доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения. Реализации этой цели служит новый Налоговый кодекс, однако важной задачей остается претворение его в жизнь и, в первую очередь обеспечение собираемости налогов.

При значительных масштабах бедности глубина ее в большинстве случаев не столь велика. Большинство граждан, обедневших в период кризисного развития экономики и трудностей реформирования, сохранили важные предпосылки для восстановления нормального уровня жизни, такие как уровень образования и квалификации, доступ к важнейшим социальным благам и услугам, включая жилье, бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В качестве первоочередной задачи к 2000 г. ставится ликвидация крайней бедности, которая характеризуется нехваткой у части населения средств для обеспечения необходимого минимума продуктов питания. В таком положении находятся сегодня около 20% жителей Кыргызстана.

Происходит диверсификация занятости на полную, частичную, временную, эпизодическую. Сохраняются значительные масштабы скрытой безработицы.

Комплекс задач по обеспечению роста благосостояния народа сформулирован в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2005 года и индикативном социально-экономическом плане на 1999 — 2001 годы. Кроме того, национальной стратегией устойчивого человеческого развития в качестве долгосрочной цели на 2015 г. провозглашено сокращение бедности до уровня ниже 10% населения. Очевидно, что в условиях трудностей формирования рыночной экономики, реформирования структуры народного хозяйства путь к этой стратегической цели будет долгим и далеко не простым. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее острых проблем, более рационального использования имеющихся в распоряжении финансовых и материальных ресурсов.

Активная социальная политика направлена на обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. Комплекс мер в этом направлении включает программы занятости и борьбы с безработицей, поддержки малого предпринимательства, фермерства, индивидуальной трудовой деятельности. В ранг государственного приоритета выделяется профессиональное образование и подготовка населения, повышение квалификации национальной рабочей силы.

Развитие предпринимательства, рост доходов высококвалифицированных работников, в том числе занятых в бюджетном секторе начнет способствовать становлению нового среднего класса. Этот процесс будет развиваться параллельно преодолению массовой бедности и способствовать социальной интеграции общества. При этом средний класс выступает главным объединяющим структурным элементом общества, двигателем образования, науки, культуры, а потому социально-экономического прогресса страны в целом.

С целью создания равных стартовых условий прежде всего для бедных слоев населения особое значение приобретают инвестиции в человеческий капитал, которые также относятся к активной социальной политике. Государство обеспечивает гарантии доступа бедных к важнейшим социальным благам и услугам: жилью, образованию, медицинскому обслуживанию, культурным ценностям.

Социальная защита в свою очередь строится на принципах адресности и обеспечивает материальную поддержку нетрудоспособным гражданам и категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда. Наряду с пособиями по нуждаемости, обеспечивающими поддержку доходов, адресная социальная защита включает в себя обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи, инвалидам и одиноким пожилым людям.

Сказанное выше свидетельствует о высокой актуальности для современного Кыргызстана правильной и эффективной политики занятости, а также тесно связанной с нею системы профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.

Необходимо сохранить гарантии общедоступности начального и среднего образования, обеспечить поддержку и стимулы к образованию для детей малообеспеченных семей (например, с помощью программ школьных завтраков, предоставления школьной формы и др.) с тем, чтобы исключить случаи прекращения обучения детей по причинам материальных затруднений.

Важно разработать и реализовать специализированные социальные программы поддержки семьи и детей, планирования семьисоциальной защиты и обслуживания инвалидов и пожилых людейсоциальной помощи беженцам, переселенцам, бездомнымсоциального развития проблемных регионов, таких как высокогорье и малые города, выросшие вокруг ныне закрывшихся предприятий.

Проведение диссертационного исследования потребовало установления понятийного аппарата и применения следующих понятий и терминов в описании политики занятости, рынка труда и профессионального образования:

— трудовые ресурсы — лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста). К числу трудовых ресурсов относится население трудоспособного возраста (женщины — 16−54 лет, мужчины — 16−59 лет), а также лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике;

— занятые — лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего временине по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных гражданбез оплаты на семейном предприятии;

— экономически активное население — занятое население, безработные и лица, не зарегистрировавшиеся в качестве безработных, но самостоятельно занятые поиском работы. В состав экономически активного населения не входят лица трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства, а также находящиеся в отпуске по родам и уходу за детьми. Соотношение численности экономически активного населения и численности трудовых ресурсов определяется как «степень активности экономически активного населения» ;

— экономически неактивное население — часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемую работу;

— незанятые — лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Подразделяются на активных незанятых (безработных) — тех, кто ищет работу, и на неактивных ш 9 пассивных) незанятых — тех, кто не ищет работу;

— безработные — лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из их общей численности выделяются безработные официально признанные и получившие статус в соответствии с законодательством в органах государственной службы занятости;

— уровень безработицы — удельные вес безработных в численности экономически активного населения;

— уровень регистрируемой безработицы — удельный вес зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения;

— частично безработные — лица наемного труда, вынужденные работать (по инициативе администрации, работодателя) меньше установленной законом нормативной продолжительности рабочего времени;

— обучение — это целенаправленный процесс передачи конкретных сторон опыта деятельности и познания посредством педагогического общения.

— качество обучения — сравнение достигнутого учащимися уровня овладения знаниями, умениями, навыками с требованиями Государственного стандарта и учебной программы.

— оценка знаний — условное отражение качества усвоенных знаний, выражаемое в пятибалльной системе.

— преподавание — деятельность тех, кто обучает и воспитывает, используя разнообразные формы педагогического общения.

— профессиональная адаптация — приспособление человека к условиям профессиональной деятельности.

— профессиональная мобильность — способность работника к быстрой смене содержания труда.

— мониторинг (англ. monitor — контролировать, проверять) процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося измерения на основе ключевых показателей.

Прогнозирование в сфере занятости, рынка труда и профессионального образования — это непрерывный процесс, поскольку изменения в экономике, производстве, технологии происходят непрерывно и требуют их адекватной реакции, учета не только современных потребностей, но и отдаленной перспективы.

Это обусловило актуальность и сложность проблемы прогнозирования развития современного рынка труда и системы профессиональной ориентации, образования молодежи и переподготовки незанятого населения в Кыргызстане.

Проблема исследования может быть обозначена как противоречие между проводимой в Кыргызстане политикой занятости и реформой системы начального профессионального образования, осуществляемых без достаточного научного обоснования и взаимосвязи.

Целью исследования является разрешение указанного противоречия путем выявления основных закономерностей политики занятости населения в рыночных условиях и ее влиянием на развитие профессионального образования. Такое исследование осуществлялось путем:

— определения социальных основ политики занятости и ее взаимосвязи с благосостоянием населения;

— обобщения данных и анализа факторов, воздействующих на формирование государственной политики занятости;

— анализа конкретной ситуации на рынке труда Кыргызстана;

— разработки целей и методики профессиональной ориентации;

— определения критериев и методов формирования новой системы профессионального образования республики Кыргызстан с учетом экономических и социальных потребностей региона в кадрах.

Объектом исследования является процесс формирования рынка труда и адекватных ему изменений в системе профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.

Предметом исследования являются пути совершенствования 4 политики занятости и связанного с нею государственного регулирования рынка труда и системы начального профессионального образования Кыргызстана.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что научно-обоснованная политика занятости профессионального образования и подготовки способна смягчить остроту проблемы безработицы, стать определяющим фактором регулирования рынка труда, роста экономики страны и благосостояния ее граждан.

Задачи исследования:

— обобщить и проанализировать основы политики занятости в Кыргызстане и сопоставить ее с зарубежной практикой;

— провести анализ основных показателей рынка труда и путей удовлетворения его потребностейш.

— установить природу и характер социально-педагогических отношений политики занятости с системой профессионального образования и подготовки населенияобосновать современные подходы к организации профессиональной ориентации населенияосуществить прогнозные исследования развития профессионального образования и подготовки кадров адекватного требованиям рынка труда.

Методологической основой исследования являются Указы Президента республики Кыргызстан А. Акаева, законодательство республики в области политики занятости и профессионального образования, в частности Законы республики Кыргызстан «Об образовании», «О содействии занятости населения», Трудовой кодекс, Постановление Правительства республики Кыргызстан от 29 октября 1998 года № 707 «О мерах по реализации Закона «О содействии занятости населения» и другие.

Диссертант опирался на научные труды ученых и специалистов Кыргызстана последних лет в области политики занятости и профессионального образования (Т.Кочуев, Ч. Ш. Жакыпова, Б. Рустамбеков, Н. Т. Михайленко, И. К. Касендеев, М. Кайзер,.

A.М.Рыскулова, А. А. Сарбагышев, В. М. Хаясов, Д. А. Адамбеков и других).

Широко привлекались работы российских исследователей по общим вопросам развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы (И.П.Смирнов, В. А. Поляков, А. М. Новиков, Е. В. Ткаченко,.

B.А.Щегорцов), а также на теоретических разработках в области профессионального образования молодежи (Е.А.Климов, С. Я. Батышев,.

А.П.Беляева, М. И. Махмутов, В. В. Шапкин, А. Н. Лейбович, А. Т. Глазунов, Л. Д. Федотова, А. Е. Пядочкин, А. Н. Осипов, И. Д. Клочков, В. П. Хлопиков, О. Б. Читаева и др.).

Диссертантом проанализированы те работы, которые отражают аспект профессиональной подготовки незанятого населения и переподготовки безработных (К.Г.Кязимов, П. Н. Новиков, Ю. А. Якуба, Е. А. Рыкова, М.С.Савина).

Использовались также работы диссертанта, осуществленные в рамках кыргызско-немецкого проекта «Политика рынка труда и занятость», проекта «SOSAC» — Всемирного банка, программного кредита «Корпоративное управление и реформы предприятий» -Азиатского Банка Развития, программы ООН по технической поддержке малых и средних предприятий, а также Международной организации труда и Международной организации по миграции.

Методы исследования'.

• социально-экономический анализ официальной статистики и нормативных документов, характеризующих политику занятости и профессионального образования в Кыргызстане;

• изучение теоретического и практического опыта прогнозирования развития рынка труда и образовательных систем за рубежом, прежде всего в Российской Федерации;

• анализ трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также безработных прошедших профессиональную переподготовку;

• моделирование новой системы профессионального образования Кыргызстана в современных условиях;

• теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогических источников, учебно-планирующей документации учебных центров и документов обучаемых;

• экспертные оценки, методы экономической диагностики и социального прогноза, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Экспериментальная база исследования.

Основная экспериментально-исследовательская работа осуществлялась на базе республики Кыргызстан. При этом состояние и новые тенденции развития рынка труда и профессионального образования Кыргызстана соотносились с аналогичными процессами в России, других государствах СНГ.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов в период 1992 — 1998 годов. По ряду направлений исследования продолжаются в настоящее время.

Этапы исследования:

1 этап (1992 — 1995 гг.) — обобщение опыта теоретических исследований и практики формирования политики занятости за рубежом, сравнительный анализ полученных данных с ситуацией в Кыргызстане.

2 этап (1996 — 1997 гг.) — выявление реальных изменений рынка труда и разработка научно-педагогических основ реформы системы профессионального образования.

3 этап (1998 — 1999) — установление социально-педагогических отношений политики занятости и профессионального образования, формирование на этой основе системы подготовки и переподготовки незанятого населения в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, формирование новой системы начального профессионального образования.

Научная новизна исследованиях.

— научно обоснованы компоненты новой политики занятости, связанные с совершенствованием профессиональной ориентации и образования молодежи, переподготовкой незанятого населения (маркетинг рынка труда, законодательная база, расширение объемов и повышение качества профессиональной подготовки) — предложены демпфирующие способы снятия остроты безработицы в Кыргызстане на основе развития общественных работ, малого предпринимательства, форм самозанятости населения и т. п.

— установлено, что основным фактором моделирования новой системы профессионального образования и подготовки является рынок труда;

— сформулированы научно-педагогические основы развития системы профессионального образования Кыргызстана.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научных основ политики занятости и построения системы профессионального образования и подготовки Кыргызстана, адаптированной к условиям рынка труда.

На защиту выносятся: теоретическое обоснование зависимостей развития экономической, социальной и образовательной сфер в Кыргызстане;

— системные требования, предъявляемые к профессиональной ориентации, образованию и подготовке современным уровнем развития производственных и социальных отношений;

— основные структурные элементы системы профессионального образования, отвечающей запросам общества и производства, характеристики ее качественного и количественного состояния.

Основные результаты исследования подтвердили выдвинутую диссертантом гипотезу о том, что научно-обоснованная политика занятости и профессионального образования и подготовки способна смягчить остроту проблемы безработицы, стать определяющим фактором регулирования рынка труда, роста экономики и благосостояния граждан республики Кыргызстан.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что политика занятости все в большей мере испытывает влияние демографических и социально-экономических факторов на свое развитие. В области подготовки кадров всех уровней квалификации особенно заметным становится влияние рынка труда.

Выполнение мер по реализации стратегии социальной политики будет осуществляться поэтапно. По нашим прогнозам на первом этапедо 2000 г. необходимо: усовершенствовать мониторинг уровня жизни и бедности, разработать и отладить методику учета доходов- => определить минимальные государственные социальные стандарты и гарантии, наметить перспективу их повышения по мере роста экономического потенциала страны- => разработать соответствующую законодательную базу. В связи с тем, что минимальная заработная плата перестает выполнять функции социального стандарта, регулирующего размеры важнейших социальных выплат и пособий, для осуществления этих функций предлагается ввести новый социальный стандарт — расчетный показатель гарантированного минимального дохода. На основе этого утверждаемого правительством показателя могут определяться размеры государственных пособий по нуждаемости и социальных пособий, а в перспективе, по мере внесения соответствующих изменений в законодательство, всех социальных выплат, надбавок и т. п.

Размер государственного пособия по нуждаемости представляет собой тот уровень социальной защиты, который государство в состоянии обеспечить малоимущим гражданам и социально уязвимым группам населения. Этот уровень определяется прежде всего финансово-экономическими возможностями государства, с одной стороны, и численностью той части населения, которая реально нуждается в материальной поддержке государственными пособиями, — с другой.

Вторым условием для определения уровня социальной защиты малоимущих является численность получателей пособий по нуждаемости. Лучшая адресность пособий, зависящая от эффективности процедур определения нуждаемости, позволит точнее выявить потребность в социальной защите, исключить из числа получателей более состоятельные семьи и сосредоточить распределение ограниченных средств наиболее нуждающимся. Тем самым можно будет повысить и уровень социальной защиты.

Важно подчеркнуть, что на нынешнем этапе социально-экономического развития республики, когда экономика Кыргызстана еще только начинает выходить из глубокого кризиса и финансовые возможности государства крайне ограничены, социальная политика должна быть направлена на преодоление прежде всего крайней бедности. Соответственно и социальный стандарт, определяющий государственный уровень социальной защиты ориентируется на помощь самым бедным из бедных, а не всем малообеспеченным гражданам.

Вместо показателя минимальной заработной платы для определения размера пособий по нуждаемости прелагается ввести новый социальный стандарт — расчетный показатель гарантированного минимального дохода (ГМД), Положения о котором должно утверждаться Правительством республики. Этот расчетный показатель будет определять размер государственных пособий по нуждаемости, выплачиваемых в сумме разницы между фактическим доходом на одного члена семьи и установленным ГМД.

Показатель гарантированного минимального дохода будет ежегодно определяться Правительством республики при утверждении государственного бюджета с учетом динамики стоимости жизни, оценочной численности малоимущих граждан и финансово-экономических возможностей государства. По сути дела этот показатель будет выполнять функции практической черты бедности, определяющей размеры важнейших социальных выплат, включая государственные пособия по малообеспеченности и социальные пособия.

Для совершенствования политики занятости, формирования цивилизованного рынка труда и снижения остроты безработицы, исключительно важное значение будет иметь реализация разработанной с участием диссертанта государственной программы развития средних и малых предприятий, форм занятости населения. Эта программа позволит добиться следующих результатов:

• сформировать более благоприятные условия для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развития МСП, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, совершенствование деятельности Государственной службы занятости населения, развитие системы обучения кадров;

• создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, смягчения последствий долговременной безработицы;

• разработать механизм сдерживания массовой безработицы.

• сдержать уровень официальной безработицы в пределах 4,2% в.

1998 г. и снизить ее до 3,9% в 2005 г.

• оказать содействие в трудоустройстве в 1998 г., — 17,0 тыс. чел., в.

1999 г. 20,5 тыс. чел., в 2000 г. — 22,0 тыс. чел. и 25,0 тыс. чел. — в 2005 г.

• создавать для безработных в среднем по 80−85 тысяч дополнительных рабочих мест ежегодно.

Затянувшиеся кризисные явления в экономическом развитии привели к снижению потребности в кадрах, подготавливаемых в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней. Это явление временное, ориентация на которое в долгосрочном плане была бы ошибочной. Несмотря на продолжающуюся депрессию в прошлом году в Кыргызстане уже наблюдалось оживление инвестиционной активности, начались реальные структурные изменения в экономике, развитие социальной сферы и появление устойчивого рынка свободной рабочей силы. Эти тенденции можно уверенно прогнозировать на далекую перспективу и исходить из них в оценках потребности роста квалифицированного труда и, как следствие, повышения престижа профессионального образования. Одновременно будет возрастать потребность в ускоренной подготовке и переподготовке незанятого населения, несколько повысится доля рабочих обучаемых непосредственно на производстве.

Проведенное исследование позволило определить и адаптировать к теме диссертации социально-педагогические факторы, влияющие на формирование новой национальной модели профессионального образования. Выявлено, что основным фактором является рынок труда, обуславливающий требования к перечню профессий, содержанию профессионального образования и работающим в этой сфере кадрам.

С учетом разработанных научно-педагогических основ сформулированы основные принципы проектирования национальной модели профессионального образования в современных условиях. При этом обобщены, систематизированы и учтены экономические, демографические, культурные особенности республики Кыргызстан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон республики Кыргызстан «Об образовании».
  2. Закон республики Кыргызстан «О содействии занятости населения».
  3. Постановление Правительства республики Кыргызстан № 707 от 29 октября 1998 года «О мерах по реализации Закона о занятости населения».
  4. Всеобщая декларация Прав человека от 10 декабря 1948 г.
  5. Конвенция о политике в области занятости Международной организации труда № 122 от 15 июля 1966 г.
  6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  7. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  9. Концепция реформирования начального профессионального образования. М., 1997.
  10. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования //Минобразование России и др.- Рук. авт. кол. С. В. Кондратьев. М., 1996.-289 с.
  11. А.Б., Воронина Г. А., Кайзер М. и др. Политика в области рынка труда и занятости населения. // Стратегия социальной политики: рынок труда, занятость и социальная защита населения. -Бишкек, 1998. С. 109−117. — 0,2 п.л.
  12. А.Б., Кайзер М., Касыбеков Э. Ш. и др. Стратегия социальной политики: рынок труда, занятость и социальная защита населения. Бишкек, 1998. — С. 25−68. — 1 п.л.
  13. Д.А., Хамисов В. М. и др. Анализ системы социальной защиты населения в Кыргызской Республике в условиях перехода к рынку // Стратегия социальной политики: рынок труда, занятость и социальная защита населения. Бишкек, 1998. — С. 5−24.
  14. Активные методы обучения в процессе подготовки рабочих на производстве. М., 1992.
  15. Ш. А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под редакцией А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  16. . Г. Избранные педагогические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  17. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /Инновац. об-ние АН СССР- Всесоюз. методол. центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  18. Н. С. Интегративные функции обучения. М.: Просвещение, 1985.-304 с.
  19. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1997.
  20. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процессаметодологические основы). М.: Просвещение, 1982.
  21. П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982.
  22. Ю. П. Нормативы бюджетного финансирования профессиональной школы. Сб. М., 1994.
  23. С. Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  24. М.Батышев С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  25. С. Я Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1993.
  26. С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  27. В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.
  28. В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.-344 с.
  29. Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. /Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 318 с.
  30. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки:
  31. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  32. А. П. и др. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. JL: ВНИИ профтехобразования, 1987. -125 с.
  33. А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 226 с.
  34. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  35. А. П Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях: Сб. науч. трудов. СПб., 1995. — с. б -28.
  36. JI. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 126 с.
  37. Л. Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  38. М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 172 с.
  39. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-334 с.
  40. В. П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  41. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  42. В. М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  43. В. П. Трудовая школа //Избранные педагогические и психологические сочинения/ Под редакцией А. В. Петровского: В 2-х т.1. М.: Педагогика, 1979.
  44. П. П. Курс педагогики. М., 1916.
  45. А. Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981. — 43 с.
  46. Е. Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. М., 1996.
  47. Е. Я. Прогнозные исследования по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям. М., 1991.
  48. Е. Я. Система начального профобразования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск: Институт повышения квалификации работников образования, 1996.
  49. Н. М. Расходы городов на народное образование //Всеобщее образование в России: Сб. ст. Вып. 1. М., 1902.
  50. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др. /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  51. Н. X. Профессиональная школа и обучение ремеслам. СПб., 1881.
  52. Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 173 с.
  53. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  54. . 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие /Ун-т Рос. акад. образования. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 285 с.
  55. М. А. Эволюция понятия «воспитание» //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 1/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — С. 46−60.
  56. JI. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997.-140 с.
  57. . С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М., 1996. — 144 с.
  58. . С. Россия: образование и будущее (Кризис образования России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. — 240 с.
  59. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  60. А. Т., Зиновьев А. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в учреждениях НПО. М., 1998. — 96 с.
  61. А. Т., Смирнов И. П. Русско-английский словарь терминов профессионального образования. М., 1998. — 300 с.
  62. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  63. В. А. Педагогика как автономная наука: Введение в сравнительную науку о воспитании.- М.: Работник просвещения, 1930.-264 с.
  64. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  65. JI. И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. -204 с.
  66. Н. В. Культура. Цивилизация. Образование: Социальнофилософский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. М.: Экспертинформ, 1992. — 286 с.
  67. Э. Н. Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994.
  68. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  69. Н. К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высшая школа, 1991.
  70. С. Д, Ясвин В. А Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-477 с.
  71. Н. И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  72. Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1988. — 144 с.
  73. . Досуг как форма духовной деятельности. М.: Книга, 1987.
  74. Европейская профессиональная школа/ Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996.-96 с.
  75. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993.-304 с.
  76. Изучение личности школьника учителем. М., 1991.
  77. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 238 с.
  78. Т.И. Педагогика: Курс лекций.- М.: Просвещение, 1984.-486 с.
  79. История педагогики /Под ред. Н. А. Константинова. М.: Просвещение, 1982.-446 с.
  80. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998. 204 с.
  81. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  82. Э.Ш. и др. Состояние рынка труда Кыргызской Республики в 1991—1996 гг.. // Стратегия социальной политики: рынок труда, занятость и социальная защита населения. Бишкек, 1998. — С. 69−86.
  83. К. Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1976. — 335 с.
  84. А. Н. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.
  85. С. В. Технические средства обучения и новые информационные технологии обучения: Опытная программа и методические рекомендации. М., 1996. 46 с.
  86. М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта /Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  87. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с. 91 .Климов Е. А. Введение в психологию труда. М: Изд-во МГУ, 1988.-200 с.
  88. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  89. И. Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1979.
  90. И. Д. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих. М.: Экономика, 1975.
  91. В. В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985.- 176 с.
  92. Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высшая школа, 1988. — 187 с.
  93. Ковригин 3. А. Обновление рабочих кадров. М., 1996.
  94. Я. А. Великая дидактика //Хрестоматия по историизарубежной педагогики. М., 1981. — С. 80−162.
  95. Я. А. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  96. Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию (XIX отдела Императорского Русского Технического Общества). СПб., 1912.
  97. С. А. Физиологические основы производственного обучения. М.: Высшая школа, 1985. — 188 с.
  98. С. И., Романин В. А. Технические средства обучения в профессиональной школе. М.: Высшая школа, 1988. — 232 с.
  99. В. В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. 164 с.
  100. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. М., 1977.
  101. А. А. Педагогика как наука (к истории вопроса). -Казань: Литотипография И. Н. Харитонова, 1913. 26 с.
  102. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Изд-во БОХУМ, 1994. — 124 с.
  103. С. В. и другие. Анализ тенденций содержания труда и требований к подготовке квалифицированных рабочих: Вопросы методики. -М., 1991.
  104. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990.
  105. М. Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации /Труды ИНПО. Вып. 1. М., 1993.
  106. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.
  107. В. И. Развитие рыночных отношений и изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих. СПб., 1994.
  108. А. А. Проблемы исследования учебных групп профессий и всеобщего содержания профессиональной подготовки: Сб. науч. трудов. -М, 1987.
  109. А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 164 с.
  110. К. Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М., 1996.
  111. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995.
  112. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  113. В. С. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: Высшая школа, 1977.
  114. А. Н От федерального компонента к региональному. М.: ИРПО, 1994.
  115. А. Н. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. М.: ИРПО, 1992.
  116. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  117. В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения //Полн. собр. соч. Т. 23.
  118. В. И. О политехническом образовании //Полн. собр. соч. Т. 42.
  119. В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению //Полн.собр. соч. Т. 37.
  120. Л. А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функций. М.: Медицина, 1987. — 204 с.
  121. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  122. П. Ф. Семейное воспитание ребенок и его значение. — М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  123. . Т. Педагогика. М., 1993.
  124. Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994.
  125. А. М. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. пед. ун-та, 1994. — 368 с.
  126. А. С. Общие вопросы теории педагогики //Соч.: В 7-ми т. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958.
  127. И. К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. М., 1990.
  128. И. М. Очерк развития профессионального образования в России: (1888−1908). СПб., 1909.
  129. А. Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 166 с.
  130. МальковаЗ. А Современная школа США. М.: Педагогика, 1971. — 368 с.
  131. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно-программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  132. К. Размышление юноши о выборе профессии //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — С. 1−5.
  133. В. А., Оссовский В. Л. Социальная микросреда и выборпрофессии. Киев, 1982.
  134. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.
  135. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987.
  136. И. А., Малов С. А. Психология производственного обучения. -М., 1990.
  137. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта: Учебный план, программа и курс лекций для повышения квалификации методических работников профессионального образования. М., 1995. — 134 с.
  138. Методические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987.
  139. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П Р. Атутова, М R Скаткина, Я. С. Турбовского. М: Педагогика, 1985. -240 с.
  140. Методы и методические приемы профессионального обучения. -М.: ИРПО, 1993.
  141. В. И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования/ Академия профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  142. Модульная технология обучения. СПб., 1993.
  143. Мошер, Ральф и др. Воспитание гражданина: демократические школы:
  144. Пер. с англ. /Мошер, Ральф, Кении Р., Гаррод Э.- Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231 с.
  145. И. Н., Малов С. J1. Психология производственного обучения. М.: Высшая школа, 1995. — 132 с.
  146. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  147. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. -213 с.
  148. Научные основы разработки стандартов профессионального образования: Сб. науч. статей. М.: ИРПО, 1994.
  149. Национальная школа: концепция и технология развития // Доклады и материалы международной конференции, Якутск, 16−23 марта 1993 г./ Под общ. ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993.
  150. Национальная школа Российской Федерации: Республиканские законы об образовании. М. — Чебоксары, 1994.
  151. А. М. Английский колледж. М., 1995. — 442 с.
  152. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. М., 1998. — 144 с.
  153. А. М. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  154. А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с.
  155. А. М. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Минобразование России, 1991. — 111 с.
  156. П. Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. — 136 с.
  157. Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. науч. статей/ Академия профессионального образования, Профессиональныйлицей № 39 г. Ноябрьска. М. — Ноябрьск, 1998. — 108 с.
  158. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  159. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования /Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М. -Старый Оскол, 1998. — 96 с.
  160. Ф. Народные школы Европейской России в 1892−93 году: Статист, очерк. СПб., 1896.
  161. . JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа, 1989. — 224 с.
  162. В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж, 1995. — 232 с.
  163. Опыт перестройки подготовки рабочих кадров и проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса. М., 1990.
  164. А. Н. Организация учебно-производственной работы в СПТУ сельскохозяйственного профиля. М.: Высшая школа, 1987.
  165. А. Н. Подготовка квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства. М.: Высшая школа, 1990.
  166. Основные подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов (профессиональное образование). М., 1992.
  167. Основные требования и разработка учебных программ по производственному обучению и специальным предметам для профессионального обучения рабочих: Сб. статей. М.: ВНМЦ, 1987.
  168. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  169. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977.-504 с.
  170. Основы рыночной экономики и предпринимательства: термины ипонятия, категории и законы. М., 1997.
  171. А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861−1917). -М, 1982.
  172. Очерк развития промышленного образования в России за 1888−1898 гг. СПб., 1900.
  173. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992.
  174. Педагогика: Учебное пособие /В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов и др./ Под ред. Пидкасистого П. И. 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  175. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  176. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод, разработка /Сост. В. С. Безрукова. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. — 50 с.
  177. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 1997.-150 с.
  178. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб.: Образование, 1995. — 172 с.
  179. Перечень профессий и специальностей (начальное профессиональное образование). М.: МОРП, 1994.
  180. Перспективы развития непрерывного образования /Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  181. Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.
  182. Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемынаучно-педагогической работы. М.: Изд. МГУ, 1990.
  183. Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  184. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М., 1995.
  185. И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  186. В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  187. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 1 /Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т- Отв. ред. Е. В. Ткаченко- Редкол.: Г. Н Штинова (отв. секретарь) и др. Екатеринбург: УрГПУ: УГППУ, 1995. — 223 с.
  188. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. — 340 с.
  189. Проблемы дидактики производственного обучения /Отв. ред. Н. И. Думченко. М., 1987.
  190. Проблемы обучения и воспитания, содержания и стандартизации образования/ Материалы заседания коллегии Минобразования России/ Ред. Е. В. Ткаченко, М.: Минобразование России, 1996. — 101 с.
  191. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта //Основные материалы всероссийских педагогических чтений. Саратов, 1993 /Под ред. И. П. Смирнова. М., 1994. -192 с.
  192. Профессиональное образование и профсоюзы. М., 1997. — 72 с.
  193. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие. М., 1998. — 62 с.
  194. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихсяпо педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  195. Профессионально-педагогические кадры России. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 98 с.
  196. Профессиональное обучение безработных граждан /Под ред. В. А. Похвощева. СПб.: Нива России, 1996.
  197. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. -1 том — 424 е., II том — 816 с.
  198. Психология профессиональной подготовки /Г. С. Никифоров, А. М. Зимичев, С. И. Макшанов и др.- Общ. ред. Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. — 171 с.
  199. Равкин 3. И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993.
  200. Ю. Н. Интегративные процессы в педагогической науке, или объект методологических исследований //Нов. исслед. пед. наук. Вып. 2/34. -М., 1979.-С. 6−10.
  201. Региональные программы организации профессионального обучения безработных граждан в учреждениях начального профессионального образования: Методические рекомендации. М., 1997. — 34 с.
  202. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272 с.
  203. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  204. С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв.. СПб., 1912. — Т. 1.
  205. В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.
  206. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации //Бюллетень ЮНЕСКО /Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  207. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т. 1.
  208. Н. Краткие сведения о насаждении образования в России. -СПб., 1900.
  209. В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в условиях новой технологической конструкции. М., 1990.
  210. В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 156 с.
  211. Е. А. Профориентация, психодиагностика, профотбор. М., 1995. — 12 с.
  212. Е. А., Соловьева О. Н., Василькова Т. Н. Современное состояние и перспективы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (аналитический обзор). М., 1995. — 46 с.
  213. Рынок и новые профессии: Пособие по профориентации и психологической под держке населения. Ярославль, 1993.
  214. И. О философии глобального образования //Философия для XXI в.: Сб. ст. М., 1992. — С. 9−18.
  215. Сборник методических рекомендаций по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. М., 1996. — 110 е.: ил.
  216. Сборник нормативных материалов и документов по высшему исреднему профессиональному образованию /Рук. авт. кол. Ю. А. Якуба. М., 1996.-450 с.
  217. Сборник переводных материалов «Системы и методы сертификации квалификации в Европейском сообществе». М., 1997. — 20 с.
  218. Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшего профессионального образования в России. Ч. I. СПб., 1910.
  219. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 1/ Сост. Ю. А. Якуба.-М., 1994.-450 с.
  220. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 2/ Сост. Ю. А. Якуба.-М., 1997.-550 с.
  221. В. А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. — 240 с.
  222. Е. М. Интеграция профессионального образования в Европейском сообществе: Сравнительность квалификаций- признание дипломов- свобода передвижения- согласование законодательств. М., 1994.
  223. В. Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.
  224. В. Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.
  225. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  226. В. А. Методика производственного обучения. М., 1992. — 164 с.
  227. В. А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
  228. Я. и др. Методология и методы педагогическихисследований. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  229. М. П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. СПб., 1995. — 128 с.
  230. Л. С. Трудные дети. М., 1998. — 447 с.
  231. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  232. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  233. И. П. Познай себя в творчестве: социологические проблемы труда молодежи: Монография. М., 1982. — 101 с.
  234. Совершенствование производственного обучения при подготовке рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах: Научные труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1981.
  235. А. Г. Научные основы управления профессиональным техническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  236. Н. А. Структура педагогики как науки //Тр. Ярослав, пед. инта. Т. 3. Вып. 2. Ярославль: Изд-во Ярослав, пед. ин-та, 1929. — 51 с.
  237. Л. Г. Программа «Востребованность профессии». Ноябрьск, 1995.
  238. П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  239. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования /Под ред. В. Д. Семенова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 148 с.
  240. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М., 1993.-43 с.
  241. Т. В. Роль прогнозирования в становлении и развитии новой системы профессионального образования. СПб., 1994.
  242. В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.:1. Педагогика, 1991. 368 с.
  243. В. А. О воспитании. М., 1973.
  244. Н. М. Введение в неопедагогику. М.: Изд-во «Лотос», 1991. — 184 с.
  245. Д. В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании: Опыт совместной деятельности педагогического коллектива школы № 115 и Консалтингового центра «Пед. инновации», Курчатов. РУО г. Челябинска. М.: Новая школа., 1997. — 78 с.
  246. . М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  247. Теоретические основы непрерывного образования /Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987.
  248. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  249. Теория и практика экологического образования: Учебное пособие. -Челябинск: Факел, 1988. 140 с.
  250. С. П. Инженерное образование в России: Пер. с англ. -Люберцы, 1996. 84 с.
  251. Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. — 161 с.
  252. Е. В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994.-232 с.
  253. Е. В. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования /Колл. моногр. Науч. ред. Е. В. Ткаченко. -Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. 128 с.
  254. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. Нальчик, 1997.
  255. Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочихширокого профиля. М.: Высшая школа, 1981. — 145 с.
  256. Управление системой образования. Проблемы и решения /Материалы заседаний коллегии Минобразования РФ/ Ред. Е. В. Ткаченко. М.: Минобразование России, 1996. — 174 с.
  257. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рейтинг. М., 1995.- 132 с.
  258. К. Д. Сборник работ о воспитании: Вступ. ст., сост. и коммент. С. Ф. Егорова. М., 1994. — 206 с.
  259. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  260. Вл. Начальная школа Министерства народного просвещения. СПб., 1909.
  261. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). Д.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1989. — 94 с.
  262. Г. А. Инновационные процессы в профессиональном образовании Финляндии: Научный доклад. М., 1997. — 24 с.
  263. Г. А. Профессиональное образование в ФРГ: Научный доклад. М., 1997. — 24 с.
  264. Г. А. Сертификация профессионального образования и подготовка в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. М., 1997.-30 с.
  265. Г. А. Совершенствование преподавательской деятельности для сферы малого и среднего бизнеса в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. М., 1997. — 21 с.
  266. Л. Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания профессионального образования. М.: ИПО, 1993.
  267. JI. Д. Профессиональная школа. М., 1992. — 120 с.
  268. Д. И. Психология развивающейся личности. М, 1996. — 512 с.
  269. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  270. Формирование национально-регионального компонента государственного стандарта начального профессионального образования: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. — 82 с.
  271. И. Ф. Педагогика: Курс лекций. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1990. — 464 с.
  272. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. — 508 с.
  273. В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика /Моск. пед. ун-т им. В. И. Ленина/ Под ред. В. А. Сластенина, Ю. П. Сокольникова. М.: NB Магистр, 1992. — 159 с.
  274. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. Ч. 1. СПб., 1996.
  275. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. -249 с.
  276. Н. К. Интеграция педагогического и технического в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. — 224 с.
  277. В. Е., Мартынова Е. И. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профессионально-технических учебных заведениях. СПб., 1994.
  278. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  279. П. А. Психология профессионального самоопределения вранней юности. М., 1981.
  280. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  281. Т. И. и др. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 191 с.
  282. В. В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1985.- 159 с.
  283. С. А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1981. 208 с.
  284. К. А. Философия воспитания: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 258 с.
  285. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  286. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288 с.
  287. О. М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие /Под ред. А. А. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.- Донецк, 1994. — 107 с.
  288. О. М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическим технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач: Учебное пособие /Под науч. ред. А. А. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.- Донецк, 1994. — 170 с.
  289. А. X. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика). -Минск, 1995. 136 с.
  290. Школе нового педагога. Педагогическое образование в условиях реформирования российской школы / Материалы заседаний коллегий
  291. Минобразования России/ Ред. Е. В. Ткаченко. М.: Минобразование России, 1996.- 126 с.
  292. Эплис, Артур, Фоутс, Джеффри. Педагогические инновации /Рос. Акад. Образования- Ин-т теорет. Педагогики и междунар. исслед. в образовании- Центр общечел. Ценностей. М., 1993. — 105 с.
  293. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии /Под ред. И. Кона. -М.: Наука, 1983.-265 с.
  294. Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования: Доклад на Всесоюзном съезде работников народного образования: Стенографический отчет. М.: Высшая школа, 1990.
  295. Ю. А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, 1985.
  296. Ю. А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М., 1997. — 100 с.
  297. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  298. Ю. А., Скакун В. А. Краткий словарь основных терминов практического (производственного) обучения. М., 1995. — 125 с. т
  299. Статьи по проблемам профессионального образования
  300. Л., Егоров Ю., Бетенеков Н. Открытая модель: О развитии педагогического образования //Высшее образование в России. 1997. -№ 1.-С. 77−79.
  301. В. Ф. Модульная технология обучения. Физика //Специалист. 1994. — № 9.
  302. А. П. Региональная система профессионального образования //Педагогика. 1993. — № 4.
  303. Бестужев Лада И. Школа XXI века: размышления о будущем //Педагогика. — 1993. — № 6. — С. 103−111.
  304. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика, 1991. № 9.
  305. А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии //Высшее образование в России. 1996. — № 3.-С. 119−129.
  306. В. Школа России: прошлое и настоящее //Педагогика. -1993.-№ 4.-С. 3−15.
  307. Е. Я. Особенности развития системны начального профессионального образования России //Профессионал. 1996. — № 4.
  308. . «Гуманность» и гуманизм в образовании //Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992.-С. 26−34.
  309. Ю.Глазунов А. Т. Региональные модели профтехобразования. Предварительные анализ//Профессиональное образование.-1997. № П.- С. 5.
  310. П.Лазарев В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи1. Педагогика, 1995. № 4.
  311. . Педагогика как общественная наука. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогического исследования //Педагогика: курс лекций. М., 1993. — С. 84−94.
  312. З.Лихачев Б. Перспективы развития школы и педагогической науки //Педагогика: курс лекций. М., 1993. — С. 470−512.
  313. М. Региональный колледж //Народное образование. 1990. — № 5.
  314. Г. В. Региональная система профессионального образования //Специалист. 1994. — № 5−8.
  315. Т. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  316. А. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−9.
  317. В. Методы анализа и прогнозирования развития педагогической науки //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 18−24.
  318. Г. М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1995. — С. 130−144.
  319. М. Демократизация образования по-российски: снова в начале пути //Педагогика. 1996. — № 4. — С. 3−9.I
Заполнить форму текущей работой