Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Решения Конституционного Суда РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 (Опубликование решения… Читать ещё >

Решения Конституционного Суда РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется

заключение

м.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности[1].

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования[2].

Необходимо отметить важный момент, что все Решения Конституционного Суда должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом[3].

Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда[4].

В решении Конституционного суда должны содержаться следующие сведения:

  • — наименование решения, дата и место его принятия;
  • — персональный состав Конституционного Суда, принявший решение;
  • — необходимые данные о сторонах;
  • — формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
  • — нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд вправе рассматривать данный вопрос;
  • — требования, содержащиеся в обращении;
  • — фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом;
  • — нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд при принятии решения;
  • — доводы в пользу принятого Конституционным Судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
  • — формулировка решения;
  • — указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ либо соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом истолковании;
  • — указание на окончательность и обязательность решения;
  • — порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение Конституционного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании[5].

Особо следует подчеркнуть, что в конституционном процессе существует такое понятие как особое мнение судьи при вынесении решения.

В частности, Судья Конституционного Суда, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с решением Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации»[6].

В Регламенте содержатся указания о том, что в особом мнении или мнении судьи, не согласного с решением Конституционного Суда, принятым в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в целом или с положениями его мотивировочной части, не должны высказываться суждения и оценки, не относящиеся непосредственно к вопросу о конституционности или неконституционности рассматривавшихся положений нормативного правового акта либо их конституционно-правовому истолкованию.

Текст особого мнения или мнения судьи должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения (принятия — при разрешении дела без проведения слушания) итогового решения Конституционного Суда либо принятия определения Конституционного Суда[7].

Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 (Разрешение дел без проведения слушания) Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

  • — судьям Конституционного Суда РФ;
  • — сторонам;
  • — Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;
  • — Верховному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, Минюсту России.

Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам[8].

Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях[9].

Решения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и не подлежат обжалованию.

Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 (Опубликование решения) Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях[10].

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции РФ, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием[4].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что имеет значение при осуществлении адвокатом полномочий по представлению интересов гражданина или юридического лица.

Во-первых, все принятые решения Конституционного Суда носят обязательный характер.

Во-вторых, решения, принятые Конституционным Судом, являются актами прямого действия (в соответствие с Конституцией РФ).

В-третьих, решения, принятые Конституционным Судом, окончательны и не подлежат обжалованию.

В-четвертых, органы и должностные лица, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, не вправе руководствоваться и применять нормативные акты, или отдельные его положения, признанные постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции РФ, либо применять нормативные акты или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с принятым Конституционным Судом постановлением.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет ответственность, установленную федеральным законом, а именно ст. 315 УК РФ о неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта[12].

Конституционный Суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение[13].

Согласно Регламенту, исправление допущенных в решении Конституционного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Конституционного Суда. В случае обращения в Конституционный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось соответствующее решение Конституционного Суда, с заявлением, по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд обязан рассмотреть такое заявление.

Исправление неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, производится в заседании Конституционного Суда.

Об исправлении неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, выносится определение Конституционного Суда. Копия такого определения направляется органам и лицам, которым направлялось решение, а также в печатные издания, в которых оно было опубликовано[14].

Решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда рассматривается в заседании Конституционного Суда в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.

О разъяснении решения Конституционного Суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение[15].

Для подготовки к рассмотрению вопроса о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, председатель Конституционного Суда поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство о разъяснении решения и доложить о нем в заседании Конституционного Суда.

Определение Конституционного Суда по вопросу о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, принимается в порядке, установленном для принятия соответствующего решения Конституционного Суда.

После включения в повестку дня заседания Конституционного Суда вопроса о разъяснении ранее принятого с проведением слушания решения Конституционного Суда органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, а также органам и лицам, выступавшим в качестве сторон по делу, не позднее, чем за 10 дней направляется уведомление о времени и месте заседания Конституционного Суда. В этот же срок копия ходатайства направляется судьям Конституционного Суда.

Копии определения Конституционного Суда о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляются органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, органам и должностным лицам, перечисленным в ст. 77 (Провозглашение решения) Федерального конституционного закона, а также в печатные издания, в которых было опубликовано данное решение Конституционного Суда[16].

Копии решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляются руководителем Секретариата Конституционного Суда для опубликования в официальных и иных (по решению Конституционного Суда) изданиях. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения Конституционного Суда завершается формулой «Конституционный Суд Российской Федерации».

Копия решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, и тексты особого мнения или мнения судьи по делу (при их наличии) направляются также для размещения в электронных базах данных (справочных правовых системах) и в базе данных информационной системы Конституционного Суда[17].

  • [1] Статья 71 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [2] Статья 72 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [3] Статья 74 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [4] Там же.
  • [5] Статья 75 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [6] Статья 76 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [7] § 59 Регламента КС РФ.
  • [8] Статья 77 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [9] Статья 78 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [10] Статья 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [11] Там же.
  • [12] Статья 81 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [13] Статья 82 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [14] § 60 Регламента КС РФ.
  • [15] Статья 83 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [16] § 61 Регламента КС РФ.
  • [17] § 62 Регламента КС РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой