Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выявления уровня владения операциями сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей проводилась работа, представленная в приложении 8. Результаты диагностики «Сравнение понятий» (см. рис. 5) также свидетельствуют о преобладании среднего уровня владения операциями сравнения, анализа и синтеза (69% в экспериментальном и 64% в контрольном классе), однако разница между результатами… Читать ещё >

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опытноэкспериментальная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников осуществлялась на базе МАОУ «СОШ № 9» города Ирбита. Исследованием было охвачено 25 младших школьников. В эксперименте участвовал 3 «В» класс — экспериментальный класс, классным руководителем которого является И. И. Жданова и 3 «А» класс — контрольный класс, классным руководителем которого являлась Китаева Дарья Владимировна.

Цель опытно-экспериментальной работы — выявление, обоснование и проверка эффективности комплекса заданий, направленного на повышение уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.

Исходя из цели, были сформулированы следующие основные задачи опытно-поисковой работы:

Разработка критериев и показателей определения уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.

Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью диагностики первоначального уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальных классов.

Разработка и внедрение комплекса заданий, направленного на формирование познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Подведение итогов на контрольном этапе опытноэкспериментальной работы, оценка и анализ результатов.

Опытно-экспериментальная работа была организована в три этапа:

Констатирующий — направлен на выявление первоначальных уровней сформированности познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира.

Формирующий — предполагал реализацию разработанного нами комплекса заданий, направленного на формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира.

Контрольный — включал проведение контрольных замеров и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В целях выявления особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира был разработан комплекс заданий экспериментального исследования, согласно которого в сентябре 2015 года были отобраны методики для диагностики познавательных УУД, в октябре — разработан инструментарий, в ноябре проведен констатирующий эксперимент, в декабре 2015 года — январе 2016 года — формирующий эксперимент, в феврале — контрольный эксперимент, в марте проводилась обработка его результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Целью констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту обучающихся:

Исключение лишнего" Р. Амтхауэра. (см. приложение 3);

«Сравнение понятий» Л. С. Выготского (см. приложение 4);

«Существенные признаки». С. Я. Рубинштейна (см. приложение 5).

На этапе констатирующего эксперимента учащиеся выполнили письменную проверочную работу (см. приложение 6), содержащую задания на: интерпретацию вопроса и ответ на него; исключение несоответствующей и несуществующей информации; идентификацию терминов и понятий; нахождение закономерностей. Данная письменная проверочная работа включала 6 заданий, располагающихся с увеличением сложности выполнения. Все задания были составлены с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей младших школьников. Результаты выполнения работы представлены на рисунке 4. На гистограмме видно, что в экспериментальном классе средний уровень сформированности способности к обобщению выше (73%- в экспериментальном и 64% - контрольном), чем в контрольном. В целом можно сделать вывод о том, что у школьников недостаточно развита способность к обобщению, логическая обоснованность решения предложенных заданий. Многие испытуемые объясняют причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а придумывают ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы. Это показатель конкретного мышления. Не все учащиеся умеют строить обобщения по существенным признакам.

Для выявления уровня владения операциями сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей проводилась работа, представленная в приложении 8. Результаты диагностики «Сравнение понятий» (см. рис. 5) также свидетельствуют о преобладании среднего уровня владения операциями сравнения, анализа и синтеза (69% в экспериментальном и 64% в контрольном классе), однако разница между результатами экспериментального и контрольного класса в данном случае меньше, что вполне объясняется особенностями исследуемых операций.

Сформированность владения операциями сравнения, анализа и синтеза на этапе констатирующего эксперимента.

Рис. 5. Сформированность владения операциями сравнения, анализа и синтеза на этапе констатирующего эксперимента

Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, можно сделать вывод о том, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений. В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.

Третья методика включала задания на исследование мышления (см. приложение 8). Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого обсуждались в ходе беседы. Нередко учащиеся в процессе обсуждения давали дополнительные суждения, исправляли ошибки. Большое число ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что не все учащиеся умеют строить обобщения по существенным признакам и способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных (см. рис.6). В этом случае, как и в предыдущих, преобладает средний уровень сформированности способности к выделению существенных признаков.

Сформированность способности к выделению существенных признаков на этапе констатирующего эксперимента.

Рис. 6. Сформированность способности к выделению существенных признаков на этапе констатирующего эксперимента

Данный тест позволил выявить логичность суждений испытуемых, а также их умений сохранять направленность и устойчивость способа рассуждениями при решении длинного ряда однотипных задач. Проанализировав все данные эксперимента, выяснилось, что третьеклассники способны уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретные признаки.

В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности логических операций, по которым опосредованно можно судить о сформированности познавательных универсальных учебных действий является в основном средним и у учащихся экспериментального класса несколько выше, чем у класса контрольного.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой