Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное определение в полной мере коррелирует с более детальным определением, закрепленным в ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращени и наказания 1984 г.: «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего… Читать ещё >

Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее — ЕКПП) В была открыта для подписания 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г.

ЕКПП была принята в развитие положений ст. 3 ЕКПЧ, согласно которой «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Однако в отличие от ЕКПЧ наделявшей ЕСПЧ правом рассматривать жалобы на уже имевшие мест нарушения запрета пыток, ЕКПП и созданный на ее основе контрольны механизм были ориентированы на превенцию случаев применения пыто и иных форм жестокого обращения. Тесная взаимосвязь между двумя Конвенциями прослеживается в тексте ЕКПП: ничто в ЕКПП не может быт истолковано как ограничение или умаление компетенции органов ЕКПЧВ или обязательств, взятых на себя государствами в соответствии с ЕКПЧ.

Российская Федерация — участник ЕКПП с 1 февраля 1998 г.

ЕКПП дополнена двумя Протоколами, открытыми для подписания 4 ноября 1993 г.:

  • 1) Протокол № 1 позволяет присоединяться к ЕКПП не только государствам — членам СЕ[1], но и государствам, не входящим в состав СЕ, а такж международным организациям, однако только по приглашению Комитет министров СЕ;
  • 2) Протокол № 2 вносит изменения технического характера, например предусматривает возможность переизбрать эксперта не один раз, а дважды[2].

Протоколы вступили в силу 1 марта 2002 г.

Протоколы являются неотъемлемой частью ЕКПП.

Направленная на искоренение в государствах практики применения пыток и других форм жестокого обращения, ЕКПП не содержит определений понятия «пытка», «бесчеловечное обращение» и «унижающее достоинство обращение», нс разъясняет абсолютную природу запрет пыток, не детализирует позитивные и негативные обязательства государства в связи с этим, не дает определения понятия «минимальный уровень жестокости». Подобное изъятие не случайно, поскольку разъяснени по всем вышеперечисленным вопросам ранее дал ЕСПЧ, позиции которог были взяты за основу контрольным органом ЕКПП.

Комментируя ст. 3 ЕКПЧ в связи с делом Ирландия против Соединенного Королевствах, ЕСПЧ определил «пытку» как преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень серьезное и жестокое страдание, которое несет особое клеймо позора.

Данное определение в полной мере коррелирует с более детальным определением, закрепленным в ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращени и наказания 1984 г.: «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило он или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а такж запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, ил с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаютс боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Различие между пыткой и другими видами запрещенного обращения или наказания состоит в степени интенсивности воздействия и жестокости причиненного страдания, а также зависит от индивидуальных обстоятельств жертвы, поэтому, как правило, невозможно всегда квалифицировать то или иное обращение как пытку.

ЕСПЧ считает обращение «бесчеловечным», если, например, оно применяется умышленно и в течение многих часов подряд, вызывая либо телесные повреждения, либо сильные физические или психические страдания. ЕСПЧ может признать обращение «унижающим достоинство», есл оно вызывает у жертвы чувства страха, мучений или неполноценности достаточных, чтобы унизить ее и попрать ее человеческое достоинство Принимая решение о том, является ли конкретный вид обращения «унижающим достоинство», ЕСПЧ также учитывает последствия такого обращения для личности пострадавшего.[3]

Сославшись на запрет пыток, закрепленный в сг. 3 ЕКПЧ, государства — участники ЕКПП посвятили основную часть Конвенции кон трольному органу ЕК1Ш — Европейскому комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказани (далее — Комитет по предупреждению пыток).

Эксперты Комитета по предупреждению пыток избираются Комитетом министров СЕ большинством в 2/3 голосов из перечня, составляемого Бюро ПЛСЕ на основе списка от каждого государства-участника ЕКПП Государства выдвигают по три кандидата, как минимум два из которы должны быть гражданами этого государства. Эксперты избираются сроко на четыре года с правом переизбрания. В состав Комитета по предупреждению пыток должны входить независимые и беспристрастные эксперты действующие в личном качестве, обладающие высокими моральными качествами, известные своей компетентностью в области прав человека ил имеющие профессиональный опыт по вопросам регулирования ЕКПП Заседания Комитета по предупреждению пыток проходят при закрыты дверях. Секретариат обеспечивает техническое сопровождение деятельности Комитета по предупреждению пыток.

Согласно ст. 1 ЕКПП эксперты Комитета по предупреждению пыток регулярно наносят визиты в государства — участники ЕКПП. Комите по предупреждению пыток — несудебный механизм, основная цель которого — превенция и защита лиц, лишенных свободы, от пыток и други форм жестокого обращения. В состав делегации от Комитета по предупреждению пыток, направляемой в государство, входит не менее двух экспертов. В целях обеспечения объективности оценки ситуации избранны от соответствующего государства эксперт нс входит в состав направляемо в страну делегации. Кроме экспертов, делегация может включать члено Секретариата и, если необходимо, приглашенных специалистов и переводчиков. Вместе с тем государство сохраняет за собой право не допустит на свою территорию любого члена делегации Комитета по предупреждению пыток.

Эксперты пользуются привилегиями и иммунитетами, детально регламентированными в приложении к ЕКПП. В частности, в период исполнения своих обязанностей, в том числе во время посещения государств, эксперты обладают иммунитетом от ареста и задержания, на их личны багаж не может быть наложен арест, эксперты пользуются иммунитето от судебного преследования в отношении всего сказанного, написанног или совершенного ими в статусе официального лица. Члены Комитет по предупреждению пыток не могут быть ограничены в свободе передвижения: в отношении выезда из страны и возвращения в страну их проживания и въезда в страну и выезда из страны, в которой они исполняют сво обязанности; на них не распространяются правила регистрации в качеств иностранцев в стране, которую они посещают или через которую следую в связи с исполнением своих обязанностей.

В отличие от Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г., в текст ЕКПП были включены положения, позволяющие членам Комитета, но предотвращению пыток посещать любые учреждения, находящиеся в пределах юрисдикции государств, где содержатся лица, лишенные свободы (ст. 2). Например, при посещении полицейского участка эксперты Комитета по предупреждению пыток, как правило, проверяют общие условия в полицейском участке и тщательно осматривают места содержания задержанных, измеряют размеры камер, проверяют степень освещенности помещения и др., наблюдают за тем, как полицейские обращаютс с задержанными в участке; просматривают журналы и другую документацию, касающуюся лиц, содержащихся в участке; беседуют с дежурным полицейскими; разговаривают с задержанными без свидетелей о том, ка с ними обращаются в участке, выслушивают жалобы о жестоком обращении, включая применение пыток.

Эксперты Комитета по предупреждению пыток посещают тюрьмы, учреждения для несовершеннолетних, полицейские участки, центр содержания нелегальных иммигрантов, психиатрические больницы, дом для престарелых и инвалидов, где имеют право беседовать с теми, кто та содержится, без свидетелей.

ЕКПП предусматривает уведомительный порядок информирования государства о намерении Комитета по предупреждению пыток посетит его территорию. Эксперты не только определяют даты визита, но и места в которых намерены побывать. При этом в ходе визита список таких мес может быть изменен по желанию членов делегации.

Принимающее государство обязано оказывать экспертам всемерное содействие: обеспечивать доступ на свою территорию и свободу передвижения по ней без каких-либо ограничений, предоставлять полную информацию о местах содержания лиц, лишенных свободы, неограниченны доступ в любое из этих мест, а также возможность беспрепятственно передвигаться по территории таких мест; сообщать информацию, необходиму экспертам для выполнения поставленной перед ними задачи.

Согласно ст. 17 ЕКПП Комитет по предупреждению пыток не посещает места, которые регулярно посещают представители МККК на основани Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколо от 8 июня 1977 г.

Комитет по предупреждению пыток в процессе осуществления своей деятельности должен принимать во внимание нормы национального законодательства и правила профессиональной этики.

Согласно ст. 9 ЕКПП в исключительных случаях компетентные органы государства могут уведомить Комитет по предупреждению пыток о том что возражают против визита экспертов в выбранный для этого момен времени или в определенное место, обозначенное Комитетом. Подобно заявление правомерно лишь по соображениям обеспечения национальной обороны, общественной безопасности, предотвращения серьезны беспорядков в местах содержания лиц, лишенных свободы, медицинског состояния лица или в связи с необходимостью проведения неотложног допроса, касающегося совершения тяжкого преступления. В подобно ситуации стороны незамедлительно приступают к консультациям с цель прояснения ситуации и достижения соглашения относительно мер, которые позволят Комитету, но предупреждению пыток оперативно выполнять свои функции. Такие меры могут включать, например, перевод в друго место лица, с которым эксперты планировали встретиться.

Комитет по предупреждению пыток посещает территории государств — участников ЕКПП на регулярной основе, сохраняя за собой право в случа необходимости нанести внеплановый визит, дополнительный к основному.

Итогом каждого посещения государства — участника ЕКПП является доклад, включающий выводы, рекомендации и комментарии. Государство ставшее объектом внимания Комитета по предупреждению пыток, вправ направлять Комитету свои ответы, появления, замечания, реплики, возникшие в связи с подготовленным докладом. Система «доклад-ответ» — част непрерывного диалога Комитета по предупреждению пыток с государствами.

В основе деятельности Комитета по предупреждению пыток лежат два принципа: сотрудничество и конфиденциальность.

Сотрудничество с национальными властями составляет основу работы Комитета по предупреждению пыток, поскольку задача контрольног органа ЕКПП заключается, прежде всего, в том, чтобы искоренить в государствах практику применения пыток и иных форм жестокого обращения.

Конфиденциальность работы Комитета по предупреждению пыток выражается в том, что сделанные им выводы и рекомендации, равно ка и доклады, а также комментарии к ним государств не придаются гласности иначе как по согласию соответствующего государства. Как правило государства не возражают против опубликования докладов, подготовленных Комитетом, но предупреждению пыток, а также комментариев к ним поэтому значительная часть информации о работе Комитета на места находится в открытом доступе. Вместе с тем согласно ст. 10 ЕКПП в случае, если государство отказывается следовать рекомендациям Комитет по предупреждению пыток, Комитет может 2/3 голосов принять решение выступить с публичным заявлением. Так, 13 марта 2007 г. Комите по предупреждению пыток выступил с публичным заявлением, отметив что Российская Федерация отказывается сотрудничать и работать на улучшением ситуации согласно рекомендациям Комитета[4].

Принцип конфиденциальности также означает, что эксперты Комитета по предупреждению пыток, а равно иные специалисты, привлеченные к работе над докладом, обязаны сохранить в тайне факты и сведения, которые стали им известны в процессе работы.

Комитет по предупреждению пыток ежегодно представляет Комитету министров СЕ общий доклад о своей деятельности, копия которого обязательно направляется ПАСЕ. Со временем общие доклады Комитет по предупреждению пыток стали своеобразным руководством для государств. В них описываются цели, которые преследуют эксперты, посеща места лишения свободы, а также то, на что они обращают особое внимание Современные общие доклады Комитета по предупреждению пыток неизменно включают разделы, посвященные действиям полиции, условиям заключения в тюрьмах, обучению сотрудников правоохранительных органов, уровню медицинского обслуживания в тюрьмах, иностранным гражданам, задержанным за нарушение норм миграционного законодательства, принудительному помещению в психиатрические учреждения, а такж несовершеннолетним и женщинам, лишенным свободы. Итоги свое многолетней работы Комитет по предупреждению пыток обобщил в документе, получившем название Стандарты СРТ[5], опубликованном в 2002 г и обновленном в 2011 г.

Стандарты Комитета — это набор рекомендаций, адресованных государствам. Например, по мнению Комитета по предупреждению пыток, эффективно предотвратить жестокое обращение с задержанным можно предоставив ему возможность сообщить о факте задержания близкому родственнику или другому лицу; обеспечив доступ к врачу и адвокату, проинформировав его о его правах на понятном ему языке. Комитет по предупреждению пыток также рекомендует вести запись допросов с помощь электронного оборудования; разработать четкие правила ведения допросов;В создать в стране независимый механизм рассмотрения жалоб о жестоко обращении во время пребывания под стражей в полиции.

Рекомендации Комитета по предупреждению пыток касаются условий содержания задержанных, арестованных, а также лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: разумный размер камеры; адекватное освещение и вентиляция; наличие оборудования для отдыха (кровати, матрас и одеял); возможность удовлетворить естественные потребности по необходимости с соблюдением приличий и гигиены; ежедневное предоставление пищи, включая одно горячее блюдо каждый день.

В период с 1998 по 2016 г. эксперты Комитета по предупреждению пьггок неоднократно посещали Российскую Федерацию. Среди проблем на которые неизменно обращает внимание Комитет:

  • 1) масштабная практика применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении задержанных сотрудниками правоохранительных органов в основном с целью получения признательных показаний;
  • 2) отсутствие эффективного механизма оперативного рассмотрени жалоб на применение пыток, а также бесчеловечных условий содержани в следственных изоляторах и тюрьмах;
  • 3) безнаказанность должностных лиц, применяющих пытки, отсутстви информации о прекращении или возвращении на дополнительное расследование дел, основанных на признаниях, полученных под пытками, низкое количество лиц, осужденных за применение пыток, бесчеловечное ил унижающее достоинство обращение или наказания;
  • 4) переполненность тюрем наряду с невыносимыми и антисанитарным условиями содержания в них;
  • 5) система карьерного роста по службе в правоохранительных органа на основании показателей раскрываемости преступлений, которая создае благоприятную почву для применения пыток и жестокого обращения;
  • 6) судебная практика, в основе которой фактический отказ судей принимать во внимание доказательства применения пыток в отношении задержанных, арестованных, а также лиц, отбывающих наказание.

Очередной визит в Россию экспертов Комитета по предупреждению пыток состоялся в конце 2016 г.[6]

  • [1] По состоянию на 1 декабря 2013 г. все 47 государств — членов СЕ присоединилис к ЕКПП.
  • [2] Протоколы № 1, 2 к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 4 ноября 1993 г. URL: В http://www.cpt.coe.int/en/docsref.htm
  • [3] Постановление ЕСПЧ по делу Ирландия против Соединенного Королевства от 18 января 1978 г. (жалоба № 5310/71).
  • [4] Пресс-релиз Европейского комитета по предупреждению пыток от 13 марта 2007 г.
  • [5] СРТ — Committee for the Prevention of Torture.
  • [6] http://www.cpt.coe.int/documents/rus/2016;12−16-eng.htm
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой